Жан аламбер. Жан Лерон Д'Аламбер. Основные идеи Дидро

Сонник Увидеть во сне умершую мать беременной приснилось, к чему снится во сне Увидеть во сне умершую мать беременной? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего сновидения в поисковую форму или нажмите на начальную букву характеризующего сон образа (если вы хотите получить онлайн толкование снов на букву бесплатно по алфавиту).

Сейчас вы можете узнать, что означает видеть во сне Увидеть во сне умершую мать беременной, прочитав ниже бесплатно толкования снов из лучших онлайн сонников Дома Солнца!

Приход их в сон человеку после своей физической смерти имеет несколько аспектов толкования. Среди них: попытка психологической защиты нейтрализовать сильные чувства потери, горя, утраты в связи с произошедшим; что, как следствие, приводит к гармонизации психической деятельности спящего. Одновременно умершие родители (родственники) выступают связующим элементом человеческого сознания с миром запредельным, потусторонним.

И в этом случае значение их образа во сне значительно усиливается. Наши умершие родители приходят «оттуда» в ответственные периоды жизни спящего и служат знаком указания, совета, предупреждения, благословления. Иногда они становятся вестниками о смерти самого сновидца и даже забирают и сопровождают человека в мир иной (это вещие сны о собственной смерти!).

Увидеть во сне козье стадо - тоже счастливый знак, предвещающий получение наследства, удачу и благополучие. Приснившаяся коза предвещает нежное, но краткое чувство.

Верны все аспекты, указанные для умерших родителей (родственников), но незавершенность отношений при этом бывают нередко ещё более глубже, в особенности, если пара прожила вместе очень долго. Умерли в сюжете сна, но наяву живы, счастливое время согласия и покоя для обоих супругов; развод. Ещё реже увиденная смерть имеет буквальный предсказательный смысл.

Плохой сон; предвещает смерть

Увидеть во сне беременную мать - к болезни или смерти матери.

1 Основные сведения о снах об усопшей матери

Многие люди пугаются, видя во сне умершего человека. Они начинают задумываться о том, что вскоре смерть придет и за ними. Однако сон с участием покойного человека сигнализирует лишь о том, что его душа беспокоиться о живых, оставшихся в этом мире.

> Жан Лерон Д"Аламбер

Биография Жана Лерон Д"Аламбера (1717-1783 гг.)

Краткая биография:

Имя : Жан Лерон Д"Аламбер

Образование : Парижский университет

Место рождения : Париж

Место смерти : Париж

Жан Лерон Д"Аламбер – французский ученый, математик, астроном: биография с фото, основные идеи, теория возмущений, создание Энциклопедии, гидродинамика.

Жан Лерон Д"Аламбер - математик, философ-просветитель, механик. А также является почетным участников Петербургской Академии Наук (1764 год). Изучал дифференциальные уравнения и сформулировал правила составления диф. уравнений движения материальных систем (иначе называют принцип Д"Аламбера). Доказал теорию возмущения планет. Есть множество его работ, связанных с математическим анализом, дифференциальными уравнениями, рядами и алгеброй.

Формулировка принципа Д"Аламбера: если к практически действующим силам (на различные точки механической системы) и реакциям приложить силы инерции, то тело будет находиться в системе равновесия. Данный принцип достаточно помогает в решении задач динамики, если быть точнее, то к задачам динамики можно применить методы статики.

Жан Лерон появился на свет 16 ноября в 1717 году, умер 29 октября 1783. Как родился, так и умер в Париже.

Мать, Маркиза де Тансен, и отец, Луи-Камю Детуш-Канон, - знатные персоны, однако, Жан Лерон был незаконорожденным. В связи с этим, мать отказалась от ребенка буквально сразу после родов, точнее - спустя несколько часов. Нашли его в деревянной коробке, у входа в церковь Сен-Жан-ле-Рон (Париж). При крещении получил имя, связанное с церковью - Жан Лерон.

В итоге, ребенка усыновила семья стекольщика, где он и воспитывался все остальное время. Его родному отцу была не безразлична судьба его сына, он помогал приемной семье с финансовой стороны, а также оплатил обучение Жана Лерона сначала в частном пансиончике, именуемом Берэ, а уже позже в Янсенистском колледже Катр Насьон. Несмотря на отца, родная мать не интересовалась судьбой своего сына.

Во время обучения, Д’Аламбер показывал остроту своих знаний. Это не осталось незамеченным, ведь успехи в обучении привлекли к нему внимание различных наставников, которые надеялись, что такой развитый человек предпочтет карьеру в церкви. Но тем не менее, Жан Лерон решил пойти по иному пути. Когда он получил в 1735 году степень магистра искусств, "окунулся" в сферу права. Уже в 1738 году заканчивает юридический факультет и решает посещать курсы на медицинском факультете. Однако, медицина его не заинтересовала, и посещение длилось в течение нескольких месяцев, не более. И вот тогда, в 1739 году, Жан Лерон Д’Аламбер находит то, что смогло его заинтересовать - математику.

Заинтересовавшись математикой, Жан Лерон делал различные успехи. В 1741 году он выступил со своими первыми сочинениями на собрании в Королевской Академии Наук в Париже. Тогда он был принят, как ассистент. Тогда началась публикация различных его трактатов. Известный "Трактат о динамике", 1743 год, впервые за всю историю формулирует законы движения, а также группирует и систематизирует классическую механику. Уже в следующем году публикуется "Трактат о равновесии и движении жидкости". Благодаря своим успехам в этой сфере, он в 1746 году становится членом-корреспондентом Академии Наук. Буквально в тот же самый момент, Д"Аламбер посещает разные парижские салоны. В силу своего характера, он был везде желанным посетителем, ведь он умел вести живую, свободную беседу. И все это несмотря на его внешность, голос и прочие показатели.

Последующие 10 лет являлись самыми значимыми. Опубликованы важные работы:

- "Размышления об общей причине ветров" в 1747 году, это привело к перевороту относительно применения дифференциальных уравнений.

- "Исследования о предварении равноденствий" в 1749 году, это помогло решить, буквально, неразрешимую математическую задачу, которая когда-то ввела в тупик И. Ньютона.

- "Опыт новой теории сопротивления жидкостей" в 1752 году, работа стала фрагментом развития гидродинамики.

После, Жан Лерон проводил различного рода исследования, которые послужили обоснованием теории возмущения небесных тел - 1754-1756 года.

Все его работы и исследования привели его к славе, и он стал одним из лучших физиков и математиков тех времен.

Еще в 1745 году, Д"Аламбер был одним из создателей "Энциклопедии". Есть предположения, что в эту "деятельность" его привлек один из издателей - М. А. Давид, и первый редактор "Энциклопедии" - Гуа де Мальвом. Давид прежде публиковал научные работы Жан Лерона, а Гуа де Мальвом был увлечен математикой, а такой энтузиазм пропустить математик не всегда может.

Сначала, главным редактором был де Гуа, и Жан Лерон помогал аббату на этом посту, но в октябре 1747 года издание возглавили Жан Лерон и Дени Дидро. В "Энциклопедии" Д"Аламбер был ответственен за разделы, отвечающие за математику, физику, музыку, астрономию. Его статьи "Коллеж", "Женева" поддерживали положение издания, как орудие для сражения со старыми порядками.

Думая о развитии издания, Д"Аламбер публиковал разные работы, к примеру - "Элементы музыкальной теории и практики, вытекающие из принципов г-н Рамо", опубликованные в 1753 году, развивали теорию гармонии музыки Рамо. Далее вышло множество томов, именуемые "Размышления о литературе, истории и философии". Такими темпами, Жан Лерон стал известным в разных областях, в литературе, музыке, известность росла. При помощи маркизы Дю Деффан уже в 1754 он стал членом Академии Франции.

Работы многих ученых иногда критиковали, и Д"Аламбер не исключение. Частенько его обвиняли в подрыве статьями основ религии. Также, несмотря на множество хороших статей о творчестве Рамо, композитор опубликовал отрицательные, критические замечания к статьям о музыке (в 1755 году), которые были опубликованы в "Энциклопедии".

Не раз он хотел покинуть "Энциклопедию", но все не решался, и смог лишь в 1758-1759 годах. Причина - публикация статьи "Женева", тогда на него был огромный поток критики кальвинистами и католиками. Однако, он вернулся в издание, но как писатель естественнонаучных статей, но это связано лишь с нехваткой средств.

Уже в 60-х годах, его финансовое состояние пошло вверх. Благодаря стипендии Академии, деньгами за авторские статьи, пенсионам Людовика XV и Фридриха II и пожизненной и ежегодной ренте, доставшейся по наследству от отца, средств было вполне достаточно.

Будучи образованным и известным ученым, Д"Аламбер не раз получал вполне выгодные заманчивые предложения, но он отказывался, оставаясь независимым.

  1. Предложение от Фридриха II. Знакомство их состоялось в 1755 году,хоть известность он получил ранее. Начиная с 1752 года, Фридрих II предлагал Д"Аламберу стать Президентом Берлинской Академии Наук, но ученый все время давал отрицательный ответ. Некая "дружба" не закончилась на отрицательном ответе, и они переписывались друг с другом.
  2. Второе - от Екатерины II. Предложение состояло в том, чтобы Д"Аламбер стал наставником и воспитателем ее сына, Павла. Данное предложение сопровождалось весьма хорошим окладом, однако, ученый и тут оставил отрицательный ответ. В качестве причины он сказал, что желает скромненько и спокойно жить на родине.

Несмотря на отказ, Жан Лерон надеялся, что Европа будет обновляться при помощи просвещенных монархов. Монархи поддерживались интеллектуальной элитой. Тем не менее, Д"Аламбер не доверял аристократии, духовенству, народным массам.

Получая разного рода предложения, причина отказа крылась не только в родине, но и в любви. Покидать Париж он не хотел, так как состоял в некой связи с Жюли де Леспинас. Несмотря на то, что ученый был на 15 лет старше Жюли, отношения складывались весьма хорошо. Но все же, не каждый сможет оставаться верным, Жюли не смогла.

Бременем были не только недуги, но и измена любимой, а также ее смерть (в 1776 году). В болезненном состоянии ученый находился в течении 70-х годов. Последние годы напрямую связаны с Французской Академией, в 1772 году он стал секретарем, несмотря на то, что Людовик XV был против. В своих словах Д"Аламбер всегда показывал, что Академия, как твердыня, которая борется с невежеством и всем подобным.

1980

Д’АЛАМБЕР (D’Alembert) Жан Лерон (1717—83), французский математик, механик и философ-просветитель, иностранный почётный член Петербургской АН (1764). В 1751—57 вместе с Дидро редактировал «Энциклопедии». Сформулировал правила составления дифференциальных уравнений движения материальных систем. Обосновал теорию возмущения планет. Труды по теории дифференциальных уравнений, теории рядов, алгебре. Сторонник сенсуализма и скептицизма.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

Д"АЛАМБЕР, Жан Лерон (1717—1783), французский математик и . Сформулировал принцип механики, носящий его имя. Вместе с Д. Дидро редактировал французскую «Энциклопедию », впоследствии отошёл от её издания. Признавая объективное существование материальных вещей, Д’аламбер не отвергал существования бога и отрицал возможность познания сущности вещей. Д’аламбер не разделял также положения французского материализма 18 века о человеке как продукте среды. Основное философское сочинение Д’аламбера — «Элементы философии» (1759).

Краткий философский словарь. 1954

ДАЛАМБЕР Жан Лерон (1717—1783) — один из виднейших представителей французского просвещения XVIII в., философ и знаменитый математик. Многие из открытий Даламбера в области математики, физики и астрономии доныне сохранили свою научную ценность. Даламбер — ближайший соратник Дидро (см.), редактировал математический отдел «Энциклопедии» (см. Энциклопедисты ). С 1751 по 1757 г. был соредактором Дидро. Бешеная травля, поднятая против энциклопедистов реакционерами, заставила Даламбера отказаться от дальнейшей работы по редактированию «Энциклопедии». Во вступительной статье к «Энциклопедии» он пытался дать историю возникновения и развития человеческого познания, а также изложить классификацию наук. исходя в основном из принципов английского материалиста XVIII в. Ф. Бэкона (см.).

В области философии Даламбер был сторонником сенсуалистического учения и противником декартовской теории врождённых идей. Он признавал объективное существование вещей, явлений. Однако сенсуализм его не был последовательно материалистическим. По Даламберу, мышление не является свойством материи, а душа имеет независимое от материи существование. Таким образом, Даламбер стоял на дуалистических позициях. Он отрицал возможность познания сущности вещей. В противоположность другим французским просветителям он утверждал, что нравственность не обусловлена общественной средой. Даламбер признавал бога как образующую субстанцию. Талантливая критика непоследовательного сенсуализма Даламбера была дана в работах Дидро, в частности в его сочинении «Сон Даламбера». Основная философская работа Даламбера — «Элементы философии» (1759) — имеется в русском переводе.

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987

ДAЛAMBEP Жан Лерон (1717-83) — один из представителей фр. просвещения 18 в., философ и математик. Ему принадлежит попытка описать историю возникновения и развития человеческого познания, а также изложить классификацию наук, исходя в основном из принципов Ф. Бэкона. В философии Д. был сторонником сенсуализма и противником декартовской теории врожденных идей. Однако сенсуализм его не был последовательно материалистическим. По Д., мышление не является свойством материи, а душа имеет независимое от материи существование. Т. обр., Д. стоял на дуалистических позициях. В противоположность др. фр. просветителям он утверждал, что нравственность не обусловлена общественной средой, Д. признавал бога как образующую субстанцию. Критика непоследовательного сенсуализма Д. была дана в работах Дидро, Осн. соч.— „Элементы философии" (1759).

Д ’АЛАМБ Е́Р (D’Alembert) Жан Ле-рон (16.11.1717, Па-риж - 29.10.1783, там же), франц. ма-те-ма-тик и фи-ло-соф, чл. Па-риж-ской АН (1741), Франц. ака-де-мии (1754, с 1772 её по-сто-ян-ный сек-ре-тарь), иностр. поч. член Пе-терб. АН (1764) и других на-учных уч-реж-дений. Не-за-кон-ный сын ма-дам де Тан-сен и Де-ту-ша, вос-пи-ты-вал-ся в се-мье сте-коль-щи-ка. Брат дра-ма-тур-га Де-ту-ша . Окон-чил Кол-леж Ма-за-ри-ни (1735), где изу-чал пра-во. Са-мо-стоя-тель-но за-ни-мал-ся ма-те-ма-ти-кой. С 1747 ра-бо-тал вме-сте с Д. Дид-ро над соз-да-ни-ем «Эн-цик-ло-пе-дии на-ук, ис-кусств и ре-мё-сел», вёл от-де-лы ма-те-ма-ти-ки и фи-зи-ки. С 1757 ото-шёл от ра-бо-ты в «Эн-цик-ло-пе-дии» и це-ли-ком по-свя-тил се-бя на-уч. дея-тель-но-сти. Впер-вые сфор-му-ли-ро-вал (1743) об-щие пра-ви-ла со-став-ле-ния диф-фе-рен-ци-аль-ных урав-не-ний дви-же-ния ма-те-ри-аль-ных сис-тем, све-дя за-да-чи ди-на-ми-ки к ста-ти-ке (Д’Алам-бе-ра прин-цип ). Этот под-ход был при-ме-нён им (1774) для обос-но-ва-ния гид-ро-ди-на-ми-ки. В ас-тро-но-мии Д. обос-но-вал тео-рию воз-му-ще-ния пла-нет и тео-рию рав-но-ден-ст-вий и ну-та-ции (1747).

Осн. ма-те-ма-тич. тру-ды Д. от-но-сят-ся к тео-рии диф-фе-рен-ци-аль-ных урав-не-ний, где он дал ме-тод ре-ше-ния диф-фе-рен-ци-аль-но-го урав-не-ния 2-го по-ряд-ка с ча-ст-ны-ми про-из-вод-ны-ми, вы-ра-жаю-ще-го по-пе-реч-ные ко-ле-ба-ния стру-ны (вол-но-во-го урав-не-ния ). Эти тру-ды Д., а так-же по-сле-дую-щие ра-бо-ты Л. Эй-ле-ра и Д. Бер-нул-ли со-ста-ви-ли ос-но-ву ма-те-ма-тической фи-зи-ки. При ре-ше-нии од-но-го диф-фе-рен-ци-аль-но-го урав-не-ния с ча-ст-ны-ми про-из-вод-ны-ми, встре-тив-ше-го-ся в гид-ро-ди-на-ми-ке, Д. впер-вые при-ме-нил функ-ции ком-плекс-но-го пе-ре-мен-но-го. У Д. (а так-же и у Эй-ле-ра) встре-ча-ют-ся те урав-не-ния, свя-зы-ваю-щие дей-ст-ви-тель-ную и мни-мую час-ти ана-ли-тич. функ-ции, ко-то-рые впо-след-ст-вии по-лу-чи-ли назв. урав-не-ний Ко-ши - Ри-ма-на. Д. при-над-ле-жат так-же важ-ные ре-зуль-та-ты в тео-рии обык-но-вен-ных диф-фе-рен-ци-аль-ных урав-не-ний с по-сто-ян-ны-ми ко-эф-фи-ци-ен-та-ми и сис-тем та-ких урав-не-ний 1-го и 2-го по-ряд-ков. Ис-чис-ле-ние бес-ко-неч-но ма-лых Д. стре-мил-ся обос-но-вать с по-мо-щью тео-рии пре-де-лов, в тео-рии ря-дов его имя но-сит дос-та-точ-ный при-знак схо-ди-мо-сти ря-да (при-знак Д’Алам-бе-ра). В ал-геб-ре Д. дал пер-вое (не впол-не стро-гое) до-ка-за-тель-ст-во осн. тео-ре-мы о су-ще-ст-во-ва-нии кор-ня у ал-геб-ра-ич. урав-не-ния.

В про-грамм-ной всту-пи-тель-ной ста-тье к «Эн-цик-ло-пе-дии» («Discours pré-li-mi-naire l’Encyclopédie», 1751), со-дер-жа-щей «Очерк про-ис-хо-ж-де-ния и раз-ви-тия на-ук» (рус. пер. в кн. «Ро-до-на-чаль-ни-ки по-зи-ти-виз-ма», 1910, т. 1), Д. дал клас-си-фи-ка-цию на-ук, вос-хо-дя-щую к кон-цеп-ции Ф. Бэ-ко-на . Сен-суа-ли-стич. тео-рия по-зна-ния в ду-хе идей Дж. Лок-ка со-че-та-лась у Д. со скеп-тич. от-но-ше-ни-ем к лю-бым ме-та-фи-зич. ут-вер-жде-ни-ям, вы-хо-дя-щим за пре-де-лы опы-та. Фи-лос. взгля-ды Д. ста-ли пред-ме-том кри-ти-ки Д. Дид-ро в его три-ло-гии «Сон Д’Аламбера», «Раз-го-вор Д’Аламбера и Дид-ро», «Про-дол-же-ние раз-го-во-ра».

«Са-мый му-зы-каль-ный из эн-цик-ло-пе-ди-стов» (оп-ре-де-ле-ние Р. Рол-ла-на), Д. по-свя-тил му-зы-ке часть «Очер-ка про-ис-хо-ж-де-ния и раз-ви-тия на-ук» и ряд ста-тей для «Эн-цик-ло-пе-дии». По-пу-ля-ри-зи-ро-вал уче-ние о гар-мо-нии Ж. Ф. Ра-мо в кн. «Эле-мен-ты тео-ре-ти-че-ской и прак-ти-че-ской му-зы-ки со-глас-но прин-ци-пам г. Ра-мо» (1752). От-стаи-вал ти-пич-ные для эс-те-ти-ки Про-све-ще-ния воз-зре-ния на му-зы-ку; в ча-ст-но-сти, под-чёр-ки-вал её ми-ме-тическую (под-ра-жа-тель-ную) при-ро-ду («Му-зы-ка, ко-то-рая ни-че-го не изо-бра-жа-ет, есть по-про-сту шум»). В трак-та-те «О сво-бо-де му-зы-ки» (1760) под-вёл ито-ги т. н. вой-ны буф-фо-нов - по-ле-ми-ки во-круг му-зы-ки и опер-но-го иск-ва сер. 18 в., уча-ст-ни-ком ко-то-рой он был.

Соч.: Œ uvres. P., 1821-1822. Vol. 1-5; Ди-на-ми-ка. М.; Л., 1950.

Лит.: Доб-ро-воль-ский В . А . Да-лам-бер. М., 1968; Ис-то-рия ма-те-ма-ти-ки. М., 1972. Т. 3; Hankins Th . L . J. d’Alembert: science and the enlightenment. N. Y., 1990.

Ссылка

  • Жан Леро́н Д’Аламбе́р (д’Аламбер, Даламбер ; фр. Jean Le Rond D"Alembert, d"Alembert ; 16 ноября 1717 — 29 октября 1783) — французский учёный-энциклопедист... Википедия

Д’АЛАМБЕР ЖАН ЛЕРОН

(1717 г. – 1783 г.)

«Философ – это такой странный человек, который лишает себя при жизни всего, работает как вол с утра до вечера, и все для того только, чтобы о нем говорили после его смерти».

Мадам Руссо, приемная мать Д’аламбера


Трудно сказать, насколько слова, взятые нами в качестве эпиграфа, непосредственно касались самого Жана Лерона Д’аламбера. Но если подобные рассуждения имели место – они не оказались напрасными. О Д’аламбере сказано и написано многое, чему способствовал не только его большой вклад в развитие науки, но и особенности биографии: ученый прожил очень насыщенную жизнь, многие события которой были похожи на приключенческий роман. И даже начало этой жизни было овеяно ореолом романтичности. При таких обстоятельствах очень трудно удержаться в стиле научно-популярного повествования 1717 года. Итак…

Ночь с 16 на 17 ноября 1717 года. Ненастье, дождь, холодный пронзительный ветер. Негромкие шаги полицейского, совершающего обход. Вдруг в эту унылую симфонию вплетается новый звук: сначала еле слышно, а затем сильнее и сильнее. Это детский плач. Он доносится со стороны церкви Сен-Жан-ле-Рон. Подойдя ближе, полицейский увидел то, что и ожидал: на ступенях церкви в деревянном коробе лежал подкидыш. В участке, куда был доставлен ребенок, провели короткое и малоэффективное расследование. Кружевные пеленки и дорогое одеяльце говорили о том, что преступная мать в средствах не нуждалась. Но никаких следов, позволяющих установить происхождение малыша, не было. Ребенка определили в приют для бездомных и дали имя от названия церкви, возле которой он был найден: Жан Лe Рон (Лерон).

Со временем тайна происхождения мальчика раскрылась. Вскоре в приюте объявился шевалье Луи-Камю Детуш-Канон – генерал-лейтенант французской артиллерии. По его заинтересованности в дальнейшей судьбе мальчика стало понятно, что именно шевалье и является отцом ребенка. Он забрал Жана из приюта и отдал на воспитание в семью стекольщика Руссо. Матерью будущего ученого оказалась маркиза де Тансен, известная авантюристка и писательница. Именно она приняла решение избавиться от ребенка: во время его рождения Детуша не было в Париже. Кстати, последний весьма серьезно относился не только к воспитанию своего незаконнорожденного отпрыска, но и к своей связи с маркизой де Тансен, которой неоднократно предлагал замужество. Но ветреная и жестокосердная красавица всякий раз отказывала. Позднее Д’аламбер не захотел признать ее своей матерью.

Детуш позаботился о том, чтобы его сын получил солидное образование. Сначала Жан учился в частном пансионе Берэ. В 1726 году шевалье умер, оставив своему отпрыску годовой доход в 1200 ливров. Семья Детуша продолжала опекать мальчика. В 12 лет его отдали в янсенистский коллеж Катр Насьон (коллеж Мазарини). Здесь мальчик был зарегистрирован под именем Жан-Батист Даремберг, но вскоре изменил свое имя на Жан Д’аламбер.

Учился Д’аламбер прекрасно. В 1735 году он получил степень магистра искусств. Его наставники были убеждены, что Жана ожидает блестящая духовная карьера, но юноша все больше и больше проявлял склонность к точным наукам. Тем временем родственники Детуша и приемные родители Жана хотели дать ему профессию, обещающую солидный достаток. Он поступил в Академию юридических наук, но по мере изучения юриспруденции и без того слабый интерес к ней улетучился окончательно. Поэтому, получив в 1738 году звание лиценциата права, Д’аламбер переключился на медицину. К тому времени любовь к математике и физике была у него настолько сильна, что Жан даже попробовал с нею бороться, иначе у него просто не оставалось времени на изучение медицины. Он отнес все свои математические и физические книги к приятелю. Но это не помогло. Точные науки продолжали интересовать юношу буквально против его воли. То та, то иная мысль приходила ему в голову, а для справки нужны были книги. Постепенно библиотека перекочевала обратно, медицина же потеряла, скорее всего, посредственного врача, а физика и математика приобрели блестящего ученого. Уже в июле 1739 года Д’аламбер выступил в Парижской академии наук со своим первым докладом. Удивительно, но, пожалуй, только богословие, юриспруденция и медицина, т. е. науки, которыми Д’аламбер пытался заниматься до того, не вызывали у него интереса. Он изучал философию, литературу, был прекрасным филологом.

В 1741 году Д’аламбера приняли в ассистенты Академии. А вскоре (в 1743 году) он опубликовал великолепный труд «Трактат о динамике», прославивший его имя во всем научном мире. В этой работе были впервые сформулированы общие правила составления дифференциальных уравнений движения любых материальных систем. Также «Трактат о динамике» содержал знаменитый принцип Д’аламбера, ставший одним из основных принципов динамики. Согласно ему, если к заданным силам, действующим на точки механической системы, и реакциям наложенных связей присоединить силы инерции, то получится уравновешенная система сил. Этот принцип позволяет применить к решению задач динамики более простые методы статики. Уже в следующем, 1744 году, Д’аламбер опубликовал «Трактат о равновесии и движении жидкостей». В нем он с успехом применил свой принцип и вывел новую трактовку изучаемых процессов.

В 1746 году Жан Д’аламбер был избран членом-корреспондентом Академии наук. Это событие, а также остроумие и умение держаться в обществе проложили незаконнорожденному молодому человеку дорогу в высшие сферы светской жизни. Он стал посещать парижские салоны, где пользовался неизменной популярностью. Но, несмотря на это новое увлечение, Д’аламбер продолжал много и плодотворно работать. Его «Размышления об общей причине ветров» (1747) получили премию Прусской академии и фактически совершили революцию в применении дифференциальных уравнений. В 1749 году увидели свет «Исследования о предварении равноденствий», в которых Д’аламбер решил сложную математическую задачу, в свое время поставившую в тупик самого Ньютона. «Опыт новой теории сопротивления жидкостей» (1752) стал одним из основополагающих трудов в гидродинамике. С 1754 по 1756 год Д’аламбер проводил исследования, в результате которых обосновал теорию возмущения небесных тел. В 1754 году он был избран членом Академии. Интересен и одновременно несколько печален тот факт, что прославленный ученый стал академиком фактически по протекции, хотя он, безусловно, заслуживал этого звания. Его кандидатуру «продвигала» маркиза Дю Деффан, в салоне которой Д’аламбер был завсегдатаем.

Но постоянными научными изысканиями деятельность Жана Д’аламбера не ограничивалась. В 1745 году он получил предложение принять участие в составлении знаменитой «Энциклопедии». Первоначально он работал помощником аббата Ж. П. Гуа де Мальва, ее первого главного редактора. Затем ему было поручено редактировать некоторые статьи по математике, физике и астрономии. Но к 1747 году он вместе с Дидро фактически возглавил издание «Энциклопедии». Всего Д’аламбер самостоятельно написал порядка 1600 статей, и естественно, что их темы нередко выходили за рамки точных наук. Большую известность получило его «Предварительное рассуждение» – предисловие к первому изданию «Энциклопедии». Знаменитый естествоиспытатель Бюффон назвал «Предварительное рассуждение» квинтэссенцией человеческого знания. Правда, в «энциклопедической» работе Д’аламбера далеко не все было гладко. Во-первых, он обладал отнюдь не ангельским характером и был человеком конфликтным. Его взаимоотношения с Дидро очень быстро стали напряженными. Во-вторых, многие статьи, написанные Д’аламбером, вызвали неоднозначную реакцию общественности. В 1755 году композитор Рамо выступил с весьма жесткой критикой по поводу статей, посвященных музыке. Кроме того, Д’аламбера часто обвиняли в подрыве религиозных основ. Апогея же эти обвинения достигли, когда в 1757 году была опубликована статья «Женева». На автора набросились и протестанты, и католики. В итоге Д’аламбер решил уйти из издания. В 1759 году он, правда, вернулся, но только для того, чтобы писать статьи естественнонаучной направленности, да и то на этот шаг его заставили пойти финансовые трудности.

Несмотря на признание в научном мире и успех в парижском свете, Д’аламбер довольно долго испытывал недостаток средств. Но при этом он не готов был решать эту проблему любым способом. К примеру, Жан получал весьма заманчивые предложения от Фридриха II и Екатерины II. Прусский король неоднократно приглашал Д’аламбера занять пост президента Берлинской академии. С 1760 года между Фридрихом II и Д’аламбером завязалась переписка, которая продолжалась до конца жизни ученого и стала важным источником информации для исследователей. А в 1762 году уже Екатерина II приглашала Д’аламбера переехать в Россию с тем, чтобы заняться воспитанием ее сына Павла. Предложенный годовой оклад в 100 тысяч ливров был поистине фантастическим и во много десятков раз превышал доходы ученого. Но Д’аламбер, по его собственным словам, предпочитал вести скромную жизнь на родине, чем наслаждаться роскошью на чужбине, и поэтому ответил отказом обоим монархам. Тем не менее, он сотрудничал с Прусской академией, состоял в постоянной переписке с Эйлером и регулярно отправлял в Берлин для публикации свои работы, за что получал от Фридриха II пенсию. Разрешению материальных проблем способствовало и то, что с 1765 года ученый стал получать регулярную стипендию Парижской академии. Вместе с рентой, унаследованной от отца, и рентой, которую ему выплачивала хозяйка еще одного известного салона мадам Жоффрен, доходы Д’аламбера стали весьма приличными.

Надо сказать, что не только любовь к родине удерживала Д’аламбера в Париже. Еще одним, и возможно, главным фактором была его роковая страсть к Жюли де Леспинас. Эта особа была компаньонкой маркизы Дю Деффан, затем открыла собственный салон. Жюли была на 15 лет моложе Д’аламбера. Отношения между ними были очень далеки от идеальных. Д’аламбер тяжело переживал измены со стороны своей ветреной возлюбленной. Но, как это часто бывает, страдания и обиды не ослабляли его чувства. В 1776 году Жюли де Леспинас умерла, и Д’аламбер очень тяжело перенес эту трагедию.

С середины 1760-х годов Д’аламбер много болел. Причем, по всей видимости, оставляло желать лучшего не только физическое, но и психическое состояние ученого: на протяжении 1770-х годов он постоянно находился в состоянии болезненного возбуждения. Ученый писал, что болезни мешают ему сконцентрироваться на математике. «Более всего меня досадует тот факт, что геометрия – единственная вещь, которая действительно меня интересует, является одновременно и единственным занятием, которым я не могу заниматься, – писал он Лагранжу в 1777 году. – Вся моя литературная деятельность, хотя она и благосклонно принимается на общественных заседаниях Французской академии, является для меня лишь способом убить время из-за отсутствия возможности заняться чем-либо лучшим». Тем не менее, более не проводя собственных исследований, Д’аламбер продолжал заниматься наукой. С 1772 года он был бессменным секретарем Академии и выполнял огромный объем организационной работы.

Жан Лерон Д"Аламбер

Д"Аламбер Жан Лерон (1717-1783) - французский математик, механик и философ-просветитель. Наряду с Д. Дидро (1713-1784) был редактором «Энциклопедии», для которой написал ряд статей, а также знаменитое Предисловие, ставшее своего рода манифестом философии Просвещения.

Использованы сведения примечаний к кн.: Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012.

Д"Аламбер Жан Лерон (1717-1783) - один из представителей французского Просвещения 18 века, философ и математик. Ему принадлежит попытка описать историю возникновения и развития человеческого познания, а также изложить классификацию наук, исходя в основном из принципов Ф. Бэкона . В философии Д"Аламбер был сторонником сенсуализма и противником декартовской теории врожденных идей. Однако сенсуализм его не был последовательно материалистическим. По Д"Аламберу, мышление не является свойством материи, а душа имеет независимое от материи существование. Таким образом, Д"Аламбер стоял на дуалистических позициях. В противоположность другим французским просветителям он утверждал, что нравственность не обусловлена общественной средой. Д"Аламбер признавал бога как образующую субстанцию. Критика непоследовательного сенсуализма Д"Аламбера была дана в работах Дидро . Основное сочинение - «Элементы философии» (1759).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 103-104.

Д"Аламбер (D"Alembert), Жан Лерон (16.XI.1717 - 29.Х.1783) - представитель французского Просвещения, математик и философ. В 1733 году окончил коллеж Мазарини, где проявил замечательные способности к математике; затем изучал право и медицину. В 1754 году был избран членом Французской академии. В 1751 году Д. Дидро пригласил Д"Аламбера участвовать в создании "Энциклопедии". Д"Аламбер написал вступительную статью к этому изданию - "Очерк происхождения и развития наук", в которой, исходя из системы Ф. Бэкона, классифицировал науки. Д"Аламбер первым объединил логику, историю, юридическую, экономическую и политическую науки, литературу и искусство в науку о человеке, положив начало современному понятию "гуманитарные науки". Не будучи материалистом и атеистом, как Дидро, Д"Аламбер в статьях для "Энциклопедии" и других своих работах выступал против церкви и духовенства, был противником вмешательства церкви в политической жизнь, отстаивал независимость науки от богословия. По своим политическим взглядам Д"Аламбер ближе всего стоял к Ш. Л. Монтескьё . Д"Аламбер защищал буржуазную собственность, исходя из антифеодального принципа "естественного права". С другой стороны, он утверждал, что человек не может считать себя вправе пользоваться богатством, если другие люди лишены необходимого. В 1757 году, не выдержав преследований реакции, Д"Аламбер покинул редакцию "Энциклопедии". В дальнейшем его деятельность сосредоточилась главным образом во Французской академии, где он занимался в основном математикой и астрономией. Имя Д"Аламбера было широко известно за пределами Франции. В середине 60-х годов 18 века он был приглашен Екатериной II в качестве воспитателя наследника престола, но отказался принять ее приглашение.

Ю. И. Хаинсон. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Сочинения: Oeuvres, t. 1-5, P., 1821-1822; Oeuvres de d"Alembert. Sa vie - ses oeuvres - sa philosophie, par Condorcet. P., 1853; в рус. пер. - Очерк происхождения и развития наук, в кн.: Родоначальники позитивизма, в. 1, СПБ, 1910; Подробное рассмотрение существа законов, сочиненное г. Д"Аламбером, в кн.: О существе законов, творение г. Монтескье, ч. 1, М., 1809.

Литература: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955. с. 61-64, 70; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд.., т. 14, с. 24-26; Литвинова Е. P., Даламбер. Его жизнь и науч. деятельность, СПБ, 1891; Muller M., Essai sur la philosophie de Jean d"Alembert, P., 1926.

Д"Аламбер (D"Alembert) Жан-Лерон (16 ноября 1717, Париж - 29 октября 1783, Париж) - французский философ-просветитель и математик. Вместе с Дидро был главным редактором (1751-58) «Энциклопедии», где вел также физический и математический отделы. Уход с поста главного редактора в 1758 стал следствием общественного скандала после публикации в 7-м томе ст. Д"Апамбера «Женева», где он противопоставил нравственную чистоту и религиозность женевских граждан и пасторов жестокости и фанатизму иезуитов. Высказанная в статье мысль о том, что театры способствуют формированию нравственности, вызвала резкий простеет Руссо («Письмо к Д"Аламберу о зрелищах»), отрицательно относившегося к достижениям цивилизации, в т. ч. к наукам и искусствам. Продолжая после 1758 руководить физико-математическим отделом «Энциклопедии», Д"Аламбер написап для нее ряд статей по математике.

Философские взгляды Д"Аламбера изложены в работах «Элементы философии» (L"Essai sur les elements de philosophic... 1759) и «Очерк о происхождении и развитии наук» (вступительная статья к «Энциклопедии», 1751, рус. пер. 1910). Вслед за Ф. Бэконом Д"Аламбер хотел представить наиболее полную классификацию наук, основывающуюся на отличии воображения от памяти и рассудка. Наряду с качественно однородной материей Д"Аламбер признавал нематериальную активную субстанцию, проявляющуюся в духовной деятельности человека; ощущения зависят от воздействия этого духовного начала, составляющего суть человеческого Я. Отрицая возможность проникновения мыслью в сущность вещей, свое сомнение он распространял и на существование Бога. Философские взгляды Д"Аламбера были подвергнуты критике Дидро в его знаменитой трилогии («Разговор Д"Аламбера с Дидро», «Сон Д"Аламбера», «Продолжение разговора»). Политические убеждения Д"Аламбера были умеренными: он выступал против феодально-сословной иерархии и в защиту «справедливой» собственности представителей третьего сословия. Он ориентировался на просвещенную монархию, состоял в переписке с Екатериной II и даже был приглашен ею на роль воспитателя наследника Павла. Д"Аламбер внес серьезный вклад в развитие фундаментальных принципов современной механики, его труды вместе с работами Эйлера, братьев Бернулли и Клеро заложили основания математической физики. Ему принадлежат классические работы по теории движения жидкости, задаче трех тел, нутации Земли, движению Луны, движению ветра, по теории музыки и др. В механике стремился обойтись без понятия силы, имевшего для него сильный «метафизический привкус». Математические работы Д"Аламбера основаны на принципе непрерывности Лейбница, позволившем ему ближе всего подойти к современному пониманию предела. Д"Аламбер был почетным секретарем Французской академии, Академии наук и большинства научных академий Европы.

Т. Б. Длугач

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 579.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Traite de l"equilibre et du mouvement des fluides. P., 1944;

Динамика. М,- Л., 1950.

Oeuvres, t. 1-5, P., 1821-1822;

Oeuvres de d"Alembert. Sa vie - ses oeuvres - sa philosophie, par Condorcet. P., 1853; в рус. пер. - Очерк происхождения и развития наук, в кн.: Родоначальники позитивизма, в. 1, СПБ, 1910; Подробное рассмотрение существа законов, сочиненное г. Д"Аламбером, в кн.: О существе законов, творение г. Монтескье, ч. 1, М., 1809.

Литература:

Литвинова Е. Ф. Д"Аламбер. Его жизнь и научная деятельность. СПб., 1891;

Вилейтнер Г. История математики от Декарта до середины XIX столетия. М., 1966;

Добровольский В. А. Д"Аламбер. М., 1968;

Briggs J. М. D"Alembert: Mechanics, Matter and Morals. N.Y., 1962.

Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955. с. 61-64, 70;

Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд.., т. 14, с. 24-26;

Литвинова Е. P., Даламбер. Его жизнь и науч. деятельность, СПБ, 1891;

Muller M., Essai sur la philosophie de Jean d"Alembert, P., 1926.

Статьи по теме: