Конструкция подвесных откатных ворот. Подвесные ворота своими руками. Откатные ворота, состоящие из двух частей

Конструкционные особенности откатных ворот могут изменяться в зависимости от исполнения. Однако в любом случае подвижная створка экономит пространство и не задействует квадратные метры на участке рядом с проездом. При выборе учитывается высота и ширина проема, что позволяет подобрать один из вариантов конструкций под индивидуальные требования.

Какие существуют разновидности откатных ворот?

Подвижная створка на роликах встречается в нескольких исполнениях:

  1. Подвесные;
  2. Откатные, движение которых осуществляется по рельсу;
  3. Консольные.

Каждый из вариантов имеет свои нюансы устройства, плюсы и минусы, которые не позволяют применять их в определенных ситуациях, но делают возможной установку в других случаях.

Подвесные ворота

Устройство автоматических откатных ворот подвесного типа отличается от остальных двух вариантов способом крепления подвижной створки: она соединена с верхней балкой, закрепленной на уровне 3-5 м. Высота установки верхней направляющей определяется видом объекта, где она используется.

Конструкция откатных ворот данного вида не слишком популярна сегодня, что обусловлено ограничением проема по высоте и в результате далеко не весь транспорт может проехать на объект.

Как можно понять из названия, устройство этих ворот на роликах отличает присутствие нижней рельсовой направляющей. По данному элементу движется вся конструкция.

Учитывая расположение направляющей (поперек проема), при эксплуатации откатных ворот данного типа возникает ряд сложностей: необходимо регулярно очищать направляющую рельсу от загрязнений, снега (в зимний период); балка хоть незначительно, однако, все же мешает проезду машин. Кроме того, устройство такой подвижной секции на роликах не позволяет применять ее при сильной ветровой нагрузке.

Консольные конструкции

Это наиболее удобный в эксплуатации вариант откатных ворот, потому как он не предусматривает ограничения проема по высоте, а снизу отсутствует направляющий рельс.

Консольные конструкции со средней рельсой

Удерживает конструкцию нижняя балка, закрепленная на консольных блоках (роликовые опоры). Встречаются разные исполнения откатных ворот данной разновидности:

  • Направляющий элемент располагается снизу конструкции;
  • Монтаж балки в верхней части подвижной створки;
  • Направляющий блок установлен посередине откатных ворот.

Конструкция и схема

Чтобы определить, какой вид подвижной створки на роликах и способ крепления в большей мере подходит для установки на собственной даче, нужно изучить все исполнения. Учитывая, что за пределами города не всегда появляется возможность очищать от снега, вариант конструкции со средней балкой на роликах является наиболее предпочтительным в данных условиях.

Электропривод

Секция ворот может управляться и вручную, и с помощью узла автоматики. В первом случае при условии правильно выполненного монтажа эффективность эксплуатации повышается, тогда не придется прилагать усилия для перемещения конструкции. Второй вариант конструкции еще больше упрощает задачу по управлению – достаточно нажать на кнопку, чтобы механизм начал работу.

Учитывая, что направляющий блок в данном случае установлен примерно посередине подвижной створки, узел автоматического управления можно располагать на высоте.

Особенности устройства и функционирования

Для полноты понимания, как выглядит секция на роликах со средней балкой, представлена схема:

В отличие от варианта, когда направляющая располагается снизу, в рассматриваемом исполнении задействованы двойные ролики: сверху и по низу балки. Они меньше по размеру, что не влияет на функциональность. Из схемы видно, что данный вариант конструкции выделяет несколько большая толщина. Это объясняется тем, что опоры установлены на некотором удалении от подвижной створки, потому как в этом варианте балка на роликах располагается не под воротами, а рядом с ними.

Крепление секции в зарытом состоянии обеспечивается фурнитурой: уловители (верхний и нижний), концевой ролик. Из схемы видно, что в качестве направляющего блока используется профильная труба с замкнутым контуром, тогда как в исполнении ворот с нижней балкой используется труба с прорезью для установки на роликовые опоры.

Для монтажа необходимо подготовить два отдельно стоящих столба, высотой примерно до половины проема. Для жесткости конструкции в фундамент закладывается арматура или швеллер. Все зависит от материала, из которого изготовлены столбы.

Если сравнивать все разновидности ворот откатного типа, можно выделить лишь несколько особенностей, рассмотренных выше. В целом же принцип функционирования подобных конструкций повторяется: если приложить усилия или нажать на кнопку, створка начнет движение вдоль ограды. На нижний уловитель приходится часть нагрузки. Это позволяет распределить ее более равномерно по всей секции.

Чем больше роликовый блок, крупнее консольные направляющие и тяжелее консрукция, тем больше должна быть мощность электропривода

Если в конструкцию заложен привод, остановка механизма производится с помощью концевых выключателей. Они крепятся на зубчатой рейке по обе стороны балки.

Для монтажа ворот используется сходная технология: выполняется разметка участка; готовится основание с усилением (каркас из арматуры, с закладной деталью); крепят опоры для направляющей балки (в случае, когда этот элемент располагается посередине полотна). На финишном этапе устанавливается узел автоматики, закрепляется створка. Обшивка каркаса для ворот разных видов производится аналогичным образом.

Как определить габариты?

Размеры откатных ворот на этапе проектирования забора определяются, исходя из собственных предпочтений. В данном случае схема всей конструкции ограды составляется с нуля и можно подкорректировать ее на любом этапе. Однако в ситуации, когда забор уже построен, главным параметром является ширина проема. Она определяет размеры подвижной секции на роликах.

Габариты ворот

Створка может превосходить значение ширины проема в 1,2-2 раза. Однако рекомендуется выбирать вариант откатных ворот, который в 1,5 раза шире. Тогда секция будет иметь наиболее оптимальные размеры. Если нет возможности реализовать данное решение, ширина ворот может быть уменьшена до значения, которое составляет 1,2 от проема.

В среднем ширина машины достигает 2м, вам нужно будет немного пространства по бокам, чтобы транспортное средство смогло беспрепятственно заехать и еще 50 сантиметров.

Условия, которые этому способствуют: близкое расположение подвижной секции к торцу соседнего забора; неровная поверхность почвы, из-за чего обустраивается ступенчатое ограждение.

Ширина проема зависит не только от собственных нужд и предпочтений, так как в некоторых случаях улица слишком узкая и даже легковой автомобиль не сможет развернуться. Рекомендуется выполнить пробный заезд на участок через импровизированные ворота. Для этой цели нужно вбить в грунт два колышка. Если разметка позволяет автомобилю свободно разворачиваться, составляется схема и продолжается обустройство ограды и ворот.

Однако, чем значительнее ширина проезда, тем массивнее будет конструкция, что повлияет на качество фурнитуры: для тяжеловесной створки используется усиленные комплектующие.

Чертеж и конструкция роликов

Для секции на роликах со средней балкой можно задействовать откатной механизм со скрытыми подшипниками. Такой вариант не требует регулярной смазки и надежно защищен от внешних факторов. Если рассматривать исполнение с нижней направляющей, то в данном случае также используются ролики со скрытыми подшипниками.

Это снижает расходы на обслуживание, а также исключает необходимость прилагать усилия для демонтажа конструкции с целью выполнения смазочных работ.

Пример чертежа раздвижных ворот

Чертеж откатных ворот:Стоимость откатных ворот сегодня заметно меньше, чем в прежние времена, однако, предлагается данное исполнение по более высокой цене, если делать сравнение с прочими аналогами. Но установку вполне можно произвести самостоятельно при условии, что будут соблюдены некоторые правила монтажа.

Принцип действия подвесных систем сходен с откатными. Единственная разница – направляющая подвесных ворот крепится не к боковой, а к верхней балке перекрытия. Данная конструкция также, как и откатная, создается на основе несложной консольной фурнитуры, поэтому сделать ее без помощи специалистов не составит большого труда. Изучив эту статью, вы узнаете, как сделать подвесные ворота своими руками в своём доме или на даче.

Принцип действия подвесных ворот

По сути, такие ворота являются своеобразной «шторкой», которая движется по верхнему карнизу с помощью системы роликов, на которых она подвешена. В роли «шторки» могут выступать как одна, так и две и даже три створки, которые могут откатываться в одну или две стороны или даже сдвигаться наподобие дверок лифта. Такие механизмы могут приводиться в действие вручную или с помощью электрических приводов.

Полотна ворот могут выполняться из любого материала: металла, профнастила, дерева, пластика и пр. Единственное ограничение – они не должны быть слишком тяжелыми. В противном случае потребуется установка очень мощной верхней рельсы, на которой они будут подвешиваться.

Подвесные ворота

Основными принципами безотказной работы подобных устройств являются:
идеальная балансировка створок: при их малейшем перекосе ворота будут открываться и закрываться с большим трудом;

Правильный подбор фурнитуры.

Подвесные ворота. Порядок монтажа

1. Перед установкой ворот почва, в сторону которой будет направлен откат, выравнивается.

2. По обеим сторонам ворот крепятся вертикальные опоры металлические трубы, имеющие квадратное сечение, диаметром 20-40 мм. Так как на такие опоры будет ложиться верхняя балка, расстояние от земли до верхней части опоры должно быть таким, чтобы в ворота смог свободно проехать автомобиль.

3. Для монтажа опор выкапывается яма глубиной 120-150 см, в которую опускается металлическая труба, закладывается арматура, а затем яма бетонируется. Пространство между таким фундаментом и грунтом засыпается щебнем, при этом каждый его слой проливается водой и дополнительно уплотняется.


Бетонирование опорных столбов

Совет. Для защиты от влаги в верхней части металлической опоры следует приварить металлические или вставить деревянные заглушки. Это позволит существенно увеличить срок службы опор и предохранит их от ржавчины.

4. Воротные опоры должны располагаться строго вертикально . В случае малейшего их перекоса движение ворот будет затруднено или, напротив, они будут открываться и прикрываться самопроизвольно. Поэтому при установке опор их расположение тщательно выверяется строительным уровнем.

5. Для верхней подвесной балки используется гнутый профиль особой формы (см. фото). Размер его сечения зависит от веса подвешиваемых створок. Так, для створок массой до 300 кг достаточно приобрести профиль 40×35×2,5 мм. Тяжелые ворота весом до 1000 кг потребуют более мощного профиля размером 90×75×4,5 мм. При этом его прогибы недопустимы.


Профиль для верхней балки

6. Для полного отката створки длина такой балки должна быть в 2 раза больше ширины самого проема. Для стандартных гаражных ворот ее длина должна быть равна 6 м. При необходимости этот размер можно уменьшить.


Схема устройства подвесных ворот

7. Для монтажа такой конструкции потребуется следующая фурнитура:

Две тележки (консольных ролика) с резьбовой осью;

Четыре кронштейна с винтом для крепления направляющей;

Стопоры (ограничители).


Тележки с резьбовой осью


Комплектующие и фурнитура для изготовления подвесных ворот (кронштейны, подвесная балка и консольные ролики (тележки))

8. Направляющая балка закрепляется на несущей опоре или верхней части стены здания с помощью подвесных кронштейнов так, чтобы ее нижняя рабочая часть, по которой будут перемещаться ролики, была обращена вниз.

Совет. При наличии в балке сварного шва он может помешать свободному ходу каретки. Чтобы ролики проходили по балке свободно, ее можно расположить и так, чтобы шов оказался сбоку.

9. На одно полотно любого размера потребуется не более двух роликовых тележек. Разнос кареток при этом зависит лишь от ширины полотна. Вначале у них срезаются пятки (основания, на котором крепятся тележки), а лишь затем ролики приваривается к каркасу створок . Воротное полотно должно чуть перекрывать проем (на 20 см), а расстояние между почвой и створкой составлять не менее 5 см.

10. Затем полотно ворот вставляется с помощью роликов в верхнюю подвесную балку. Для ограничения движения створки по краям балки с обеих сторон монтируются заглушки .


Подвесная откатная система

11. Чтобы избежать раскачивания створок при порывах ветра (это возможно при слишком большой высоте ворот), в верхней и нижней части ворот устанавливаются специальные ограничители . Их можно приобрести готовыми или попросту наварить куски арматуры на щели направляющей.


Стопор-ограничитель

12. При наличии автоматики она подключается в соответствии с технической документацией и приложенной к ней схемой.

Преимущества и недостатки подвесных ворот

К основным особенностям подобных конструкций можно отнести:

Достаточную устойчивость к ветровым нагрузкам;

Меньшее статическое воздействие на опоры даже при значительном весе: нагрузка в них распределяется более равномерно;

Возможность перекрытия больших проемов шириной до 3 м;

Простота конструкции;

Длительный период эксплуатации;

Движение стандартных откатных ворот осуществляется по нижней рельсе, требующей периодической очистки от пыли, грязи и снеговых наледей; подвесные же конструкции полностью лишены этого недостатка;

Существенная экономия пространства: в отличие от распашных ворот, для их открытия-закрытия не требуется свободного места; небольшое пространство вдоль ограждения требуется лишь для их отката;

Створку ворот не обязательно открывать на всю ширину: для прохода достаточно чуть сдвинуть полотно.

Пожалуй, единственным недостатком таких устройств является ограничение пространства сверху, мешающее проезду крупногабаритного транспорта.

Видео: Подвесные ворота своими руками

Подвесные откатные ворота применяются как правило для промышленных зданий: складов, ангаров, гаражей, доков и пр.
Принцип работы откатных подвесных ворот аналогичен обычным откатным воротам с тем отличием, что направляющая закреплена над проёмом.

Вопреки мифам откатные подвесные ворота (разумных размеров) прекрасно себе делаются на базе обычной консольной фурнитуры , - просто все переворачивается с "ног на голову" плюс подключение извилин головного мозга, естественно, крайне желательно. Некоторые наши читатели могут возразить, дескать, существует специально заточенная фурнитура для подвесных ворот, однако она или недоступна в Украине, либо дорога, либо хлипковата, либо "сыра". Собственно мы даже не изобретаем здесь велосипед, а всего лишь открываем глаза общественности на очевидные вещи и экономим наши деньги.
На откатной фурнитуре до 500 кг можно изготавливать подвесные ворота с шириной проёма 2-5 м. и весом полотна до 200 кг (дело в том, что в данном случае фурнитура будет работать только на разгибание полок, в то время как на консольных воротах балка работает то на отрыв каретки, то на вдавливание поэтому и 400 кг;)) Кроме того, особенно наблюдательный читатель подсказывает нам: - в данном случае работают лишь крайние пары роликов каретки.
Направляющая крепится сверху над проёмом. В сторону отката ворот необходимо отложить направляющую равную ширине проёма. Направляющую нужно крепить хорошо, как это реализовать нужно смотреть исходя и существующих реалий. Прогибы направляющей совершенно недопустимы. Хорошим способом является приваривание направляющей к полке швеллера, который в свою очередь прикреплен к стене дюбелями, анкерами или сквозными шпильками.
Сама себя направляющая, к сожалению, не несет. При ширине проёма более 3м к стандартной 6-ти метровой направляющей доваривается отрезок необходимой длины.
Первым делом срезаем у кареток пятки, и получаем следуещее изделие:

Далее привариваем получившееся соединение "ухо-вилка" к каркасу вашего полотна. Разнос кареток по ширине определяется по месту. Обратите внимание: полотно должно перекрывать проём по бокам на 200мм в каждую сторону, сверху на ~100мм и зазор между полом и полотном ~ 50 мм

Рассмотрим чертеж подвесных откатных ворот.
Кликните чтобы увеличить:

От боковых качаний створка ворот фиксируется ограничителем. При надобности его можно подрезать и расточить отверстия для большего диапазона регулировки. Ограничение хода кареток достигается навариванием куска арматуры или прутка на щель направляющей. С одной стороны можно в качестве стопора можно установить накатной ролик из комплекта - можно будет легко выкатывать полотно из направляющей, для сервиса и осмотра, например. Торцы направляющей закрываются специальными заглушками.
В случае большой высоты ворот более 3-4м рекомендуется фиксировать низ ворот уже не ограничителем, а такой же неправляющей как и сверху см. схему.

Кликните чтобы увеличить:

В этом случае по низу полотна приваривается направляющая, в которой ходит каретка установленная сбоку от проёма, желательно на регулировочной опоре, чтобы можео было регулировать ее по высоте.

Вообще-то как крепить низ подвесных ворот вопрос риторический и открытый, возможно кто-то из наших читателей придумает что-то другое.
Примеры практической реализации подвесных откатных ворот на нашей фурнитуре:

Подвесные откатные ворот для ангара

Остались вопросы? Звоните, и наши менеджеры с удовольствием проконсультируют Вас по всем вопросам! Звоните или закажите консультацию.

Часто подвесные ворота путают с откатными. Но одни отличаются от других, даже несмотря на то, что принцип работы у них один и тот же. И те, и другие открываются откатом створки, но только направляющая откатных ворот располагается внизу, а направляющая подвесных ворот - вверху.

Достоинства и недостатки подвесных ворот

Навесные ворота имеют следующие преимущества:

Во-первых, они экономят пространство около входа.
Во-вторых, зимой перед их открытием не нужно очищать от снега большую по площади территорию.
В-третьих, они устойчивы и хорошо переносят сильные порывы ветра.

Но есть у таких ворот и недостатки:

Во-первых, их высота ограничивается направляющей балкой.
Во-вторых, эта балка должна быть всегда очищена от снега, иначе движение створок будет затруднено или вовсе невозможно.
В-третьих, для устройства этих ворот необходимо свободное пространство вдоль забора.

Из чего можно сделать створки подвесных ворот?

Перед тем как приступать к изготовлению навесных ворот, нужно определиться с их размерами, материалом и другими подобными нюансами. По материалу, из которого изготовлены створки, навесные ворота подразделяются на несколько разновидностей.

Один из самых распространенных материалов, использующихся для изготовления ворот - металл. Можно просто взять профлист и вырезать из него кусок нужной площади. Нередко ворота делаются из пластика, который можно приобрести в виде отдельных панелей, а затем собрать в единое полотно, соединяя по системе паз-гребень. В том случае, если необходимо сохранять тепло внутри помещения, в которое ведут ворота, можно изготовить полотно из сендвич-панелей.

Материалы и инструменты, необходимые для монтажа подвесных ворот

Для того чтобы изготовить навесные ворота самостоятельно, понадобятся профнастил, трубы с квадратным сечением, направляющая балка, врезной замок и ролики. Можно также приобрести комплект автоматики, если будет необходимость сделать ворота автоматически открывающимися.

Из инструментов потребуются болгарка и сварочный аппарат.

Обычно навесные ворота имеют одну створку. Если ширина ворот меньше 3-х метров, то нет необходимости делать вторую створку. Обычно такой ширины достаточно для въезда автомобиля. Но если все же по каким-то причинам будет решено установить более широкие ворота, то лучше сделать их двустворчатыми, иначе направляющая балка может не справиться с нагрузкой.

Ролики, посредством которых будет осуществляться движение створок, изготавливать самостоятельно не нужно. Их можно приобрести уже готовыми, причем обычно они продаются вместе с направляющими.


Монтаж каркаса

Каркас ворот изготавливается из металлических труб, сечение которых представляет собой квадрат. Обычно используются трубы шириной 4 см. Зная высоту ворот, нужно нарезать трубы соответствующей длины.

После того как будет нарезано достаточное количество одинаковых по длине труб, их нужно положить на горизонтальную поверхность, на равном друг от друга расстоянии, и соединить. Затем они привариваются посредством точечной сварки.

Для того чтобы проверить, ровный ли получился каркас, необходимо измерить обе его диагонали. Если значения будут одинаковыми, значит, каркас ровный. Если же диагонали будут различаться по длине, то для выравнивания каркаса можно будет слегка постучать молотком по углам.

Выровняв трубы, их можно заваривать полностью. После этого нужно будет собрать еще один каркас из труб с квадратным сечением, но только теперь ширина трубы должна быть в два раза меньше. Этот каркас будет присоединяться к предыдущему изнутри.

После завершения всех сварочных работ каркас нужно прогрунтовать, а затем, дождавшись полного высыхания грунтовочного покрытия, покрасить его, используя специальную краску для металлических поверхностей.

Изготовления полотна

Полотно вырезается из профлиста и присоединяется к каркасу либо саморезами, либо заклепками. Площадь полотна должна быть больше проема и примерно на 20 см перекрывать каждую из сторон, а его верхняя часть должна выступать примерно на 10 см. Внизу же, наоборот, должен остаться промежуток около 5 см между полотном и поверхностью земли.

Сразу нужно определить место, где будет располагаться врезной замок. А определившись с местом, замок лучше сразу же и установить. При установке необходимо следовать инструкции, которая обычно приводится на упаковке.

Монтаж рамы и установка опорных столбов

Следующий этап монтажа навесных ворот - изготовление рамы. Она выполняется из труб с квадратным сечением шириной 12 см. Соединяются они посредством сварки. Если ворота имеют одну створку, то верхняя балка должна иметь длину, равную ширине этой створки. Если же изготавливаются двустворчатые ворота, то балок должно быть две, и длина каждой из них должна совпадать с шириной соответствующей створки.

В качестве опорных столбов для навесных ворот также используются металлические трубы. Они закапываются в почву на глубину более 1 м, а затем заливаются бетонным раствором. Обязательно нужно убедиться в том, что опоры установлены вертикально. Лучшим помощником в этом деле станет строительный уровень или отвес.

Установка направляющей и роликов

Один из последних этапов установки навесных ворот - крепление направляющей балки. Этот элемент присоединяется посредством специальных кронштейнов. Разумеется, та сторона направляющей, по которой на колесиках будет ездить створка, должна располагаться внизу. Обычно направляющая для навесных ворот имеет длину не более 6 м. Поэтому если нужна будет более длинная балка, придется еще раз воспользоваться сварочным аппаратом.

Для увеличения длины балки к ней можно будет просто приварить дополнительный кусок. Нужно следить за тем, чтобы направляющая была без искривлений. В противном случае створка при движении будет застревать.
Для выравнивания направляющей балки можно использовать все тот же строительный уровень.

Как только балка будет закреплена в нужном положении, можно приступать к установке роликов. Они должны быть закреплены на створках с двух сторон - сзади и спереди, при этом не имеет значения, как устроены сами ролики.

Ворота нужно устанавливать роликами вверх, так, чтобы они как раз входили в направляющую балку. Для того чтобы створки при открывании не уехали слишком далеко, на направляющей балке нужно установить специальные ограничители, которые обычно идут в одном комплекте с самими роликами.

На видео: Монтаж направляющей для подвесных откатных ворот.

Автоматизация ворот

Готовые навесные ворота можно снабдить комплектом автоматики, и тогда они будут открываться и закрываться с помощью пульта дистанционного управления. В таком случае не придется прилагать физические усилия, достаточно лишь просто нажать на кнопку, и створки сами поедут по направляющей балке в нужном направлении.

На видео: Монтаж автоматики для подвесных ворот.



Статьи по теме: