Дыхательные аппараты со сжатым воздухом. Дыхательные аппараты со сжатым воздухом, их назначение и составные части Сравнение дыхательных аппаратов для пожарных

В состав аппарата (рис. 3.23) входят: подвесная система 1, баллон с вентилем 2, редуктор 3, шланг с автоматом легочным 4, маска панорамная 5, капилляр с устройством сигнальным 6, адаптер 7, устройство спасательное 8.

Рис. 3.23. Общее устройство дыхательного аппарата ПТС «ПРОФИ»:

1- подвесная система; 2- баллон с вентилем; 3- редуктор; 4- шланг с автоматом легочным; 5- маска панорамная; 6- капилляр с устройством сигнальным; 7- адаптер; 8- устройство спасательное

Подвесная система (рис. 3.24) служит для крепления на ней систем и узлов аппарата и состоит из пластиковой спинки 1, системы ремней: плечевых 2, концевых 3, закрепленных на спинке пряжками 4, поясного 5 с быстроразъемной регулируемой пряжкой.

Ложемент 6 служит опорой для баллона. Фиксация баллона осуществляется баллонным ремнем 7 со специальной пряжкой.

Рис. 3.24. Подвесная система дыхательного аппарата ПТС «ПРОФИ»:

1- пластиковая спинка; 2- плечевые ремни; 3- концевые ремни;

4- пряжки; 5- поясной ремень; 6- ложемент; 7- баллонный ремень со специальной пряжкой

Баллон предназначен для хранения рабочего запаса сжатого воздуха. В зависимости от модели аппарата могут применяться стальные и металлокомпозитные баллоны.

В горловине баллона нарезана коническая резьба, по которой в баллон ввинчивается запорный вентиль. На цилиндрической части баллона нанесена надпись «ВОЗДУХ 29,4 МПа» (рис. 3.25).

Рис. 3.25. Баллон для хранения рабочего запаса сжатого воздуха

Вентиль баллона (рис. 3.26) состоит из корпуса 1, трубки 2, клапана 3 со вставкой, сухаря 4, шпинделя 5, гайки сальниковой 6, маховичка 7, пружины 8, гайки 9 и заглушки 10.

Герметичность вентиля обеспечивается шайбами 11 и 12. Шайбы 12 и 13 уменьшают трение между буртиком шпинделя, торцом маховичка и торцами гайки сальниковой при вращении маховичка.

Рис. 3.26. Вентиль баллона:

1- корпус; 2- трубка; 3- клапан со вставкой; 4- сухарь; 5- шпиндель; 6- сальниковая гайка; 7- маховичок; 8- пружина; 9- гайка; 10- заглушка; 11, 12, 13- шайбы

Герметичность вентиля в месте соединения с баллоном обеспечивается фторопластовым уплотнительным материалом (ФУМ-2).

При вращении маховичка по часовой стрелке клапан, перемещаясь по резьбе в корпусе вентиля, прижимается вставкой к седлу и перекрывает канал, по которому воздух поступает из баллона в редуктор. При вращении маховичка против часовой стрелки клапан отходит от седла и открывает канал.

Принцип работы аппарата ПТС «ПРОФИ»

Аппарат работает по открытой схеме дыхания (рис. 3.27) с выдохом в атмосферу и работает следующим образом:

Рис. 3.27. Принципиальная схема работы аппарата ПТС «ПРОФИ»:

1- вентиль (вентиля); 2- баллон (баллоны); 3- коллектор; 4- фильтр; 5- редуктор; 6- предохранительный клапан; 7- шланг; 8- адаптер; 9- клапан; 10- легочный автомат; 11- маска; 12- стекло; 13- клапаны вдоха; 14- клапан выдоха; 15- клапанная коробка; 16- капиллярная трубка высокого давления; 17- манометр; 18- шланг; 19- свисток; 20- сигнальное устройство; А- полость высокого давления; Б- полость редуцированного давления; В- полость маски; Г- полость для дыхания; Д- полость легочного автомата

при открытии вентиля (вентилей) 1 воздух под высоким давлением поступает из баллона (баллонов) 2 в коллектор 3 (при его наличии) и фильтр 4 редуктора 5, в полость высокого давления А и после редуцирования в полость редуцированного давления Б. Редуктор поддерживает постоянное редуцированное давление в полости Б независимо от изменения давления на входе.

В случае нарушения работы редуктора и повышения редуцированного давления срабатывает предохранительный клапан 6.

Из полости Б редуктора воздух поступает по шлангу 7 в легочный автомат 10 или в адаптер 8 (при его наличии) и далее по шлангу 7 в легочный автомат 10. Через клапан 9 подсоединяется спасательное устройство 21.

Легочный автомат обеспечивает поддержание заданного избыточного давления в полости Д. При вдохе воздух из полости Д легочного автомата подается в полость В маски 11. Воздух, обдувая стекло 12, препятствует его запотеванию. Далее через клапаны вдоха 13 воздух поступает в полость Г для дыхания.

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло. Для выдоха воздуха в атмосферу открывается клапан выдоха 14, расположенный в клапанной коробке 15. Клапан выдоха с пружиной позволяет поддерживать в подмасочном пространстве заданное избыточное давление.

Для контроля за запасом воздуха в баллоне воздух из полости высокого давления А поступает по капиллярной трубке высокого давления 16 в манометр 17, а из полости низкого давления Б по шлангу 18 к свистку 19 сигнального устройства 20. При исчерпании рабочего запаса воздуха в баллоне включается свисток, предупреждающий звуковым сигналом о необходимости немедленного выхода в безопасную зону.

Назначение, устройство и принцип действия редуктора аппарата ПТС «ПРОФИ»

Редуктор (рис.3.28)предназначен для преобразования высокого (первичного) давления воздуха в баллоне в диапазоне 29,4-1,0 МПа допостоянного низкого (вторичного) давления в диапазоне 0,7-0,85 МПа. Поршневой редуктор обратного о действия с уравновешенным редукционным клапаном позволяет стабилизировать вторичное давление при изменяющемся в большом диапазоне первичном давлении.

Рис. 3.28. Схема редуктора аппарата ПТС «ПРОФИ»:

1- корпус; 2- проушина; 3- вставка; 4, 5- уплотнительные кольца; 6- корпус; 7- седло; 8- редукционный клапан; 9- гайка; 10- шайба; 11- поршень; 12- резиновое уплотнительное кольцо; 13, 14- пружины; 15- регулировочная гайка; 16- стопорный винт; 17- облицовка корпуса; 18- штуцер; 19- уплотнительное кольцо; 20- винт для присоединения капилляра; 21- штуцер для подсоединения адаптера или шланга; 22- штуцер; 23- муфта; 24- фильтр; 25- винт; 26, 27- уплотнительные кольца

Редуктор состоит из корпуса 1 с проушиной 2 для крепления редуктора к спинке, вставки 3 с кольцами уплотнительными 4 и 5, корпуса б с седлом 7, редукционного клапана 8, на котором с помощью гайки 9 и шайбы 10 закреплен поршень 11 с резиновым уплотнительным кольцом 12, пружин 13 и 14, регулировочной гайки 15 и стопорным винтом 16.

На корпус редуктора для предупреждения загрязнения надета облицовка 17. В корпусе редуктора имеется штуцер 18 с кольцом уплотнительным 19 и винтом 20 для подсоединения капилляра, и штуцер 21 для подсоединения адаптера или шланга.

В корпус редуктора вкручен штуцер 22 с муфтой 23 для подсоединения к вентилю баллона. В штуцере установлен фильтр 24, зафиксированный винтом 25. Герметичность соединения штуцера с корпусом обеспечивается уплотнительным кольцом 26. Герметичность соединения вентиля с редуктором обеспечивается уплотнительным кольцом 27.

В конструкции редуктора предусмотрен предохранительный клапан , (рис. 3.29.) который состоит из седла клапана 28, клапана 29, пружины 30, направляющей 31 и контргайки 32. Седло клапана вкручено в поршень редуктора. Герметичность соединения обеспечивается кольцом уплотнительным 33.

При отсутствии давления в редукторе поршень под действием пружин находится в крайнем положении, при этом редукционный клапан открыт.

При открытом вентиле баллона воздух под высоким давлением поступает в камеру редуктора и создает под поршнем давление, величина которого зависит от степени сжатия пружин. При этом поршень вместе с редукционным клапаном перемещается, сжимая пружины до тех пор, пока не установится равновесие между давлением воздуха на поршень и усилием сжатия пружин, и не перекроется зазор между седлом и редукционным клапаном.

При вдохе давление под поршнем уменьшается, поршень с редукционным клапаном под действием пружин перемещается, создавая зазор между седлом и клапаном, обеспечивая поступление воздуха под поршень и далее в легочный автомат. Вращением гайки 15 производится регулировка величины редуцированного давления. При нормальной работе редуктора предохранительный клапан 29 усилием пружины 30 прижат к седлу клапана 28.

Рис. 3.29. Предохранительный клапан редуктора:

28- седло клапана; 29- клапан; 30- пружина; 31- направляющая; 32- контргайка; 33- уплотнительное кольцо

При повышении редуцированного давления выше установленного клапан, преодолевая сопротивление пружины, отходит от седла, и воздух из полости редуктора выходит в атмосферу. Вращением направляющей 31 регулируется давление срабатывания предохранительного клапана.

Лицевая часть ПТС «Обзор»

Лицевая частьпредназначена для защиты органов дыхания и зрения от воздействия токсичной и задымленной окружающей среды и соединения дыхательных путей человека с легочным автоматом (рис. 3.30).

Рис. 3.30. Лицевая часть «Обзор»:

1- корпус; 2- стекло; 3- полуобойм; 4- винты; 5- гайки; 6- переговорное устройство; 7- хомут; 8- клапанная коробка с гнездом под штекерное соединение с легочным автоматом; 9- хомут; 10- винт; 11- пружина; 12- кнопка; 13- клапан выдоха; 14- диск жесткости; 15- пружина избыточного давления; 16- крышка; 17- винты; 18- оголовье; 19- лямка лобная; 20- две височные лямки; 21- две затылочные лямки; 22, 23- пряжки; 24- подмасочник; 25- клапаны вдоха; 26- скоба; 27- гайка; 28- шайба; 29- шейный ремень

Лицевая часть ПТС «Обзор» состоит из корпуса 1 со стеклом 2, закрепленном с помощью полуобойм 3 винтами 4 с гайками 5, переговорного устройства 6, закрепленного хомутом 7 и клапанной коробки 8, с гнездом под штекерное соединение с легочным автоматом.

Клапанная коробка крепится к корпусу с помощью хомута 9 с винтом 10. Фиксацию легочного автомата в клапанной коробке обеспечивается пружиной 11. Отсоединение легочного автомата от клапанной коробки осуществляется нажатием на кнопку 12. В клапанной коробке установлены клапан выдоха 13 с диском жесткости 14, пружиной избыточного давления 15. Клапанная коробка закрыта крышкой 16, закрепленной на клапанной коробке винтами 17.

На голове лицевая часть крепится с помощью оголовья 18, состоящего из объединенных между собой лямок: лобной 19, двух височных 20 и двух затылочных 21, соединенных с корпусом пряжками 22 и 23.

Подмасочник 24 с клапанами вдоха 25, крепится к корпусу лицевой части с помощью корпуса переговорного устройства и скобы 26, а к клапанной коробке - гайкой 27 с шайбой 28.

Оголовье служит для фиксации лицевой части на голове пользователя. Пряжки 22, 23 позволяют осуществлять быструю подгонку лицевой части непосредственно на голове.

Для ношения лицевой части на шее пользователя в ожидании применения к нижним пряжкам лицевой части прикреплен шейный ремень 29.

При вдохе воздух из подмембранной полости легочного автомата поступает в подмасочную полость и через клапаны вдоха в подмасочник. При этом происходит обдув панорамного стекла лицевой части, что исключает его запотевание.

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло лицевой части. Выдыхаемый воздух из подмасочного пространства выходит в атмосферу через клапан выдоха.

Пружина поджимает клапан выдоха к седлу с усилием, позволяющим поддерживать в подмасочном пространстве лицевой части заданное избыточное давление.

Переговорное устройство обеспечивает передачу речи пользователя при надетой на лицо лицевой части и состоит из корпуса 29, прижимного кольца 30, мембраны 31 и гайки 32.

Лицевая часть «Panorama Nova Standard» № R54450 безразмерная, универсальная. Лицевая часть ПТС«Обзор» подбирается в зависимости от антропометрического размера головы человека.

Подбор лицевой части ПТС «Обзор» требуемого роста корпуса следует производить в зависимости от значения горизонтального (шапочного) обхвата головы, указанного в табл. 3.2.

Таблица 3.2. Значения горизонтального (шапочного) обхвата головы

Подбор лицевой части ПТС «Обзор» по размеру подмасочника должен производиться в зависимости от значения морфологической высоты лица (расстояния от нижней части подбородка до точки переносья), указанного в табл. 3.3.

Таблица 3.3. Значения морфологической высоты лица

Воздухоподающая система аппарата состоит их легочного автомата и редуктора, может быть одноступенчатой, без редукторной и двухступенчатой. Двухступенчатая воздухоподающая система может быть выполнена из одного конструкционного элемента, объединяющего редуктор и легочный автомат или раздельно.

Аппараты выпускаются фирмами изготовителями в различных вариантах исполнения.

Основные узлы ДАСВ, их назначение

Подвесная система предназначена для крепления на ней систем и узлов аппарата.

Состоит: пластиковая спинка, плечевые и концевые ремни, закрепленные на спинке пряжками, поясной ремень с быстроразъемной регулируемой пряжкой. Ложемента который служит опорой для баллона. Фиксация баллона осуществляется баллонным ремнем со специальной пряжкой.

Маркировка: товарный знак предприятия-изготовителя, условное обозначение аппарата, номер ТУ, порядковый номер, месяц и год изготовления.

Баллон с вентилем предназначен для хранения рабочего запаса сжатого воздуха.

Вентиль состоит: корпус, клапан, прокладка, 2 кольца, крышка, шпиндель, маховичок, крышка, предохранительная мембрана, отсечной клапан, амортизатор.

Маркировка: обозначение баллона, клеймо термообработки, клеймо ОТК, шифр предприятия-изготовителя, номер партии, номер баллона в партии, месяц и год изготовления, год следующего освидетельствования, масса пустого баллона, рабочее давление, испытательное давление, номинальный объем.

Редуктор предназначен для преобразования высокого давления воздуха в баллоне до постоянного редуцированного давления. В редукторе имеется предохранительный клапан (а также в редукторе конструктивно может быть встроен механизм сигнального устройства).

Состоит: корпус, редуцированный клапан, поршень, пружина, маховичок, резьбовой штуцер, уплотнительное кольцо, манжета, предохранительный клапан, пломба.

Капилляр предназначен для присоединения к редуктору манометра и звукового сигнала.

Состоит: 2 штуцера соединенных впаянной в них спиральной трубкой высокого давления внутри спирали которой трос также соединенный со штуцерами, находятся внутри 2-х штуцеров соединенных и зафиксированных шлангом при помощи колпачков, уплотнительные кольца.

Манометр предназначен для контроля давления сжатого воздуха в баллоне, звуковой сигнал для оповещения что воздух в баллоне заканчивается.

Легочный автомат предназначен для автоматической подачи воздуха на дыхание пользователя, поддержания избыточного давления в подмасочном пространстве, дополнительной подачи воздуха, отключения подачи воздуха и соединения лицевой части с аппаратом. Легочный автомат включается при первом вдохе, выключается нажатием кнопки дополнительной подачи воздуха.

Состоит: клапан, пружина, кольцо, мембрана, седло клапана,опора,шток, кнопка, крышка.

Панорамная маска предназначена для защиты органов дыхания и зрения человека от токсичной и задымленной окружающей среды и соединяет дыхательные пути человека с легочным автоматом.

Состоит: корпус с ремнями оголовья, панорамное стекло, две полуобоймы, подмасочник с двумя клапанами вдоха, переговорное устройство, штекерное соединение для крепления легочного автомата подпружиненного клапана выдоха.

Адаптер предназначен для подсоединения легочного автомата основной лицевой части и спасательного устройства к редуктору.

Состоит: тройник, разъем, соединенных между собой шлангом который зафиксирована штуцерах тройника колпачками. В корпусе разъема ввинчена втулка, на которой смонтирован узел фиксации штуцера шланга спас устройства и состоит: обоймы, шариков, втулки, пружины, корпуса, уплотнительного кольца, клапана.

Спасательное устройство предназначено для защиты органов дыхания и зрения пострадавшего от непригодной для дыхания среды.

Состоит : шлем-маски, легочного автомата и шланга низкого давления.

Аппараты воздушные изолирующие для пожарных АИР-98МИ и ПТС «ПРОФИ» предназначены для индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от вредного воздействия непригодной для дыхания токсичной и задымленной газовой среды при тушении пожаров в зданиях, сооружениях и на производственных объектах различного назначения в диапазоне температур окружающей среды от минус 40 до 60°С и пребывании в среде с температурой 200°С в течение 60 с.

АППАРАТ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ ПОЖАРНЫХ АИР-98МИ

Основные технические характеристики аппарата АИР-98МИ и его модификаций приведены в табл.

Аппарат выполнен по открытой схеме с выдохом в атмосферу.

При открытии вентиля (вентилей) 1 воздух под высоким давлением поступает из баллона (баллонов) 2 в коллектор 3 (при его наличии) и фильтр 4 редуктора 5, в полость высокого давления А и после редуцирования в полость редуцированного давления Б. Редуктор поддерживает постоянное редуцированное давление в полости Б независимо от изменения давления на входе. В случае нарушения работы редуктора и повышения редуцированного давления срабатывает предохранительный клапан 6. Из полости Б редуктора воздух поступает по шлангу 7 в легочный автомат 11 или в адаптер 8 (при его наличии) и далее по шлангу 10 в легочный автомат 11. Через клапан 9 подсоединяется спасательное устройство.

Легочный автомат обеспечивает поддержание заданного избыточного давления в полости Д. При вдохе воздух из полости Д легочного автомата подается в полость В маски 13 воздух, обдувая стекло 14, препятствует его запотеванию. Далее через клапаны вдоха 15 воздух поступает в полость Г для дыхания.


Принципиальная схема дыхательного аппарата АИР-98 МИ

Для контроля за запасом воздуха в баллоне воздух из полости высокого давления А поступает по капиллярной трубке высокого давления 18 в манометр 19, а из полости низкого давления Б по шлангу 20 к свистку 21 сигнального устройства 22.

При исчерпании рабочего запаса воздуха в баллоне включается свисток, предупреждающий звуковым сигналом о необходимости немедленного выхода в безопасную зону.

АППАРАТ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ПТС «ПРОФИ»

Аппараты выпускаются в различных вариантах исполнения, отличающихся по следующим признакам:

Комплектацией различными типами и количеством баллонов;

Комплектацией различными типами лицевых частей;

Возможностью комплектации спасательным устройством.

Аппарат представляет собой изолирующий резервуарный дыхательный прибор со сжатым воздухом с рабочим давлением 29,4 МПа и избыточным давлением под лицевой частью. Аппарат комплектуется панорамной маской ПТС «Обзор» ТУ 4854-019-38996367-2002 или «Panorama Nova Standart» №R54450.

Аппарат работает по открытой схеме дыхания с выдохом в атмосферу и работает следующим образом: при открытии вентиля (вентилей) 1 воздух под высоким давлением поступает из баллона (баллонов) 2 в коллектор 3 (при его наличии) и фильтр 4 редуктора 5, в полость высокого давления А и после редуцирования в полость редуцированного давления Б. Редуктор поддерживает постоянное редуцированное давление в полости Б независимо от изменения давления на входе.

В случае нарушения работы редуктора и повышения редуцированного давления срабатывает предохранительный клапан 6.

Из полости Б редуктора воздух поступает по шлангу 7 в легочный автомат 11 и в адаптер 8 и далее по шлангу 10 в легочный автомат 11. Через клапан 9 подсоединяется спасательное устройство.

Легочный автомат обеспечивает поддержание заданного избыточного давления в полости Д. При вдохе воздух из полости Д легочного автомата подается в полость В лицевой части 13. Воздух, обдувая стекло 14, препятствует его запотеванию. Далее через клапаны вдоха 15 воздух поступает в полость Г для дыхания.


Принципиальная схема дыхательного аппарата ПТС «Профи»

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло. Для выдоха воздуха в атмосферу открывается клапан выдоха 16, расположенный в клапанной коробке 17. Клапан выдоха с пружиной позволяет поддерживать в подмасочном пространстве заданное избыточное давление.

Для контроля за запасом воздуха в баллоне воздух из полости высокого давления А поступает по капиллярной трубке высокого давления 18 в манометр 19, а из полости низкого давления Б по шлангу 20 к свистку 21 сигнального устройства 22. При исчерпании рабочего запаса воздуха в баллоне включается свисток, предупреждающий звуковым сигналом о том, что в аппарате остался только резервный запас воздуха.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ СО СЖАТЫМ КИСЛОРОДОМ (ДАСК)

Общее устройство и принцип действия ДАСК

Дыхательный аппарат со сжатым кислородом (ДАСК) - регенеративный аппарат, в котором газовая дыхательная смесь создается за счет регенерации выдыхаемой газовой смеси путем поглощения химическим веществом из нее диоксида углерода и добавления кислорода из имеющегося в аппарате малолитражного баллона, после чего регенерированная газовая дыхательная смесь поступает на вдох.

ДАСК должен быть работоспособным в режимах дыхания, характеризующихся выполнением нагрузок: от относительного покоя (легочная вентиляция 12,5 дм 3 /мин) до очень тяжелой работы (легочная вентиляция 85-100 дм 3 /мин) при температуре окружающей среды от -40 до +60 °С, а также оставаться работоспособным после пребывания в среде с температурой 200 ± 20 °С в течение 60 ± 5 с.

Рис. 2.1.

Номинальное время защитного действия (далее - ВЗД) - период, в течение которого сохраняется защитная способность аппарата при испытании на стенде-имитаторе внешнего дыхания человека в режиме выполнения работы средней тяжести (легочная вентиляция 30 дм 3 /мин) и температуре окружающей среды (25 ± 2) °С. В режиме выполнения работы средней тяжести (легочная вентиляция 30 дм 3 /мин) при температуре окружающей среды (25± 1) °С ВЗД ДАСК для пожарных должно составлять не менее 4 ч.

Фактическое время защитного действия - период, в течение которого сохраняется защитная способность аппарата при испытании на стенде-имитаторе внешнего дыхания человека в режиме: от работы средней тяжести до очень тяжелой работы (легочная вентиляция 85 дм 3 /мин) при температуре окружающей среды от -40 °С до +60 °С.

Современный ДАСК (рис. 2.2) состоит из воздуховодной и кислородоподающей систем. Воздуховодная система включает в себя лицевую часть 7, влагосборник 2, дыхательные шланги 3 и 4, дыхательные клапаны 5 и 6, регенеративный патрон 7, холодильник 8, дыхательный мешок 9 и избыточный клапан 10. В кислородоподающую систему входят контрольный прибор (манометр) 77, показывающий запас кислорода в аппарате, устройства для дополнительной (байпас) 12 и основной подачи кислорода 13, запорное устройство 14 и емкость для хранения кислорода 15.

со сжатым кислородом

Лицевая часть, в качестве которой используется маска, служит для присоединения воздуховодной системы аппарата к органам дыхания человека. Воздуховодная система совместно с легкими составляет единую замкнутую систему, изолированную от окружающей среды. В этой замкнутой системе при дыхании определенный объем воздуха совершает переменное по направлению движение между легкими и дыхательным мешком. Благодаря клапанам указанное движение происходит в замкнутом циркуляционном контуре: выдыхаемый воздух проходит в дыхательный мешок по ветви выдоха (лицевая часть 7, шланг выдоха 3, клапан выдоха 5, регенеративный патрон 7), а вдыхаемый воздух возвращается в легкие по ветви вдоха (холодильник 8, клапан вдоха 6, шланг вдоха 4, лицевая часть 7). Такая схема движения воздуха получила название круговой.

В воздуховодной системе происходит регенерация выдыхаемого воздуха, т.е. восстановление газового состава, который имел вдыхаемый воздух до поступления в легкие. Процесс регенерации состоит из двух фаз: очистки выдыхаемого воздуха от избытка углекислого газа и добавления к нему кислорода.

Первая фаза регенерации воздуха происходит в регенеративном патроне. В результате реакции хемосорбции выдыхаемый воздух очищается в регенеративном патроне от избытка углекислого газа сорбентом. В ДАСК применяются два вида хемосорбентов углекислого газа из выдыхаемого воздуха: известковый на основе гидроксида кальция Са(ОН) 2 и щелочной на основе гидроксида натрия №ОН. В нашей стране применяется химический поглотитель известковый ХП-И. Реакция поглощения углекислого газа экзотермическая, поэтому из патрона в дыхательный мешок поступает нагретый воздух. В зависимости от вида сорбента проходящий по регенеративному патрону воздух либо осушается, либо увлажняется. В последнем случае при дальнейшем его движении в элементах воздуховодной системы выпадает конденсат.

Вторая фаза регенерации воздуха происходит в дыхательном мешке, куда из кислородоподающей системы поступает кислород в объеме, несколько большем, чем потребляет его человек, и определяемом способом кислородопитания ДАСКа данного типа.

В воздуховодной системе ДАСКа происходит также кондиционирование регенерированного воздуха, которое заключается в приведении его температурно-влажностных параметров к уровню, пригодному для вдыхания воздуха человеком. Обычно кондиционирование воздуха сводится к его охлаждению.

Дыхательный мешок выполняет ряд функций и представляет собой эластичную емкость для приема выдыхаемого из легких воздуха, поступающего затем на вдох. Он изготавливается из резины или газонепроницаемой прорезиненной ткани. Для того чтобы обеспечить глубокое дыхание при тяжелой физической нагрузке и отдельные глубокие выдохи, мешок имеет полезную вместимость не менее 4,5 л. В дыхательном мешке к выходящему из регенеративного патрона воздуху добавляется кислород. Дыхательный мешок является также сборником конденсата (при его наличии); в нем задерживается пыль сорбента, которая в небольшом количестве может проникать из регенеративного патрона; происходит первичное охлаждение горячего воздуха, поступающего из патрона, за счет теплоотдачи через стенки мешка в окружающую среду. Дыхательный мешок управляет работой избыточного клапана и легочного автомата. Это управление может быть прямым и косвенным. При прямом управлении стенка дыхательного мешка непосредственно или через механическую передачу воздействует на избыточный клапан или клапан легочного автомата. При косвенном управлении указанные клапаны открываются от воздействия на их собственные воспринимающие элементы (например, мембраны) давления или разрежения, создающихся вдыхательном мешке при его заполнении или опорожнении.

Избыточный клапан служит для удаления из воздуховодной системы избытка газовоздушной смеси и действует в конце выдохов. В случае если работа избыточного клапана управляется косвенным способом, возникает опасность потери части газовоздушной смеси из дыхательного аппарата через клапан в результате случайного нажатия на стенку дыхательного мешка. Для предотвращения этого мешок размещают в жестком корпусе.

Холодильник служит для снижения температуры вдыхаемого воздуха. Известны воздушные холодильники, действие которых основано на отдаче тепла через их стенки в окружающую среду. Более эффективны холодильники с хладагентом, действие которых основано на использовании скрытой теплоты фазового превращения. В качестве плавящегося хладагента используют водяной лед, фосфорнокислый натрий и другие вещества, в качестве испаряющегося в атмосферу - аммиак, фреон и др. Используется также углекислотный (сухой) лед, превращающийся сразу из твердого состояния в газообразное. Существуют холодильники, снаряжаемые хладагентом только при работе в условиях повышенных температур окружающей среды.

Принципиальная схема, представленная на рис. 2.2, является обобщающей для всех групп и разновидностей современных ДАСК.

В различных моделях ДАСК применяются три схемы циркуляции воздуха в воздуховодной системе: круговая (см. рис. 2.2), маятниковая и полумаятниковая.

Главное достоинство круговой схемы - минимальный объем вредного пространства, в который входит, помимо объема лицевой части, лишь небольшой объем воздуховодов в месте соединения ветвей вдоха и выдоха.

Маятниковая схема отличается от круговой тем, что в ней ветви вдоха и выдоха объединены, и воздух по одному и тому же каналу движется попеременно (как маятник) из легких в дыхательный мешок, а затем в обратном направлении. Применительно к круговой схеме (см. рис. 2.2) это означает, что в ней отсутствуют дыхательные клапаны 5 и 6, шланг 4 и холодильник 8 (в некоторых аппаратах холодильник помещают между регенеративным патроном и лицевой частью). Маятниковую схему циркуляции применяют преимущественно в аппаратах с небольшим временем защитного действия (в самоспасателях) с целью упрощения конструкции аппарата. Второй причиной использования такой схемы является улучшение сорбции углекислого газа в регенеративном патроне и использование для этого дополнительного поглощения его при вторичном прохождении воздуха через патрон.

Маятниковая схема циркуляции воздуха отличается увеличенным объемом вредного пространства, в которое, помимо лицевой части, входят дыхательный шланг, верхняя воздушная полость регенеративного патрона (над сорбентом), а также воздушное пространство между отработавшими зернами сорбента в его верхнем (лобовом) слое. С возрастанием высоты отработанного слоя сорбента объем указанной части вредного пространства увеличивается. Поэтому для ДАСК с маятниковой циркуляцией характерно повышенное содержание углекислого газа во вдыхаемом воздухе по сравнению с круговой схемой. С целью уменьшения объема вредного пространства до минимума сокращают длину дыхательного шланга, что возможно лишь для апа-ратов, расположенных в рабочем положении на груди человека.

Полумаятниковая схема отличается от круговой отсутствием клапана выдоха 5 (см. рис. 2.2). При выдохе воздух движется через шланг выдоха 3 и регенеративный патрон 7 в дыхательный мешок 9 так же, как и в круговой схеме. При вдохе основная часть воздуха поступает в лицевую часть 1 через холодильник 8, клапан вдоха 6 и шланг вдоха 4, а некоторый его объем проходит через регенеративный патрон 7 и шланг 3 в обратном направлении. Поскольку сопротивление ветви выдоха, содержащей регенеративный патрон с сорбентом, больше, чем ветви вдоха, по ней в обратном направлении проходит меньший объем воздуха, чем по ветви вдоха.

Известны ДАСКи с круговой схемой циркуляции воздуха, в которых, кроме основного дыхательного мешка 9 (см. рис. 2.2), имеется дополнительный мешок, расположенный между клапаном выдоха 5 и регенеративным патроном 7. Этот мешок служит для уменьшения сопротивления выдоху за счет «сглаживания» пикового значения объемного расхода воздуха.

В начале прошлого столетия были широко распространены аппараты с принудительной циркуляцией воздуха через регенеративный патрон. Они имели два дыхательных мешка и инжектор, питавшийся сжатым кислородом из баллона и просасывавший воздух через регенеративный патрон из первого мешка во второй. Такое техническое решение было вызвано тем, что в то время регенеративные патроны имели высокое сопротивление потоку воздуха. Принудительная же циркуляция позволяла существенно снизить сопротивление выдоху. В дальнейшем инжекторные аппараты не получили распространения из-за сложности конструкции, создания в воздуховодной системе зоны разрежения, способствующей засасыванию в аппарат наружного воздуха. Решающим доводом в отказе от использования инжекторных аппаратов явилось создание более совершенных регенеративных патронов с низким сопротивлением. В период применения инжекторных аппаратов и после отказа от них все другие аппараты называли устаревшим термином «легочно-силовые дыхательные аппараты».

Холодильник является обязательным элементом ДАСКа. Многие устаревшие модели не имеют его, а охлаждение нагретого в регенеративном патроне воздуха происходит в дыхательном мешке и шланге вдоха. Известны воздушные (или иные) холодильники, расположенные после регенеративного патрона, в дыхательном мешке, или составляющие с ним единое конструктивное целое. К последней модификации относится и так называемый «железный мешок», или «мешок наизнанку», представляющий собой герметичный металлический резервуар, являющийся корпусом ДАСКа, внутри которого находится эластичный (резиновый) мешок с горловиной, сообщающийся с атмосферой. Эластичной емкостью, в которую поступает воздух из регенеративного патрона, в этом случае является пространство между стенками резервуара и внутреннего мешка. Такое техническое решение отличается большой площадью поверхности резервуара, служащего воздушным холодильником, и значительной эффективностью охлаждения. Известен также комбинированный дыхательный мешок, одна из стенок которого одновременно является крышкой ранца аппарата и воздушным холодильником. Дыхательные мешки, объединенные с воздушными холодильниками, из-за сложности конструкции, не компенсируемой достаточным охлаждающим эффектом, в настоящее время распространения не имеют.

Избыточный клапан может быть установлен в любом месте воздуховодной системы за исключением зоны, в которую непосредственно поступает кислород. Однако управление открыванием клапана (прямое или косвенное) должно осуществляться дыхательным мешком. В случае, если поступление кислорода в воздуховодную систему значительно превышает его потребление человеком, через избыточный клапан в атмосферу выходит большой объем газа. Поэтому целесообразно устанавливать указанный клапан до регенеративного патрона, чтобы уменьшить нагрузку на патрон по углекислому газу. Место установки избыточного и дыхательных клапанов в конкретной модели аппарата выбирается из конструктивных соображений. Имеются ДАСКи, в которых в отличие от схемы, приведенной на рис. 2.2, дыхательные клапаны установлены в верхней части шлангов у соединительной коробки. В этом случае несколько увеличивается масса элементов аппарата, приходящаяся на лицо человека.

Варианты и модификации принципиальной схемы кислородоподающей системы дыхательных аппаратов со сжатым кислородом предопределяются в первую очередь способом резервирования кислорода, реализованным в данном аппарате.

DRAGER PA 94 Plus Basic.

Краткая инструкция по применению

Средства индивидуальной защиты /СИЗОД/ - изолирующие технические средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от воздействия непригодной для дыхания среды.

DRAGER PA 94 Plus Basic - соответствует европейскому стандарту 89/686 EWG. Он является прибором на сжатом воздухе (баллонным респиратором) по EN 137, имеет сертификат пожарной безопасности.

1. Основные тактико-технические характеристики DRAGER PA 94 Plus Basic

2. Описание составляющих частей дыхательного аппарата

4. Принципиальная схема работы аппарата Drager

5. Проверки СИЗОД, порядок их проведения и периодичность

6. Расчет параметров работы в СИЗОД

Основные тактико-технические характеристики DRAGER PA 94 Plus Basic

Время защитного действия до 120 мин Вес спинки с редуктором, манометром и подвесной системой 2,7 кг
Масса ДАСВ в сборе, в снаряженном состоянии 1 баллон 2 баллона Вес панорамной маски 0,5 кг
9,4 кг 15,8 кг
Давление выхода из редуктора (Рр.вых.) 7,2 атм. (6-9 атм.) Вес легочного автомата 0,5 кг
Давление, при котором работает редуктор от 10 до 330 атм. Вес баллона (без воздуха / с воздухом) 4,0 / 6,4 кг
Давление срабатывания свистка (звукового сигнала) 55 атм. ± 5 атм. Объем баллона (Laxfer) 6,8 л / 300 атм.
Предохранительный клапан редуктора срабатывает при давлении 13 - 20 атм. Количество (запас) воздуха в 1-м баллоне 2100 л
Избыточное давление (подмасочное давление) 0,25-0,35 атм Количество (запас) воздуха в 2-х баллонах 4200 л
Сопротивление дыханию при вдохе не более 5 милибар Минимальное давление при заступлении 265 атм.
Температурный предел работы ДАСВ От -45 до +65 гр.С Расход воздуха 30 – 120 л/мин
Размеры воздушного баллона (без вентиля) 520х156 мм Расход воздуха при: - легкой работе - средней работе - тяжелой работе 30-40 л/мин 70-80 л/мин 80-120 л/мин
Размеры (без баллона, с несущими ремнями в свернутом положении для хранения) Длина: 620 мм Ширина: 320 мм Высота: 150 мм Средний расход давления (атм./ в минуту) при: - легкой работе - средней работе - тяжелой работе 1 баллон 2 баллона
2,5

2. Описание составляющих частей дыхательного аппарата .

DRAGER PA 94 Plus Basicсостоит из следующих частей:

1. Спинка (ложемент)

2. Редуктор

3. Звуковой сигнал (свисток)

4. Манометр

5. Тройник (переходник)

6. Легочный автомат

7. Панорамная маска (Panorama Nova SP)

8. Два воздушных баллона (Laxfer).

Спинка (ложемент).

Ложемент состоит из подогнанной по фигуре человека пластмассовой плиты из антистатического материала (усиленный стекловолокном антистатический дюропласт), которая имеет отверстия для взятия руками при переноске баллонного респиратора. Широкий, с подкладкой поясной ремень обеспечивает возможность ношения прибора на бёдрах. Вес баллонного респиратора может быть таким образом перемещён с плеч на бёдра. Все ремни сделаны быстросменными и изготовлены из Арамид / Номекс - ткани, которая является негорючей или же самогаснущей.

На нижней части ложемента расположены: крепление для редуктора давления и эластичный элемент защиты от ударов. В верхней части ложемента закреплена опора под баллон со встроенной линией крепления, которая в сочетании со складной скобой, лентой крепления баллонов и натяжной пряжкой даёт возможность крепления различных баллонов со сжатым воздухом.

Каждый дыхательный аппарат имеет индивидуальный номер, который находится на спинке, имеет обозначение из 4-х букв и 4-х цифр (BRVS-0026).

Редуктор давления

Корпус редуктора давления сделан из латуни. Он закреплён на нижней части несущего каркаса. На редукторе давления находятся предохранительный клапан, шланг манометра с манометром, звуковым сигналом и шланг среднего давления. Редуктор давления уменьшает давление из баллона (10-330 атм.) до 6÷9 атм.(бар). Предохранительный клапан отрегулирован таким образом, что он срабатывает при давлении в секции среднего давления 13÷20 бар. Редуктор не требует обслуживания в течение 6 лет, после проведения ТО – еще 5 лет (опломбирован).

Из редуктора выходит два шланга:

Шланг среднего давления – к шлангу среднего давления крепится легочный автомат Plus-A и панорамная маска Panorama Nova Стандарт P;

Шланг высокого давления – к шлангу высокого давления крепится звуковой сигнал (свисток) и манометр.

Минимальное давление, при котором редуктор обеспечивает бесперебойную работу - 10 атм., - гарантированное минимальное давления завода изготовителя, при котором обеспечивается безопасность человека.

Звуковой сигнал (свисток) - устройство предупреждения и 2.4. Манометр

Устройство предупреждения отрегулировано так, что оно выдаёт акустический сигнал при понижении давления в баллоне до давления срабатывания - 55±5 бар. Активизируется высоким давлением, при работе свистка используется среднее давление. Сигнал звучит почти до полного расходования используемого запаса воздуха. Устойчивый звук более 90 дБл до 10 бар (атм.). Свисток встроен в шланг манометра. Свисток и манометр полностью защищены. Шкала манометра люминесцентная.

Примечание: Дыхательные аппараты поставляются с установленным значением 55 бар +/_ 5 бар.

Тройник

Тройник позволяет подсоединение двух 6,8л/300 бар композитных баллонов.

Легочный автомат

Легочный автомат Plus А включается при первом вдохе. Для выключения ЛА необходимо нажать красную клавишу.

Панорамная маска

Панорамная маска Панорама Нова Стандарт P крепится на голове с помощью пяти лучевого оголовья. Маска имеет пластиковые обрамление стекла и переговорную мембрану. Стекло – поликарбонат. В маске имеется клапанная коробка – 2 клапана вдоха (первый – для дыхания, второй – для обеспечения подпора воздуха 0,25-0,35 атм) и 1 клапан выдоха. Давление выдоха из панорамной маски составляет 0,42-0,45 атм.

Баллоны сжатого воздуха

На аппарат устанавливается металлокомпозитные баллоны Laxfer емкостью 6,8 литров с рабочим давлением в баллоне 300 бар (атм.). В зависимости от температуры и влажности окружающего воздуха возможно внешнее обледенение на вентиле баллона, редукторе давления и соединении, но для функционирования прибора это не имеет значения.

Каждый воздушный баллон имеет индивидуальный номер, который имеет обозначение из 2-х букв и 5-ти цифр (LN 21160).

При заступлении на боевое дежурство давление воздуха в баллонах СИЗОД должно быть не менее 265 атм. – требование к данному аппарату электронной системы автоматического контроля и предупреждения фирмы DRAGERBodyguard II (бодигард).

При открытии 2-х баллонов, при условии, что в баллонах было разное давление, давление в баллонах выравнивается, общее давление падает, воздух перетекает из одного баллона во второй (слышен характерный шипящий звук), так как они являются сообщающимися сосудами. Время защитного действия, при этом, не уменьшается.

Требования к работе с дыхательным аппаратом и безопасности при работе с ним

1. При работе в СИЗОД необходимо оберегать его от непосредственного соприкосновения с открытым пламенем, ударов и повреждений, не допускать снятия маски или оттягивания ее для протирки стекол, не выключаться даже на короткое время. Выключение из СИЗОД осуществляется по команде командира звена ГДЗС:«Звено ГДЗС, из дыхательных аппаратов - выключись!».

2. Открытие вентиля осуществляется вращением рукоятки против часовой стрелки. Чтобы предотвратить невольное закрытие во время использования, следует открывать вентиля баллонов как минимум двумя оборотами. Не крутить силой до упора.

3. При стыковке баллонов не допускать попадание грязи на резьбовые соединения.

4. При закручивании – откручивании баллонов применяется система «3-х пальцев». Силу не применять.

5. При активизировании легочного автомата в атмосферу (без маски – как резервный вариант), первый вдох осуществлять через 3 сек. после подачи воздуха.

6. Правила по технике безопасности при надевании лицевой маски: борода, усы, очки контактируют с уплотнениями лицевой маски и могут отрицательно сказаться на безопасности пользователя.

7. При креплении воздушных баллонов к спинке аппарата нельзя натягивать ремни крепления с силой до закрытия застежки (система «Тавло»).

8. При обслуживании панорамной маски запрещается мыть ее с помощью органических растворителей (бензин, ацетон, спирт). Для обслуживания использовать пенный раствор детского мыла.

9.Сушка маски осуществляется при температуре не более 60 гр.С.

10. Стекло панорамной маски, во время работы, запрещается протирать перчатками, крагами, грязными тряпками, чтобы не нанести повреждений стеклу.

11. Если при проверке №1 и №2 дыхательных аппаратов будут обнаружены неисправности, которые не могут быть устранены владельцем, они выводятся из боевого расчета и направляются на базу ГДЗС для ремонта, а газодымозащитнику выдается резервный аппарат.

5. ПРОВЕРКИ СИЗОД, ПОРЯДОК ИХ ПРОВЕДЕНИЯ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ.

Приложение 10 Наставления по газодымозащитной службе ГПС МВД России, утвержденное приказом МВД РФ №234 от 30.04.96 г., определяет правила и порядок проведения проверок противогазов и дыхательных аппаратов.

Боевая проверка - вид технического обслуживания СИЗОД, проводимого в целях оперативной проверки исправности и правильности функционирования (действия) узлов и механизмов непосредственно перед выполнением боевой задачи по тушению пожара. Выполняется владельцем СИЗОД под руководством командира звена перед каждым включением в СИЗОД.

Перед проведением боевой проверки газодымозащитник производит надевание и подгонку его подвесной системы.

Боевая проверка производится по команде командира звена ГДЗС по команде: «Звено ГДЗС, дыхательные аппараты - проверь!».

1.Проверить исправность маски. Внешний осмотр.

Визуально проверить целостность стекла, полуобойм, ремней оголовья и клапанной коробки, а также надёжность подсоединения лёгочного автомата. Если маска полностью укомплектована и отсутствуют повреждения ее элементов, она считается исправной.

2.Проверить герметичность дыхательного аппарата на разряжение.

При закрытом вентиле баллона приложить панорамную маску к лицу, сделать вдох и если при этом возникает большое сопротивление, не снижающееся в течение 2-3 сек., то аппарат герметичен.

3.Проверить герметичность системы высокого и среднего давления.

Открыть вентиль баллона и закрыть его. Определить по манометру изменения давления воздуха в баллоне, если отсутствует падение давления воздуха аппарат считается герметичным.

4.Проверить работу легочного автомата.

4.1. Проверка легочного автомата и клапана выдоха.

4.2. Проверка клапана обеспечения подпоры воздуха.

4.3. Проверка аварийной подачи.

5.Проверить работу звукового сигнала.

Приложить панорамную маску к лицу и сделать вдох, медленно откачивать воздух до срабатывания звукового сигнала. Звуковой сигнал должен сработать при давлении на выносном манометре 55 +/-5 атм. (бар).

6. Проверить давление воздуха в баллоне.

При выключенном предварительно лёгочном автомате, открыть вентиль баллона и по выносному манометру проверить давление

7. Доклад командиру звена ГДЗС о готовности к включению и давлении воздуха в баллоне: «Газодымозащитник Петров к включению готов, давление -270 атмосфер».

Включение личного состава в СИЗОД проводится по команде командира звена ГДЗС:

«Звено ГДЗС, в аппараты - включись!» в следующей последовательности:

  • снять каску и зажать ее между коленями;
  • открыть вентиль баллона;
  • надеть маску;
  • надеть каску.

Проверка №1 - Проводится владельцем дыхательного аппарата под руководством начальника караула непосредственно перед заступлением на боевое дежурство, а также перед проведением тренировочных занятий на чистом воздухе и в непригодной для дыхания среде, если использование СИЗОД предусматривается в свободное от несения боевого дежурства время.

Результаты проверки заносятся в журнал регистрации проверок №1.

Проверку резервных СИЗОД осуществляет командир отделения.

1.Проверить исправность маски.

Маска должна быть полностью укомплектована без видимых повреждений.

2.Провести осмотр дыхательного аппарата.

Проверить надежность крепления подвесной системы аппарата, баллонов и манометра, а также убедиться в отсутствии механических повреждений узлов и деталей. Подсоединить маску к легочному автомату.

3.Проверить герметичность дыхательного аппарата на разряжение.

При закрытом вентиле баллонов плотно приложить маску к лицу и попытаться сделать вдох. Если при вдохе создается большое сопротивление, не дающее сделать дальнейший вдох и не снижающееся в течение 2-3 секунд, дыхательный аппарат считается герметичным.

(нажатием кнопки отключить легочный автомат).

4.Проверить герметичность системы высокого и среднего давления.

Открыть и закрыть вентиль баллона, выключив предварительно механизм избыточного давления в подмасочном пространстве. Определить по манометру изменения давления воздуха в баллоне, если в течение 1 минуты падение давления воздуха не превышает 10 бар аппарат считается герметичным.

5.Проверить работу легочного автомата.

5.1. Проверка легочного автомата и клапана выдоха.

Предварительно выключив лёгочный автомат открыть вентиль баллона. Маску приложить к лицу и сделать 2-3 глубоких вдоха/выдоха. При первом вдохе лёгочный автомат должен включится и не должно ощущаться сопротивление дыханию.

5.2. Проверка клапана обеспечения подпоры воздуха.

Под обтюратор вставить палец и убедиться в наличии потока воздуха из маски. Убрать палец и задержать дыхание на 10 сек. Убедиться в отсутствии утечки воздуха.

5.3. Проверка аварийной подачи.

Надавить на кнопку байпаса и убедиться в исправности принудительной подачи воздуха. Выключить лёгочный автомат. Закрыть вентиль баллона.

6.Проверить работу звукового сигнала.

Плавным нажатием кнопки легочного автомата стравить давление до появления звукового сигнала, если звуковой сигнал появился при давлении 55+/- 5 бар, то звуковой сигнал исправен.

7.Проверить показания давления воздуха в баллоне.

Давление в баллоне должно быть не менее 265 бар, для постановки дыхательного аппарата в боевой расчет.

Проверка №2 - вид технического обслуживания, проводимого в процессе эксплуатации СИЗОД после проверки №3, дезинфекции, замены воздушных баллонов, а также не реже одного раза в месяц, если в течение этого времени СИЗОД не пользовались. Проверка проводится в целях постоянного поддержания СИЗОД в исправном состоянии.

Проверка проводится владельцем СИЗОД под руководством начальника караула.

Проверку резервных СИЗОД осуществляет командир отделения. Результаты проверки заносятся в журнал регистрации проверок N2.

Проверка №2 осуществляется с помощью контрольно-измерительных приборов в соответствии с инструкциями по их применению. В случае отсутствия контрольных приборов, проверка №2 проводится в соответствии с проверкой №1

Проверка №3 - вид технического обслуживания, проводимого в установленные календарные сроки, в полном объеме и с заданной периодичностью, но не реже одного раза в год. Проверке подлежат все находящиеся в эксплуатации и в резерве СИЗОД, а также требующие полной дезинфекции всех узлов и деталей.

Проверка проводится на базе ГДЗС старшим мастером (мастером) ГДЗС. Результаты проверок записываются в журнал регистрации проверок N 3 и в учетную карточку на СИЗОД, делается также отметка в годовом графике проверок.

6. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ РАБОТЫ В СИЗОД

Основными расчетными показателями работы газодымозащитников в непригодной для дыхания среде являются:

· контрольное давление воздуха в аппарате, при котором необходимо выходить на свежий воздух (Рк.вых.);

· время работы звена ГДЗС у очага пожара (Траб.);

· общее время работы звена ГДЗС в непригодной для дыхания среде и ожидаемое время возвращения звена ГДЗС на свежий воздух (Тобщ.).

Методика проведения расчетов параметров работы в СИЗОД производится в соответствии с требованиями приложения 1 к Наставлению по ГДЗС ГПС МВД РФ (Приказ №234 от 30.04.96 г.).

Статьи по теме: