Разновидности, формы и типы политической власти. Основные функции, формы и уровни политической власти

Ресурсы (возможности, средства) власти

Процесс (методы) властвования

Структура власти как общественного явления

Структура власти

Власть – это всегда двустороннее субъект-объектное отношение, предполагающее воздействие субъекта на объект. Поэтому её простейшую структуру можно представить состоящей из следующих элементов: субъект (S), объект (O), ресурсы и процесс властвования (см. схему 1).




Субъект (S) – актор, активное начало власти (человек, организация, государство, международное сообщество (например, ООН, НАТО, СНГ и др.). Качества, необходимые субъекту власти, как минимум: интерес, возможность и способность, а также желание и воля властвовать, компетентность и готовность брать ответственность на себя.

Основными субъектами политической власти являются государства и политические партии, которые называют «политическими институтами». К субъектам политической власти также относятся различные общественно-политические организации, политические элиты и лидеры, объединения, движения, союзы. При определенных условиях (например, в ходе революций) субъектом политической власти может выступать и народ. В условиях демократии народ конституируется в качестве единственного «источника власти», выполняя эту свою социальную роль через механизм всенародных выборов и референдумов, а также других форм политического участия.

2. Объект власти ( O) подчиняющаяся сторона. Подчинение может быть:

а) добровольным, возможно даже с желанием подчиняться чужой воле;

б) вынужденным, под воздействием силы, страха, нужды;

в) сознательным, подчинением по убеждению, пониманию необходимости подчиняться независимо от субъективного желания. Например, военнослужащие в боевой обстановке сознательно идут на смерть выполняя воинский долг;

г) основанным на интересе, на выгоде. Например, в бизнесе, на производстве, в учебе и т.д.

3. Ресурсы власти , т.е. имеющиеся у субъекта средства и возможности для воздействия на объект. Виды ресурсов власти весьма многообразны. Они классифицируются по различным основаниям:

– По характеру воздействия на объект различают: а) утилитарные ресурсы – материальные и социальные блага. Например, подкуп или наказание рублем, повышение или понижение в должности, предоставление, расширение или сокращение привилегий и т.д.; б) принудительные – физическая сила, закон, административное преследование; в) нормативные – воздействие на внутренний духовный мир людей силой знания, убеждения, авторитета или психологических манипуляций.



По сферам общественной жизни различают : экономические, политические (в т.ч. административные, полицейские, военные), социальные, культурно-информационные или идеологические и иные ресурсы, соответствующие специфике той или иной сферы жизни общества.

Таким образом, ресурсы власти чрезвычайно многообразны. Они классифицируются по различным основаниям в зависимости от видов власти, целей и задач их изучения.

На различных этапах человеческой истории первостепенную роль для власти имеют разные ресурсы. Согласно известному футурологу Тоффлеру, на начальных этапах истории это было насилие (преимущественно физическое), затем – богатство , а в постиндустриальный период – знание. Знание – самый фундаментальный ресурс власти, значение которого с течением времени возрастает.

4. Процесс властвования, т. е. методы использования ресурсов в процессе воздействия субъекта власти на объект.Основными методами властвования являются:

– Подчинение (как правило, ненасильственный метод властвования). Например, в системах «начальник – подчиненный», «родитель – ребенок», «учитель – ученик» и т.д.).

– Принуждение (как правило, осуществляется с помощью насилия – физического, экономического, социального, административного и т.д.).

– Убеждение (силой аргументов, примера или авторитета). Убеждение может осуществляться как с целью побуждения к тем или иным действиям (забастовкам, революциям), так и сдерживания стремления к тем или иным поступкам или действиям.

Все вышесказанное применимо к любому виду власти как общественного явления. Идет ли речь об экономической власти (т.е. о властных отношениях в сфере производства, распределения и потребления материальных благ), о власти духовной или социальной. Политическая власть – это особый вид общественной власти наряду с экономической, социальной и духовной властью.

2. Основные формы и отличительные особенности политической власти.

Политическая власть существует в различных формах. К основным из них обычно относят: государственную и общественную, осуществляющихся в официальной или неофициальной формах.

В зависимости от субъектов власти различают :

Государственную власть . Это верховная всеобщая власть. Она является всеобщей в том смысле, что её повеления и решения обязательны для исполнения всеми гражданами и организациями независимо от их партийных или идеологических пристрастий, богатства, национальности, вероисповеданий и т.д.

В демократическом государстве она разделяется на три самостоятельные ветви: законодательную (обсуждение и принятие законов), исполнительную (организация исполнения законов) и судебную (контроль над соответствием законов конституции и соблюдением их требований государственными органами власти, обществом и гражданами).

Общественную (т.е. негосударственную) власть – властьполитических партий (партийная власть), общественных организаций и независимых от государства СМИ (информационная власть), а также власть общественного мнения. Общественно-политическая власть не носит всеобщего характера. Она дискретна и имеет отношение преимущественно лишь к членам соответствующих партий или общественных организаций. Субъекты общественно-политической власти, в зависимости от своих социально-экономических интересов и идейно-политических ориентаций, строят свои отношения с государственной властью по-разному. Одни из них могут поддерживать политику государства, сотрудничать с нею и содействовать её осуществлению. Другие – находиться в оппозиции действующей государственной власти, представлять, как это делают оппозиционные партии, для неё альтернативу.

В условиях демократии политические партии, общественные организации, независимые СМИ и т.д. выступают в качестве институтовгражданского общества , являющихся субъектами общественной власти.

В зависимости от характера ресурсов и способов реализации политической власти различают :

Официальную , т. е. легальную, публичную, открытую, регламентированную законами государства политическую власть. К субъектам официальной публичной власти относятся государство, а также легально, открыто и на законных основаниях действующие политические партии, общественные организации, СМИ и т.д.

Неофициальную , т. е. неформальную, скрытую, не публичную власть. Её акторами (субъектами) являются непубличные, нелегальные (подпольные), незаконные политические и общественные организации. Неофициальной политической властью обладают различные элитарные (чаще – финансово-экономические) группы, группы давления, семейные, а порой и мафиозные кланы, влиятельные научные центры и выдающиеся ученые, а то и колдуны, прорицатели. Известными примерами из отечественной истории в этом отношении могут служить Григорий Распутин в последние годы царствования Николая II, или ближайшее неформальное политическое окружение первого президента РФ Б. Ельцина, получившее в начале 90-х годов угрожающее название «Семья». В США такие неформальные влиятельные группы, особенно во время выборов, называются «кухонными кабинетами». В них готовятся проекты порой судьбоносных политических решений, оформляемых затем избранными президентами в виде законов и иных государственно-правовых актов. Такие личности и группы не имеют государственно-правового или общественного статуса, находятся «в политической тени», но могут оказывать значительное влияние на текущую и перспективную политику государства и общества, преследуя свои узкокорыстные интересы. О том, какую роль в 90-е годы минувшего столетия сыграла в политической жизни России неофициальная власть, известно – вместо ожидаемой демократии страна получила олигархию. Понадобились годы для того, что бы остановить процесс сползания российского общества и государства в хаос безвластия и распада.

Введение

1. Природа и сущность политической власти

2. Виды политической власти

3. Основные черты политической власти и принципы ее функционирования

4. Функции и механизмы осуществления политической власти

4.1 Функции политической власти

4.2 Механизмы осуществления политической власти

Заключение

Список литературы


Введение

Власть – одна из основных категорий политической науки. Как социальное явление она носит универсальный характер. В любом, даже самом примитивном обществе можно выделить отношения властного типа.

Человек, живущий в обществе, постоянно испытывает на себе внешнее воздействие окружающих. В повседневной жизни такого рода воздействие принято обозначать словом «власть». Это может быть власть отца в семье, власть директора школы, власть начальника на предприятии, власть правительства в государстве и т.д. Среди всего многообразия властных отношений между людьми выделяется особая их разновидность - власть политическая, которая представляет собой мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций. Это обстоятельство уже давно стало причиной пристального внимания мыслителей к загадкам природы власти, ее месту и роли в жизни человеческого общества, закономерностям ее функционирования.

Политическая власть является центральной категорией политологии. По сути дела, все проблемы, изучаемые политической наукой, представляют собой различные аспекты политической власти, внешнее формообразование, механизмы ее функционирования и развития.

Для ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций, т.к. понятие политической власти дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современного состояния России.


1. Природа и сущность политической власти

Столетиями человечество пыталось разгадать таинство политической власти - самой мощной общественной силы, способной изменить облик страны, привести в движение широкие социальные слои, потрясти судьбы человека и мира. Политическая власть является центральной категорией политологии. По сути дела, все проблемы, изучаемые политической наукой, представляют собой различные аспекты политической власти, внешнее формообразование, механизмы ее функционирования и развития.

Предваряя разговор о политической власти, сразу же следует заметить, что власть вообще - одна из самых спорных и неоднозначных категорий, как политической, так и социально-философской науки. Известный американский ученый Т.Парсонс сравнивает место власти в анализе политической системы с тем, какое место занимают деньги в экономической системе. И это так, ибо власть выступает и целью, и средством осуществления политики.

Между тем, власть - одно из фундаментальных начал жизни общества и человека. Власть появилась с возникновением человеческого общества и в той или иной форме сопутствует его развитию. Она выявляется на всех уровнях социальной иерархии (межличностные отношения в группах, организациях, институтах). Пространство власти может быть предельно малым (личность самого человека, семья) и предельно большим, выходя за рамки государства (власть идеологий, религий, международных органов). Отношения власти имеют универсальный характер, проникают во все сферы жизни и деятельности. Соответственно этому власть делится на экономическую (власть менеджеров и собственников), духовную (власть религиозных иерархов, мистиков, магов), информационную (власть ученых, экспертов, представителей СМИ), административную (власть бюрократов), военную (власть генералитета), политическую.

Прежде, чем выяснить сущность политической власти , рассмотрим природу власти как общественного феномена. Это предполагает наличие неких единых родовых начал властных отношений (функция, механизм деятельности, потребность) .

Как неотъемлемая сторона жизни человека власть возникла задолго до появления государства. Она появилась с возникновением человеческого общества на основе естественного неравенства людей и прошла длительный путь развития. Первоначально, около 40 тыс. лет назад, власть начала существовать в догосударственных и дополитических формах, выступая основным способом поддержания жизнеспособности человеческого сообщества и регулирования взаимоотношений между людьми. В процессе эволюции человеческого общества власть приобретала те или иные формы в зависимости от различных общественных изменений.

Власть можно определить как отношение между людьми, при котором один из них (субъект власти), обладающий определенным потенциалом (воля, интеллект, сила, богатство, авторитет, общественное признание и т.д.), в силу того, что он этим обладает, вынуждает другого человека выполнять его желания, которые бы тот никогда не выполнил по своей воле. Таким образом, власть представляет собой способность индивида или группы людей навязывать свою волю другим людям, распоряжаться ими и управлять их действиями с помощью насильственных или ненасильственных средств и методов .

Большинство ученых подчеркивают естественный характер власти . Одни видят это в изначальном стремлении человека к власти. Хотя есть люди, которые всегда стремятся к власти, а другие - подчиняться. Большинство людей в одних ситуациях легче подчиняются, в других - командуют. Есть тип людей, которые вообще избегают властных отношений. Другие исследователи власти отмечают, что она является выражением объективной необходимости в организации, саморегуляции и сохранении целостности любой социальной системы, так как в ней всегда существуют разные интересы. Возникает потребность в соподчинении этих интересов для обеспечения общих интересов в социальной общности.

Сущность властных отношений - отношения субординации, приказа - подчинения. Воля, навязывание воли выступают в качестве передаточного механизма в осуществлении власти. Использование воли как ключевого понятия в определении власти характерно для немецкой политической власти. По классическому определению М.Вебера власть представляет собой «любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основывается».

Властные отношения - связь двухсторонняя: изъявление воли и повиновения. Власть в наличии, когда сомкнуты обе стороны этих отношений. Подвластный не пассивный объект, он может оказывать обратное влияние на власть. Кроме двух выше названных значений власти (отношения командования - подчинения, волевой элемент) ее осуществление предполагает наличие определенного института (учреждения, нормы, роли), способного обеспечить единство действий и порядок в общественных отношениях .

С момента образования государства, т.е. около 5 тыс. лет назад, власть существует в политической, публичной форме . Для того чтобы лучше понять природу самого явления политической власти рассмотрим различные подходы к его толкованию , существующие в современной социально-философской и политической науке.

1) Первый из исследуемых нами подходов - сущностный - понимает политическую власть как сущность, имеющую особую, уникальную природу. Самый яркий пример такого понимания власти - власть монарха в Средние века: она понималась как особый дар (способность), данная ему свыше, при этом, будучи недоступной и непонятной для обычных людей. Подчеркивая наличие у власти особого таинственного ореола, подобный подход скорее затемняет, нежели раскрывает нам ее сущность.

2) Телеологический подход (с точки зрения достижения цели) понимает политическую власть как способ достичь поставленной цели. Сторонник такого подхода к пониманию природы власти, английский философ Б. Рассел, в частности, указывал: «Власть может быть определена как реализация намеченных целей» - иначе говоря, любой человек, достигший поставленной цели, обладает властью. Но, и этот подход является недостаточно основательным, поскольку власть - это не само по себе достижение цели, а то, с помощью чего ее достигают.

3) Психологический подход исходит из того, что сама власть и властные отношения являются естественным порождением человеческой психологии.

В рамках данного подхода существует сразу несколько точек зрения, представляющихся нам заслуживающими внимания. Так, например, с точки зрения основоположника психоанализа 3. Фрейда, само по себе стремление человека к власти - это сублимированное (т.е. преобразованное) сексуальное влечение, при котором энергия сексуального импульса направляется на другие цели, а конкретно - на завоевание власти.

Один из последователей Фрейда, австрийский психиатр А. Адлер (создатель т.н. «индивидуальной психологии», исследующей становление личности человека в процессе его жизни) считал, что причиной стремления человека к власти - подсознательное желание любого человека компенсировать физическую, духовную или социальную неполноценность (закомплексованность) детских лет. Яркий пример тому - биографии многих диктаторов (Статна, Гитлера, Муссолини и др.), имевших в юности разнообразные комплексы и недостатки (низкое происхождение, малый рост, непривлекательную внешность) и стремившихся затем возместить их, добившись власти над людьми.

Следует отметить, что психологический подход рассматривает хотя и важную, но всего лишь одну сторону этого многообразного явления.

4) Следующий подход - поведенческий - рассматривает власть как такое отношение между людьми или тип поведения, при котором один человек командует, а другой подчиняется. Определение власти, соответствующее данному подходу, дает известный немецкий социолог М. Ведер: «Власть заключается в способности индивида А добиться от индивида В поступка или воздержания от него, которого добровольно В не совершил бы и который соответствует воле А».

Этот подход, отмечая важные моменты во властных отношениях (способность одного человека добиться подчинения от другого), опускает те условия или ресурсы, которые позволяют имеющему власть добиваться подчинения. По этой причине приведенное выше определение власти также едва ли может считаться полным и исчерпывающим.

5) Другой значимый подход к пониманию природы власти - коммуникативный - рассматривает ее как своего рода коммуникацию, т.е. общение между людьми с помощью языка, жестов и символов - поскольку считает, что без них невозможно передать другому человеку приказ и добиться его исполнения. В качестве иллюстрации подобного понимания природы власти французский политолог П. Моррис и др. приводят действия регулировщика на перекрестке: он свистит в свисток, машет жезлом и таким образом управляет движением автомобилей и пешеходов. Но это еще не власть, так как люди подчиняются тому же регулировщику не потому, что он машет и свистит, а потому, что он обладает определенными предоставленными ему государством полномочиями (способностью накладывать на нарушителей правил дорожного движения санкции и т.д.). А свисток и жезл в данном случае - не источник, а лишь средства осуществления власти.

6) Следующий существующий в рамках политической науки подход к пониманию природы власти - системный . Его используют главным образом представители структурно-функционального (Г. Парсонс, Р. Мертон) и «кибернетического» (К. Дойч) направления в социологии. Рассматривая общество как сложную, состоящую из большого числа разнообразных элементов систему, они выделяют у каждого из них соответствующую функцию. С их точки зрения, функция политической власти как ключевого элемента общественной жизни состоит в поддержании социального порядка - она обязана регулировать общественную жизнь, разрешать возникающие конфликты и тем самым укреплять целостность общества.

7) Системному подходу к изучению политической власти противостоит негативный подход , рассматривающий любую и, прежде всего, государственную власть как безусловное зло для общества. К подобной точке зрения на власть склонялись политические мыслители самых разных эпох. Так, например, виднейшие теоретики анархизма (М.П. Бакунин. Ж. Прудон, П.Л. Кропоткин и др.) и современные леворадикально настроенные французские «новые философы» (Б. Леей, А. Глюксман, Л. Гольдман и др.) всерьез полагали, что само наличие власти в обществе рождает лишь хаос, насилие и произвол в отношении большинства граждан, ущемляет их свободу. Поэтому следует стремиться к освобождению от всякой стоящей над обществом власти, заменяя ее различными формами добровольной кооперации и самоуправления: именно тогда в обществе установится нормальный и естественный порядок вещей (можно вспомнить знаменитое: «Анархия (т.е. безвластие и самоуправление) - мать порядка»). Считая во многом справедливыми высказанные выше замечания об опасности превращения любой власти в деспота, творящего произвол, нельзя не отметить содержащуюся в них крайность: на сегодняшний день трудно представить себе нормальную организацию и жизнедеятельность любого общества без наличия институтов власти .

Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних социальных субъектов осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими, опираясь на силу, авторитет и права. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику.

Политическая власть выделяется из всего многообразия властных отношений своими масштабами или степенью включенности во властное взаимодействие. Например, власть главы семейства распространяется только на членов данной семьи, следовательно, властное взаимодействие здесь ограничивается рамками семьи. Пределы властного отношения между руководителем и подчиненным на предприятии ограничены рамками данного предприятия. В отличие от этих видов властных отношений политические властные отношения охватывают всех членов общества. Такие масштабы придают политической власти публичность, т.е. всеобщность в отличие от личных или частных отношений власти, которые распространяются лишь на отдельные группы.

Политическая власть существует только в обществе . В родоплеменной общине ее не было, поскольку там власть носила потестарный характер, когда старейшины или вожди исполняли функции управления родом или племенем. Политическая власть отличается от потестарной личностью носителя власти. В общине власть принадлежит людям, выделяющимся среди соплеменников опытом, житейской мудростью, знанием обычаев и ритуалов, - старейшинам и вождям. В обществе человек может не выделяться своими личными качествами, не обладать исключительными способностями, но, занимая высокий статус в политической иерархии, он получает право повелевать и управлять другими людьми. Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.

Кроме того, власть вождя в родоплеменной общине основывалась главным образом на его авторитете, на сложившейся традиции подчиняться старшим по возрасту. Люди сами хранили общинные традиции, обычаи и сурово пресекали любое их нарушение. В обществе в отличие от общины люди принадлежат к разным социальным группам, поэтому преследуют разные интересы. Здесь уже недостаточно авторитета - необходим особый аппарат принуждения , т.е. система органов, наделенных правом применять санкции к нарушениям правовых норм, законов, указов и распоряжений.

Таким образом, политическая власть - это особый вид властных отношений в обществе, выражающихся в способности тех или иных классов, социальных групп, организаций или отдельных индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными или ненасильственными средствами. .

Суть и социальную природу политической власти обосновал Макиавелли.Политическая власть - реальная способность правительства управлять своими подданными, а цель государства, политики - увеличение власти любыми средствами.


2. Виды политической власти

Классификация власти может производиться по горизонтали и вертикали, а также по отдельным конкретным признакам. По вертикали - это деление власти между субъектами государственного управления, а по горизонтали - это деление ее на законодательную, исполнительную и судебную. По уровню в политической вертикали власть принято разделять на центральную, региональную, местную, республиканскую, областную, окружную разновидности. В зависимости от субъекта власть может принимать государственный, партийный, аппаратный вид. Если судить по режиму правления, то существуют авторитарная, тоталитарная, демократическая, бюрократическая и другие виды власти.

Авторитаризм - это один из наиболее распространенных видов политической власти в истории человеческой цивилизации. Самые древние из известных нам государств имели ярко выраженные авторитарные системы власти, основанные на единоличном правлении деспота, царя или фараона.

Главным отличительным признаком авторитарной власти является монополизация власти и ее персонификация в лице вождя, который выступает как ее высший символ – единовластие. По своей структуре этот вид власти представляет собой традиционную пирамиду, на вершине которой находится лидер - вождь, а внизу - отчужденный от власти народ. При лидере имеется управленческий аппарат - бюрократия. Нижестоящие звенья политического управления полностью зависимы от вышестоящих, при этом обратная связь, т.е. влияние управляемых на управляющих, практически отсутствует.

Авторитарный вид власти имеет как достоинства, так и недостатки. Его достоинствами являются простота и оперативность управления обществом, благодаря которым он существует уже тысячелетия. Авторитарная власть позволяет быстро менять политическую ориентацию государства, мобилизовывать имеющиеся ресурсы, проводить в жизнь непопулярные политические решения. В силу этих особенностей авторитарная система власти была характерна для многих государств, проводивших масштабные социально-экономические преобразования.

Однако авторитарная система власти имеет и серьезные недостатки, главный из которых - сильное влияние субъективного фактора. При этом виде власти политика государства во многом, а иногда и всецело, зависит от личностных качеств его лидера. Кроме того, другим серьезным недостатком авторитарной власти является зависимость лидера от его ближайшего окружения - высшей бюрократии.

И, наконец, еще один недостаток авторитаризма - это постоянная угроза кризиса власти. Поскольку власть независима от народа, ее относительно легко захватить силой. Отсюда неизбежность ожесточенной борьбы за власть, частые дворцовые перевороты, интриги.

Тоталитаризм - крайняя форма авторитаризма. Тоталитаризм характеризуется полным подчинением общества, его экономической, социальной и духовной сфер жизни интересам правящей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый вождем. Вождь в данном случае обладает практически неограниченной властью над обществом. Воплощением тоталитарной власти выступает политический лидер, из которого государственная пропаганда формирует образ пророка, выполняющего великую историческую миссию. Массам людей предлагается слепая вера, бездушное подчинение и полная самоотдача, энтузиазм в выполнении указаний вождя.

Демократия традиционно рассматривается как политическая система народовластия, диаметрально противоположная авторитарной и тоталитарной видам власти. Демократия понимается как власть большинства, как участие народа в управлении государством, как контроль за властью, как правовое и социальное государство, как защита и гарантии прав человека и прочее. Существует ряд принципов (основных положений), без которых не может быть демократии в любом ее понимании.

Во-первых, это принцип суверенитета народа, суть которого состоит в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей в государственные органы и может периодически их менять.

Во-вторых, принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Этот принцип дает гражданам возможность избирать и быть избранным в органы государственной власти, участвовать в контроле за деятельностью властных органов.

В-третьих, принцип принятия решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их реализации.

В-четвертых, принцип выборности основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство, где лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок.

Основополагающий принцип демократической власти - политический плюрализм. Его роль заключается в том, что он предотвращает монополизацию власти Выражением политического плюрализма выступает прежде всего многопартийная система, в рамках которой каждая партия имеет равные права: закон не закрепляет каких-либо преимуществ одной партии над другими. Каждая партия при этом пользуется общим для всех средством борьбы за власть - механизмом выборов. Принцип многопартийности, в свою очередь, предусматривает наличие оппозиции, которая формируется из партий, проигравших выборы и не вошедших в правительство. Существование оппозиции также обязательный элемент демократической власти, поскольку легальная оппозиция в условиях плюрализма наделяется всеми правами и свободами, как и правящее большинство. Оппозиция предлагает себя в качестве реальной альтернативы правительству, создавая тем самым возможность ротации - перемены местами между правительством и оппозицией. И правительство, и оппозиция задействованы в мирном соперничестве за власть, правила и процедуры которого устанавливаются законами.

Демократический плюрализм характеризуется не только наличием множества разных политических сил, отражающих разнообразные социальные интересы, но и конкурентным характером их взаимоотношений. В процессе противоборства различных интересов достигается их баланс на основе компромиссов, поиска консенсуса, толерантности, уважения прав человека.

Наряду с многочисленными достоинствами демократическая система имеет и целый ряд существенных недостатков.

Главный из них - недостаточно высокая оперативность управления обществом. Институты власти, принимая те или иные решения, вынуждены много времени тратить на проведение законодательных актов через парламент, их согласование, утверждение и т.д. Необходимо также сверять принимаемые политические решения с общественным мнением, с реакцией избирателей. Поэтому демократическая система власти может эффективно функционировать лишь в обществах с устоявшейся экономикой, в условиях стабильного социального и политического развития.

Другим недостатком демократической системы является трудный процесс борьбы с преступностью. В юриспруденции существует убеждение, что чем ниже уровень насилия государства по отношению к гражданам, тем выше уровень насилия граждан по отношению друг к другу. И если авторитарные и тоталитарные системы используют в борьбе с преступностью преступные методы и широкомасштабное насилие, то демократическая система этого себе позволить не может.

Таковы основные типы политической власти современности. Но следует отметить, что ни один из рассмотренных выше типов в реальной политике не представлен в чистом виде: всякий конкретный тип в большей или меньшей степени не совпадает со своим прототипом, существуют также переходные и смешанные типы .

3. Основные черты политической власти и принципы ее функционирования

Основными чертами политической власти являются:

Верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

Всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества и обязательна для всех;

Легальность в использовании силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны;

Моноцентричность, т.е. наличие единого общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

Широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти (многообразие ресурсов).

Для осуществления политической власти необходимо: доминирование властной воли; наличие особого аппарата управления; монополия на регламентацию жизни общества; право на принуждение в отношении общества и личности; легитимность; суверенитет.

Функционирование политической власти осуществляется на базе таких общепризнанных принципов, как легитимность и суверенитет . Они характеризуют политическую власть с разных сторон:

1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества);

2) с точки зрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей .

Важнейшим принципом функционирования власти, обеспечивающим ее стабильность, является ее легитимность , которая означает признание массами правомерности данной власти, добровольное подчинение масс предписаниям существующей политической власти, когда большинство граждан без внешнего принуждения исполняют их по своей воле. Этимологически понятие «легитимность» образовано от латинского термина legalis - законный. Современное понимание легитимности власти заключается в том, что такая власть основана на взаимном согласии управляющих и управляемых.

При определении сущности легитимности в политологии различают два подхода: нормативный и функциональный. При нормативном подходе основой легитимности считаются традиции, законы и мораль соответствующего общества. Поэтому в данном случае легитимность определяется как соответствие политических институтов и отношений определенным традициям, законам и правилам. Функциональный подход рассматривает легитимность как внутреннее свойство самой власти, выражающееся в ее способности обеспечить стабильное функционирование политических и социальных институтов и убедить население в том, что эти институты в наибольшей степени соответствуют состоянию общества и интересам народа. Иными словами, легитимность здесь определяется как способность политической власти сформировать стабильную систему государственного управления .

Многообразие возможностей различных политических субъектов устанавливать и поддерживать какую-либо систему правления предполагает также соответствующие типы легитимности. В политологии вопрос о типах легитимности был разработан немецким социологом М. Вебером, который выделил три типа легитимности: традиционный, харизматический и легально-правовой (рис.3.1).


Рис.3.1 - Типология легитимного господства по М. Веберу

Понятие «легитимность», введенное в политологию М. Вебером, трактуется как правомочность власти, ее поддержка со стороны общества, проявление лояльности к власти со стороны граждан. Вебер утверждал, что характер легитимности власти (господства) определяет ее природу. Согласно веберовской теории, существуют три типа легитимного господства.

Традиционный тип господства характеризуется подчинением общества власти в силу традиций, обычаев и привычки. Основными разновидностями традиционного господства ученый считал патриархальную и сословную. Патриархализм (существовавший еще в Византии) отличался личным характером господства. Как правило, подданные непосредственно зависели от воли своего владыки, который осуществлял непосредственный контроль за исполнением своих распоряжений. Однако по мере расширения географического пространства, на которое распространялась власть, осуществлять личный контроль становилось все сложнее. Поэтому главное лицо было вынуждено назначать своих «наместников», которые от его имени осуществляли власть на местах. Со временем образовывалось целое сословие, главной функцией которого становилось управление. Такая разновидность господства и обозначалась Вебером как сословная.

Харизматический тип господства (от греч. charisma – божественный дар) основывается на вере в необыкновенные качества, свойства личности. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, приписывающих вождям необыкновенные свойства. Вожди подобного рода всегда стремятся подорвать основы существующего социального порядка и отличаются политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», способную внести изменения в лишенную динамизма структуру общества.

Рационально-легальный тип господства основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам. В отличие от двух предыдущих типов господства, которые носили личный характер, легальный тип господства отличается деперсонифицированным характером. В этом случае господства общество и отдельные индивиды подчиняются не конкретным лицам, а абстрактным нормам – законам .

Легитимность политической власти выступает важным фактором политической жизни, поскольку поддержка обществом власти, демонстрация доверия к ней определяют ее эффективность. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин ее нестабильности. К способам легитимации относятся убеждение (воздействие на политическое сознание); приобщение (участие во властвовании, предоставление привилегий); традиционализм (апелляция к стереотипам мышления и поведения; не исключена также и возможность применения силы).


4.Функции и механизмы осуществления политической власти

4.1 Функции политической власти

Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

1) определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

2) обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

3) регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

4) осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

Функции политической власти изображены на рис.1

Рис.4.1 - Функции политической власти


4.2 Механизмы осуществления политической власти

В структуре власти всегда выделяют субъект и объект, источники власти, основания власти и ресурсы власти.

В качестве субъектов власти могут выступать государство и его отдельные институты, политические элиты и лидеры. Объектами власти становятся как индивиды, так и социальные группы, а также большие массы людей – население той или иной территории или целого государства.

Источниками власти могут быть закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи и т.д.

Основания власти и ресурсы власти понятия близкие, но не совпадающие полностью. Под основаниями власти понимают тот фундамент, на котором базируются источники власти. Ресурсы власти – это конкретные средства, с помощью которых субъект власти воздействует на объект для достижения своих целей. Известны несколько типологий ресурсов власти. Широко распространена типология ресурсов, основанная на сферном принципе. Отдельные виды ресурсов классифицируют по сферам их применения: экономические, социальные, культурно-информационные, правовые, силовые и др. Следовательно, политическая власть в государстве держится не только принуждением, но и тем, что имеет в своем распоряжении эти ресурсы .

Рассмотрим по порядку содержание этих ресурсов:

а) экономические - способность государственной власти распоряжаться определенным объемом материальных благ, осуществляя регулирование экономики и перераспределяя национальный продукт. Экономические ресурсы, прежде всего собственность и деньги, всегда были важнейшими ресурсами любой власти;

б) социальные ресурсы власти – это ее способность менять при помощи различных рычагов, включая и экономические, социальный статус индивидов и общественных групп, обеспечивая их поддержку и достигая этим определенных целей.

в) информационные - контроль государственной власти за информацией и средствами ее распространения (напрямую - через цензуру,косвенно - через финансирование и предоставление льгот лояльным изданиям):

г) принудительные (силовые) - специальные институты принуждения (полиция, армия, госбезопасность, суды, прокуратура, тюрьма и т.д), а также специально подготовленные для этого люди и средства (оружие, тюрьмы, электрический стул, гильотина и т.д.);

д) демографические ресурсы – это сами люди, без которых ни одна власть не может обойтись. Примером использования демографических ресурсов является подбор и расстановка кадров в разных сферах общественной жизни, в том числе в структурах власти и управления;

ж) Правовые ресурсы – это законы и другие нормативные акты (указы президента, распоряжения правительства т.д.), признаваемые большинством общества, которые используются властью в процессе своего функционирования.

В типологии известного политолога А.Этциони правовые нормы вместе с ценностными ориентациями, определяющими поведение людей, включены в состав нормативных ресурсов. Наряду с этими ресурсами он выделяет также утилитарные и принудительные ресурсы власти. К утилитарным Этциони относит различные экономические и социальные блага, а к принудительным – штрафные санкции, используемые властью для достижения своих целей .

В зависимости от того, какой из ресурсов субъект использует для воздействия на объект, выделяют различные виды власти:

1) экономическая власть;

2) социальная власть;

3) информационная власть;

4) принудительная (силовая) власть;

5) правовая власть.

Помимо этого, в качестве форм осуществления власти, которые она принимает в процессе ее реализации, выделяются руководство, управление, координация, организация и контроль.

Рассмотрим подробнее конкретное содержание этих форм:

1) Руководство - деятельность, состоящая в определении общих направлений деятельности подчиненных определенному лицу (президенту, премьер-министру), институтов и их структурных подразделений, и в побуждении их к этой деятельности с помощи различных средств (принуждение, стимулирование и т.д.).

2) Управление предполагает деятельность, направленную на решение текущих проблем, относящихся к конкретным сферам общественной жизни (экономика, социальное обеспечение, культура и др.) с сохранением контроля за общим состоянием дел в этих сферах.

3) Координация - деятельность специальных учреждений и лиц по обеспечению согласованной работы различных институтов и структурных подразделений, входящих в систему власти (чаще всего занимающихся решением какой-то одной определенной или близких по смыслу проблем).

4) Организация предполагает поддержание иерархического порядка и принуждение властных учреждений следовать определенным формальным (или формально-бюрократическим) правилам поведения.

5) Контроль - осуществляемое либо самой руководящей инстанцией (президент, правительство), либо специальными координирующими или контрольными органами (администрация, личные представители, инспектора, эксперты) наблюдение за выполнением подчиненными им институтамии лицами их приказов и распоряжений.

Вместе с тем следует помнить, что вычленение вышеперечисленных форм власти является искусственным, и все они сочетаются и накладываются друг на друга в процессе управления .

Заключение

Таким образом, политическая власть - это особый вид властных отношений в обществе, выражающихся в реальной способности субъектов политики проводить свою волю по отношению к другим социальным общностям во имя различных целей (как социально значимых, так и личных).

Она основывается на трех принципах: принуждение, легитимность и согласие, основным из которых является принцип легитимности, предполагающий, что власть основывается преимущественно на доверии и поддержке граждан.

Политическая власть не тождественна государственной власти, представляющей собой пусть самую мощную, но, тем не менее, всего лишь одну из ее форм. Политическая власть включает государственную власть, власть органов регионального и местного самоуправления, власть партий, групп давления, политических лидеров. Высшим уровнем, ядром политической власти является государственная власть.

Политическая власть имеет ряд специфических черт: персонально-волевой характер политической власти; существует только в обществе, т.е. она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей; выделяется своими масштабами; для нее необходим особый аппарат принуждения; имея в виду структурные характеристики политической власти, следует отметить ее многоуровневый характер, предполагающий внутреннюю градацию своих институтов, форм организации и сфер применения.

К функциональному свойству политической власти следует отнести ее преобразовательное назначение. Это самое мощное орудие социальных трансформаций, содержащее возможность противостояния различным видам сопротивления, противоположному влиянию объективных факторов, социокультурной среде. Именно поэтому политическая власть может не только объединять, но и дезинтегрировать общество .

Список литературы

1. Политология: Учебное пособие. / С.В.Бирюков, С.В.Ивлев и [др.]; под ред. Бирюкова С.В. - Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2004. - 228 с.

2. Политология. Учебник / В.А. Ачкасов, В.А. Ачкасова, В.А. Гуторов и [др.]; под ред. Ачкасова В.А, Гуторова В.А.- СПб., 2006 – 692 с.

3. Тургаев, А. С. Политология в схемах и комментариях / А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. – СПб.: Издательство: Питер, 2005. – 304 с.

4. Садохин, А.П. Конспект лекций: учебное пособие / А.П. Садохин.- М.: ЭКСМО, 2008.-208 с.

5.Соловьев, А.И. Власть в политическом измерении / А.И. Соловьев // Вестник МГУ, Серия 12, «Политические науки». - 1997.- №6.- С.12-15

6. Власть как общественный феномен. Основные черты политической власти.- Режим доступа: http://www.knowed.ru

7. Учебные материалы по курсу политологии. – Режим доступа: http://kulturoznanie.ru


Тургаев, А. С. Политология в схемах и комментариях / А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. – СПб.: Издательство: Питер, 2005. – 304 с.

Тургаев, А. С. Политология в схемах и комментариях / А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. – СПб.: Издательство: Питер, 2005. – 304 с.

Cтраница 1


Организация политической власти приобретает во многом собственную логику, происходит некоторая рационализация нормативной регуляции данного социального института. Но аскриптив-ность хотя и ослабевает в какой-то мере, но не исчезает, доминируя в течение еще многих столетий, как непосредственно в се-мейно-родственной форме, так и опосредованно в форме личного служения и верности владыке, а не делу.  

Характеристика государства как организации политической власти (диктатуры господствующего класса) вскрывает его сущность и классовую природу. Такую же классовую сущность имеют и другие политические организации, в частности политические партии, некоторые общественные организации.  

Общенародное государство - это организация политической власти, выражающая волю, интересы и единство всех классов, слоев, наций и народностей развитого социалистического общества. В условиях развитого социализма государство достигает такой ступени зрелости, когда его свойства, особенности, основные черты приобретают наибольшую определенность. Чем больше накапливается эмпирического материала, чем шире опыт социалистического государственного строительства, тем - глубже можно проникнуть в его сущность.  

Социалистическое государство, будучи организацией политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, в то же время является главной организационной формой хозяйственного, экономического руководства обществом.  

Конференция считает делом принципиальной важности формирование социалистического правового государства как полностью соответствующей социализму формы организации политической власти. Решение этой задачи неразрывно связано с максимальным обеспечением прав и свобод советского человека, ответственности государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми партийными и государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов. Коренная перестройка деятельности этих органов должна стать сердцевиной правовой реформы, которую конференция считает целесообразным провести в сравнительно короткие сроки.  

ГОСУДАРСТВО - 1) в теории права определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения.  

ГОСУДАРСТВО - 1) В теории права - определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти; распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.  

В современном звучании демократия означает власть, опирающуюся на закон, правопорядок, уважение прав и свобод личности. Это наиболее популярная и перспективная сегодня форма организации политической власти.  

Аргументация в пользу политической реформы опиралась на тот факт, что ранее предложенная программа экономического ускорения не была реализована, так как она встретила сопротивление в самой системе и в способах организации политической власти.  

Парижская Коммуна просуществовала всего 72 дня, но ее историческое и политическое значение как формы диктатуры рабочего класса огромно. Маркс глубоко проанализировал все мероприятия Парижской Коммуны, в особенности организацию политической власти, и пришел к выводу, что будущее государство рабочего класса должно строиться по ее типу.  

Если принять подобное определение предмета политических наук, можно сравнительно легко увидеть, какая существует связь между предметом политических наук (или политики как науки) и предметом общей социологии, а тем самым выяснить и то, как относятся между собой эти науки. Ибо если политические науки изучают организацию власти, они изучают лишь одну область структуры глобального общества и изучить эту область строго научными методами они могут, только если рассматривают ее в контексте связи с остальными частями данной структуры. А это значит, что политические науки при изучении политической структуры и политических институтов, при изучении структуры и характеристик организации политической власти должны учитывать законы, относящиеся к структуре глобального общества, которые открывает общая социология. Общая социология также может изучать политические отношения и политическую структуру отдельных групп и общества в целом, но - в целях выяснения их сущности как общественных явлений. Политические же науки изучают программы политических партий, их идеи, которые они стремятся реализовать, поведение своих представителей в парламенте, отношение политических партий к органам власти и общественному мнению в целях оценки содержания и ценности идей, отстаиваемых теми или иными партиями. Но при стремлении установить социальные предпосылки возникновения определенной политической партии, ее связи с определенными классами, ее социальную роль, то такое исследование из области политических наук перемещается в сферу социологии. Поэтому политика как социальная деятельность часто становится предметом изучения и политических наук, и социологии. Таким образом, существует тесная связь между предметами общей социологии и политических наук, а научное знание, даваемое той и другими, должно быть основой практической социальной деятельности по развитию общественных отношений.  

Большинство старых городов Северо-Восточной Руси - Ростов, Суздаль, Владимир - пришли в упадок, уступив свое политическое верховенство окраинным: Твери, Нижнему Новгороду, Москве. Насильственно прерванный процесс развития княжеств принял новые формы: на смену княжеским союзам, требовавшим добровольного объединения под властью великого князя, пришла монархия, основанная на огромной личной власти князя и служении одному ему феодалов-подданных. В дальнейшем такая форма организации политической власти привела к освобождению от ордынского ига, однако увеличение военного потенциала оказалось связанным с усилением зависимости всех слоев населения от власти.  

Вот почему наиболее передовые союзы, которые выдвигают для всей Советской страны наибольшее количество наиболее ответственных работников, и прежде всего союз металлистов, меньше всего склонны к коллегиальности и больше всего - к единоличию. Перед глазами рабочего класса в лице его представителей, передовых людей, пройдут Иванов, Петров, Семенов. Они выявят, они покажут свою личность; годятся ли они или нет, их снимают с постов, посылают или на более ответственные, или доучиться - это индивидуализация, выделение личности из всей еще рыхлой массы рабочего класса, которая стоит выше всех жалких фраз о самодеятельности и коллегиальности, которыми угощали. Нам для управления промышленностью нужны не самодельные выборы на отдельных заводах; такие выборы нам нужны для Советов, для организации политической власти. Каменева о значении коллегиальности в области управления рабочего класса. Эти выборы необходимы для управления, но по отношению к управлению промышленностью нам нужны не выборы, а систематический отбор, через посредство выбранных центров, наиболее пригодных товарищей и ведение учета.  

Страницы:      1

Сущность власти:

Социальная природа политической власти.

Системы классификаций политической власти.

Структура политической власти: субъекты, объекты, ресурсы, основания.

Легитимность политической власти.

Функции политической власти.

Неотъемлемой частью любого человеческого общества (страны, этноса, той или иной общности, социальной группы) является власть. Независимо от того, два человека составляют общность или миллионы, в ней всегда присутствует власть, концентрированным выражением которой являются отношения «господства - подчинения».

Анализ исторических форм сообществ людей показывает, что разного рода идеи о якобы некогда существовавших свободных обществах без принуждения и господства относятся к жанру политических утопий, но никак не к реальной истории. То же самое верно и применительно к различным вариантам анархизма, которые, в отличие от большинства традиционных утопий, предлагавших модели справедливой власти, сформулировали (во всяком случае в идеале) идею свободы от любых форм власти. Уже в первобытнообщинных сообществах существовали системы нормирования и регулирования социальных отношений.

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения и др.

Общественная жизнь может порождать множество других мотивов для отношений «господства - подчинения», т.е. власти, но главное в том, что властные отношения объективно присущи человеческому сообществу, без них цивилизация невозможна. Власть порождается социальной природой человечества, невозможностью существования людей, конкретного индивида вне общества себе подобных. Создавая, формируя те или иные общности как устойчивую совокупность индивидов для существования самих себя как таковых, люди тем самым порождают отношения «господства - подчинения», т.е. порождают власть.

Она всегда была, есть и будет неотъемлемым элементом человеческого общества и важнейшим условием его существования как такового. В обществе, где существуют индивидуальные, групповые интересы (а они есть всегда), обязательно есть власть, которая должна их подчинять интересам социума. Если этого не происходит, т.е. власть не выполняет свою важнейшую функцию, общность распадается, прекращает существование как конкретная целостность.


Таким образом , власть - это право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими, способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Данное определение власти соотносится с «властью родителей», «властью семьи», «властью чувств», «властью предрассудков», «властью старших», «властью денег», «властью религии», «судебной властью» и т. д. Распространяется оно и на политическую сферу, и тогда мы используем понятие «политическая власть».

Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать, управлять другими. Но вместе с тем она имеет, в отличие от других форм власти, свою специфику.

Ее отличительными признаками являются:

Верховенство, обязательность ее решений для всего общества и соответственно для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

Всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

Легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

Моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

Широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Какова же природа политической власти с точки зрения политологии? Имея общую основу для исследования феномена власти, политическая наука сформулировала относительно этой проблемы ряд концепций, наиболее значимыми из которых являются следующие.

Особенность харизматического типа властвования М. Вебер видел в том, что лидер обладает максимальной легитимностью. Харизма в ее развитой форме - это, по сути, сверхчеловек, выделяющийся из массы особыми качествами. Образцы харизмы М. Вебер видел в Будде , Магомете, Перикле, Александре Великом и Цезаре, Наполеоне и Ликурге . В XX в. сформировалась целая плеяда лидеров, обладающих качествами харизмы. Элементы харизмы были у Ленина и Мао Цзедуна, Гитлера и де Голля, Сталина и Тито, Троцкого и Рузвельта, Черчиля и Неру.

Харизматический тип личности уже не является традиционным, но развивается в обществах, где нет свободы и прав человека, где дух конституционализма не стал еще основой жизни.

В конституционном обществе развит либерально-демократический, или конституционалистский, тип легитимности , основанный на свободном волеизъявлении граждан, выборности всех центральных органов власти народом, конституционной ограниченности сферы деятельности государства, равноправии всех политических сил, действующих в рамках закона. Конституционалистская легитимность - результат долгой социоэкономической и социокультурной эволюции западных обществ, превращения гуманистических принципов и, прежде всего, свободы человека в основополагающую черту образа жизни народа.

Перечисленные типы легитимной власти в реальной политической жизни переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Доминирование отдельного типа легитимности связано с типом существующего режима. Например, харизматическая власть характерна для авторитарных систем. При демократическом строе доминирует легальный тип легитимности власти. Проблема легитимности власти - в значительной мере проблема участия масс в управлении государством. Неспособность системы обеспечить участие масс в управлении государством подрывает ее легитимность.

Политология выделяет признаки падения легитимности политической власти :

Рост степени принуждения;

Ограничение прав и свобод;

Запрет на деятельность политических партий и независимой прессы;

Рост коррумпированности всех институтов власти;

Сращение с криминальными структурами;

Неспособность власти справляться с экономическими проблемами, снижение уровня жизни населения.

Политическая власть, сопровождая человеческое общество на всем протяжении его истории, выполняет роль важнейших функций , объективно присущих ей.

Основная функция политической власти - управление, руководство обществом, государством и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Любая политическая власть с момента становления разрабатывает в соответствии с экономическим и политическим состоянием страны стратегию и тактику управления, конкретную политику в отношении различных слоев общества; особое внимание уделяется отношениям с оппозицией, политике обеспечения ресурсов власти.

Вторая функция тесно связана с первой - это функция оптимизации самой политической системы , приспособление ее институтов (государство, партии, избирательная система и т.д.) к целям и задачам тех сил, которые пришли к власти.

Третья функция - это обеспечение стабильности в государстве и обществе . Выполнить эту функцию стремится любая политическая власть, поскольку от степени достижения этой цели зависит, насколько долго она будет иметь возможность осуществлять властные полномочия в том или ином обществе.

Реализация этих функций политической властью происходит через решение разнообразных задач, которые вытекают из этих функций, но уже носят субъективный характер. Это значит, что какая-либо конкретная власть на основе всестороннего анализа внутренних и внешних обстоятельств, своих ресурсов должна сформулировать перед собой, обществом конкретные задачи (например, экономического характера) и добиваться их решения.

Вопросы для самоконтроля знаний

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

1. Определение власти и особенности политической власти.

2. Структура политической власти.

З. Проблемы легитимности власти.

1 Определение власти и особенности политической власти

Понятие “власть” в обыденной жизни и в научной среде употребляется в различных значениях. Философы говорят о власти над объективными законами общества, естествоиспытатели – о власти над природой, политики – о политической власти, психологи – о власти человека над самим собой, родители – о семейной власти и т.п. Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Уже античные мыслители Платон, Аристотель и др. пытались проникнуть в сущность социальную природу политической власти. В средние века и Новое время к проблемам власти большой интерес проявляли Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кант и мн. др. Существенный вклад в разработку теории власти внесли Г. Моска, В. Паретто, Р. Михельс, М. Вебер.

Вопросы власти находятся в центре внимания современной политологии и социологии. Но, не смотря на пристальное внимание ученых к проблемам власти, многие зарубежные исследователи пишут об ореоле мистики и таинственности, которые окружают власть, о том, что понятие власть “смутно”. Французский ученый Шевалье писал, что реальная власть всегда манила больше к себе, чем рассуждения о ней. Н. С. Хрущев в своих мемуарах высказался о власти так: “Можно пресытиться всем: едой, женщинами …, нельзя пресытиться только властью, ее хочется все больше и больше”.

Так что же такое власть?

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убеждении в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего или просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения.

Таким образом, властные отношения объективно присуще общественной жизни. Они необходимы для поддержания целостности и единства общества, для организации общественного производства.

В политологии существует несколько направлений или школ научной мысли, отражающих различные методологические подходы к изучению власти, ее сущности, природы и т.п. Основные это:

-телеологическая , характеризующая власть как устойчивую способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов с помощью других людей;

-бихевиористская , рассматривает власть как особый тип поведения. При котором одни люди командуют, а другие подчиняются (английское словоbehaviorозначает “поведение”);

- инструменталистская, трактует власть как возможность использования определенных способов, в том числе насилия;

- структурно-функционалистская, рассматривает власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения;

- реляционистская, рассматривает власть как отношение между двумя партнерами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго.

Помимо названных, существуют и другие подходы к проникновению в сущность власти.

С учетом многоаспектности власти можно дать лишь самое общее ее определение. Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью различного рода средств – права, авторитета, принуждения, убеждения, насилия .

Выделяют следующие виды власти: экономическую, политическую, социальную, культурно-информационную, принудительную и др.

Объектом политологии является не всякая власть, а только власть публичная, политическая, под которой понимается способность класса, группы или индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, организаций, законов, политических отношений.

Политическая власть - это власть, осуществляемая через государство и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она так или иначе связана с государством и государственным регулированием, но не обязательно является государственной властью.

Следует отметить, что политическая и государственная власть, во многом совпадая, в то же время не тождественны. Всякая государственная власть является политической властью, однако не всякая политическая власть является государственной. Содержание политической власти гораздо шире, а государственная власть является центральным институтом.

Политическая власть в отличие от других форм власти имеет свою специфику. Ее отличительными признаками являются:

    верховенство , обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

    всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

    легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

    широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

2. Структура политической власти.

Основными компонентами власти являются ее источники, субъекты, объекты, ресурсы и процесс, являющийся результатом взаимодействия всех ее компонентов и характеризующийся, прежде всего механизмом, обеспечивающим стабильность всего процесса властвования. (См. схему)

Источники власти – властное первоначало. В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знания, социальный и политический статус,

Источники власти:

Знания, закон, харизма и т.д.

Субъекты власти: Объекты власти:

государство и его ВЛАСТЬ индивид, социальная

институты, полити- группа, класс, обще-

ческие партии, элиты, ство и т.д.

лидеры, народ

Ресурсы власти:

Утилитарные, принудительные,

нормативные.

Экономические, социальные,

культурно-информационные,

харизма и т.д. Американский футуролог О. Тоффлер в книге “Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге ХХIвека” подробно анализирует три основных источника, питающих власть. Согласно Тоффлеру, сила, богатство и власть связаны в единую систему, в определенных условиях взаимозаменяемы и в совокупности нацелены на поддержание власти. Каждый из этих источников сообщает власти определенное качество: сила или угроза ее применения способны лишь на грубое принуждение, функционально ограничены и свойственны лишь власти низшего качества. Богатство является источником власти среднего качества, которая может иметь в своем распоряжении как негативные, так и позитивные средства стимулирования. Знания лежат в основе власти высшего качества, наиболее эффективной. Тоффлер утверждает, что в современном мире знания (в различных формах: информации, науки, искусства, этики) в силу своих преимуществ – бесконечности (неисчерпаемости), общедоступности, демократичности – подчинили силу и богатство, став определяющим фактором функционирования власти.

Субъекты власти – носители власти, активная действующая величина, в системе власти, от которой исходит влияние, воздействие, следуют распоряжения, указания.

Субъекты власти, взятые в ином отношении, могут быть и являются сами объектами для вышестоящей власти.

Объекты власти – явления, предметы, органы, учреждения, предприятия, население, на руководство (управление) которыми по закону или подзаконным актам направлена деятельность властей.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными – политические организации. Субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться.

Таким образом, субъектом власти может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Непосредственным субъектом власти обычно выступают те люди, что концентрируют в своих руках огромное влияние и доверие, финансовое могущество, мощные рычаги воздействия на других людей.

Республиканская форма правления, демократический политический режим предполагает власть народа, которую он реализует непосредственно (непосредственная демократия) и опосредовано через своих представителей в высших органах политической власти (представительная демократия). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, слишком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референдумы). Во-вторых, политическое управление обществом – это постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа – это прежде всего представительная демократия, народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законодательным, избирательным, судебным) и конкретным лицам (президент, премьер-министр).

Власть невозможна без подчинения объекта. Субъект всегда стремится, не исключая средств принуждения, подчинить своей воли объект. Готовность объекта к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор – погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от уровня покорности населения нашло свое практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире, в том числе и в Украине, как средство ненасильственной борьбы.

Важной социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.

Ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы власти очень многообразны. Они могут применяться для поощрения, наказания или убеждения.

Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Американский политолог А.Энциони выделяет утилитарные, принудительные и нормативные ресурсы.

Утилитарные – это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть может “покупать” не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (уменьшение зарплаты, лишение социальных льгот и т.п.)

Принудительные – это меры административного и общественного порицания или наказания. Они используются тогда, когда не срабатывают утилитарные ресурсы. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные – это средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и номы поведения человека. Они призваны убедить объекты политики в общности интересов с их субъектом, обеспечит одобрение действий субъекта власти принятие их требований.

Существует классификация ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности: экономические, социальные, культурно-информационные, силовые.

Экономические – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т.п.

Политическая власть использует экономические ресурсы для решения многих проблем общегосударственного и международного характера. С помощью экономических средств, политическая власть может стимулировать инвестиции в национальную экономику, стимулировать структурную перестройку хозяйства, не допустить монополизации хозяйственных отраслей одной или двумя компаниями, замедлить темпы инфляции и существенно сократить безработицу и мн.др. Для достижения указанных целей политическая, государственная власть использует прежде всего средства государственного бюджета.

Социальные ресурсы – способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, одновременно характеризуют и социальный статус. Вместе с тем, социальные ресурсы включают такие показатели, как должность, престиж, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.

В тех странах, где высокий уровень развития социальных программ, благодаря чему населению предоставлены широкая система страхования, высокий уровень пенсий, развитая система благотворительных организаций и т.п., большинство граждан заинтересовано в сохранении существующей политической власти.

Культурно – информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Контроль над знаниями и информацией обычно прямо связан с обладанием экономическими ресурсами, имеющими первостепенную значимость. Вместе с тем, в современном мире достаточно отчетливо проявляется тенденция повышения роли культурно-информационных ресурсов как источника власти. Речь идет, в первую очередь, о средствах массовой информации. Информационные ресурсы способны служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положению в обществе, но и манипулированию – управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана.

Силовые ресурсы – это армия, полиция (милиция), различные службы безопасности, прокуратура, суд, а также принадлежащая им техника, вооружение, тюрьмы и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным, решающим источником власти. Его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества – высших ценностей. Особенно часто политическая власть прибегает к такого рода ресурсам в случая ослабления своей силы, мощи и влияния на общество.

Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей степени обладающим всеми видами ресурсов.

В современных условиях политическая власть использует различные методы своего функционирования:

Установление позитивных стимулов, убеждение;

Принуждение;

Приманивание (различного рода обещания, чаще всего невыполняемые, установление льгот и т.д.);

Блокирование нежелательных последствий (устройство помех конкурентам в борьбе за власть, запугивание негативными последствиями и т.д.);

Прямой и косвенный информационный контроль (навязывание рекомендаций, предложений, создание определенного имиджа и т.д.).

Доминирующим принципом механизма функционирования политической власти есть принцип ее разделения. Основоположниками теории разделения власти считают английского философа Дж. Локка и французского просветителя, правоведа. Философа Ш. Л. Монтескье. Согласно этой теории, для правильного и эффективного функционирования государства должны существовать независимые друг от друга законодательная, исполнительная и судебная власти. Это создает систему” сдержек и противовесов” против усиления одной ветви власти, сосредоточения власти в одном центре, злоупотребления ею. Способствует продуманности, выверенности, балансу в принятии решений, а значит действенности политического руководства и управления. Соответственно формируется особый механизм обеспечения свободы и независимости отдельного индивида, его защиты.

Носителем законодательной власти выступает высший представительный государственный орган – парламент; исполнительная власть – президент, правительство, министерства и ведомства, государственно-административные учреждения; судебная власть – независимые суды, подчиняющиеся только закону.

Впервые принцип разделения властей нашел свое юридическое оформление в Конституции США (1787), затем в Конституционных актах Великой Французской революции. В современном мире в подавляющем большинстве стран Конституциями закреплено разделение властей, в том числе и в Украине.

3. Проблемы легитимности власти .

Признание обществом законности, правомерности официальной власти обозначается в политологии понятиемлегитимность . Данное понятие указывает на общественное признание власти, на то, что общество, народ оказывает ей доверие и поддержку, а не на правовое, юридическое закрепление политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, т.е. легитимностью политической власти. Соответственно, следует различать понятия “легитимность власти” (общественное признание ее законности) и “легальность власти” (правовое, формальное ее закрепление).

Формирование убежденности людей в правомерности и эффективности существующей политической власти может достигаться различными способами. Немецкий социолог М. Вебер выделил три типа легитимного господства. (См. схему)

Первый тип – традиционный , это власть вождей, монархов. Легитимность их власти основывалась на праве престолонаследия, на признании божественного характера власти монарха. Сама власть опиралась на традицию населения подчиняться. Традиционный тип легитимности сохранился в странах с монархической формой правления (Саудовская Аравия, Иордания, Кувейт и др.) и примитивных обществах.

Второй тип - харизматический. Термин “харизма”в переводе с греческого означает “божественный дар”. Первоначально смысл термина имел религиозный характер. К носителям подлинной харизматической власти М.Вебер относил пророка Моисея, царя Давида, Магомета, Будду. В современном обществе наличие у той или иной личности руководителя исключительных качеств напрямую не связывают с Богом. Однако в общественном сознании существует представление, что этот человек не такой как все, что у него есть что-то такое, необычное, сверхъестественное, что он пользуется покровительством каких-то высших сил. Среди известных исторических деятелей харизматическими качествами наделялись Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, Мао-Дзе-Дун и др. Харизматический тип власти характеризуется абсолютным доверием населения к лидеру в силу его выдающихся качеств. Следовательно, легитимность в харизматическом типе власти опирается на веру населения в исключительные способности лидера. Обычно харизматический тип власти возникает в переходных и нестабильных обществах. Этот тип власти сохраняет свое значение и в развивающихся странах.

Третий тип – рационально-легальный. Он основан на вере в правильности формальных правил, по которым формируется власть: свободные выборы, верховенство закона, равная ответственность власти и граждан перед законом и т.д. Данный тип легитимности характерен для демократических стран.

Однако, на практике эти идеальные типы М.Вебера причудливо перемешаны. Так, даже в промышленно развитых и демократически стабильных странах, например в Великобритании, легитимность власти опирается на традиции (институт монархии) и признание результатов свободных выборов.

Легитимность власти – это не постоянное, застывшее состояние, а довольно подвижная переменная. Легитимность власти на каких-то этапах ее существования может возрастать, на каких-то падать. В обществе происходят колебания легитимности власти. Эти колебания связаны с процессами легитимизации и делигитимизации власти. Легитимизация – это процесс роста общественного признания лидеров и институтов политической власти. Делигитимизация – процесс падения авторитета лидера и институтов политической власти.

Признаками падения легитимности власти являются:

Рост степени принуждения;

Ограничение прав и свобод;

Запрещение политических партий и независимой прессы;

Рост коррумпированности всех институтов власти, их сращивание с криминальными структурами;

Низкая экономическая эффективность власти.

Последний признак – наиболее существенный показатель делигитимизации власти.

Нелигитимность власти может оспариваться ее противниками как открыто, так и скрытно. Крайней точкой падения легитимности власти являются революции, государственные перевороты.

В целом легитимность власти находится в прямой зависимости от ее эффективности, т.е. степени выполнения властью своих задач и функций. В идеале это означает гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений с наименьшим уровнем принуждения, минимальными затратами и издержками. Необходимым условием для этого являются достаточность оснований власти и эффективность использования ее ресурсов.

Важным показателем эффективности власти являются четкое взаимодействие всех ее ветвей, рациональность вертикальных и горизонтальных структур.

Не меньшее значение в отношении к власти со стороны граждан имеет их экономическое благосостояние, обеспечение уровня и качества жизни, признаваемого в данном обществе в качестве нормального.

В общем, власть признается эффективной, а значит, и легитимной, если ей удается обеспечит устойчивость, определенность, порядок. Власть, не способная предотвратить крупные политические конфликты, гражданские и межнациональные войны, противостояние законодательной и исполнительной власти, центра, региональных и местных органов, теряет свою легитимность.

В современном обществе выработаны многообразные средства легитимизации власти: политические, идеологические, экономические и т.д. К политическим средствам относятся, прежде всего поиск поддержки, расширение социальной базы власти. Важным инструментом этой формы легитимизации являются демократизация общественной жизни, расширение участия граждан в управлении. Это создает ощущение общей причастности людей к политике, проводимой властью, позволяет гражданам в определенной степени чувствовать себя ее субъектом.

Ощущению причастности к власти могут способствовать пропаганда проводимого политического курса, идеологическая обработка масс.

Самым действенным средством легитимизации власти является успешное осуществление государственной политики и экономических программ, устойчивый рост доходов населения и в целом уровня жизни.

Типология легитимного господства по М. Веберу

ЛЕГИТИМНОЕ

ГОСПОДСТВО

Традиционное Харизматическое Рационально-

легальное

ОСНОВАНИЯ

Традиции, Вера в Подчинение

обычаи, необыкновенные закону, принципам

привычки качества лидера правового порядка

Вопросы и задания:

1.В чем сущность власти?

2.Охарактеризуйте основные подходы к определению власти.

3 Назовите отличительные признаки политической власти.

4. Что представляет собой структура власти? Каковы ее основные элементы?

5. В чем разница понятий легитимность и легальность власти?

6.Какова связь между политикой и властью?

А) политика – цель и средство власти;

Б) власть – цель и средство политики;

В) политика и власть не имеют ничего общего;

Г) политика и власть полностью совпадают.

7. Для чего используется принцип разделения властей?

А) для преодоления кризиса власти;

Б) как инструмент разрушения государства;

В) для достижения консенсуса;

Г) для повышения эффективности функционирования политической системы.

8. Политическая власть включает в себя:

А) экономическую власть;

Б) семейную власть;

В) законодательную власть;

Г) духовную власть;

Д) исполнительную власть.

9. Что такое харизматическое господство?

А) это властные отношения, основывающиеся на признании за лидерами особых качеств;

Б) разновидность рационального господства;

В) ориентация на внешнеполитическую поддержку;

Г) управление государством в интересах узкой группы лиц.

10 Рационально-легальное господство это:

А) форма власти, основным субъектом которой выступает наиболее богатый слой общества;

Б) тип господства, который характеризуется отношением к политическому лидеру как к особому, сверхординарному существу;

В) тип господства, опирающийся на освященные обычаем нормы;

Г) тип господства, основанный на добровольном признании установленных юридических норм.

Статьи по теме: