Лев николаевич толстой произведения 2 товарища. Старых людей уважать
Вот сказывают люди, чтоб до Юрья было сено и у дурня; а как до благовещенья дозимует скотина, хоть на лубочке тогда ее вывози, - никак не сдохнет.
Вот расскажу я вам.
Был у одного бедного мужика всего лишь один одёр, да и того он еле-еле до благовещенья дотянул, а на благовещенье еле живого на луг дотащил. Вот как стал одер траву щипать, маленько и поправился. Только на ноги стал - и пошел дальше, от ветра шатаючись
Идет, вдруг попадается ему по дороге конь, большой да сильный, никакого зверя не боится, - одер и говорит:
Здорово, товарищ!
Глянул конь на товарища и подумал: “Это не мне товарищ”, - и отвечает:
Доброго здоровья! Спрашивает сытый худого:
А куда ты идешь?
Да так, куда ноги идут.
И я туда же, давай будем товарищами.
Что ж, давай! - молвил одер. Вот и пошли они вдвоем. Идут и беседуют, а сытый и спрашивает:
Скажи мне, как тебя звать? Худой отвечает;
А я - конь, - говорит сытый. - Пойдем теперь на железный ток силу пробовать, кто сильней окажется.
Бей, одер!
Нет, бей ты! - говорит тот.
Вот как ударит конь, так ток и гнется, а как ударит одер, так огонь и крешет. Призадумался конь: “Какой он, однако, сильный - не мне товарищ! Как ударю я, искры не сыплются, а только ток гнется, а от него аж искры сыплются!”
А о том конь и не знал, что одер-то ведь подкован: хозяин на зиму его подковал, да и забыл снять подковы, когда на луг выпустил.
Вот конь и говорит одру:
Пойдем-ка, товарищ, еще к морю, посмотрим, кто больше воды выдует?
Пойдем, - сказал одер.
Вот и пошли. Как дунет конь, так чуть рыб за хвосты не хватает, - аж досуха выдул. А одер свесил голову в воду, язык высунул, - еле живой, а щука и подумала, что это мясо, и цап его за язык, а одер клац ее зубами и говорит коню:
Что, товарищ, поймал что-нибудь?
А я поймал!
Глянул конь на одра, испугался, что держит одер в зубах такую огромную щуку, и говорит:
Пойдем, товарищ, варить, теперь есть что! - А сам только голову почесал, да на одра поглядывает и думает:
“Вот какого черта себе на беду нашел!” Разложили костер, чтобы рыбу варить. А конь и говорит:
Ты, товарищ, тут у костра посиди, а я дров принесу!
Что ж, ладно! - сказал одер, да и сел, голову понурив: сказано - вот-вот ему подыхать. А сорока и подумала, что он неживой, цап его за язык, а одер клац зубами - и держит во рту. Приходит конь, а одер спрашивает:
Ну что, товарищ, поймал что-нибудь?
Нет, - отвечает конь.
А я поймал! - говорит одер. Смотрит конь, и вправду держит одер в зубах сороку. Удивился конь, говорит:
А где ж ты, товарищ, сороку взял?
Э-э, товарищ, - сказал одер, - я в поднебесье летал, вот и поймал.
осказках.ру - сайт
Сильно пригорюнился конь и говорит про себя:
“Э-э, это не мне товарищ; коли он ловит в море рыбу, а в поднебесье птицу, то куда уж мне с ним тягаться! Хоть я и силен, дубы с корнем вырываю, а рыбу и птицу в море не поймаю!” Так думал про себя конь и стал раздумывать, как бы это ему от одра убежать.
Пораздумавши, говорит конь:
Ты, товарищ, вари, а я пойду, может дровец принесу.
Ладно! - согласился одер.
Обошел конь, да кругом, и ну бежать во всю прыть, бежит, оглядывается и говорит:
Чтоб тебя нечистая сила забрала! Ты не по моим силам, поскорей бы от тебя удрать!
Вот бежит конь, а навстречу ему волк. Говорит волк:
Здорово, конь!
Здорово, волк! - сказал конь и таким боязливым голосом.-Ты уж лучше молчи.
Да что"там такое, расскажи?-спрашивает волк коня.
А вот что! - начал рассказывать конь. - Повстречался я с товарищем, хотел было с ним побрататься, ну и пошли мы силу пробовать, кто посильней. Так вот, что ты думаешь? Как ударю я - железный ток гнется, а как ударит он - так.искры и сыплются. Пошли к морю воду сдувать, - как дохну я, то аж досуха, а он и рыбу поймал. Пошли рыбу варить, и что ж ты думаешь? Пока я принес дров, а он уж сороку поймал! Вот и вижу я, что не по моим он силам, и давай я от него тягу.
А как его звать? - спросил волк у коня.
Одер, - сказал конь.
Э, да таких-то я подбривать умею, - сказал волк, - только покажи мне, где он.
Э, нет! - сказал конь. - Я туда тебя не поведу; вот взберемся на дуб, тогда покажу; вон там, под курганом, в долине костер горит, это мой товарищ одер его раскладывает.
Посмотрел волк, так весь и затрясся, говорит:
Ты, конь, сиди тут да поглядывай, а я пойду и тебе шкуру на сапоги притащу, чтоб ты никого не боялся и нам бы доверялся: таких бродяг подбривать-то мы умеем!
Вот пошел волк к одру и как схватил его за хвост, так шкуру до головы и содрал и коню подарил.
Остался конь один, а одер так и пропал ни за что ни про что.
Вот вам и сказка, а мне бубликов вязка.
Добавить сказку в Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Твиттер или в Закладки
Басня «Два товарища» – произведение, раскрывающее суть обратной стороны дружбы, весьма болезненной, порой жестокой, зачастую пронизанной предательством и обманом, это некий урок всем, кто готов, казалось бы, «перегрызть» что угодно во благо ценностей дружбы и любви к ближнему. Как говорится, не зарекайся…
Басня «Два товарища»
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
Мораль басни Толстого «Два товарища»
Мораль басни «Два товарища» заключена в последнем ее предложении. Автор максимально открыто, без какого-либо глубинного подтекста передал задуманное, что несомненно должно отразиться в сердце каждого вдумчивого слушателя и читателя. И это не только потому, что извечная тема дружбы знакома каждому. Слова о весьма банальных вещах (друг, предавший тебя – плохой друг) в басне звучат как-то по-особенному. И смысл, вроде, прост, и особо ничего нового. Однако кроется в них не только само осознание истины, но и необъяснимая горечь разочарования и обид, дикая боль и страх – все то, что нельзя передать одним словом.
Анализ басни «Два товарища»
Толстой в басне «Два товарища» открывает перед читателем историю двух товарищей, которые, гуляя по лесу, встретили медведя. Далее описывается поведение двух друзей: один из них, спасая себя, убежал и взобрался на дерево, второй же остался один на один с огромным зверем, и ему ничего не оставалось, как притворится мертвым. Медведь подошел к притворившемуся, понюхал его и пустился прочь. Оба спасли свою жизнь, но из-за эгоизма и трусости одного из друзей дружбу они, пожалуй, потеряли навсегда.
К сожалению, современность полна лжедружбы и предательства: моральные и внутренние ценности уже давно заменили другие блага общества, порой и вовсе не пересекающиеся с достоинством и правдой.
Два товарища
(Басня)
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?
– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Из книги 100 великих отечественных кинофильмов автора Мусский Игорь Анатольевич«СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА» «Мосфильм», 1968 г. Сценарий В. Фрида и Ю. Дунского. Режиссёр Е. Карелов. Операторы В. Белокопытов и М. Ардабьевский. Художники Л. Семёнов и Б. Царёв. Композитор Е. Птичкин. В ролях: О. Янковский, Р. Быков, А. Папанов, В. Высоцкий, И. Саввина, А. Демидова, Н.
Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. Побеги, тюремные игры автора Кучинский Александр ВладимировичТри товарища Игра, в которой новичку предлагают выдергивать одну из трех спичек, зажатых в ладони. Если он вытянул самую короткую, то он с завязанными глазами должен угадывать, кто наносит ему удары. В большинстве случаев «спичечный шулер» изначально обрекает игрока на
Из книги Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства автора Снайдер Блейк«Два товарища» Мне кажется, что классический сюжет о двух приятелях возник только благодаря кинематографу. Хотя и прежде встречались великолепные образцы подобных произведений (взять, например, «Дон Кихота»), эта категория выделилась в самостоятельную сюжетную форму
Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий ПавловичЧем интересна русская басня? Как известно, русские писатели обратились к басне в XVIII в. Михаил Ломоносов, разделивший всю литературу на «три штиля», отнес басню к низшему, третьему «штилю», который отличается использованием простонародных слов.Использование
Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий ПавловичЧем интересна русская басня? Как известно, русские писатели обратились к басне в XVIII в. Согласно учению Ломоносова, разделившего всю литературу на «три штиля», басня относится к низшему, третьему «штилю» и отличается использованием простонародных слов.Данное качество,
автора Шалаева Галина ПетровнаМартышка и очки (Басня) Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло ещё не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмёт, то их на хвост
Из книги Литературное чтение автора Шалаева Галина ПетровнаСлон и Моська (Басня) По улицам Слона водили, Как видно, напоказ - Известно, что Слоны в диковинку у нас - Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши Слона, ну на него метаться. И лаять, и
Из книги Литературное чтение автора Шалаева Галина ПетровнаОтец и сыновья (Басня) Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:– Сломайте!Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.Они легко переломали прутья
Из книги Литературное чтение автора Шалаева Галина ПетровнаЛгун (Басня) Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:– Помогите, волк! Волк!Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:– Сюда, сюда скорей, волк!Мужики подумали, что опять
Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В ИДва товарища Повесть (1966)Шестидесятые годы. Небольшой провинциальный городок в России. Девятнадцатилетний Валера Важенин живет с мамой и бабушкой. Мама Валеры работает старшим нормировщиком на заводе. Отец оставил семью, когда сыну было шесть или семь лет, и живет со
Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир ИвановичТри товарища (Drei kamaraden) Роман (1938) Германия после первой мировой войны. Экономический кризис. Искалеченные судьбы людей и их души. Как говорит один из героев романа, «мы живем в эпоху отчаяния».Три
На этом уроке вы познакомитесь с произведением Льва Толстого «Два товарища», проанализируете его, составите к нему план, узнаете интересные подробности жизни Льва Толстого.
Рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чём будет эта басня (рис. 2).
Рис. 2. Иллюстрация к басне «Два товарища» ()
В басне говорится о двух мальчиках, которые пошли в лес и встретили там медведя. Прочитайте басню.
Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что - плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Прочитайте вопросы и попробуйте дать на них ответы. Проверьте правильность своих ответов.
1. Кого встретили в лесу дети?
(медведя)
2. Как повёл себя первый мальчик?
(залез на дерево)
3. Как называется такое действие?
(он струсил, испугался)
4. Что сделал второй мальчик?
(упал наземь и притворился мёртвым)
5. Какую черту характера он проявил?
(сообразительность)
6. Почему медведь его не тронул?
(он подумал, что мальчик мёртвый)
7. Охарактеризуйте мальчиков, какие они?
(первый - трус, бросил товарища в беде, второй - находчивый и сообразительный, он притворился мёртвым, а медведь не есть мёртвую добычу)
8. Докажите, что данный текст - басня.
(это короткий поучительный рассказ)
9. В каких словах выражена мораль?
(плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают)
10. Чему учит эта басня?
(не бросать людей в беде)
Подготовьте текст к пересказу. Для этого прочитайте текст, затем разделите его на смысловые части и дайте название каждой из них.
Проверим:
1. Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался (рис. 3), а другой остался на дороге.
Рис. 3. Иллюстрация к басне «Два товарища» ()
Эту часть можно озаглавить «Встреча с медведем».
2. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел (рис. 4).
Рис. 4. Иллюстрация к басне «Два товарища» ()
Эту часть можно озаглавить «Смекалка спасла жизнь».
3. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:
— Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?
— А он сказал мне, что - плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Эту часть можно озаглавить словами из текста «Что медведь на ухо прошептал?» (рис. 5).
Рис. 5. Иллюстрация к басне «Два товарища» ()
Итак, составляем план:
- Встреча с медведем.
- Смекалка спасла жизнь.
- Что медведь на ухо прошептал?
«Трусливый друг страшней врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» - так гласит народная мудрость.
Мальчики, скорее всего, не останутся друзьями, потому что первый мальчик в минуту опасности струсил и предал своего товарища.
А знаете ли вы, что Лев Николаевич Толстой в своём имении Ясная Поляна устроил школу для крестьянских детей? Учебников в те времена не было, поэтому Толстой сам написал азбуку и четыре книги для чтения, в которые вошли басни, сказки, рассказы и были (рис. 6).
Рис. 6. Лев Толстой в своём имении Ясная Поляна ()
- «Филипок» (рис. 7)
Рис. 7. Обложка книги «Филипок» ()
- «Котёнок» (рис. 8)
Рис. 8. Обложка книги «Котёнок» ()
- «Лев и собачка» (рис. 9)
Рис. 9. Обложка книги «Лев и собачка» ()
- «Лгун»
- «Косточка» (рис. 10)
Рис. 10. Обложка книги «Косточка» ()
Список литературы
- Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
- Кубасова О.В. Литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
- Кубасова О.В. Литературное чтение: Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику «Любимые страницы». 1 класс. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
- Nsportal.ru ().
- Planetaskazok.ru ().
- Festival.1september.ru ().
Домашнее задание
- Объясните мораль басни «Два товарища».
- Подготовьте пересказ басни «Два товарища» по плану.
- Прочитайте два-три других произведения Л.Н. Толстого из списка выше на выбор.
Не первый раз в сказках Льва Толстого читатель встречается с разными примерами взаимоотношений между людьми. Иногда он осуждает предательство, неумение слушать своего собеседника, зазнайство. В этой сказке уже расставлены все точки: закадычные друзья, товарищи попадают оба в сложную ситуацию. По содержанию сказки взрослый человек (один из родителей, воспитатель или учитель в школе) может спросить детей, как бы они поступили в описанном автором случае. Завяжется диалог, в котором ребята научатся формулировать свою точку зрения и отстаивать её.
О чём сказка
Собрались два друга, два товарища в лес. Уже далеко зашли, и внезапно прямо на них выбежал медведь. Испугались товарищи, и каждый выбрал свой путь спасения от свирепого хищника. Конечно, было спасение бегством, потом убегающий сообразил, что далеко в лесу от его бесспорного хозяина не убежать. Тогда он забрался на дерево и затаился там. Второй оказался ближе к медведю, упал он на лесную дорожку, всё равно пора умереть пришла, вот он мёртвым и притворился. Медведь подошёл к лёгкой добыче. Обнюхал его со всех сторон, в лицо заглянул. Человек дыхание затаил: «Будь что будет». Отошёл прочь зверь, подумал, что и, правда, человек умер, а падалью медведю питаться несвойственно. Пошёл медведь прочь. Слезает с дерева первый товарищ, радуется, что всё благополучно закончилось, спрашивает своего друга о том, что ему медведь на ухо прошептал? Находчивый оказался друг, остёр на язык: «А то, что ты друг не настоящий, если в минуту опасности товарища бросил и бегством решил спастись».
Суть повествования
Достаточно вспомнить в тексте момент, когда слезший с дерева друг не от чистого сердца обрадовался спасению. Он ещё и подшучивать стал над тем, кто испытал невероятный страх. Он бросил друга в беде, даже не попытался оказать ему посильную помощь. О таких людях русский народ придумал пословицу: «Сам погибай, а товарища выручай!». Но это применительно для истинных друзей. А таких людей, которые описаны у Льва Николаевича, нельзя считать товарищами и друзьями. Доверять другу, убежавшему с поля боя, нельзя. Ситуация, о которой рассказывается в сказке «Два товарища» из книги Толстого, была очень похожа на чуть не начавшуюся схватку, битву человека с медведем. Вот когда стоит задуматься ещё над одной пословицей: «Друг познаётся в беде». Такую работу стоит предложить юным читателям.
Читайте рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Два товарища » онлайн бесплатно и без регистрации.