Сюжеты «Получение первородства», «Чудесный сон» или «Лестница Иакова. Чудесный сон иакова Чудесный сон иакова презентация

Ревекка услышала, что Исав грозит убить ее любимого Иакова. Она рассказала об этом ему и посоветовала убежать к ее брату Лавану в Месопотамию и пожить у него некоторое время, пока угаснет гнев Исава.
Исаак перед уходом Иакова призвал его к себе и заповедал ему не брать жену из дочерей жителей Ханаана, где они жили, но жениться в Месопотамии, на родине его матери. Затем он благословил его, сказан: "Бог же всемогущий да благословит тебя... И да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму". И Иаков отправился в Месопотамию.
Путь Иакова длился много дней. Однажды в пути он остановился на ночлег под открытым небом, положив под голову камень. Бог дал ему увидеть там чудный сон. Иаков увидел во сне лестницу, верх которой касался неба, и ангелы Божии поднимались и спускались по ней. Затем Господь обратился к нему и сказал: "Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему... Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь".
Иаков проснулся и сказал: "Истинно Господь присутствует на месте сем, а я не знал!" Потом он взял камень, который был ночью под его головой, поставил его как памятник и дал обет Господу, сказан: "Если Бог будет со мною и сохранит меня в пути этом, в которыи я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть".
БЫТИЕ 27:41-46; 28:1-22

Продолжая свой долгий путь в Месопотамию, Иаков, наконец, пришел на место, где было много прекрасных пастбищ. Он остановился у колодца, отверстие которого закрывалось большим камнем. Когда стада под надзором нескольких пастухов собирались на водопой, то камень отваливали от колодца, а потом опять закрывали его.
Иаков спросил находящихся вблизи пастухов: "Знаете ли вы Лавана, сына Нахорова?" Они сказали: "Знаем... и вот Рахиль, дочь его, идет с овцами". Рахиль подходила к колодцу со стадом овец своего отца, которых она пасла.
Когда Иаков увидел Рахиль, он отвалил камень от колодца и напоил овец своего дяди Лавана. Затем он поцеловал Рахиль и от радости заплакал, сказан, что он ее двоюродный брат. Когда Рахиль услышала это, она побежала домой и сообщила отцу. Услышав об Иакове, Лаван выбежал к нему навстречу, обнял его, поцеловал и ввел в свой дом.
Иаков остался жить у своего дяди и служил у него пастухом. Он стал служить Лавану, чтобы тот дал ему в жены Рахиль, и служил ему семь лет. Эти семь лет показались ему несколькими днями, так любил ее Иаков. Лаван отдал ему в жены двух своих дочерей - Лию и Рахиль. В те древние времена можно было жениться на родственнице и иметь нескольких жен. Здесь, в Месопотамии, у Иакова родилось одиннадцать сыновей и одна дочка, а позже, в Ханаане, еще один сын.
Иаков стал очень богатым человеком. Он жил в шатре со своими женами и детьми. У него было много рабов и рабынь, а также множество скота: овец, верблюдов и ослов.
БЫТИЕ 29:1-28

Иаков "борется" с Богом.

Однажды Господь сказал Иакову, чтобы он возвратился к себе на родину. Иаков взял своих жен и детей, собрал все свое имущество и отправился в страну Ханаанскую. Не зная, утих ли на него гнев Исава или нет, Иаков решил послать ему много подарков, чтобы умилостивить его.
По пути на родину каравану Иакова повстречался поток. Иаков перевел всех родных вброд, а сам оставался один на другой стороне потока. Вдруг встретился с ним Некто и боролся с ним до зари и повредил Иакову сустав бедра. На рассвете было сказано Иакову: "Отпусти Меня, ибо взошла заря". Иаков же сказал: "Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня". Тот спросил: "Как имя твое?" Он ответил: "Иаков". Боровшийся с ним сказал: "Отныне имя твое будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом и человеков одолевать будешь".
Также и Иаков спросил: "Скажи имя Твое". Но ответ был: "На что ты спрашиваешь о имени Моем?" И благословил Он Иакова.
Когда Иаков остался один, то понял, что он боролся с Самим Богом. Господь обильно благословил Иакова за то, что он неотступно просил и жаждал благословения.
БЫТИЕ 32:13-30

. И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не что иное, как дом Божий, это врата небесные.

Мысль эта, однако, без нужды утрируется, когда утверждают (Гункель), что святость места здесь понимается исключительно объективно, т.е. приурочивается исключительно к самому месту. Известно, что и Бог иногда указывал на особую святость того или другого места (; ), но во всех случаях святость сознавалась людьми, удостоившимися принять откровение свыше, именно отражалась в сердцах людей чувством смертельного страха и глубокого благоговения (напр., у Агари ; Моисея и др.). «Дом Божий» (beth Elohim – beth El, ст. 19) и «врата небесные» (schaar hasehamaim) – термины, впоследствии сделавшиеся обычными названиями для храма – заимствуются патриархом из содержания видения и усвояются им месту видения как бы по пророческому предвидению будущего святилища Божия (со времени разделения Еврейского царства в Вефиле был один из двух храмов десятиколенного царства, ).

Обет Иакова

. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.

Под впечатлением видения, Иаков, во-первых, ставит камень, служивший ему возглавием, памятником (mazzebah) и возливает на него елей. Обычай ставить столпы и подобные им сооружения в качестве памятников известных событий весьма распространен на древнем и новом Востоке. В Библии, кроме истории Иакова (), поставление камней с указанным назначением упоминается еще в истории И. Навина (), пророка Самуила () и др. Позднейшие злоупотребления этим обычаем в целях идолослужения вызвали запрещение в законе Моисеевом () ставить столпы. Равным образом и обычай посвящения камней божеству известен был на Востоке, напр., у финикиян, и в классическом мире. Елей, как необходимая принадлежность путешествия в жарких странах, как средство подкрепления и питания, естественно, был под рукою у путника Иакова: «вероятно, только один елей он и нес с собою, находясь в пути» (Иоанн Златоуст, с. 585). Таким образом, «что имел у себя, тем и воздал великодаровитому Господу» (блаженный Феод., отв. на вопр. 85).

. И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль , а прежнее имя того города было: Луз.

Второй акт Иакова: соответственно упомянутому своему впечатлению он называет место видения именем: Бет-Ель или Вефиль («дом Божий»), между тем как прежнее имя соседнему местечку было: Луз. Вторично и окончательно Иаков утверждает название Вефиль по возвращении из Месопотамии ().

Чтение LXX и слав. Οὐλαμλούς (варианты Οὐλαμμάους , Συλλαμμάους и др. – у Гольмеса). Улам-луз – явно ошибочное соединение еврейских слов ulam (же, прежде) и Luz. Из последующей истории видно, что хананейское имя Луз существовало совместно с еврейским Вефиль: первое употребляет и сам Иаков (), а в кн. И. Навина Луз и Вефиль, по-видимому, представляются именами разных местностей (). Имя Вефиль, впрочем, известно было и ранее Иакова – при Аврааме ().

Отголосок этого названия сохранился в известном у финикиян и греков имени Βαιτυλία , Байтилия, каким назывались у тех и др. священные камни, преимущественно из метеоритов и аэролитов, помазанием посвященные божествам. Таким образом, можно предполагать, что этот «обычай произошел от Иакова» (Филарет, Зап. на ).

. И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,

и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, –

3-е действие Иакова: его обет Богу – первый из отмеченных в Библии обетов. В этом обете (у раввинов считавшемся образцом или нормой всех обетов и на все времена) 3 элемента: внутреннее и искреннее признание Всевышнего своим Богом, с посвящением себя самого на служение Ему; особое посвящение и почитание места видения; и обещание Богу десятины из всего.

По-видимому, свою веру в Бога Иаков обусловливает внешними и личными интересами. Но, во-первых, это условие обета у Иакова есть простой перифраз непосредственно предшествующего обетования Божия (ст. 13–15); во-вторых, Иаков испрашивает у Господа лишь хлеба и одежды и таким образом исполняет завет евангельский о нестяжательности (Иоанн Златоуст, Филарет); в-третьих, с каким смирением и благодарностью понимал Иаков благодеяния Божии, видно из молитвы его ().

Десятина, как видно из примера Авраама (), была древним обычаем и в общежитии, в отношении к царям. Здесь впервые читаем о десятине Богу.

то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам тебе десятую часть.

«Домом Божиим» (beth Elohim) – может быть, в связи с этим представлением стоит ветхозаветное величание Бога – Zur Israel, скала, твердыня Израилева (; ).

Иаков держал путь на северо-восток, в город, откуда была родом его мать Ревекка. Ему было горько и стыдно: он обманом отнял у Исава его законное право первородства и теперь вынужден был бежать, спасаясь от гнева обманутого брата.

Опустилась ночь. Иаков, завернувшись в плащ и положив под голову плоский камень, устроился на ночлег под открытым небом.

Иаков уснул, и ему приснился удивительный сон. Он увидел широкую сияющую лестницу, спускающуюся с неба до самой земли. Вверх и вниз по лестнице двигались светлые ангелы, Божьи вестники.

Иаков в изумлении смотрел на лестницу, и вот - он увидел Самого Бога, стоящего на ней. И сказал ему Бог:

Я Господь, Бог Авраама и Бог Исаака, отца твоего. Я буду и твоим Богом. Всю эту землю, которую ты видишь, Я дам тебе и потомству твоему. Твои потомки станут великим народом, и через них Я благословлю все племена земные. Никогда и ничего не бойся, ибо Я с тобою. Я сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь.

Когда Иаков пробудился ото сна, он долго не мог прийти в себя: Сам Бог явился ему и говорил с ним. В память этого события Иаков назвал то место Вефиль, что означает "дом Божий", и отметил его камнем, который служил ему изголовьем во время сна.

Исполненный священного трепета, Иаков дал такой обет Богу:

Если Ты будешь со мной и сохранишь меня в пути моем, я буду верно служить Тебе всю жизнь.

Почувствовав прилив сил, Иаков вновь пустился в путь. Он шел и шел, пока не пришел к колодцу близ Харрана - родного города его матери.

Завидя пастухов, пришедших к колодцу напоить свои стада, Иаков спросил, не знают ли они брата его матери - Лавана.

Знаем, - отвечали пастухи. - А вот как раз идет Рахиль, его дочь.

К колодцу подошла красивая девушка, ведя за собою стадо овец и коз. Чтобы Рахиль смогла набрать воды, Иаков отвалил тяжелый камень, закрывавший колодец.

Сон Иакова

И призвал Исаак Иакова, и благословил его, и заповедал ему, и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских.

2 Встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей.

3 Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов;

4 И да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!

5 И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава.

6 Исав увидел, что Исаак благословил Иакова, и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: «не бери жены из дочерей Ханаанских»;

Доменико Фетти. Сон Иакова. XVII в.

Быт 28, 10–12

7 И что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию.

8 И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его;

9 И пошел Исав к Измаилу, и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх [других] жен своих.

10 Иаков же вышел из Вирсавии, и пошел в Харран,

11 И пришел на [одно] место, и [остался] там ночевать, потому что зашло солнце. И взял [один] из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.

12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.

13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему.

14 И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные.

15 И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.

16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!

17 И убоялся, и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.

18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником; и возлил елей на верх его.

19 И нарек имя месту тому: Вефиль; а прежнее имя того города было: Луз.

20 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,

21 И я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом:

22 То этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

Быт 28, 1–22

Из книги Жития Святых - месяц июнь автора Ростовский Димитрий

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

41. И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего Исав возненавидел Иакова тайною, коварною ненавистью (со временем, однако он забыл обиду,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

5. И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава Излишнее, по-видимому, определение Ревекки, как "матери Исава и Иакова", имеет, по еврейским толкователям, тот смысл, что Ревекка обоим сыновьям

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

7. Сыновья же Иакова пришли с поля, и когда услышали, то огорчились мужи те и воспылали гневом, потом что бесчестие сделал он Израилю, переспав с дочерью Иакова, а так не надлежало делать Еще и теперь у арабов изнасилование сестры считается большим позором для брата, чем

Из книги Библия. Синодальный перевод (RST) автора Библия

21. И отправился (оттуда) Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. 22. Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего (Иакова). И услышал Израиль (и принял то с огорчением). Сынов же у Иакова было двенадцать К тяжкому

Из книги Библия. Современный русский перевод (SRP, RBO) автора Библия

23. Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. 24. Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. 25. Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. 26. Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии С

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

20. И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно. 21. Остаток обратится, остаток Иакова - к Богу сильному, 20-27. Израиль, или собственно

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

1. Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова. 1-2. Вместе с падением Вавилона в представлении пророка Исаии соединяется возвращение Израиля

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов: Петра (житие 29 июня), Андрея (4-го ноября), Иакова Зеведеева (30 апреля), Иоанна (26 сентября), Филиппа (14 ноября), Варфоломея (11 июня), Фомы (6 октября), Матфея (16 ноября), Иакова Алфеева (9 октября), Иуды (Фаддея) (19 июня), Симона

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Иакова Глава 1 1 Приветствие Иакова братьям в рассеянии. 2 Испытание веры производит терпение. 5 Как получить мудрость. 9 Радость бедных в нищете. 13 Радость в перенесении искушений. 19 Слышатели и исполнители слова; чистое благочестие. 1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Иакова Глава 1 Иаков, служитель Бога и Господа Иису?са Христа, приветствует двенадцать племен, рассеянных по миру!2 Братья мои, когда на вашу долю выпадают различные испытания, считайте это великой радостью. 3 Ведь вы знаете, что испытания, которым подвергается ваша вера,

Из книги автора

Иакова Введение Вопрос о том, кто является автором этого послания, всё еще остается открытым. Вероятно, это один из трех, наиболее известных по Новому Завету христиан первого века, носивших имя Иаков. Когда ранние христианские церкви пришли к согласию о включении этого

Из книги автора

Иакова Глава 1 1 Двенадцати родам иудеев, рассеянным среди народов.Вас приветствует Иаков, слуга Бога и Господа Иисуса

Из книги автора

Дети Исаака. Сон Иакова. Примирение Иакова с Исавом У Исаака было два сына: Исав и Иаков, прозванный потом Израилем. От Иакова произошел израильский, или еврейский, народ.Исав был суров, нелюдим и больше всего любил охоту. Он почти все время проводил в поле.Иаков был кроток,

Из книги автора

Женитьба Иакова. Возвращение домой. Борьба Иакова с Богом Поселившись у своего дяди Лавана, Иаков семь лет работал на него, чтобы взять в жены дочь Лавана – Рахиль. Однако Лаван, воспользовавшись восточным обычаем, по которому невеста во время заключения брака плотно

Из книги автора

Сон Иакова И призвал Исаак Иакова, и благословил его, и заповедал ему, и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских.2 Встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей.3 Бог же Всемогущий да

1. И призвал Исаак Иакова - Согласившись с предложением Ревекки Исаак послал Иакова в Месопотамию (Быт.25:20). Знал или не знал Исаак о заговоре Исава, он все равно сознавал, что будет благоразумнее для Иакова и Исава разлучится друг с другом до тех пор, пока напряженное положение в доме не ослабеет.

4. И да даст тебе благословение Авраама - Семейная нить официально должна была сохраниться через Иакова. Следовательно, благословения, неоднократно обещанные Аврааму, ныне были переданы Иакову (Быт.17:2-3, 22:16-18). Он покинул свой дом с сознанием вины, но вместе с тем и благословением отца.

5. И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина - см. гл.25:20. Моисей сознательно ставит имя Иакова впереди имени Исава, поскольку отныне Иакову принадлежит не только первородство, но и благословение Авраама.

9. И пошел Исав к Измаилу - В благословении, которое Иаков получил от Исаака, а также в повелении Иакову взять себе жену из родственников в Месопотамии, Исав увидел глубоко укоренившуюся неприязнь, какую его родители питали к его хеттейским женам. Без сомнения, намереваясь угодить родителям, он отправился взять себе жену из семейства своего деда Аврама, подобно тому, как Иакову было велено выбрать жену из семейства Лавана, дяди по материнской линии (Махалафа или Васемаха, см. гл.36:3), которую Исав взял себе в жены, доводилась Исааку, как жена Иакова Рахиль - его матери Ревекке. Исав взял племянницу своего отца в жены Иакова - племянницу своей матери. Выражение «Пошел Исав к Измаилу» следует понимать «к семейству Измаилову», так как Измаил умер 14 лет назад (Быт.25:19,27).

10. Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран - Иаков отправился в согласии с желанием матери и повелением отца (Пр.1:8). Хотя ему было уже 77 лет (Быт.27:1) однако он продолжал считаться с родителями и повиноваться их авторитету. С него может взять пример каждый достойный сын своих родителей, если конечно его поступки не будут противоречить верности Божией (Пр.6:20, Мал.1:6).

Конечным пунктом странствования Иакова должен был стать знаменитый город в северной Месопотамии. Это было место, где остановился Фарра, выйдя из Ура (Быт.11:31). Во время посещения Елиезером приблизительно 100 лет назад, семья Вафуила, включая Лавана, жила в городе Нахора, который был расположен неподалеку от Харанна (Быт.24:10). Приведенные слова свидетельствуют о том, что после замужества Ревекки семейство Вафуила переселилось в Харран. Совет Ревекки идти Иакову прямо в Харран, а не в город Нахора (Быт.27:48) показывает, что в Вирсавии было известно о том, что семья Лавана переселилась.

11. И пришел на одно место - На исходе второго дня Иаков достиг окрестности Луз (ст.19), находящегося в 50 милях к северу от Вирсавии. Он решил не ночевать в самом городе из-за страха от хананеев. Мнение Иосифа Флавия о том, что Иаков не захотел войти в город из ненависти к ним, по-видимому не стоит выдвигать на первый план («Книга древностей» Иосиф Флавий).

И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем - Буквально «место головы». Поэтому Иаков взял камень и положил его себе под голову. Изголовье было неизвестно. Во многих восточных странах люди делает себе изголовье из дерева, глины, камня или металла. Образцы древних изголовий сохранились в Египте по сей день, поскольку все они были изготовлены из тяжелых металлов, но не было надобности брать их с собой в путь. Гладкий камень был обычно для этого достаточен. Поэтому сон Иакова на камне не представлял для Иакова каких-либо неудобств. Камень упоминается здесь в сявзи с использованием его для определенной цели, о чем пойдет речь в последующем рассказе (ст.23).

12. И увидел во сне - Когда Иаков лежал там, уставший, одинокий и огорченный, его сердце обратилось в молитве к Богу. Таково было его душевное состояние во время сна. Только после двух дней, в течение которых он имел возможность размышлять о своем поступке, видеть собственную немощь, Бог явился к нему. Промедление в плане Божием нередко является средством, очищающим душу и побуждающим человека полностью положиться на милость Божию. Лестница была видимым символом действительного и постоянного общения Бога, обитающего на небе, с Его народом, обитающим на земле. Ангелы восходят на небо, представляя перед Богом нужды человеческие, и нисходят на землю неся с собой обетования Божьей помощи и защиты. Лестница, касалась земли, где лежал Иаков, одинокий, лишенный всего и покинутый всеми людьми. Там вверху на небе находился Господь, открывшийся Иакову, как Бог его отцов. Он не только повторил ему все обетования, данные его отцам - владение Ханаанской земли, многочисленное потомство и благословение над народом (Быт.12:23,13-17, 15:6-7, 17:2-6 и т.д.), но и обещал ему Свою охрану во время странствования и безопасное возращение домой. Так как исполнение обетования относилось к далекому времени, данного Иакову, то Бог твердо заверил его следующими словами: «Я не оставлю тебя и доколе не исполню того, что Я сказал тебе».

16. Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! - Слова Иакова не являются доказательством того, как полагают некоторые толкователи, что Иаков видел Бога в определенных посвященных местах, и что в данном случае он как раз оказался на одном из таких мест. Он с радостным удивлением увидел, что там, где он считал себя одним, он находился фактически в общении с Богом. Слова Иакова в известном смысле являются самообвинением. Он признал, что именно недостаток веры поверг его в уныние. Ощущая свое одиночество, он увидел, что теперь Бог ближе к нему, чем когда-либо.

17. Как страшно сие место! - Те, которые удостаиваются иметь откровения от Бога, чувствуют в своем сердце глубокий страх и благоговение. К пророку Исаии пришло сознание вины настолько сильное, что он боялся за свою жизнь (Ис.6:5). Подобное переживание привело Иакова к глубокому сознанию своего недостоинства и глубокого греховного состояния. Но несмотря на свой страх, он знал, что это место «дом Божий» обитель мира и безопасности.

18. И встал Иаков рано утром, и взял камень - Камень, который послужил ему изголовьем, теперь сделался памятником откровения, которое он получил от Бога. Он возложил для посвящения в память о милости, явленной ему (Исх.30:26-30). Этот камень не был ни в коем случае предметом поклонения. Поклонение камням распространено у жителей Ханаана, но Богом оно было строго запрещено (Лев.26:1, Втор.16:22) Позднее, правда, израильтяне нарушили этот божественный запрет и воздвигли статуи как предмет для поклонений (3Цар.14:23, 4Цар.18:4, 23:14, 2Цар.14:3, 31:1, Ос.10:1-2, Мих.5:13). Это, однако, не значит, что каждый такой камень содержал в себе культовый смысл. Иаков воздвиг еще такой камень в память о мирном договоре с Лаваном (Быт.31:45) и еще один в память о погребении Рахили (Быт.32:20). Авессалом впоследствии воздвиг один из таких камней в память о себе (2Цар.18:13).

19. И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль - Или «дом Божий». Это имя впоследствии было дано соседнему городу Луз. Вефилем было прежде названо место, где стоял памятник Иакова, а не Луз. Это видно из книги Иисуса Навина, где оба места явно отличны друг от друга. Правда в других местах Писания Вефиль известен как более позднее наименование древнего города Луз (Быт.35:5, И.Нав.18:13, Суд.1:23). Это наименование было дано лишь после того, как Израильтяне заняли город. Он и по сей день сохраняет свое арабское название «Вентин».

20. И положил Иаков обет - Здесь впервые говорится об обете. Принимая обет, человек возлагает на себя обязанность совершить то-то или то-то. Поскольку исполнение Иакова зависело от силы Божией и поскольку он предназначен был Богу, то он был принесен в виде молитвы. Он был совершен не в виде сделки, а в духе благодарности, смирения и доверия.

Если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем - Эти слова ни в коем случае не говорят о том, что Иаков сомневался в исполнении Божьих обетований или что он ставил условия Богу. Он верил Господу по Слову Его. Так как Он обещал милостиво быть с ним и благословить его, то он со своей стороны желает быть верным Ему. В глубоком благоговении мысли Иакова обратились к Тому, каким образом он может выразить Ему свою верность.

Даст мне хлеб есть и одежду одеться - Иаков, который до сего времени не колебался использовать самые низкие средства для того, чтобы добиться более выгодной доли наследства, теперь в смирении своем ничего не просил, кроме защиты, пищи, одежды и мирного возращения в дом своего отца. Он будет счастлив, имея лишь насущные средства жизни. Его стремление к богатству и роскоши, чести и силе - исчезло. Какой урок смирения и как Иаков научился из него!

21. И я в мире возвращусь в дом отца моего - В его мыслях Бог был Богом его отцов. Он уже давно принял Господа как своего Бога. Если раньше он во многом полагался на богатство и незыблемость отчего дома, то теперь обстоятельства заставили его искать более тесной личной зависимости от Бога во всем, что он, не задумываясь привык считать своим. Это не было его первое сближение с Богом. Это было более глубокое понимание и зрелость того, что значит быть в общении с Ним.

С этого момента Иаков стал проявлять свою верность Богу. Он подчинился Божественному руководству и отдал Богу свое благодарение, свое благодарное, любящее сердце. Какой прогресс совершился в его жизни за 20 лет между Вефилем и Ненуелем! В его сердце теперь царила благодать, но борьба не была окончена. Его наклонности ко злу остались, и он иногда уступал им. Но принципы праведности теперь заняли прочное место в его жизни, и он вернулся в Ханаан, имея глубокое доверие к Богу. Под неустанным надзором Божиим, он постоянно продолжал возрастать в вере, пока наконец, не был наречен «князем Божиим».

22. То этот камень, который я поставил памятником - Иаков заявил о своем намерении воздвигнуть на этом месте жертвенник для поклонения Богу. Это свое решение он выполнил несколько лет спустя, после успешного возвращения к себе на родину.

И из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть - Авраам и Иаков - оба понимали значение десятины и регулярно возвращали от своих доходов десятую часть (Быт.14:20). Слова Иакова говорят о том, что в прошлом он этого не делал. Быть может, он теперь не многое считал своим. Возможно его алчный дух заставил его забыть про десятину. Как бы там ни было, но возвращать десятину, не ожидая никакого вознаграждения от Неба, а в знак смирения и признательности Богу за то прощение и милость, которые оказаны ему … Дословно его обещание звучит так: «Давая я буду давать». Другими словами, он обещал постоянно давать десятину со всех своих доходов. Судя по его будущей жизни, в которой он оставался верным Богу, нет никакой причины сомневаться в том, что он добросовестно исполнит свой обет. Об этом свидетельствует и обильное благословение, какое Иаков получил от Бога в последующие годы (Мал.3:8-11). Он, который 77 лет не платил десятину, теперь покинул Ханаан бедным странником, не имея ничего в руках, кроме одного посоха, но вернулся через 20 лет со множеством скота, слуг и многочисленной семьей.

Этот жизненный опыт Иакова может служить хорошим примером каждому христианину. Во дни несчастья он должен подумать, не удержан ли небесные благословения за его неверность в уплате десятины (Амос.1:6-11). Опыт Иакова подтверждает, что никогда не поздно начать новую жизнь в этом отношении не для того, чтобы заслужить милость от Бога, в знак преданности и любви к Нему. Благословения Неба могут излиться в этом случае на искреннего верующего, как они были излиты на Иакова.

Всякое общение Бога с человеком преследует собой величественную цель - развить в нем характер, достойный Творца.

По материалам библейского комментария АСД

Статьи по теме: