Албанский лидер энвер ходжа биография и образование. Биография. Сталинизм. разрыв отношений с ссср

Enver Hoxha Карьера: Министр
Рождение: Албания, 16.10.1908
Энвер Ходжа (алб. Enver Hoxha, 16 октября 1908 11 апреля 1985) первый секретарь Албанской партии труда в 19411985 гг., председатель Совета Министров Албании в 19441954 гг. и министр иностранных дел в 19461953 гг.

Ходжа родился в городке Гирокастра на юге Албании. Отец его, торговец тканями, вечно был в разъездах по Европе, вследствие этого воспитанием занимался в основном его дядя, Хисен Ходжа. Хисен Ходжа был яростным приверженцем независимости Албании (Энверу было четыре года, когда Албания получила независимость) и борцом супротив репрессивной политики правительств, которые правили страной вслед за тем обретения самостоятельности. Энвер сильно проникся идеями дяди, в особенности вслед за тем того, как в 1928 году к власти в стране пришёл король Зогу.

В 1930 году Ходжа поступил в вуз Монпелье во Франции, где учился на государственную стипендию, но вскоре был отчислен за неуспеваемость. С 1934 по 1936 год был секретарём консульства Албании в Брюсселе, а ещё изучал право в местном университете. В 1936 году вернулся в Албанию и стал преподавать в Корче.

Ходжа лишился учительской работы в 1939 году следом оккупации Албании итальянскими войсками за то, что отказался входить в Албанскую фашистскую партию. Он открыл табачную лавку в Тиране, которая вскоре стала местом встреч мелкий коммунистической группы. С помощью югославских коммунистов в ноябре 1941 года он создал и возглавил Коммунистическую партию Албании (в дальнейшем Албанская партия труда), а кроме того движение сопротивления (Национальную Освободительную Армию), которое пришло к власти в ноябре 1944 года.

Социальные и экономические реорганизации

Ходжа объявил себя убеждённым марксистом-ленинцем и восхищался личностью Сталина. Он построил своё держава по советской модели, и когда его бывшие союзники югославские коммунисты идеологически разошлись с Москвой в 1948 году, он порвал с ними отношения и годом позже казнил своего главного политического оппонента, министра обороны Кочи Дзодзе по подозрениям в деятельности в пользу Югославии.

По указанию Ходжи у зажиточных землевладельцев конфисковали земли и объединяли их в колхозы (кооперативы), самих же землевладельцев сажали в тюрьмы и уничтожали. Албанская политработа высокомерно заявляла, что коммунистическая Албания всецело обеспечила свои потребности в продовольствии, развивает индустрия, электрифицировала большинство сельских районов, искоренила неграмотность и болезни.

Когда же с падением коммунистического режима железный занавес был снят, взору предстала окончательно иная картина Албания ни капельки не была той индустриально развитой, авангардный страной, как утверждала коммунистическая агитационная деятельность. Фактически это была отсталая держава, по меркам не только западных капиталистических стран, но и стран Восточного блока, таких как Болгария и Румыния. Хвалёная развитая индустрия Албании оказалась вымыслом, в сельском хозяйстве использовались методы прошлого столетия, а телефонная связь, уже давнехонько вошедшая в обиход в соседних странах, оставалась диковинкой для всех албанцев, исключая высших чиновников коммунистической партии. Зарплаты рабочих и порядок жизни были поразительно низкими по меркам всякий европейской страны, что привело к массовой эмиграции албанских рабочих в соседние Грецию и Италию, где более того в качестве незаконных иммигрантов они жили на строй лучше, чем у себя дома.

Несмотря на постоянное пускание пыли в глаза, пожалуй, единственным реальным наследием Ходжи оказался немыслимый комплекс из 600 тысяч бетонных бункеров, разбросанных по всей стране (насчитывающей 3 миллиона жителей), которые планировалось применять в качестве наблюдательных пунктов и артиллерийских огневых позиций. При этом, что характерно, приблизительно половинка из них была направлена не супротив внешнего врага, а на албанские города и деревни. В этом проявлялась параноидальная суть личности Ходжи, тот, что боялся американского вторжения метко так же, как и революции в собственной стране.

Сталинизм. Разрыв отношений с СССР

Ходжа оставался ярым сталинистом и позже того, как Н.С. Хрущёв на XX съезде КПСС в 1956 году обвинил Сталина в массовых нарушениях социалистической законности. Это означало изоляцию Албании от остальных европейских социалистических стран. В 1960 году Ходжа в советско-китайском конфликте занял сторону КНР, и уже в следующем году разорвал отношения с Москвой. В 1968 году Албания вышла из Варшавского договора в реакция на ввод войск стран ОВД в Чехословакию. Единственной страной Варшавского блока, с которой поддерживались отношения, была Румыния, вождь которой, Чаушеску, осудил вторжение в Чехословакию.

Внутренняя политика Ходжи соответствовала сталинской модели, которой он восхищался, а культ личности Ходжи в Албании поразительно напоминал культ личности советского лидера, которого он считал своим идеалом (более того военная форма и знаки различия были скопированы с советских образцов сталинских времён). Внутри страны албанская тайная полиция Сигурими использовала репрессивные методы, позаимствованные у КГБ и восточногерманской Штази. Каждый третий албанец либо отбыл срок в лагерях, либо легко подвергался допросам в Сигурими. Чтобы искоренить вольнодумство, власти прибегали к систематическим чисткам противников режима увольняли с работы, направляли на каторжные работы и более того казнили. Выезд за рубеж был разрешён только по служебным надобностям, дабы не развеивать миф о авангардный экономике Албании. Любое проявление индивидуальности или творчества в культурной жизни душились на корню, искусство и литература могли наличествовать только в той мере, в какой они были необходимы для распространения правительственной пропаганды.

До конца 1980-х годов в Албании сохранялся культ Сталина, его именем назывался городок Кучова, произведения Сталина переиздавались (в том числе на русском языке), дни рождения и смерти Сталина официально обширно отмечались (как и ленинские дни, и годовщина Октябрьской революции). Уже позже смерти Ходжи, в 1986, по случаю кончины В. М. Молотова в Албании был объявлен национальный траур.

Идеологические враги режима именовались хрущёвцами и титовцами; им приписывалась связь с властями СССР и граничившей с Албанией Югославии. Употребление этих ярлыков было аналогично троцкистам в СССР в 1930-е годы.

Атеистическая кампания

В 1967 году, по прошествии двух десятилетий всё больше жестоких гонений на церковь, Ходжа возвышенно провозгласил свою страну первым атеистическим государством в истории. Вдохновляемый китайской культурной революцией, он подверг конфискации добро и здания мечетей, церквей, монастырей и храмов. Многие из этих зданий тут же сровняли с землей, в других размещали мастерские, склады, конюшни и кинотеатры. Родителям запрещали дарить детям церковные имена. Всякий, у кого находили Коран, Библию, иконы или другие предметы религиозных культов, приговоривался к длительному лишению свободы.

Как сообщала в своём докладе 1984 года организация Эмнести Интернэшнл, обстановка в области прав человека в Албании была совершенно удручающей. Режим Ходжи лишил граждан свободы самовыражения, вероисповедания, передвижения и объединений, хотя в Конституции 1976 года все эти свободы формально гарантировались. Фактически, определённые статьи Конституции юридически ограничивали употребление политических свобод, которые считались противоречащими установленному порядку. К тому же, порядок ограничивал доступ людей к каждый информации помимо той, которая распространялась государственными средствами массовой информации. Сигурими непрерывно нарушала неприкосновенность личности, жилища и переписки и производила незаконные аресты. Судебные органы выносили свои решения, исходя из политической целесообразности, не предоставляя виновному возможности представить доказательства в свою пользу, и зачастую вообще без каких-либо судебных формальностей.

Разрыв с Китаем. Полная изоляция

Смерть Мао Цзедуна в 1976 году и разгромление Банды четырёх в последовавшей внутрипартийной борьбе в 19771978 годах привели к китайско-албанскому конфликту и полной политической изоляции Албании при этом Ходжа обвинял в ревизионизме и Москву, и Пекин.

В 1981 году Ходжа провёл новую чистку, предав казни нескольких партийных и государственных чиновников. Сообщалось, что его ближний соратник на протяжении 25 лет премьер-министр Мехмет Шеху покончил с собой потом очередного конфликта внутри албанского руководства в декабре 1981 года, но нередко высказываются предположения, что его на самом деле убили.

Несколькими годами позже Ходжа удалился от дел, передав большую их количество Рамизу Алии. После смерти Ходжи 11 апреля 1985 года (наступившей в возрасте 76 лет, через гладко месяц вслед за тем прихода к власти Горбачёва в СССР) внутренняя и внешняя политика Албании стали менее жёсткими, вследствие общего кризиса коммунистической системы в Восточной Европе. В Албании это привело к отказу в 1990 году от однопартийной системы, а ещё к поражению реформированной Социалистической партии на выборах 1992 года.

Сочинения

* Э. Ходжа. Хрущёвцы

* Архив произведений Э. Ходжи (англ.)

* Выступление на Совещании коммунистических и рабочих партий, 1960 г. (исп.).

Так же читайте биографии известных людей:
Энвер Измайлов Enver Izmailov

В начале июля 1999 г. одновременно с переизданием альбома "Восточная легенда" московская компания Boheme Music выпустила очередную работу Энвера -..

Энгельберт Дольфус Engelbert Dollfuss

Энгельберт Дольфус (нем. Engelbert DollfuЯ; 4 октября 1892 25 июля 1934) австрийский политический деятель, лидер Христианско-Социальной Партии...

Энгельберт Хумпердинк Engelbert Humperdink

Стиль Хумпердинка, испытавший влияние Вагнера, отмечен ярким оркестровым письмом и свежестью мелодики.

Эндель Пусэп Endel Pusep

Майор Э. К. Пусэп совершил 30 ночных боевых вылетов на бомбардировку важных военных объектов в глубоком тылу фашистской Германии, в том числе в..

.
Признаюсь, я не слишком внимательно ее слушал. Совершенно фантастический изгиб талии в момент своего окончательного оформления обещал радости, куда как большие счастья освобожденного труда.
А потом она перешла к Балканам и Косово, откуда, по ее словам, должна начаться 3-я мировая.
- Послушайте, спрашиваю, а Вы знаете откуда вообще пошла косовская заваруха!? А кто такой Энвер Ходжа?
В ответ что-то невнятное.
Вот и решил я освежить в памяти племени младого, незнакомого, образ вождя, которому в нынешнем году исполнилось бы 100 лет. А заодно и солнечной страны Албании.

Как сотня врангелевцев свергла епископа-коммуниста
В 1924г. в Албании произошла вроде как революция. К власти пришел некий епископ Фан Ноли, вытеснивший премьера Ахмета Зогу в соседнее Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС). В Тирану прибывает советская миссия под руководством Аркадия Краковецкого, возглавлявшего в ОГПУ отдел по печатанию фальшивых денег. Он обещает превратить Албанию в образцовую социалистическую страну, а Сталин берет это дело под личный контроль.
В том же году 108 офицеров-врангелевцев во главе с полковником Миклашевским и есаулом Улагаем из Белграда нападают на соседнюю страну. К ним присоединяется Зогу, на сторону которого переходят албанские пограничники. Бой у города Пешкопея, где стояла тысяча солдат под командованием коммунистического комиссара Элегу Юсуфа закончился триумфальной победой русских. Русские выломали ворота пешкопейской тюрьмы и выпустили противников Ноли. На центральной площади они обнаружили приготовленные «к работе» две виселицы. Уже на следующий день русские вошли в Тирану. С гор они увидели, как из порта Дуррес отходили 4 советских теплохода, увозящих навсегда Фана Ноли и всю советскую миссию во главе с Краковецким. Последний так спешил, что забыл заплатить хозяину отеля. Тот потребовал плату, но Краковецкий в спешке не мог найти кошелек. Тогда он прошел в свою комнату и открыл один из стоявших там сундуков. Хозяин отеля обомлел: сундук был набит пачками банкнот достоинством 100 лир.
Ахмет Зогу пришел к власти и в 1928г. объявил себя Королем Албании. Период его правления до 1939г. будет коротким «золотым веком» Албании.

Русский отряд был расформирован только только в 1927 году в результате интриг британского представителя. Краковецкого расстреляют в 37-м.

Товарищ Энвер
Пламенный революционер Энвер Ходжа родился в 1908г. в семье торговца, учился во Франции, но был отчислен за неуспеваемость. С помощью югославских коммунистов в 1941г. основал Коммунистическую партию Албании, а также движение сопротивления, которое пришло к власти в 1944г.
А потом Ходжа на 50 лет изолировал страну, названную им НСРА, от остального мира. У землевладельцев конфисковали земли, самих их сажали в тюрьмы и уничтожали. Трудящимся не разрешалось иметь предметы "буржуазной роскоши" - автомобиль, рояль, сдавать жилплощадь. Длинные волосы, джинсы и узкие брюки, косметика, "буржуазно-ревизионистские" фильмы, рок-музыка, джаз - все это безоговорочно запрещено. Известны случаи, когда приезжих иностранцев, даже если они "искренние друзья" и "истинные коммунисты", прямо в аэропорту направляли к парикмахерам или в "срочное" ателье. Сопротивляющихся отсылали обратно.
В сравнении с Албанией СССР выглядел образцом демократии и толерантности. Единственным другом НСРА числился социалистический Китай. Главный лозунг дружбы: «Великий Китай не поест один день, маленькая Албания будет сыта целый год». Но когда в 1967г. умер Мао и потерпела поражение «Банда четырех», Албания поссорилась и с Китаем. В 1967г. Ходжа торжественно провозгласил НСРА первым атеистическим государством в истории. Он конфисковал имущество и здания мечетей, церквей, монастырей. Многие из них тут же сровняли с землей, в других размещали мастерские, склады, конюшни и кинотеатры. Всякий, у кого находили Коран, Библию, иконы или другие предметы религиозных культов, приговаривался к длительному лишению свободы. В мечети Этем Бей, построенной в 1793г. в центре Тираны, Энвер Ходжа распорядился открыть общественный туалет.
В 1981г. Ходжа провёл новую чистку, казнив нескольких партийных и государственных чиновников. Несколькими годами позже удалился от дел, передав большую их часть Рамизу Алии. Умер в 1985г. и был мумифицирован. Пролежав 4 года в мавзолее, был похоронен по-людски.
Творческое наследие вождя
Каждому, кто оказался в Албании, трудно избавиться от чувства, что за ним следят. С каждого холма смотрят полуразрушенные купола бункеров. Это и есть главное наследие Энвера. За время его правления в стране с 3-мя миллионами жителей, было построено более 700 000 железобетонных уродцев. Их планировалось использовать в качестве наблюдательных пунктов и огневых позиций. При этом половина из них была направлена не против внешнего врага, а на местные города и деревни.
Говорят, когда был построен первый экспериментальный бункер, Ходжа заставил главного инженера встать внутри и приказал обстрелять строение из танка. К сожалению для последующих поколений, инженер остался невредим, хотя заработал на этой почве невроз.
Фотка бункеров приведена в конце поста. А еще вождь много писал. Статью «Хрущевцы» рекомендую прочесть не только марксиствующим барышням.

Косово
В сербской мифологии Косово занимает особое место. Здесь была основана сербская церковь, в Косово - самые известные православные монастыри.
Итало-германская оккупация Югославии в годы второй мировой привела к включению пограничных районов (Косово и Метохия), в итальянскую зону оккупации. Так возникла "Великая Албания". В 1944г. была создана Добровольческая дивизия СС ""Скандерберг"", устроившая резню сербского населения. Почти 100 тысяч сербов из 800-тысячного населения бежали. В целом за годы войны потери сербов в Косово и Метохии составили более 100 тысяч. Фашистская власть предоставляла албанцам земельные участки и дома сербов, которые были убиты или изгнаны.
После войны Тито вместо депортации оккупационного населения на этническую родину (как это сделали с немцами в 1945-1946 гг. правительства Польши и Чехословакии), создал автономную область Косово и Метохии.
Энвер Ходжа, учитывая раздор Сталина с Тито, решил использовать эту уникальную возможность для решения "албанского вопроса". Он обратился в ЦК ВКП (б) с письмом, озаглавленным "О Косово и Метохии": "...Мы считаем, что Косово, Метохия и часть пограничной с Албанией Македонии...после освобождения Югославии из когтей Тито и империализма должны быть присоединены к Албании. Только такой путь приведет к тому, что албанцы, живущие в Югославии, будут героически бороться против Тито и империализма".
К сожалению, ныне руководство НАТО и стран альянса точно выполняют цели Ходжи. Сербы, кстати, во время Второй мировой спасли много еврейских семей. В одной из них была маленькая девочка, из которой выросла «мадам война» - Олбрайт, так славно отблагодарившая Югославию.
Тут, как говорится, кого Бог решает покарать, он лишает разума. Думаю, многим из нынешних победителей еще предстоит почувствовать на свей шкуре прелести НМР (неомусульманский радикализм, если кто не знает)
Вот, такие бывают негламурные революционеры... Следующий раз расскажу Вам, юная леди, про еще более верного ленинца Салот Сара, более известного как Пол Пот.
Источники.

Получив независимость лишь 100 лет назад, Албания тем не менее имеет многовековую историю. Здесь часто менялись властители, а устанавливаемые ими режимы порой кардинально отличались. И достопримечательности Албании несут на себе отпечаток тех разнообразных событий, что происходили на ее землях. Так, в центре Тираны возвышается необычное сооружение – монументальная пирамида из стекла и бетона, что сразу притягивает к себе взор. Это так называемый мавзолей Энвера Ходжа, бывшего правителя Албании.

О бедном Энвере замолвите слово…

Мало кто знает, что один из самых жестких тоталитарных режимов современности был установлен в Албании Энвером Ходжа. Этот человек, будучи убежденным коммунистом, мечтал о построении социализма. В годы его диктатуры русскоговорящие албанцы шутили, что столица их государства названа в честь тирана. И на самом деле албанский лидер 40 лет держал страну в ежовых рукавицах: под запретом находились религия, а также все, связанное с западной культурой, границы наглухо закрылись, автомобили и телефоны стали уделом избранных, население жило одинаково бедно.

Это все, что останется после тебя…

В 1985 году Энвер Ходжа скончался, страна 9 дней находилась в трауре. Через 3 года по проекту дочери албанского лидера был возведен мавзолей, имеющий сходство с гробницами египетских фараонов. В здании был открыт музей могущественного диктатора, планировалось, что там же будут захоронены и останки Энвера Ходжа. Однако «Пирамида», которая долгое время была одной из самых дорогих построек в Албании, так и не выполнила своего основного предназначения. Смена политической ситуации в стране привела к тому, что экспозиция музея была демонтирована, а в самом здании расположились конференц-центр и бар с несколько циничным названием «Mumija». Сегодня будущее этой достопримечательности Тираны туманно: власти то планируют перестроить «Пирамиду» в молодежный развлекательный центр, то вовсе снести сооружение, напоминающее о диктатуре Энвера Ходжа.

Символ мира, отлитый из пуль.

Перед мавзолеем Энвера Ходжа установлен Колокол Мира, который напоминает о массовых беспорядках, что в 1997 прокатились по стране в связи с крушением местных финансовых пирамид. Обманутые вкладчики, желая хоть как-то компенсировать денежные потери, разграбили военные склады. Из стреляных гильз, подобранных на улицах после установления порядка, и был отлит колокол, что сегодня является символом новой страницы в истории мирной Албании.

А узнать более подробно о прошлом Албании и Тираны можно, побывав в Гирокастре - уникальный город-музей, соединяющий в себе и крепость, и мечеть, и рынок.

Энвер Халиль Ходжа (алб. Enver Halil Hoxha; 16 октября 1908, Гирокастра, Османская империя - 11 апреля 1985, Тирана, Народная Социалистическая Республика Албания) - албанский политический деятель, социалистической Албании в 1944-1985 годах. Народный Герой Албании.

Занимал посты Первого секретаря ЦК Албанской партии труда (1941-1985), Председателя Совета министров (1946-1954), министра иностранных дел (1946-1953) и министра обороны Албании (1944-1953), также являясь верховным главнокомандующим вооружёнными силами (1944-1985).

За более чем сорок лет его правления были достигнуты успехи в развитии албанской экономики, образования и здравоохранения. К положительным сторонам тех времён можно отнести политику эмансипации женщин и почти полную ликвидацию традиционных бичей Албании: неграмотности, этнической разобщённости, малярии, сифилиса, кровной мести.

Вообще произошла смена уклада жизни в Албании: она в конце 1940-х была на уровне ХІХ века, но к концу 1980-х являлась относительно развитой страной. В стране была создана система высшего образования (Университет Тираны), профессиональный театр, включая оперу, телевидение. Всё это полностью отсутствовало в довоенной Албании и было создано во многом благодаря советской, а потом европейской и частично китайской помощи.

С другой стороны, Ходжа вёл репрессивную внутреннюю политику, уничтожал «предполагаемые нелояльные элементы» среди членов правящей партии. Действовала тайная полиция Сигурими.

Во внешней политике первоначально ориентировался на Югославию и СССР, встав на позицию последнего в советско-югославском конфликте. После начала десталинизации в СССР Албания разорвала с ним отношения и стала развивать тесное сотрудничество с маоистским Китаем. Но приход к власти реформистов в Китае привёл к разрыву отношений и с этой страной, в результате чего возникла фактически нацистская идеология ходжаизма, принятая также некоторыми организациями, считающими политику СССР и Китая «ревизионистской» и не соответствующей марксизму-ленинизму.

До прихода к власти

Ходжа родился в городке Гирокастра на юге Албании, которая в то время входила в состав Османской империи. Его родители принадлежали к секте бекташей: неортодоксальному направлению в исламе, игравшему значительную роль в национально-освободительном движении албанцев. В семье с уважением относились к вере предков, и отец водил Энвера перед поездкой во Францию за благословением к одному из духовных лидеров бекташей. Дед Ходжи Бекир был участником Призренской лиги - первой значительной политической организации албанцев. Отец его, торговец тканями, постоянно был в разъездах по Европе, поэтому воспитанием занимался в основном его дядя, Хисен Ходжа. Хисен Ходжа был сторонником независимости Албании (Энверу было четыре года, когда Албания получила независимость) и борцом против репрессивной политики правительств, которые руководили страной после обретения самостоятельности. Энвер проникся идеями дяди, в особенности после того, как в 1928 году к власти в стране пришёл король Зогу.

В 1926 году Ходжа окончил начальную школу в Гирокастре, затем лицей в городе Корче (летом 1930 года). Увлекался музыкой, писал стихи, организовывал диспуты и литературные вечера. К 25 годам Энвер, успевший овладеть французским и турецким языками, публиковался в прессе и начал знакомиться с трудами Маркса, Энгельса и Ленина.

В октябре 1930 года Ходжа поступил в университет Монпелье во Франции на факультет естественных наук, где учился на государственную стипендию, но вскоре был отчислен. Партийная историография приводит причину - приверженность социалистическим идеям. С 1934 по 1936 год был секретарём консульства Албании в Брюсселе, а также изучал право в местном университете и входил в студенческий кружок под руководством Лазара Фундо.

Ходжа познакомился с деятелями албанской секции Французской компартии, а также с такими видными коммунистическими деятелями, как М. Кашен, М. Торез, А. Барбюс, Л. Арагон. Ходжа сотрудничал в «Юманите», редактировал албанский коммунистический бюллетень. Он восхищался деятельностью Сталина и ВКП(б), считая, что Албании нужна именно такая партия. Энвер переводил на албанский важнейшие речи Сталина, постановления большевистской партии, выступления лидеров Коминтерна. Энвер Ходжа, будучи членом Французской компартии, в 1935-1936 годах побывал в Бельгии, где вступил в Бельгийскую компартию, публиковался в её печатных органах.

Ходжа родился в городке Гирокастра на юге Албании, которая в то время являлась турецкой колонией. Отец его, торговец тканями, постоянно был в разъездах по Европе, поэтому воспитанием занимался в основном его дядя, Хисен Ходжа. Хисен Ходжа был сторонником независимости Албании (Энверу было четыре года, когда Албания получила независимость) и борцом против репрессивной политики правительств, которые правили страной после обретения самостоятельности. Энвер проникся идеями дяди, в особенности после того, как в 1928 году к власти в стране пришёл король Зогу.

В 1926 году Ходжа окончил начальную школу в Гирокастре, затем лицей в городе Корче (летом 1930 года). Увлекался музыкой, писал стихи, организовывал диспуты и литературные вечера. К 25 годам Энвер, успевший овладеть французским и турецким языками, публиковался в прессе и начал знакомиться с трудами Маркса, Энгельса и Ленина.

В октябре 1930 году Ходжа поступил в университет Монпелье во Франции на факультет естественных наук, где учился на государственную стипендию, но вскоре был отчислен. Партийная историография приводит причину - приверженность социалистическим идеям. С 1934 по 1936 год был секретарём консульства Албании в Брюсселе, а также изучал право в местном университете и входил в студенческий кружок под руководством Лазара Фундо.

Ходжа познакомился с деятелями албанской секции Французской компартии, а также с такими видными коммунистическими деятелями, как М. Кашен, М. Торез, А. Барбюс, Л. Арагон. Ходжа сотрудничал в «Юманите», редактировал албанский коммунистический бюллетень. Он восхищался деятельностью Сталина и ВКП(б), считая, что Албании нужна именно такая партия. Энвер переводил на албанский важнейшие речи Сталина, постановления большевистской партии, выступления лидеров Коминтерна. Энвер Ходжа, будучи членом Французской компартии, в 1935-1936 годах побывал в Бельгии, где вступил в Бельгийскую компартию, публиковался в её печатных органах.

В своих статьях Ходжа критиковал троцкистов, бухаринцев, «албанских монархо-фашистов» (режим А. Зогу). Греческая и итальянская секции Коминтерна помогли Ходже наладить связи с коммунистическим подпольем в Албании, которое стремилось сформировать свою коммунистическую партию.

Весной 1936 года вернулся в Албанию и стал преподавать французский язык в Корче. Ходжу избрали в руководящий состав коммунистических групп в Корче и Тиране, а в своём родном городе Гирокастре он возглавил такую группу.

В 1938 году в парижской больнице умер от чахотки лидер корчинских коммунистов А. Кельменди. Ходжа, поддержанный греческой и французской секциями Коминтерна и лично Г. Димитровым, возглавил эту группу.

Визит в Москву. Встреча со Сталиным

Жизнь революционера - нелегальное положение, запрет на работу в Албании, аресты - создавала вокруг Ходжи ореол «борца за народное дело» и приносила ему известность в среде албанской оппозиции. По настоянию лидеров албанской секции Французской компартии и его собственной просьбе, содержащейся в письме на имя М. Кашена и Г. Димитрова, в марте 1938 года Ходжа был направлен в СССР, где он находился чуть больше года. В Москве Энвер учился в институте Маркса-Энгельса-Ленина и в Институте иностранных языков, продолжая заниматься переводами на албанский речей и книг Сталина, Молотова, Вышинского. В апреле 1938 года он впервые встретился со Сталиным и Молотовым. Эта встреча явилась важнейшим событием в жизни, способствовала идейной убеждённости Ходжи, пообещавшего своим собеседникам сплотить албанских коммунистов в единую большевистскую партию. Это обещание он впоследствии сдержал.

Борьба с оккупантами

Ходжа лишился учительской работы, когда в апреле 1939 года Албанию оккупировали войска Муссолини, за то, что отказался вступать в Албанскую фашистскую партию. По решению Исполкома Коминтерна Ходжу переправили в Албанию вместе с двумя помощниками из ЦК ВКП(б), которые обеспечивали связь со Сталиным.

Итальянский оккупационный суд заочно приговорил Ходжу к смерти. Но несмотря на это он активно занимался антифашистской деятельностью: писал прокламации и статьи, организовывал, работая на нефтепромыслах, лесоразработках, в морских портах, профсоюзах, участвовал в акциях протеста против итальянских оккупантов.

Одновременно с этим он добивался руководящего положения в создававшейся тогда компартии Албании. В Албании участились диверсии и другие акты саботажа против итальянцев. Партизанские отряды всё чаще вступали в бои с оккупантами и коллаборационистами. Наиболее активным партизанское движение было в южной Албании, его руководителями являлись Ходжа, Шеху, Банлуку, Леши, Пеза.

Он организовал табачную лавку в Тиране, которая вскоре стала местом встреч небольшой коммунистической группы.

Подпольная конференция коммунистов Албании, созванная в Тиране 7 ноября 1941 года, провозгласила создание Компартии Албании. Её первым секретарём был избран соперник Ходжи К. Дзодзе. Заместителем Дзодзе стал Энвер. Он же был утверждён в качестве главнокомандующего партизанскими формированиями.

В 1942 году Ходжа женился на 20-летней Неджимие Руфи, дочери рабочего нефтепромысла из города Кучова. Она стала единомышленником мужа во всех его начинаниях. Была членом политбюро, секретарём ЦК, председателем Демократического фронта Албании (так с 1946 года стал называться созданный в 1943 году Национально-освободительный фронт).

Осенью 1942 года Ходжа приехал в Москву, где встретился со Сталиным, Молотовым, Ждановым, Маленковым, Микояном и Димитровым. Он заверил их в неотвратимости разгрома фашистов и их пособников, в намерении построить социализм в Албании на основе учения Ленина-Сталина.

В конце пребывания Ходжи в Москве СССР выступил с заявлением (декабрь 1942 года), в котором подчёркивалась необходимость восстановления независимости Албании и отвергались территориальные претензии Италии и Греции к этой стране. Данное заявление явилось ударом по планам Черчилля, который не исключал возможности раздела после войны Албании между Италией, Грецией и Югославией.

После разгрома нацистов под Сталинградом и Курском и успешных операций Албанской народно-освободительной армии (АНОА) стратегическая инициатива в Албании полностью перешла к коммунистам.

В 1944 году немецкие войска в Албании были разгромлены, их остатки ушли в Югославию, АНОА участвовала в освобождении северо-западной Греции, а также Черногории, Македонии и Сербии (Косово). С октября 1944 года Э. Ходжа стал премьер-министром и одновременно министром иностранных дел во вновь сформированном правительстве. Верховным главнокомандующим Энвер Ходжа оставался вплоть до своей кончины.

На Потсдамской конференции (1945) Сталин предостерёг Черчилля от реализации планов раздела Албании.

Социальные и экономические реформы

Ходжа объявил себя убеждённым марксистом-ленинцем и восхищался личностью Сталина. О своей поддержке новой Албании Сталин заявил Ходже лично в период его визита в СССР в июне 1945 года. Ходжа присутствовал на Параде Победы, был в Сталинграде, получил заверения в советской технической и научной помощи. Уже в августе 1945 года в Албанию прибыли первые советские пароходы с продовольствием, оборудованием, машинами, медикаментами.

В страну стали приезжать из СССР геологи, нефтяники, конструкторы, преподаватели, врачи. Сотни албанских студентов начали обучаться в советских вузах. Э. Ходжа сказал в том же году, что Албании предстоит индустриализация, коллективизация, «культурное перевоспитание народа» и она пойдёт по пути СССР.

Сразу после войны возник конфликт между Ходжей и Тито. Тито, Джилас и Кардель уговаривали Энвера поддержать идею образования конфедерации и вхождения Албании в состав Югославии. Но Ходжа был непреклонен. Он убеждал Политбюро ЦК ВКП(б) в опасности политики Тито, предупреждал, что Белград обманывает сталинское руководство. Когда его бывшие союзники - югославские коммунисты - идеологически разошлись с Москвой в 1948 году, он порвал с ними отношения.

Ходжа и его сторонники, поддерживаемые Москвой, в 1947 году совершили переворот в партии. Энвер стал первым секретарём ЦК, а М. Шеху - его первым заместителем. Позднее, в 1954 году, Шеху был назначен премьер-министром.

Летом 1947 года Ходжа вновь приехал в СССР. Сталин вручил ему орден Суворова, который Энвер всегда надевал во время официальных церемоний. Албании был предоставлен льготный кредит на закупку разнообразных советских товаров. Ходжа заявил на обеде в Кремле, что «Сталин и Советский Союз - наши спасители и товарищи. Мы, албанцы, клянёмся вам в вечной дружбе и преданности». В 1950 году Албания вступила в СЭВ, а в 1955 году - в Варшавский договор.

После того, как Ходжа стал лидером партии, его именем был назван первый в Албании автотракторный комбинат, построенный в Тиране в 1946 году с помощью СССР. Впоследствии имя Ходжи было присвоено многим заводам, колхозам, улицам, школам, горным вершинам, а также столичному университету. I съезд Албанской компартии (вскоре переименованной в партию труда), состоявшийся в 1948 году, декларировал приверженность опыту СССР и ВКП(б), солидаризировался с Коминформбюро и призвал албанцев выполнять «сталинские пятилетки». На этом съезде присутствовал и выступил Шепилов. В 1948-1951 годах в стране и партии развернулась кампания «борьбы с врагами народа и агентурой Тито». Согласно уголовному кодексу Албании (1948) максимальный срок ссылки или тюремного заключения составлял 30 лет.

II съезд Албанской партии труда (1952) объявил о завершении восстановления страны и её планомерном развитии. Первый 5-летний план Албании был разработан в советском Госплане. Сталин и Ходжа внесли в этот план ряд корректив, после чего его направили в Албанию, где разворачивались коллективизация сельского хозяйства, строительство электростанций и предприятий, перерабатывавших разнообразное албанское сырьё. Начали развиваться связи Албании с Китаем, Вьетнамом, ГДР и другими странами народной демократии. В начале 50-х годов в Тиране и Дурресе были сооружены заводы-дубликаты ЗИС и ЗИМ- подарок Сталина Албании. С помощью СССР строились железные дороги и школы, новые города и посёлки, оснащалась албанская армия.

В речи на XIX съезде КПСС Ходжа высказался о положительной роли Сталина, успехах СССР, критиковал США, Запад и Тито. Ещё будучи в Москве, Ходжа одобрил очередную «чистку» в Албании, которая продолжалась до 1955 года. Вернувшись в Тирану в январе 1953 года, он чуть позже узнал о кончине Сталина.

Он стал более осторожным с новыми лидерами в Москве и более жёстким в своей собственной стране. 5 марта 1953 года он не поехал на похороны Сталина, сославшись на внезапную болезнь. Не присутствовал в те дни в Москве и Мао Цзэдун. И Ходжа, и Мао подозревали окружение Сталина в заговоре против него.

Внешняя политика

Внешне ничего не менялось: Ходжу, как и прежде, в советской прессе называли другом и союзником, а Албанию - братской страной. Но подспудно противоречия нарастали. Ходжа был не согласен с политикой либерализации жизни СССР, проводимой Хрущёвым. На XX съезде КПСС, когда Хрущёв выступил с закрытым докладом о «культе личности» Сталина, Ходжа и Чжоу Эньлай в знак протеста покинули съезд, не дождавшись его закрытия. Вскоре состоялся III съезд АПТ (1956), на котором многие делегаты, под влиянием хрущёвского доклада в Москве, подвергли резкой критике Ходжу и Шеху. Предполагают, что эта акция была подготовлена с помощью хрущёвского Политбюро.

Однако в том же году в Албании началась новая кампания борьбы с «реставраторами капитализма», в ходе которой были репрессированы сотни оппонентов Ходжи и члены их семей. Руководство Албании (вместе с лидерами КНР) отказалось от десталинизации географических названий и страны в целом. Более того, в канун 80-летия Сталина Э. Ходжа учредил орден Сталина. Советско-албанские отношения ухудшились и через несколько лет были прерваны на долгие годы. Разрыв с Албанией лишил СССР военно-морской базы на Балканах и способствовал падению авторитета Хрущёва. Одновременно с этим албанские лидеры сблизились с Китаем. Руководство КНР в 1957 году заверило Ходжу в политической и экономической поддержке.

Летом 1959 года Хрущёв приехал в Албанию, надеясь заставить её лидеров изменить политику, и пригрозил прекратить помощь Тиране. Разногласия урегулировать не удалось.

В 1962 году Албания вышла из СЭВ, а в 1963 году заявила, что не намерена выплачивать долги СССР и его союзникам.

Ходжа переориентировался на Китай и «закрыл» страну для всего остального мира. В шестидесятые-семидесятые годы Албания сотрудничала с Китаем, его экономическая и техническая помощь была ей необходима. Располагая разнообразными природными ресурсами, страна остро нуждалась в перерабатывающих отраслях промышленности, коммуникациях, в инвестициях и квалифицированных кадрах. Оборонный потенциал Албании тоже поддерживался в те годы за счёт импорта. Поэтому Ходжа, несмотря на идеологическую «несовместимость» с маоистами, всячески содействовал албано-китайскому сотрудничеству.

С 1962 по 1972 год Албания представляла интересы КНР в ООН, а с 1972 года китайцы и албанцы в ООН совместно критиковали руководство СССР и США, призывали развивающиеся страны объединиться в борьбе со сверхдержавами. Для КНР Албания долгое время оставалась единственным политическим союзником в Европе и мире, «глашатаем» в ООН и важным пропагандистским партнёром.

В конце шестидесятых годов КНР пошла на примирение с Западом. Албано-китайские отношения резко ухудшились. В 1968 году Ходжа заявил о выходе из Варшавского договора в связи с вводом войск в Чехословакии. Единственной страной Варшавского блока, с которой поддерживались отношения, была Румыния, лидер которой, Чаушеску, осудил вторжение в Чехословакию. Ходжа продолжал оказывать помощь Индокитаю, арабским странам, жертвам «израильской агрессии» (а также Западносахарской республике, провозглашённой в 1967 году и боровшейся с марроканской интервенцией), активизировал отношения с Кубой. В связи с сокращением экономических контактов с Китаем Албания возобновила торговлю со странами СЭВ, кроме СССР. Продолжая критиковать Тито, Ходжа санкционировал торговый обмен и с Югославией. Но от сотрудничества с Западом Албания по-прежнему решительно отказывалась.

Энвер Ходжа с уважением относился к де Голлю, который, в свою очередь, симпатизировал Ходже и Албании, не зависящей от США и СССР. Это способствовало развитию албано-французских связей, в том числе и в военной области. По многим проблемам (Палестина, Индокитай, Южная Африка, ядерные вооружения) де Голль и Ходжа имели сходные позиции. VIII съезд АНТ (1981) провозгласил победу социализма и начало строительства коммунизма в Албании. Одновременно Ходжа начал пробовать расширять внешнеэкономические связи.

Экономические причины вынудили Албанию увеличить торговлю с Югославией, скандинавскими странами, со странами СЭВ (кроме СССР), Ираном и возобновить с 1984 года торговый обмен с Китаем. Ходжа не примирялся с руководством СССР. Советское руководство не отвечало на критику Тираны с 1965 года. Албанию замалчивали в средствах массовой информации. Советская пропаганда умалчивала о развитии Албании. В 1978 и 1983 годах ЦК КПСС предлагал Тиране нормализовать отношения, но в ответ получал критику и ультиматумы, которые игнорировались советскими лидерами.

Внутренняя политика

Внутренняя политика Ходжи соответствовала «сталинской модели», которую он признавал наиболее приемлемой, а культ личности Ходжи в Албании напоминал культ личности Сталина, которого он считал образцом руководителя. В частности, военная форма и знаки различия в Албании были скопированы с советских образцов сталинских времён. Внутри страны албанская тайная полиция «Сигурими» использовала репрессивные методы, позаимствованные у КГБ и восточногерманского министерства госбезопасности. Чтобы искоренить активность внутренней оппозиции, власти прибегали к систематическим «чисткам» - противников режима увольняли с работы, направляли на каторжные работы и даже казнили.

До конца 1980-х годов в Албании сохранялся культ Сталина, его именем назывался современный город Кучова, произведения Сталина переиздавались (в том числе на русском языке), дни рождения и смерти Сталина официально широко отмечались (как и ленинские дни, и годовщина Октябрьской революции). Уже после смерти Ходжи, в 1986 году, по случаю кончины В. М. Молотова в Албании был объявлен национальный траур.

Идеологические враги режима именовались «хрущёвцами» и «титовцами»; им приписывалась связь с властями СССР и граничившей с Албанией Югославии. Употребление этих ярлыков было аналогично «троцкистам» в СССР в 1930-е годы.

В условиях конфронтации с другими соцстранами Восточной Европы Ходжа призывал «жить, работать и бороться как в окружении», исходя из тезиса «строительства коммунизма в окружении ревизионистов и империалистов». На вооружение были взяты советские лозунги и методы тридцатых-сороковых годов.

В Албании всё было подчинено «блокадной» жизни. Проводились «антиревизионистские» кампании, «чистки» партгосаппарата. В стране ускоренно внедрялся продуктообмен, заменявший товарно-денежные отношения. Гражданам было запрещено иметь автомашину, дачу, слушать рок-музыку, джаз, носить джинсы, пользоваться «вражеской» косметикой и т. п.

В 1967 году, по прошествии двух десятилетий, происходили всё более жёсткие гонения на церковь, Ходжа торжественно провозгласил свою страну первым атеистическим государством в истории. Вдохновляемый китайской культурной революцией, он подверг конфискации имущество и здания мечетей, церквей, монастырей и храмов. Многие из этих зданий были демонтированы, в других размещали мастерские, склады, конюшни и кинотеатры. Родителям запрещали давать детям церковные имена. Преследованиям подвергалось даже тайное соблюдение религиозных обрядов. Известен случай казни в Шкодре католического священника, крестившего ребёнка в домашних условиях.

В Албании выросло целое поколение, не посещавшее церквей и мечетей. Ходжа говорил: «У албанцев нет идолов и богов, но есть идеалы - это имя и дело Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина».

Ходжа считал, что если политические деятели, а тем более коммунисты имеют привилегии, то партия не может считаться коммунистической, а страна - социалистической. С середины восьмидесятых годов по его указанию снижалась заработная плата работников партийного и государственного аппарата. Это позволило сэкономить деньги на увеличение пенсий и пособий, оплаты труда в сельском хозяйстве,увеличение окладов рабочих и служащих.

В 1960 году был отменён подоходный налог, а в 1985 году упразднён налог на холостяков и малосемейных. С середины семидесятых годов до 1990 года включительно в стране ежегодно снижались розничные цены на многие товары и услуги.

Разрыв с Китаем. Полная изоляция

После VII съезда АПТ (1976) в Албании был принят закон, запрещавший иностранные кредиты и займы. К тому времени в стране действовал социально-экономический механизм, являвшийся точной копией механизма, действовавшего в 1946-1953 годах в СССР. Албания перешла к полному самообеспечению продовольствием, медикаментами, промышленным и энергетическим оборудованием, стала экспортировать многие промышленные товары, сокращая вывоз сырья. Ходжа с этого времени мог позволить себе рассориться с Китаем, ещё более усилив централизацию всех ресурсов Албании и её внешнеполитическую изоляцию. Однако некоторые коллеги Ходжи (Баллуку, Келлези, Лубоня) пытались убедить его активизировать связи со странами СЭВ и с Югославией, не идти на «масштабный» разрыв с КНР.

Он объявил колеблющихся врагами народа и партии. В стране вновь была развёрнута «чистка кадров всех уровней», продолжавшаяся вплоть до кончины Энвера.

В 1978 году Китай прервал всякие отношения с Албанией. Бывшие «друзья» превратились в «банду оппортунистов и наймитов Запада». После ссоры с Китаем Албания стала ещё более закрытой, чем после её разрыва с СССР. Неосталинские кампании в стране стали ежегодными. При этом Ходжа обвинял в ревизионизме и Москву, и Пекин.

В 1981 году Ходжа провёл новую чистку, предав казни нескольких партийных и государственных чиновников.

В 1983-1985 годах здоровье Ходжи резко ухудшилось, он перенёс инфаркты, инсульты, у него обострился диабет. Он удалился от дел, передав большую их часть Рамизу Алии. В марте 1985 года врачи предписали Ходже длительный отдых ввиду нарастающей сердечной недостаточности.

Смерть

Ночью 11 апреля 1985 года, после кровоизлияния в мозг, Энвер Ходжа скончался в возрасте 76 лет, спустя ровно месяц после прихода к власти Горбачёва в СССР.

Траур в Албании длился 9 дней. Из-за рубежа в Тирану допустили только лидеров «истинных марксистско-ленинских партий» и эмиссаров из КНДР, Вьетнама, Кубы, Румынии, Лаоса, Кампучии, Йемена, Никарагуа, Ирана и Ирака. Телеграммы соболезнования, присланные из зарубежных стран, в том числе из СССР, Китая и Югославии, албанцы отправили обратно, кроме соболезнований от Ф. Кастро, Н. Чаушеску и Ким Ир Сена. Прощание с Ходжой происходило во дворце имени Сталина в Тиране.

Могила и музей Э. Ходжи

В русскоязычной прессе нередко встречаются утверждения, что тело Энвера Ходжи было забальзамировано и помещено в мавзолей. На деле, албанский лидер был погребён на кладбище Павших геров нации в Тиране. В мае 1992 г. тело Энвера Ходжи было тайно эксгумировано новыми властями Албании и перезахоронено на общественном кладбище на окраине Тираны. При этом надгробная плита была изъята и использована для создания памятника английским солдатам союзных войск. Здание, которое ошибочно называют «мавзолеем», было построено как Музей Энвера Ходжи, который открылся 14 октября 1988 года (к 80-летию со дня рождения Э. Ходжи). В настоящее время экспозиция музея демонтирована, внешний облик здания изменён, а внутри располагается культурно-выставочный центр.

Итоги правления

Энвер Ходжа пытался построить социалистическое государство по советской модели сталинского периода. Руководил страной в условиях практически полной международной изоляции.

Албанская пропаганда заявляла, что коммунистическая Албания полностью обеспечила свои потребности в продовольствии, развивает промышленность, электрифицировала большинство сельских районов, искоренила неграмотность и болезни.

С падением коммунистического режима железный занавес был снят. Албания отнюдь не была той индустриально развитой, передовой страной, как утверждала коммунистическая пропаганда. Фактически это была отсталая страна по меркам не только западных капиталистических стран, но и стран Восточного блока, таких как Болгария и Румыния. Индустрия Албании уступала в развитии, в сельском хозяйстве использовались устаревшие методы, а телефонная связь, уже давно вошедшая в обиход в соседних странах, оставалась недоступной для всех албанцев, исключая высших чиновников коммунистической партии. Зарплаты рабочих и уровень жизни были низкими по меркам любой европейской страны, что привело к массовой эмиграции албанских рабочих в соседние Грецию и Италию, где уровень жизни даже у незаконных иммигрантов был выше, чем в Албании.

Наследием Ходжи стал комплекс из 600 тысяч (по другим данным - 900 тыс.) бетонных бункеров, сосредоточенных по всей стране (насчитывающей 3 миллиона жителей), которые планировалось использовать в качестве наблюдательных пунктов и артиллерийских огневых позиций.

Первые годы после смерти Энвера Ходжи прошли под знаком его заветов. В 1988 году торжественно отмечалось его восьмидесятилетие, воздвигались памятники, музеи. В начале девяностых общество Албании раскололось. Было отмечено, что на юге преобладали энверисты, на севере его противники. Происходило уничтожение монументов и других памятных знаков, связанных с Ходжей и коммунистическим прошлым. Энверисты угрожали пойти в поход на Тирану и расправиться с Рамизой Алией как не защитившим память вождя. Происходили столкновения, с обеих сторон имелись жертвы. Анархия девяностых породила ностальгию: «При Энвере был порядок!»

После смерти Ходжи внутренняя и внешняя политика Албании стали менее жёсткой, вследствие общего кризиса коммунистической системы в Восточной Европе. В Албании это привело к отказу в 1990 году от однопартийной системы, а также к поражению реформированной Социалистической партии на выборах 1992 года.

Сочинения

  • Ходжа Э. Титовцы. Издательство РКПО «Русь». Санкт-Петербург (в выходных данных указан «Ленинград»). 1997.
  • Ходжа Э. Хрущёв убил Сталина дважды [Текст] / Э. Ходжа. - М. : Алгоритм: Эксмо, 2010. - 224 с. - (Загадка 1937 года). - ISBN 978-5-699-42714-7
Статьи по теме: