Булгаков интересные факты жизни. Интересные факты из жизни булгакова михаила афанасьевича. «Иван Васильевич меняет профессию»

Обожал книги и увлекался серьезной литературой уже с детских лет. В восемь он прочел «Собор Парижской Богоматери». А первый небольшой рассказ – «Похождения Светлана» — написал годом раньше. Одна из сестер писателя вспоминает, что он зачитывался Гоголем , Чеховым, Салтыковым-Щедриным и Диккенсом.

Михаил Афанасьевич участвовал в Первой мировой войне , несколько месяцев прослужил военным врачом. Затем продолжил службу в этой же роли сначала в Красной Армии, а затем в Южной. Будущий писатель пытался эмигрировать из страны, но ему это не удалось.

Эпизод в магазине Торгсина является примером карнавала как объединяющей силы: Коровев и Бегемот наводняют хаос в магазине, но их речи и действия, по-видимому, привлекают зрителей «личным опытом». Несмотря на то, что «Коровеев» и «Бегемот» инсинуации возмущают и пугают менеджера магазина, обычные москвичи чувствуют симпатию к Бегемоту - «этот бедный человек», как называет его Коровьев, который голодает и не имеет денег на покупку еды в магазине Торгсина. Такие магазины предлагали товары - красивую одежду и экзотические продукты, которые легко получить в стране, где промышленность и торговля практически рухнули.

Уже первый день работы земским врачом принес серьезное испытание. Вооруженный мужчина привез к нему беремменную жену со схватками и, размахивая пистолетом, кричал, что убьет его, если она умрет. Роды Михаил Булгаков принимал вместе с женой Татьяной, причем буквально по учебнику, из которого она зачитывала нужную главу по гинекологии. Малыш и мама остались живы-здоровы.

Советское правительство не любило признавать эти проблемы, потому что, согласно официальной мифологии, социализм и коммунизм должны были быть «высшими» этапами исторического развития, чем капитализм Правительство хотело сохранить миф о том, что в конечном итоге советские граждане будут пользоваться более высоким уровнем жизни, чем капиталистические страны. С этой точки зрения Коровьев и Бегемот развенчали миф о том, что советские граждане «довольны своей жизнью». В этой сцене Бегемот играет роль «пролетария», а Коровьев - искатель правосудия, который озвучивает экономические и социальные проблемы Бегемота и большинства советского населения.

У писателя была традиция: не выбрасывать театральные билеты после спектаклей. Их он хранил всю жизнь.

К столетней годовщине со дня смерти Пушкина советские драматурги представили посвященные поэту пьесы. Сделал это и Булгаков. Но самого главного героя – собственно Пушкина – в ней не было. Михаил Афанасьевич посчитал появление поэта в пьесе на смерть поэта верхом вульгарности и безвкусицы.

Сцена в магазине Торгсина - одна из самых гротескных сцен в романе. Предполагаемый голодный Бегемот питается пищей непосредственно от дисплеев, игнорируя любой этикет. Он поглощает мандарины, уничтожает «гениальное расположение шоколадных батончиков», вытаскивая один из самого дна пирамиды дисплея и глотая несколько сельдей, которые он рыбу из ствола. 35. Не только действия Коровева и Бегемота гротескны и провокационны, то обращение Коровева к аудитории - это почти призыв к карнавальной революции.

«Граждане!» Он крикнул тонким, дрожащим голосом: Что это все? Булгаков усиливает провокационную привлекательность этой речи, демонстрируя реакцию зрителей на мотивационную речь Коровева. Вся эта крайне глупая, бестактная и, без сомнения, политически опасная речь заставила Павла Иосифовича вздрогнуть, но, как ни странно, из глаз многих других клиентов можно было сказать, что слова Коровева вызвали их сочувствие! И когда Бегемот положил свой разорванный и грязный рукав ему в глаза и трагически закричал: «Спасибо, настоящий друг, за то, что он постоял за жертву!» Произошло чудо.

Жители киевского дома, описанного в «Белой гвардии», точили на писателя большой зуб. Ведь это было не вымышленное строение, а место, где когда-то проживал он сам. После выхода книги многие киевляне искренне поверили в то, что в стене здания действительно спрятан клад, и отправились на поиски. Испортили все стены, но безрезультатно.

Тихий, очень правильный маленький старик, плохо, но аккуратно одетый, который покупал три кондитерских изделия из миндаля в кондитерском конторе, внезапно преобразился. Его глаза вспыхнули огнем в боевых условиях, он стал малиновым, бросил на пол свой пирог и крикнул: «Это правда!» тонким, детским голосом. Затем он схватил поднос, выбросил то, что осталось от шоколадной Эйфелевой башни, разрушенной Бегемотом, размахивая ею, разорвал шляпу иностранца левой рукой и применил его право ударить его по плоти поверх его лысины лоток 37.

Карнавал, спровоцированный Коровевым и Бегемотом, пробуждает аудиторию. И снова буффонады Коровеева объединяют сообщество, сообщая участникам о взаимных недовольствах. Смех и неправильное поведение позволяют правильному маленькому старику преодолеть его оговорки и страх и предложить свою поддержку Бегемоту, присоединившись к карнавалу. Он не только выражает свою поддержку в устной форме, но и становится активным участником карнавального насилия.

Первоначально булгаковского Воланда звали Астаротом, по имени одного из самых влиятельных демонов преисподней. Но позже писатель отказался от этого имени в пользу Воланда, так как демон – все-таки не сам покровитель тьмы, и нужно было более созвучное сатане имя. Образ Воланда Булгаков разрабатывал особенно дотошно: одно описание этого персонажа заняло 15 написанных от руки страниц. Увы, они не сохранились.

Подводя итог, карнавал в «Мастере и Маргарите» является важным дополнением к представлению официальной советской культуры. В то время как официальный дискурс избегает смеха как такового, пытаясь сохранить идеологический монологизм, роман показывает, что комедия и честность карнавала больше привлекают москвичей, чем затасовность и лицемерие официального дискурса. Искренний и безудержный смех, понятный и пользующийся многими, становится в «Мастере и Маргарите» последним инструментом социальной критики: он раскрывает слабые стороны авторитетного дискурса и раскрывает лежащий в основе диалогизм, казалось бы, монологизированной советской культуры.

Литературные критики до сих пор спорят по поводу образа Шарикова из «Собачьего сердца». Кто-то считает его собирательным, объединяющим в себе черты всех маргиналов, дорвавшихся до власти в советские годы. Другие считают, что Михаил Афанасьевич поступил еще смелее: спародировал в образе Шарикова самого Сталина. Догадка основана на том, что «материалом» для Полиграфа Полиграфовича стал люмпен-пролетарий Клим Чугункин. Точно так же в образе Борменталя угадывается Троцкий (настоящая фамилия — Бронштейн) и Ленин (интеллигент, склонный к рискованным экспериментам: профессор Преображенский).

Кроме того, смех привлекает внимание к языку как к инструменту манипуляции. Когда карнавальные клоуны - Коровёв и Бегемот - выставляют чиновников как демагогов и лжецов, официальный дискурс страдает от значительного идеологического поражения. Это поражение власти приостанавливает страх и недоверие, преобладающие в вымышленном сообществе Мастера и Маргариты, тем самым давая людям возможность публично инакомыслие. Поднимая диалоги на поверхность, возвращая несогласие из своей идеологической ссылки в сообщество, карнавал предоставляет людям в вымышленном сообществе «Мастера и Маргариты» более сложное многоголосное видение мира и я, создавая таким образом множество вариантов для отдельных вариантов идентичности, иначе недоступных в авторитарном советском обществе.

У Булгакова действительно жил Бегемот, но это был не кот, а пес: черный и обладающий недюжинным для животного умом. По воспоминаниям современников писателя, однажды во время празднования Нового года собака прослушала бой курантов, а затем торжественно пролаяла ровно 12 раз.

Одним из источников вдохновения была старая гравюра, висевшая над его рабочим столом. На ней в простой и очень наивной форме изображалась лестница, по которой человек проходит от рождения до смерти. Писатель очень ценил эту картину, считая, что в каждом возрасте человек может получить свой «приз». Сначала эти призы растут, затем наступает время апогея, когда мы можем получить от жизни всё, а потом неминуемо наступает спад.

Многие работы связывают Мастера и Маргариты с представлением Бахтина о карнавале или мениппеевой сатире. Среди этих работ - Владислав Краснов, «Булгаков», «Мастер и Маргарита в свете бахтинских проблем поэзии Достоевского», «Русский язык» Журнал 41; Лесли Милн, Мастер и Маргарита: Комедия Победы. Кит Букер и Дубравка Джурага утверждают, что авторитарный монологизм сталинской эпохи вдохновил Бахтина на социальную функцию карнавала. В этой статье обсуждаются типы юмора, существовавшие в Советском Союзе в то время Торнстон объясняет, что определенные типы юмора разрешались и даже поощрялись в авторитарном советском обществе. Шейла Фицпатрик, Александр Рабинович и Ричард Стейтс. Хотя карнавал подчеркивает противоречия в советском официальном дискурсе, часто эти несоответствия остаются незамеченными второстепенными персонажами Учителя и Маргариты. Например, как указывает Эллендея Проффер в своей книге «Булгаков: Жизнь и работа», карнавал приводит к множеству неприятных результатов, но многие москвичи не признают присутствие сверхъестественных сил в Москве. Проффер утверждает, что Булгаков сознательно играет на этих привычных событиях в советской жизни, подчеркивая легкость, с которой персонажи справляются с исчезновениями других персонажей. Булгаков, там же, Михаил Бахтин, Рабле и его мир. Согласно этим «партийным знаниям», у вымышленного героя должны быть определенные черты: В прототипическом романе социалистического реалиста герой сознательно осознает свою цель, которая предполагает для себя социальную интеграцию и коллективную, а не индивидуальную самобытность. Его вдохновляет вызов преодоления препятствий, которые препятствуют ему в достижении этих целей: «спонтанных», то есть произвольных и своевольных, аспектов самого себя и сил в окружающем его мире. Герою помогают в его поисках более старая и более «сознательная» фигура, которая сделала перед ним такой успешный квест. Кларк отмечает, что главной задачей редакторов и критиков является то, что мастер-сюжет сохраняется в творчестве романиста. Лесли Милн, Михаил Булгаков: критическая биография, Булгаков, там же, там же, там же, там же. Там же, там же, там же, там же, Бахтин, Булгаков. Шейлы Фицпатрик, Александр Рабинович, и Ричард Стейтс. Блумингтон: Университетская пресса Индианы, 144-Булгаков, там же, там же. Кит Букер и Дубравка Джурага, Бахтин, Сталин и современная русская литература. . Бахтин, Михаил.

Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая 1891, Киев, Российская империя - 10 марта 1940, Москва, СССР) - русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Михаил Булгаков родился в семье доцента (с 1902 года - профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, в Киеве. В семье было семеро детей

Рабле и его мир. Переведено Элен Исволски. Блумингтон: Университет штата Индиана. Булгаков, Михаил. Мастер и Маргарита. Перевод: Диана Бургин и Кэтрин О Коннор. Нью-Йорк: Винтажные книги. Кит и Дубравка Джурага. Бахтин, Сталин и современная русская литература: карнавал, диалогизм и история. Вестпорт: Гринвуд Пресс.

Кларк, Катерина. Советский роман: история как ритуал. Чикаго: Университет Чикагской прессы. Милн, Лесли. Михаил Булгаков: Критическая биография. Питтман, Риитта. Разделенный Я писателя у Булгакова «Мастер и Маргарита». Проффер, Эллендеа. Булгаков: Жизнь и работа.

В 1909 году Михаил Булгаков закончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 году получил диплом об утверждении "в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами".

В 1913 году М. Булгаков вступил в свой первый брак - с Татьяной Лаппа. Их денежные трудности начались уже в день свадьбы. По воспоминаниям Татьяны, это ощущается явственно: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже - я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье - пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. …Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой после церкви ехали в карете. На обеде гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего - нарциссов…». Отец Татьяны ей в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги в их кошельке быстро растворялись, так как Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит - ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“»

Его решение не так удивительно, как кажется. Первым из этих святых является Антон Чехов, который посмеивается над своими преемниками, такими как Гэндальф, возглавляющий дварфский банкет. Второй - Юрий Живаго, восторженный поэт-герой романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Как писатели, они в значительной степени противоположны, но в качестве мифологических персонажей они разделяют одну важную деталь: они воюют с собой. Их искусство требует времени, пространства, стабильности; но их практика ставит постоянные требования к ним - требует, чтобы в большинстве случаев они в конечном итоге уступали.

После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме.
С 1917 года он стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года М. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как врач-венеролог. В это время М. Булгаков перестаёт употреблять морфий.
Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики.В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем - в Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка воевал на Сев. Кавказе. Активно печатался в газетах. Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года заболел тифом и из-за этого не смог уйти в Грузию, оставшись во Владикавказе.

Потому что, когда вы справляетесь с этим, человеческая жизнь важнее, чем писать, даже когда это письмо делается гением. Эта готовность воплотить жизнь перед искусством - вот что делает доктора-писателя такой извращенно привлекательной фигурой; это также, что интересно, является инверсией предыдущего господствующего медицинского архетипа западного воображения, Фауста. Великий Плохой Доктор, вы помните, сделал очень нечеховский выбор знаний о любви и власти над человечеством - решение, которое сегодня осуждается во всех, кроме самых мультяшных практиках.

В конце сентября 1921 года М. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами и журналами.
В 1923 году М. Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая в 1925 году стала его новой женой.
С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом прошла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину, несколько раз посещавшему её представления. В своих выступлениях И. Сталин то соглашался с тем, что «Дни Турбиных» - «антисоветская штука, и Булгаков не наш», то утверждал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте положительное для коммунистов. Одновременно в советской прессе началась интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных.
В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира».
В 1928 году у М. Булгакова возник замысел романа о дьяволе, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей и последней женой в 1932 году.
К 1930 году произведения Булгакова перестали печататься, пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных». В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

Ибо, в то время как морковь определенных знаний могла показаться разумной целью в 18 веке, в 21-м году врач должен примириться с маленькой вещью под названием «Человек». Он должен согласиться с тем, что его геометрические диагнозы будут реализованы в проблемной сфере реальных пациентов, которые являются сложными, противоречивыми, ни полностью хорошими, ни совершенно злыми. Другими словами, как персонажи в чеховской истории.

Ситуация, возможно, не такая уж иная в литературе. Партизаны этого метода любят представлять его как повышенную версию простого наблюдения: физику, а не метафизику. Так что чтение и письмо - это процесс, а не суждение, осуждение или даже понимание, но принятие того факта, что, цитируя Алису Манро, которую Джеймс Вуд недавно назвал «нашим Чеховым»: Сложность вещей - вещи внутри вещей - просто кажется бесконечным. Одна из увлекательных вещей о раннем романе Булгакова «Сердце собаки» заключается в том, насколько мало он заботится об этой чеховской сложности - насколько она охватывает вместо этого более старую, более явную фаустскую форму представления, сочетающую сатиру, бас-четность научная фантастика.

В 1932 году на сцене МХАТа состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. Опыт работы во МХАТе отразился в произведении Булгакова «Театральный роман» («Записки покойника»), где выведены многие сотрудники театра под изменёнными именами.
В январе 1932 года И. Сталин вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось.

В 1936г Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик.

В 1939 году М. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой об И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе. С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начал диктовать жене исправления к последнему варианту романа «Мастер и Маргарита». Правка, однако, автором закончена не была.
С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался.
М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Роман «Мастер и Маргарита» был впервые опубликован в журнале «Москва» в 1966 году, спустя двадцать шесть лет после смерти автора, и принес Булгакову мировую известность. Посмертно был также опубликован «Театральный роман» («Записки покойника») и другие произведения Булгакова.

на основе статьи из ru.wikipedia.org

Статьи по теме: