Лев Кассиль «Ранний восход. Книжная полка. Лев Кассиль "ранний восход"

Давно не делился сокровищами своей книжной полки. Решил исправиться. Кто-нибудь помнит такую замечательную книгу детства "Ранний восход", написанную Львом Кассилем? Этой книгой я зачитывался в детстве. Она рассказывает о жизни, творчестве и трагической гибели юного и очень талантливого художника Коли Дмитриева. Купил прекрасное Детгизовское издание 1963 года с иллюстрациями работ Коли у букиниста просто за смешные деньги!

Если кто не читал эту книгу категорически советую. Вот что написал о самой книге Лев Кассиль: "«Ранний восход»... Так называется большая повесть, которая недавно закончена мною после двухлетней работы. В повести рассказывается о том, как жил, рос, воспитывался, учился и работал замечательный юный художник, ученик московской средней художественной школы, пионер Коля Дмитриев. Я назвал свою повесть о Коле Дмитриева «Ранний восход», потому что вся светлая короткая жизнь Коли, оборвавшаяся на самой заре - в пятнадцать лет - от несчастного случая на охоте, была необыкновенно ранним восходом громадного таланта, уже ярко проявившегося и обещавшего так много дать нашему искусству".

Коля (Николай Фёдорович) Дмитриев - необыкновенно одаренный юный художник-акварелист, которому прочили славу великого Валентина Серова. Он родился 9 марта 1933 г. в Москве, в семье художников по текстилю Фёдора Николаевича и Натальи Николаевны Дмитриевых. И всю свою короткую жизнь рисовал. Его биография укладывается в какие-то несколько строк, но он успел заявить о себе как о большом мастере. Мальчик обладал и музыкальными способностями. В 1940 г. поступил в музыкальную школу, однако с началом войны она закрылась. Детство его пришлось на трудное военное и послевоенное время - дети рано тогда приобретали чувство ответственности. Мама направляла развитие сына с самых ранних лет, приучая его к труду и помогая ему сознательно выбирать средства художественной выразительности в соответствии с замыслом.

С одиннадцати лет Коля уже учился в изостудии при районном Доме пионеров, а в тринадцать - поступил в знаменитую Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) им. В. И. Сурикова. Он никогда не расставался с карманным альбомчиком, постоянно делая зарисовки с натуры. Сюжеты для своих работ находил буквально повсюду - в родных арбатских дворах и переулках, в деревне, куда выезжал на летний отдых. Писал пейзажи, натюрморты, портреты близких и знакомых, многофигурные композиции, чудесно изображал бытовые сценки. Он умел передать красоту изменчивых состояний природы, непогоду и яркое солнце, дыхание полей, прозрачность березовой рощи. Все его акварели, даже «пасмурные» и «вечерние», были пронизаны светом. Любил читать, особенно классику, и с удовольствием иллюстрировал понравившиеся ему вещи. Так появились иллюстрации к повестям и сказкам Пушкина, произведениям Лермонтова, Тургенева, Достоевского, Гоголя, к басням Крылова, очень верно отображающие характеры действующих лиц и окружающую их обстановку.

Последнее свое лето Коля провел в деревне Репинке Калининской области. Много работал. За два месяца он создал около 150 акварелей и рисунков. Его жизнь трагически оборвалась 12 августа 1948 г.: на охоте неожиданно выстрелило ружье - пуля попала в висок… Похоронили Николая в Москве, на Ваганьковском кладбище. А через год, в 1949-м, в Центральном доме работников искусств открылась первая выставка его работ. В 1953 г. Лев Кассиль написал о нем повесть «Ранний восход», выдержавшую десятки изданий и переведенную на несколько языков. Интерес к его творчеству не уменьшается и сегодня. В Москве, Петербурге и других городах проходят персональные выставки этого замечательного художника, так и оставшегося навечно молодым.

Эта повесть - действительная история о юном художнике Коле Дмитриеве. Автору пришлось изменить имена отдельных действующих лиц и ввести новые события, так как это художественное произведение. Но в целом повесть построена на реальных фактах. Краткое содержание («Ранний восход») - это детство, подростковый возраст, различные люди, оказавшие влияние на мальчика, и неустанная работа над рисунком и красками.

Дошкольник

Все интересы дошкольника Коли отражает это краткое содержание. «Ранний восход» расскажет, что во всем чувствовался замысел рисовальщика, и как будет меняться и тематика, и манера рисования юного художника. А пока это были виды ДнепроГЭСа, праздничный базар в Москве, фигурки футболистов. Еще Коля любил, когда с ним разговаривал отец его друга Женьчи, плотник, на все руки мастер. «Дай голове науку - и все осмыслить человек сможет, руки без лени - и все будет получаться», - так говаривал плотник-золотые руки.

Война

О ней Коля услышал, играя во дворе. Все замерло. Но плотник перед уходом на фронт поставил в подвале-бомбоубежище бревенчатые опоры. Мать и отец Коли рисовали камуфляжные полотна, которые вместо зданий и вокзалов будут изображать кусты, овраги, рощицы. Коля гордился, что работа родителей позволит выстоять Москве невредимой. О гордости мальчика за советских людей во время войны говорит краткое содержание. «Ранний восход» показывает суровую, холодную, голодную, но гордую Москву, в которой москвичи никогда не сомневались, что ноги врагов в ней не будет.

Родители Коли писали транспаранты на красном белыми и золотыми буквами - «Отстоим Москву». Осенью мальчик пошел в первый класс. И на уроках не мог удержаться, изрисовывая обложки тетрадей. А когда Коля уже учился в третьем классе, однажды подошел к ребятам, которые выпускали стенгазету. И Коля всех удивил, нарисовав на ней заголовок, глобус, танки, красные звезды. На газету приходили смотреть ребята из всех классов, а пионервожатый Юра сказал, что и ему пора стать пионером.

Обо всех событиях жизни может рассказать краткое содержание. «Ранний восход» покажет и знакомство с отцом Юры, профессором Гайбуровым. Очень интересный человек встретился на пути Коли. Он объяснил юному художнику, что всякое дело нельзя бросать на полпути, его надо доводить до конца. Тем более что Коля уже начал ходить в изобразительную студию Дома пионеров Киевского района. Занятия в изостудии вначале не заинтересовали Колю, но потом он понял, что они ему дают, и как быстро он продвигается вперед. Это показывает повесть «Ранний восход» (Кассиль). Краткое содержание книги рассказывает, почему и какие темы выбирал Коля для рисования - он хотел рисовать только то, что он знает и представляет хорошо, то есть не лгать рисунком.

Победа

Вот она и пришла, долгожданная победа, а с ней отец Коли, ослепший от болезни, прозрел. У Коли в семье было двойное счастье. Все высыпали на Красную площадь встречать ранний восход. Кассиль (краткое содержание книги приводится в этой статье) описывает это незабываемое ликование. Коле наказали когда-нибудь нарисовать эту картину.

Честная победа

Собравшиеся знакомые отца-художника в один голос сказали: «Надо по-настоящему учиться». Все лето Коля серьезно готовился к экзаменам в школу при Суриковском институте. Он не успевал встречаться с друзьями - все время поглощало любимейшее дело. Они обижались, посмеивались, но перед Колей стояло одно слово: экзамены, которые он среди большого конкурса выдержал. Для Коли, которому еще не исполнилось и 15 лет, это был действительно ранний восход. Кассиль, краткое содержание повести показывают целеустремленность и настойчивость одаренного мальчика.

Характер и манеры

Вот кем он не был, так это занудой. Мальчик любил людей и смотрел на них со вниманием. От его взгляда всем делалось хорошо. Коля был вежливый и самостоятельный, любил дарить маме хоть и скромный, но букетик цветов. Двигался свободно и легко, жесты были плавными. Одевался просто и аккуратно, в спортивном стиле. Но был у него во дворе недруг Викторин, который каждый раз пытался подбить Колю сделать что-нибудь неправильное, начать курить, например. Но Коля твердо сказал, что будет всегда поступать, как сам считает правильным, по собственной совести. А двор перестал его интересовать совсем.

Новая жизнь

В новой художественной школе нравилось все. Все ребята были новички, и никто не хвастался. И вдруг на уроке по композиции Коля получил тройку: педагоги решили, что он сделал свои рисунки, глядя на работы Серова. Это было не так, но преподаватель сказала, что из этого Коля должен извлечь урок: надо больше учиться. Ему советовали - ищи необычное в обычном, а в необыкновенном отмечай типичное, только тогда будет ярко и правдиво. Он много читал книг по искусству. Школа была - целый мир, поглощавший Колю. Это все отражено в книге «Ранний восход», краткое содержание которой рассказывает о том, что целиком и полностью захватывало и не отпускало подростка.

Репинка

Но вот подошло лето. Коля с сестрой Катей собрались поехать к домработнице Нюше, которая работала у них до войны, и пообещал маме, что рисовать будет много. Их в деревне приняли как самых дорогих гостей. Коля и его сестра быстро подружились с деревенскими ребятами. Один молодой пастушок рассказывал, как ему в одиночку довелось бороться с двумя волками. Коля нарисовал его портрет и пообещал, что в Москве сделает картину «Подвиг пастушка». Подружился Коля и с Мишей Хруповым, который жил в Репинке вторую неделю и показал Коле много красивых мест. По всей Репинке пошли разговоры, что здесь рисует художник, и многие бежали посмотреть. Но для настоящей работы требовалось уединение.

А для ребят из деревни Коля сделал лук и стрелы, а также забавные мишени из бумаги. Он рисовал и рисовал, не останавливаясь. Приближалась осень. За лето накопилось много работ. Папа с мамой будут рады.

А Миша Хрупов зазвал Колю на охоту. Вышли чуть свет. День только начинался...

Выставки многочисленных работ, репродукции рисунков Коли Дмитриева - пятнадцатилетнего художника - вызывали всеобщее восхищение в 50-х годах XX в.

В основу повести "Ранний восход" положена действительная история Коли Дмитриева. Использованы и приведены подлинные письма, документы, дневники. Соблюдены главные вехи и решающие даты в биографии юного художника.

Лев Кассиль
РАННИЙ ВОСХОД

Опиши пейзажи с ветром и с водой и с восходом и заходом солнца.

Леонардо да Винчи

ОТ АВТОРА

Когда работа над этой повестью уже была начата, газета "Советское искусство" опубликовала 16 мая 1950 года письмо нескольких крупнейших деятелей искусства, театра и литературы. В нем говорилось о том, что внимание советской общественности и работников всех отраслей искусства все настойчивее привлекает творчество Коли Дмитриева.

"Выставки многочисленных работ этого феноменально талантливого и плодовитого юного художника, - рассказывали авторы письма, - организованные в ряде залов столицы, репродукции рисунков Коли Дмитриева в журналах вызвали живой интерес, всеобщее восхищение и признание самых взыскательных ценителей искусств. Достаточно перелистать, например, книгу отзывов посетителей выставки работ Коли Дмитриева… Здесь в едином взволнованном преклонении перед поразительным и светлым талантом… в патриотической гордости за страну, щедро рождающую дарования такой силы, слились высказывания крупнейших представителей советской культуры, народных артистов и народных художников, студентов, представителей Советской Армии, рабочих, педагогов, школьников.

В работах пятнадцатилетнего художника, едва лишь начавшего свой путь в искусстве, чувствуется следование лучшим традициям великих русских художников, в частности В. Серова. Жизнерадостная и задушевная мягкость колорита, стремительный и точный рисунок, острая наблюдательность, ласковая, сыновняя любовь к родной природе, безукоризненный вкус, творческая смелость, ведущая к вдохновенным находкам, и вместе с тем огромная настойчивость в работе, ученье, самосовершенствовании - вот наиболее отличительные черты этого юного, но богатырского таланта…"

"Мы считаем, - говорилось далее в письме, - что творчество Коли Дмитриева… является еще одним убедительным примером того, как богата яркими, молодыми дарованиями наша Родина, как вдумчиво относится она к этим талантам…" Письмо заканчивалось предложением издать монографию и повесть о Коле Дмитриеве.

Это выступление группы виднейших представителей нашей культуры, среди которых были В. Мухина, С. Меркуров, В. Барсова, С. Образцов, С. Михалков, А. Барто, еще более утвердило меня в ощущении своевременности и права на жизнь книги о художнике-подростке, над которой я уже работал некоторое время, захваченный всецело тем, что увидел в работах Коли Дмитриева, прочел в его дневниках, услышал в рассказах о нем.

Обо всем этом я попытался рассказать в этой книге. В основу повести положена действительная история жизни Коли Дмитриева. Использованы и приведены подлинные письма, документы, дневники. Соблюдены главные вехи и решающие даты в биографии юного художника. Вместе с тем, сохраняя необходимую во всякой повести свободу писательского воображения, я счел возможным в ряде моментов частично додумать, развить отдельные события и положения. Кроме того, пришлось изменить имена некоторых действующих лиц, а кое-где для стройности и цельности повествования дополнительно ввести обобщающие фигуры. Основания для этих дополнений, обобщений и догадок я находил в самом же обширном фактическом материале, собранном при отзывчивой помощи родных, педагогов и друзей Коли Дмитриева, которым я и приношу здесь сердечную благодарность.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Нет, жизнь, жизнь ловить! Воображение развивать. Вот что надо…

И. Репин

Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования.

П. Федотов

ГЛАВА 1
Первое открытие

Рано утром, когда был туман, поезд подошел к станции…

Так начал Коля и внезапно остановился, глядя на песок, по которому он, как всегда, прутиком вычерчивал то, о чем собирался рассказать. А замолчал он потому, что ему показалось, будто сейчас под его рукой произошло маленькое чудо. Он даже зажмурился.

Глядя на старшего брата, зажмурилась, старательно сморщив тугую круглую мордашку, и Катюшка. Это Коля научил ее такой игре: плотно зажмурить глаза, а потом сразу раскрыть их - и все на свете вдруг покажется новым, немножко чужим и неузнаваемым по своей окраске. Нечто похожее можно проделать и с ушами: плотно зажать их ладонями, а потом отпустить и снова прикрыть. И тогда все вокруг то будет замирать в ватной тишине, то вдруг наполняться чистыми, будто освободившимися от какой-то шелухи, звуками.

Зажмурившись, Катя ждала, что брат, как всегда, открыв глаза, скажет: "У меня сейчас все желтое стало", на что она готовилась тотчас же откликнуться: "Ох, и у меня все желтенькое совсем!" Но на этот раз брат ничего не сказал. И, когда Катя осторожно приоткрыла один глаз, она увидела, что Коля ногой стирает какие-то полоски, начерченные им на песке. При этом вид у Коли был словно озадаченный и чем-то даже смущенный. Он смотрел себе под ноги, хмурился, моргал и потом, вдруг оглядев знакомый двор, растерянно уставился на сестренку и сидевшего рядом с ним верхом на скамейке Женьчу Стриганова.

Но Коля все еще молчал и, помаргивая, глядел ярко-синими глазами то на приятеля, то на дома, окружавшие двор, то на песок, где сейчас, только что, как ему показалось, произошло…

Да нет, не может быть, все это, наверно, ему лишь показалось… Коля еще раз оглядел двор. Все было на своем месте. Из-за невысокого забора, который отделял двор дома номер десять от соседнего участка, над головами детей покровительственно протянул зеленую лохматую лапу высокий дуб. Тенью и желудями этого дуба пользовались ребята двух домов Плотникова переулка. В тихий проулок вливался шум близкого многолюдного Арбата. Все было на своем месте, ничего не произошло. И маленькое открытие, которое так поразило за минуту до этого Колю, ему, видно, только почудилось.

Надо было продолжать рассказ. Женька Стриганов, которого все во дворе звали Женьча, самый главный мальчишка не только во дворе дома номер десять, но и, пожалуй, во всем квартале, - Женьча Стриганов, сын плотника, уже с недоверием посматривал на своего младшего приятеля. Женьча рос до того курчавым и рыжим, что казалось, будто через его жесткие, в мелких витках волосы пропущен электрический ток и они превратились в раскаленные спиральки. Он был на два года старше Коли Дмитриева, но дружил с ним, покровительствовал ему и охотно слушал преинтересные истории, которые рассказывал неистощимый по этой части Коля. Как человек трудовой, из тех, что знают пользу вещей, Женьча чужой достаток прикидывал по обуви - может быть, потому, что отец его, курчавый богатырь, плотник Степан Порфирьевич Стриганов, полжизни своей проходил босым и - было время - лапти тоже считал летом обувкой не на каждый день, а на особый случай. Сам Женьча был уже обут в добротные ботинки "Скороход", и он не завидовал сандалеткам Коли - дырочки тут, по мнению Женьчи, портили все дело, - но полагал, что парень, который носит обувь из настоящей кожи, принадлежит тоже, несомненно, к кругу людей, себя в жизни оправдывающих. К тому же оказалось, что этот безбоязненно-ласковый синеглазый мальчуган с пшеничным хохолком на макушке знает пропасть удивительных историй о самолетах, пограничниках, моряках и мало того, что рассказывает их, так еще на ходу рисует все, о чем говорит: бумажка оказалась под рукой - карандашом, прутик попался - на песке, мелок нашелся - на асфальте тротуара, а уголек раздобыл - так прямо на стене…

Но сегодня почему-то рассказ у Коли не получался.

Ну, чего же ты стал? - повторил Женьча. - Ну, подошел поезд к станции, а дальше что?

Слезай, приехали! Станция Завирайка, кто поверит - вылезай-ка! - донеслось из-за забора, отгораживавшего соседний двор.

Было ясно, что там, под дубом, сидит и все подслушивает главный зазаборный враг Викторин Ланевский, в просторечии - Торка-касторка. Он сидел там, за забором, и подглядывал сквозь щели, готовый ко всяким пакостям и насмешкам.

Ну, вот видишь! - шепотом сказал Женьча Коле. - Теперь не отстанет! Не обращай внимания, рассказывай.

Рано утром, когда был туман, поезд подошел к станции на самой границе, - продолжал Коля, повысив голос и обращаясь к забору. - Ну конечно, это был бронепоезд. Мы с пограничниками прыгнули на ходу прямо с площадки. Все вокруг спало…

И вдруг я проснулся! - послышалось по ту сторону забора.

Женьча только плюнул.

Повесть Льва Кассиля – писателя и педагога пронизана грустью утраты… многих талантов. Показана как пример судьба Коли Дмитриева – с юности талантливого художника. Его родители, тоже художники, с началом войны рисовали камуфляжные полотна, чтоб защитить столицу, а ещё вдохновляющие людей транспаранты. И пережив даже войну, Коля ходит в школу, рисует стенгазету, становится пионером, учится… И уже студент-художник погибает на охоте по глупой случайности.

Главная мысль рассказа Ранний восход

Это повесть о судьбе творческого человека, которую может сломать простая неосторожность. Сколько талантливых, перспективных, добрых и умных людей погибло просто от случайности, когда им нужно было бы себя беречь для высшей цели.

Краткое содержание Кассиль Ранний восход читать текст

С первой главы читатель знакомится с ребятами: Коля, Катя, Женька... Главный герой Коля – одарённый мальчик. У него богатая фантазия, он придумывает игры, очень хорошо рассказывает истории, а когда говорит, то даже иллюстрирует. Мальчик рисует на земле палочкой, на асфальте мелом, в общем, как придётся, но он рисует картинки к своим историям. Кто-то восхищается его талантами, кто-то завидует.

Все интриги отступают перед Мировой войной. К счастью, Николай и вся его семья благополучно проходят сквозь эти тяжелые годы. В день Победы отец Коли даже прозревает, у него начались в войну проблемы со зрением. Всё, казалось бы, замечательно, перед Колей вся жизнь.

И талант приводит его в художественное училище, где ученика очень ценят преподаватели. Ведь студент не только одарён, но ещё и трудолюбив, и амбициозен, в хорошем смысле этого слова. Но ему однажды даже ставят «тройку» за то, что не верят авторству – такие прекрасные картины парень мог лишь скопировать, подсмотреть у Мастеров. Но Николай не отчаивается, ищет необычное в обычном, работает над собой. По городу уже распространились слухи, что появился молодой и очень талантливый художник – Дмитриев.

Но на охоте, куда он попал почти случайно – по просьбе приятеля, Николай погибает. Престарелый учитель хранит долгие годы его рисунки, понимая, что этот юноша стал бы великим художником… если бы не трагическая случайность.

В финале звучит пламенная речь помолодевшего от воспоминаний учителя. Речь в ней идёт о том, что судьба человека не должна зависеть от случайностей. И нужно сделать всё, чтобы смертельные ранения прекратили угрожать жизни. Нужно беречь друг друга.

Действительно, восход таланта оказался слишком ранним, даже преждевременным.

Картинка или рисунок Ранний восход

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Гоголь Тарас бульба кратко и по главам

    К полковнику приезжают два сына. Два здоровых и сильных парня, засмущались перед насмешками отца на счет их одежды. Старшего сына отец встречает тумаками вместо приветствия. Мать оберегла от такого отцовского приветствия младшего сына

Знаменитая повесть Льва Кассиля посвящена удивительной личности Коле Дмитриеву, молодому, но невероятно талантливому художнику. Сам Лев Кассиль был писателем - педагогом, стремившемся воспитывать детей в атмосфере добра и справедливости.

И многие его произведения раскрывают перед детьми настоящие ценности жизни и более осмысленный взгляд на мир. Они писал на многие, совершенно разные темы, но все они приходили к одной к формированию и развитию личности. А что может быть важнее для детей?

Кассиль не пытался скрыть от детей тягости и печали жизни, наоборот художественным образом он раскрывал их, тем самым подготавливая их ко взрослой жизни. Одним из самых известных и запоминающихся произведений Кассиля является документальная повесть «Ранний восход».

Анализ и краткое содержание повести

Повесть о юном, трудолюбивом и невероятно одаренном мальчике можно назвать довольно новаторской, это стало открытием не только для творчества Кассиля, но и для русской литературы в целом. Сюжет повести довольно прост, но именно в нем и заключен главный философский замысел писателя.

Четырнадцатилетний художник Коля Дмитриев не только одарен талантом, он желает его развивать, желает достигнуть большего, и поэтому много трудиться. Но на пятнадцатом году его жизнь внезапно обрывается. А ведь он мог достичь таких успехов, он мог бы подарить искусству так много прекрасных и гениальных произведений, но ему было суждено умереть.

Помимо философского подтекста повести, Кассиль поднимает тему эстетического воспитания. Он не боится, что дети будут напуганы смертью главного героя, он старается рассказать им о большем, чем о драматической ситуации в семье Дмитриевых.

Это произведение посвящено теме формирования личности, Кассиль наглядно демонстрирует, как четырнадцатилетний мальчик не забрасывает свой талант, а усердно, даже неистово развивает его, и в этом заключен главный смысл документальной повести. Он призывает читателей учиться у Коли усердию, терпению и самосовершенствованию.

Художественная выразительность творчества Кассиля

Стиль и художественные приемы Кассиль тоже направлены на реализацию этой темы, позволяя читателям наблюдать за развитием таланта своего героя, он развивает в них вкус и чувство прекрасного. Несмотря на то, что повесть документальная, она не лишена художественной тонкости и оригинального стиля.

Кассиль создает особое настроение, которое склоняет к эстетическому взгляду на мир, на оценку его со стороны искусства. Творческие поиски Коли Дмитриева это наглядный пример для каждого человека, это отображение процесса формирования личности.

А формироваться она начинает изнутри, при помощи внутренних переживаний и настроений, и внутренний мир маленького художника яркий образец этого процесса. Трагический финал повести можно понять только после осмысления подтекста всей повести в этом заключается тонкий и оригинальный замысел Кассиля.

«Ранний восход» - это неоценимый вклад не только в развитие русской литературы и культуры, но и в воспитание подрастающего поколения. Ведь на повестях и рассказов Кассиля можно учиться жизни, а на примере его необычных и сильных героев познавать самого себя.

Статьи по теме: