Лев николаевич толстой произведения 2 товарища. Старых людей уважать

Вот сказывают люди, чтоб до Юрья было сено и у дурня; а как до благовещенья дозимует скотина, хоть на лубочке тогда ее вывози, - никак не сдохнет.

Вот расскажу я вам.

Был у одного бедного мужика всего лишь один одёр, да и того он еле-еле до благовещенья дотянул, а на благовещенье еле живого на луг дотащил. Вот как стал одер траву щипать, маленько и поправился. Только на ноги стал - и пошел дальше, от ветра шатаючись

Идет, вдруг попадается ему по дороге конь, большой да сильный, никакого зверя не боится, - одер и говорит:

Здорово, товарищ!

Глянул конь на товарища и подумал: “Это не мне товарищ”, - и отвечает:

Доброго здоровья! Спрашивает сытый худого:

А куда ты идешь?

Да так, куда ноги идут.

И я туда же, давай будем товарищами.

Что ж, давай! - молвил одер. Вот и пошли они вдвоем. Идут и беседуют, а сытый и спрашивает:

Скажи мне, как тебя звать? Худой отвечает;

А я - конь, - говорит сытый. - Пойдем теперь на железный ток силу пробовать, кто сильней окажется.

Бей, одер!

Нет, бей ты! - говорит тот.

Вот как ударит конь, так ток и гнется, а как ударит одер, так огонь и крешет. Призадумался конь: “Какой он, однако, сильный - не мне товарищ! Как ударю я, искры не сыплются, а только ток гнется, а от него аж искры сыплются!”

А о том конь и не знал, что одер-то ведь подкован: хозяин на зиму его подковал, да и забыл снять подковы, когда на луг выпустил.

Вот конь и говорит одру:

Пойдем-ка, товарищ, еще к морю, посмотрим, кто больше воды выдует?

Пойдем, - сказал одер.

Вот и пошли. Как дунет конь, так чуть рыб за хвосты не хватает, - аж досуха выдул. А одер свесил голову в воду, язык высунул, - еле живой, а щука и подумала, что это мясо, и цап его за язык, а одер клац ее зубами и говорит коню:

Что, товарищ, поймал что-нибудь?

А я поймал!

Глянул конь на одра, испугался, что держит одер в зубах такую огромную щуку, и говорит:

Пойдем, товарищ, варить, теперь есть что! - А сам только голову почесал, да на одра поглядывает и думает:

“Вот какого черта себе на беду нашел!” Разложили костер, чтобы рыбу варить. А конь и говорит:

Ты, товарищ, тут у костра посиди, а я дров принесу!

Что ж, ладно! - сказал одер, да и сел, голову понурив: сказано - вот-вот ему подыхать. А сорока и подумала, что он неживой, цап его за язык, а одер клац зубами - и держит во рту. Приходит конь, а одер спрашивает:

Ну что, товарищ, поймал что-нибудь?

Нет, - отвечает конь.

А я поймал! - говорит одер. Смотрит конь, и вправду держит одер в зубах сороку. Удивился конь, говорит:

А где ж ты, товарищ, сороку взял?

Э-э, товарищ, - сказал одер, - я в поднебесье летал, вот и поймал.

осказках.ру - сайт

Сильно пригорюнился конь и говорит про себя:

“Э-э, это не мне товарищ; коли он ловит в море рыбу, а в поднебесье птицу, то куда уж мне с ним тягаться! Хоть я и силен, дубы с корнем вырываю, а рыбу и птицу в море не поймаю!” Так думал про себя конь и стал раздумывать, как бы это ему от одра убежать.

Пораздумавши, говорит конь:

Ты, товарищ, вари, а я пойду, может дровец принесу.

Ладно! - согласился одер.

Обошел конь, да кругом, и ну бежать во всю прыть, бежит, оглядывается и говорит:

Чтоб тебя нечистая сила забрала! Ты не по моим силам, поскорей бы от тебя удрать!

Вот бежит конь, а навстречу ему волк. Говорит волк:

Здорово, конь!

Здорово, волк! - сказал конь и таким боязливым голосом.-Ты уж лучше молчи.

Да что"там такое, расскажи?-спрашивает волк коня.

А вот что! - начал рассказывать конь. - Повстречался я с товарищем, хотел было с ним побрататься, ну и пошли мы силу пробовать, кто посильней. Так вот, что ты думаешь? Как ударю я - железный ток гнется, а как ударит он - так.искры и сыплются. Пошли к морю воду сдувать, - как дохну я, то аж досуха, а он и рыбу поймал. Пошли рыбу варить, и что ж ты думаешь? Пока я принес дров, а он уж сороку поймал! Вот и вижу я, что не по моим он силам, и давай я от него тягу.

А как его звать? - спросил волк у коня.

Одер, - сказал конь.

Э, да таких-то я подбривать умею, - сказал волк, - только покажи мне, где он.

Э, нет! - сказал конь. - Я туда тебя не поведу; вот взберемся на дуб, тогда покажу; вон там, под курганом, в долине костер горит, это мой товарищ одер его раскладывает.

Посмотрел волк, так весь и затрясся, говорит:

Ты, конь, сиди тут да поглядывай, а я пойду и тебе шкуру на сапоги притащу, чтоб ты никого не боялся и нам бы доверялся: таких бродяг подбривать-то мы умеем!

Вот пошел волк к одру и как схватил его за хвост, так шкуру до головы и содрал и коню подарил.

Остался конь один, а одер так и пропал ни за что ни про что.

Вот вам и сказка, а мне бубликов вязка.

Добавить сказку в Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Твиттер или в Закладки

Басня «Два товарища» – произведение, раскрывающее суть обратной стороны дружбы, весьма болезненной, порой жестокой, зачастую пронизанной предательством и обманом, это некий урок всем, кто готов, казалось бы, «перегрызть» что угодно во благо ценностей дружбы и любви к ближнему. Как говорится, не зарекайся…

Басня «Два товарища»

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Мораль басни Толстого «Два товарища»

Мораль басни «Два товарища» заключена в последнем ее предложении. Автор максимально открыто, без какого-либо глубинного подтекста передал задуманное, что несомненно должно отразиться в сердце каждого вдумчивого слушателя и читателя. И это не только потому, что извечная тема дружбы знакома каждому. Слова о весьма банальных вещах (друг, предавший тебя – плохой друг) в басне звучат как-то по-особенному. И смысл, вроде, прост, и особо ничего нового. Однако кроется в них не только само осознание истины, но и необъяснимая горечь разочарования и обид, дикая боль и страх – все то, что нельзя передать одним словом.

Анализ басни «Два товарища»

Толстой в басне «Два товарища» открывает перед читателем историю двух товарищей, которые, гуляя по лесу, встретили медведя. Далее описывается поведение двух друзей: один из них, спасая себя, убежал и взобрался на дерево, второй же остался один на один с огромным зверем, и ему ничего не оставалось, как притворится мертвым. Медведь подошел к притворившемуся, понюхал его и пустился прочь. Оба спасли свою жизнь, но из-за эгоизма и трусости одного из друзей дружбу они, пожалуй, потеряли навсегда.

К сожалению, современность полна лжедружбы и предательства: моральные и внутренние ценности уже давно заменили другие блага общества, порой и вовсе не пересекающиеся с достоинством и правдой.

Два товарища

(Басня)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.

– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги 100 великих отечественных кинофильмов автора Мусский Игорь Анатольевич

«СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА» «Мосфильм», 1968 г. Сценарий В. Фрида и Ю. Дунского. Режиссёр Е. Карелов. Операторы В. Белокопытов и М. Ардабьевский. Художники Л. Семёнов и Б. Царёв. Композитор Е. Птичкин. В ролях: О. Янковский, Р. Быков, А. Папанов, В. Высоцкий, И. Саввина, А. Демидова, Н.

Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. Побеги, тюремные игры автора Кучинский Александр Владимирович

Три товарища Игра, в которой новичку предлагают выдергивать одну из трех спичек, зажатых в ладони. Если он вытянул самую короткую, то он с завязанными глазами должен угадывать, кто наносит ему удары. В большинстве случаев «спичечный шулер» изначально обрекает игрока на

Из книги Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства автора Снайдер Блейк

«Два товарища» Мне кажется, что классический сюжет о двух приятелях возник только благодаря кинематографу. Хотя и прежде встречались великолепные образцы подобных произведений (взять, например, «Дон Кихота»), эта категория выделилась в самостоятельную сюжетную форму

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Чем интересна русская басня? Как известно, русские писатели обратились к басне в XVIII в. Михаил Ломоносов, разделивший всю литературу на «три штиля», отнес басню к низшему, третьему «штилю», который отличается использованием простонародных слов.Использование

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Чем интересна русская басня? Как известно, русские писатели обратились к басне в XVIII в. Согласно учению Ломоносова, разделившего всю литературу на «три штиля», басня относится к низшему, третьему «штилю» и отличается использованием простонародных слов.Данное качество,

автора Шалаева Галина Петровна

Мартышка и очки (Басня) Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло ещё не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмёт, то их на хвост

Из книги Литературное чтение автора Шалаева Галина Петровна

Слон и Моська (Басня) По улицам Слона водили, Как видно, напоказ - Известно, что Слоны в диковинку у нас - Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши Слона, ну на него метаться. И лаять, и

Из книги Литературное чтение автора Шалаева Галина Петровна

Отец и сыновья (Басня) Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:– Сломайте!Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.Они легко переломали прутья

Из книги Литературное чтение автора Шалаева Галина Петровна

Лгун (Басня) Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:– Помогите, волк! Волк!Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:– Сюда, сюда скорей, волк!Мужики подумали, что опять

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Два товарища Повесть (1966)Шестидесятые годы. Небольшой провинциальный городок в России. Девятнадцатилетний Валера Важенин живет с мамой и бабушкой. Мама Валеры работает старшим нормировщиком на заводе. Отец оставил семью, когда сыну было шесть или семь лет, и живет со

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

Три товарища (Drei kamaraden) Роман (1938) Германия после первой мировой войны. Экономический кризис. Искалеченные судьбы людей и их души. Как говорит один из героев романа, «мы живем в эпоху отчаяния».Три

На этом уроке вы познакомитесь с произведением Льва Толстого «Два товарища», проанализируете его, составите к нему план, узнаете интересные подробности жизни Льва Толстого.

Рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чём будет эта басня (рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация к басне «Два товарища» ()

В басне говорится о двух мальчиках, которые пошли в лес и встретили там медведя. Прочитайте басню.

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

- А он сказал мне, что - плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Прочитайте вопросы и попробуйте дать на них ответы. Проверьте правильность своих ответов.

1. Кого встретили в лесу дети?

(медведя)

2. Как повёл себя первый мальчик?

(залез на дерево)

3. Как называется такое действие?

(он струсил, испугался)

4. Что сделал второй мальчик?

(упал наземь и притворился мёртвым)

5. Какую черту характера он проявил?

(сообразительность)

6. Почему медведь его не тронул?

(он подумал, что мальчик мёртвый)

7. Охарактеризуйте мальчиков, какие они?

(первый - трус, бросил товарища в беде, второй - находчивый и сообразительный, он притворился мёртвым, а медведь не есть мёртвую добычу)

8. Докажите, что данный текст - басня.

(это короткий поучительный рассказ)

9. В каких словах выражена мораль?

(плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают)

10. Чему учит эта басня?

(не бросать людей в беде)

Подготовьте текст к пересказу. Для этого прочитайте текст, затем разделите его на смысловые части и дайте название каждой из них.

Проверим:

1. Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался (рис. 3), а другой остался на дороге.

Рис. 3. Иллюстрация к басне «Два товарища» ()

Эту часть можно озаглавить «Встреча с медведем».

2. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел (рис. 4).

Рис. 4. Иллюстрация к басне «Два товарища» ()

Эту часть можно озаглавить «Смекалка спасла жизнь».

3. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

— Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что - плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Эту часть можно озаглавить словами из текста «Что медведь на ухо прошептал?» (рис. 5).

Рис. 5. Иллюстрация к басне «Два товарища» ()

Итак, составляем план:

  1. Встреча с медведем.
  2. Смекалка спасла жизнь.
  3. Что медведь на ухо прошептал?

«Трусливый друг страшней врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» - так гласит народная мудрость.

Мальчики, скорее всего, не останутся друзьями, потому что первый мальчик в минуту опасности струсил и предал своего товарища.

А знаете ли вы, что Лев Николаевич Толстой в своём имении Ясная Поляна устроил школу для крестьянских детей? Учебников в те времена не было, поэтому Толстой сам написал азбуку и четыре книги для чтения, в которые вошли басни, сказки, рассказы и были (рис. 6).

Рис. 6. Лев Толстой в своём имении Ясная Поляна ()

  • «Филипок» (рис. 7)

Рис. 7. Обложка книги «Филипок» ()

  • «Котёнок» (рис. 8)

Рис. 8. Обложка книги «Котёнок» ()

  • «Лев и собачка» (рис. 9)

Рис. 9. Обложка книги «Лев и собачка» ()

  • «Лгун»
  • «Косточка» (рис. 10)

Рис. 10. Обложка книги «Косточка» ()

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  2. Кубасова О.В. Литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  3. Кубасова О.В. Литературное чтение: Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику «Любимые страницы». 1 класс. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Planetaskazok.ru ().
  3. Festival.1september.ru ().

Домашнее задание

  1. Объясните мораль басни «Два товарища».
  2. Подготовьте пересказ басни «Два товарища» по плану.
  3. Прочитайте два-три других произведения Л.Н. Толстого из списка выше на выбор.

Не первый раз в сказках Льва Толстого читатель встречается с разными примерами взаимоотношений между людьми. Иногда он осуждает предательство, неумение слушать своего собеседника, зазнайство. В этой сказке уже расставлены все точки: закадычные друзья, товарищи попадают оба в сложную ситуацию. По содержанию сказки взрослый человек (один из родителей, воспитатель или учитель в школе) может спросить детей, как бы они поступили в описанном автором случае. Завяжется диалог, в котором ребята научатся формулировать свою точку зрения и отстаивать её.

О чём сказка

Собрались два друга, два товарища в лес. Уже далеко зашли, и внезапно прямо на них выбежал медведь. Испугались товарищи, и каждый выбрал свой путь спасения от свирепого хищника. Конечно, было спасение бегством, потом убегающий сообразил, что далеко в лесу от его бесспорного хозяина не убежать. Тогда он забрался на дерево и затаился там. Второй оказался ближе к медведю, упал он на лесную дорожку, всё равно пора умереть пришла, вот он мёртвым и притворился. Медведь подошёл к лёгкой добыче. Обнюхал его со всех сторон, в лицо заглянул. Человек дыхание затаил: «Будь что будет». Отошёл прочь зверь, подумал, что и, правда, человек умер, а падалью медведю питаться несвойственно. Пошёл медведь прочь. Слезает с дерева первый товарищ, радуется, что всё благополучно закончилось, спрашивает своего друга о том, что ему медведь на ухо прошептал? Находчивый оказался друг, остёр на язык: «А то, что ты друг не настоящий, если в минуту опасности товарища бросил и бегством решил спастись».

Суть повествования

Достаточно вспомнить в тексте момент, когда слезший с дерева друг не от чистого сердца обрадовался спасению. Он ещё и подшучивать стал над тем, кто испытал невероятный страх. Он бросил друга в беде, даже не попытался оказать ему посильную помощь. О таких людях русский народ придумал пословицу: «Сам погибай, а товарища выручай!». Но это применительно для истинных друзей. А таких людей, которые описаны у Льва Николаевича, нельзя считать товарищами и друзьями. Доверять другу, убежавшему с поля боя, нельзя. Ситуация, о которой рассказывается в сказке «Два товарища» из книги Толстого, была очень похожа на чуть не начавшуюся схватку, битву человека с медведем. Вот когда стоит задуматься ещё над одной пословицей: «Друг познаётся в беде». Такую работу стоит предложить юным читателям.

Читайте рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Два товарища » онлайн бесплатно и без регистрации.

Статьи по теме: