Церковь борисов старый город. Борисов. Прошлое и настоящее - Свято-Воскресенский собор

Центр Староборисова - Торговая площадь, сейчас называющаяся площадью 900-летия города. Здесь стоит главный православный храм Борисова, памятник его основателю, вокруг неё неплохо сохранилась и застройка 19 века.

В 1865 году Борисов пережил несколько пожаров, в результате одного из которых сгорела и деревянная Воскресенская церковь первой половины 17 века, находившаяся рядом с рынком. По этому поводу православные горожане решили отстроить храм красивее и грандиознее прежнего, к тому же из камня, чтоб было не хуже, чем у католиков, имевших каменный костёл ещё с 1823 года и иудеев, чья синагога, кстати, располагается неподалёку. Шесть лет ушло на подготовительные работы, в 1871-ом началась стройка по проекту петербургского инженера Петра Меркулова. Строительство 9-купольного Воскресенского собора было закончено в октябре 1874 года.

В 1907 году к соборному комплексу была добавлена колокольня, возведённая по проекту минского епархиального архитектора Виктора Струева.

В 1937 году собор, как это водилось, отобрали у верующих, сделали в нём зернохранилище, а на колокольне парашютную вышку. Хорошо ещё, не взорвали.

Вскоре, однако, пришли фашисты и вернули церковь пастве. После войны советская власть вновь забирать Воскресенский собор не стала, хотя настоятеля репрессировала. В хрущёвские времена только запретили колокольный звон, который мешал окрестным рабочим и служащим отдыхать после трудовых свершений.

К 900-летию Борисова, отмечавшемуся в 2002 году, серебристые купола Воскресенского собора покрасили в ярко-голубой цвет. С тех пор, как доверительно сообщил доброжелательный горожанин, решивший перекинуться со мной парой слов, купола изрядно утратили свою нарядность, и всей красоты при всём желании я не сфотографирую. Мне осталось лишь посокрушаться.

Тогда же, к 900-летию Борисова, у Воскресенского собора поставили памятник легендарному основателю города, князю Борису Всеславичу. По задумке скульптора, князь Борис, поправ сафьяновым сапогом валун с надписью "1102", простирает длань над площадью, вероятно с петровским возгласом "Здесь граду быть". Другой рукой Борис воздевает меч с эфесом в форме креста - ничего хорошего местным язычникам, конечно, ждать не приходится.

Князя приобнимает и шепчет ценные указания ангел с лицом монахини Евпраксии, младшей сестры небезызвестной Ефросиньи Полоцкой.

Воскресенский собор нынче закрыт на капитальный ремонт. Как видно на фотографии, он ему не помешает.

Пока строители осваивают душеспасительные бюджеты, службы проходят в воскресной школе, приспособленной из бывшего казначейства. Это самое старое сохранившееся здание Борисова - 1807 год.

Решётки, наверное, остались ещё с казначейских времён.

На входе прихожанина встречает грозная цитата. Я зайти побоялся.

2009-09-19 Мордаунт Юрий
СВЯТО-ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР

История возникновения Свято-Воскресенского собора в Борисове довольно интересная.
Вначале, где-то между 1635-1649 гг., во время управления городом борисовского старосты Адама Казановского, была воздвигнута Спасо-Преображенская церковь. Она достояла до 1812 года. Но война полностью разорила город, в огне погибла и Спасо-Преображенская церковь. Ведь борисовский повет был в числе тех поветов, которые наиболее пострадали от наполеоновского нашествия.

Вскоре построили новую деревянную церковь и переименовали ее в Воскресенскую.
Оживленная речная торговля притягивала в город людей, строились новые дома, город облагораживался. В 1834 году вместо состарившейся Воскресенской церкви построили новую, деревянную, в псевдорусском стиле. К ней приписали Свято-Андреевскую церковь и Свято-Ильинскую церковь-школу.

К середине 1850-х годов население Борисова по вероисповеданию делилось следующим образом: православных – 2693, католиков – 997, иудеев – 2581(!), раскольников, мусульман и протестантов – 45.

В многочисленных войнах город часто жгли. Жители его вновь восстанавливали. Но гиб город и в мирное время. Согласно официальной статистике, в 1865 году Борисов пережил пять пожаров, которые уничтожили 345 домов. Были и человеческие жертвы.
Огонь не пощадил и деревянную церковь, которая размещалась рядом с рынком. И тогда в городе осталась лишь одна маленькая кладбищенская церквушка Андрея Юродивого (теперь это молитвенный дом старообрядцев по Газетной улице). Естественно, среди православного люда сразу возник вопрос о строительстве нового храма, причем не деревянного, а каменного, вместительного и красивого, который бы ни в чем не уступал костелу, возведенному еще в 1823 году (каменной была также и синагога, построенная в 1866 г.).

Рассмотрение ходатайств, поиск средств и подходящего проекта заняли пять лет. Первоначальный проект пятикупольного храма, предложенный инженером Скуратовым, Минской епархией был отвергнут, главным образом, из-за малой размерности и, следовательно, недостаточной вместимости молитвенного зала. Остановились на другом варианте - соборе с девятью куполами, тремя апсидами, выразительным контуром, привлекательным декором и достаточной объёмностью (27 х 23 х 12 м).

"Зачатие" храма и его освящение во имя Воскресения Христа Спасителя (два придела были названы в честь святых князей Владимира и Александра Донского) состоялось в воскресенье 5 сентября 1871 года (по старому стилю) в присутствии именитых лиц. С речью выступил епископ Минский и Бобруйский Александр.

Предполагаемые затраты на строительство, согласно утвержденной смете, составили 47 890 руб. 14 коп. По тому времени это была немалая сумма, но по непредвиденным обстоятельствам ее не хватило. При рытье котлована выяснилось, что качество грунта не позволяет использовать запроектированный обычный фундамент. Пришлось изготовить и вбить 580 свая, что дополнительно потребовало 3 000 рублей.
Строили собор высококвалифицированные каменщики из местечка Ивенец, а для оформления интерьера были приглашены виленские художники Елишевский и Трутнев.
Вопросами финансирования строительства и обеспечением необходимыми материалами ведал предводитель местного дворянства Владимир Ермольский, а техническое руководство осуществлял архитектор Сергей Петрович Иванов.

Строительство храма длилось три года и закончилось 15 октября 1874 года (по старому стилю). А через пять дней, 20 октября, по случаю первого богослужения состоялась торжественная церемония с участием губернского руководства и высокопоставленного духовенства.

В церемониальных выступлениях звучала резкая критика в адрес католиков, униатов и польских дворян, которые, по словам ораторов, на протяжении нескольких столетий ставили своей целью подчинить белорусский народ иноземному влиянию, т.е. Ватикану.

Главная заслуга в успешном завершении строительства собора приписывалась Владимиру Ермольскому, которому был преподнесен серебряный кубок с позолотой и следующей надписью: "Прадеды наши ели просто да жили на свете лет до ста".
А об авторе проекта даже не вспомнили. Его имя стало упоминаться сравнительно недавно. Согласно исследованиям минчанина В.М. Чернатова, это был инженер из Петербурга Петр Петрович Меркулов (1836-?).

Великолепие нового православного храма в Борисове привлекло внимание многих. Для гравюры с его изображением популярный в то время петербургский еженедельник "Нива" в № 12 за 1877 год не пожалел целой страницы.
Первым настоятелем Воскресенского собора был священник Климент Гродицкий.
А в начале ХХ века местный чиновник и церковный староста Нил Бурцев выступил с инициативой построить у главного входа собора кирпичную звонницу. И эта идея была воплощена в жизнь в 1907 году минским епархиальным архитектором Виктором Струевым. Теперь эта колокольня вместе с собором составляет цельный ансамбль.
Настоятелем храма в те годы был Николай Фалевич, который отличался благотворительной деятельностью, активным участием в разрешении городских проблем и пользовался среди прихожан огромным авторитетом. Он также был довольно богатым человеком: в 1911 году в городе Борисове установили 50 телефонов. Тогда это было дорогое удовольствие и им пользовались только богатые люди. Так вот, одним из абонементов был настоятель Воскресенского собора Николай Фалевич.
Воскресенский собор в 1901 году из 9 приписанных к приходу деревень и города насчитывал 5920 прихожан (2954 мужчин и 2966 женщин).

Пришествие марксизма-ленинизма проявило крайнюю нетерпимость ко всем другим религиям.
В те времена настоятелем собора был протоиерей Василий Измайлов. Он родился в 1885 году в семье священнослужителя и первоначально проживал в центральной России. Там он окончил вначале Духовную Семинарию, а потом - Духовную Академию.
С февраля 1914 года отец Василий преподавал в Минской Духовной Семинарии предметы обличительного богословия и истории раскола.

После закрытия семинарии, с 1920 года, отец Василий перешел служить в Свято-Покровскую церковь села Слобода-Озерицкая Минского района. В 1927 году стал настоятелем Свято-Воскресенского собора г. Борисова.
В Борисове отец Василий прослужил всего лишь несколько месяцев и был арестован 2 июня 1927 года.

Незадолго до ареста за ним установила слежку агентура ОГПУ. Выслеживавшие его в течение трех месяцев агенты составили ряд доносов, вошедших в "Обвинительное заключение". В частности, в этом "Обвинительном заключении" было означено:
"...приблизительно 12 марта во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа, священник Измайлов говорил, что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нем клуб. Призывал граждан защищать церковь, причем советовал мужчинам в это дело не вмешиваться... Говорил, что религию преследуют, давал намек на то, что скоро будет война... 2 мая, освящая могилы на кладбище, в разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью... В частной беседе со старушкой-нищей (фамилия не установлена) говорил, что дождь идет все время - это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льется дождь... Принимая во внимание, что свидетели, а также агентурный материал вполне подтверждает, что Измайлов вел агитацию с явно контрреволюционной целью, и что деятельность Измайлова имеет возбуждающее влияние на массу, о чем свидетельствует выступление массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против советской власти, принимая все это во внимание полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом..."
Виновным себя в предъявленных ему обвинениях, отец Василий не признал, заявив, что "все эти обвинения ни на чем не основаны".

Без суда и следствия 26 августа 1927 года его приговорили к заключению в Соловецкий концлагерь особого назначения сроком на три года. При неясных обстоятельствах Василий Измайлов умер (а может быть, был расстрелян) на Соловках 22 февраля 1930 года, войдя в сонм новомучеников и исповедников, за веру Православную пострадавших в страшное время гонений на Церковь.
В 1937 году верующих по команде властей изгнали из храма, кресты с куполов спилили, а внутреннее убранство разграбили. Собор был превращен в зернохранилище, а колокольня переоборудована в парашютную вышку.
Но война вернула все на круги своя. Фашистские оккупанты, стремясь привлечь славянское население на свою сторону, возвратили собор пастве. Его отремонтировали (восстанавливать кресты на куполах заставили специалистов-евреев), и там начались богослужения.

В октябре 1941 года епархия назначила туда настоятеля. Это был выпускник Жировичской духовной семинарии 37-летний отец Иоанн (в миру - Иван Матвеевич Строк). В тяжелые годы оккупации он как мог помогал больным и неимущим, старался облегчить участь советских военнопленных, приютил и спас еврейского мальчика, предотвратил угон на принудительные работы в Германию около 300 борисовчан.
Тем не менее, сразу после освобождения города отец Иоанн был арестован советскими органами, и как пособник врага отправлен в сталинские застенки (реабилитирован только в 1956 г.).

Однако собор больше не закрывали, хотя в период правления Хрущева был запрещен колокольный звон, который, согласно инспирированной в местной газете статейке, якобы мешал покою горожан (перестройка отменила этот запрет).
Нынче собор продолжает жить в обычном ритме, являясь, кроме прочего, и архитектурным памятником.
Современники находят в нем характерные для второй половины ХIХ столетия черты эклектизма.

(ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ДАННЫЕ БОРИСОВСКОГО ИНТЕРНЕТ-САЙТА).

Из истории установления праздника

Воскресение Христово - величайший христианский праздник, день торжества православной веры, знамение победы Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.
Праздничная пасхальная служба совершается во всех храмах в ночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена величайшей радости и ликования. В этот и последующий дни многократно звучат слова пасхального приветствия: «Христос воскресе! - Воистину воскресе!», которыми мы исповедуем веру в Воскресение Господа.

Собственно пасхальное богослужение начинается около половины двенадцатого ночи с совершения перед плащаницей, располагающейся посреди храма, полунощницы с чтением особого канона. После совершения полунощницы плащаница заносится священнослужителями в алтарь и полагается на престол.

Торжественная пасхальная утреня начинается в полночь с совершения крестного хода вокруг храма. Духовенство с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, сопровождаемое молящимися с зажженными свечами в руках, под звон колоколов выходит из храма как бы навстречу грядущему Спасителю с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается в его притворе перед закрытыми дверями, как бы перед входом ко Гробу Господню.
При торжественном пении: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» двери открываются; священнослужители и молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За пасхальной утреней следует Божественная литургия, в конце которой происходит освящение артоса. Артосом (по-гречески - «хлеб») называют особый круглый хлеб, на котором изображается Крест Господень или Воскресение Христово. На протяжении всей недели после Пасхи этот хлеб находится в храме перед алтарем, а в субботу после богослужения разрезается на части и раздается верующим. Обычай этот ведет свою историю со времени Воскресения Христова.

По окончании богослужения верующие за домашним столом разговляются (то есть прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой (приготовляемой обычно из творога).
В ветхозаветные времена празднование Пасхи было установлено в память исхода богоизбранного народа из Египта. Само слово Пасха (от древнееврейского «песах» - «проходить мимо») напоминает о том, что ангел, поражавший смертью всех первенцев египетских семей, проходил мимо домов иудейских. Новозаветная Пасха есть Сам Христос, страдавший за нас на Кресте и воскресший; поэтому для христиан Пасха - прехождение от земли к небу, от смерти к вечной блаженной жизни. Праздник Воскресения Христова - древнейший из всех христианских праздников: он установился с самого времени Воскресения Господа Иисуса Христа, его торжествовали ученики Спасителя, святые апостолы.

В то же время в первые века бытия Церкви существовали две традиции празднования Пасхи. Церкви Малой Азии (то есть находившиеся на территории современной Турции) праздновали ее вместе с иудеями, то есть в четырнадцатый день месяца нисан. Однако остальные церковные общины, в том числе и римские христиане, торжествовали Пасху в первый воскресный день после весеннего равнодействия и полнолуния, после пасхи иудейской. Первый Вселенский Собор Церкви, состоявшийся в 325 году, прекратил имевшиеся разногласия и определил более правильной последнюю традицию, которой мы следуем и поныне. Весьма древнее происхождение имеет и обычай освящения начатков пищи на пасхальном богослужении.

На площади им. 900-летия Борисова возвышается величественный памятник церковной архитектуры XIX века — Свято-Воскресенский кафедральный собор. Он придает особый колорит и своеобразию всему комплексу окружающих его зданий, а сама площадь является любимым местом борисовчан. В нынешнем году исполняется 140 лет с того времени как был заложен первый камень в основание храма. Собору с тех пор пришлось многое пережить — революции, изъятие большевиками церковных ценностей, войны, воздействие природных явлений, бездушное отношение к нему атеистических властей в послевоенные годы. Сейчас в нем ведутся ремонтно-реставрационные работы, а службы проводятся в крестильном храме. Но даже и спустя много лет после возведения он поражает своей красотой и величием. Фасады собора привлекают богатым оформлением, многообразными декоративными элементами, подчеркнутыми белым окрасом, профилированными карнизами, живописной объемной композицией.



В г. Борисове в Белоруссии в старой его части, на бывшей рыночной площади, находится восхитительный памятник церковной архитектуры XIX века - Свято-Воскресенский кафедральный собор. Автор проекта петербургский инженер М.П. Меркулов.

Строительство грандиозного проекта с чертами эклектизма велось в период с 5 сен. 1871 г. по 15 окт. 1874 г. В 1907 г. рядом была построена кирпичная звонница, повторяющая черты храма - вместе они создают единый ансамбль. В 1930 г. собор был закрыт, кресты с куполов спилены. Разграбленный храм превратили в зернохранилище. Открытие отремонтированного храма произошло во время фашистской оккупации, за что позднее, после освобождения города, пострадал настоятель храма, получив 5 лет лагерей. Повторно звонница была освящена в 1997 г., во времена Хрущева она была закрыта. В 2002 г. собор стал кафедральным, а в 2014 г. вошел в созданную самостоятельную Борисовскую епархию.

Красивейший храм кубовидного объема с девятипольем, в завершении имеет три апсиды и с трех сторон притворы, украшенные каскадом головок-луковиц, которые являются важнейшими элементами. Большой световой барабан с величественной главой и двумя рядами кокошников по низу завершает сложное строение. Богатый декор и цветовое контрастное решение фасадов, красные стены из кирпича и белый декор, встречающийся на оконных наличниках, карнизах и т.д., создают величие и нарядность одновременно. В Воскресенском Соборе хранятся древнейшие иконы с частицами мощей: Иоанна Кормянского, прп. Манефы Гомельской, свт. Спиридона Тримифунтского - чудотворца (с острова Корфу из Греции).

Реставрационные работы проводились с 2005 г.

http://www.guidebook.by/architecture/



Уездный город Борисов расположен большею частью на левом берегу судоходной реки Березины, в 73 верстах расстояния от губернского города, с которым имеет сообщение по Московско-Брестской железной дороге. Нынешний Борисов сохранил место и название Борисова древнейшего, основанного, по сказанию летописи, в 1102 г. Минским удельным князем Борисом Всеволодовичем.

В окрестностях города историческую достопримечательность представляют находящиеся вблизи, на правом берегу Березины, окопы по местному названию «батареи». Они относятся к эпохе Отечественной войны и действительно - остатки сооруженных в 1812 г. французским отрядом под командою генерала Домбровского батарей, геройски взятых генералом Чичаговым.

Относительно православных храмов можно с полною вероятностью предположить, что при основании города была построена и первая церковь. В более позднее время в Борисове существовал неизвестно когда основанный православный монастырь, упраздненный в 1758 г. по случаю перехода в унию игумена того монастыря Игнатия Шашковича.

Кроме того, как хорошо помнят старожилы, в городе было прежде пять приходских церквей: Николаевская, в местности нынешнего римско-католического костела, Воскресенская, сожженная французами в 1812 г., Троицкая, от которой, как и от первых двух, и теперь заметны фундаменты, Георгиевская и Андреевская, существующая по настоящее время как кладбищенская.

В Борисове, кроме православных храмов, есть римско-католический костел, еврейская синагога и 11 молитвенных еврейских же домов. Значительное число последних объясняется преобладанием в городе еврейского населения.

Настоящая соборная Воскресенская церковь построена в 1871 г. на месте сгоревшей в 1865 г. прежней соборной Воскресенской церкви. Деньги для построения настоящей церкви в количестве 48 800 руб. отпущены правительством. Зданием церковь каменная, сложенная из кирпича, по внешности представляет прекрасной архитектуры вид равностороннего креста, с одним открытым куполом на середине и восемью меньшими, глухими куполами на боковых уступах. В одном из боковых куполов, фронтонном, помещается колокольня, но помещение не вполне удобное и глухое, вследствие незначительности отверстий.

Окна в самом здании расположены в два яруса и нижние снабжены железными решетками; входных дверей три, крыша сделана из листового железа, стены остаются без штукатурки и имеют естественный вид кирпичной кладки, которая для сего произведена самым тщательным образом. В настоящее время церковное здание находится в очень крепком состоянии, но по причине затейливости в архитектуре и частых заломов в крыше в будущем будет нуждаться в значительных затратах на поддержание, что при незначительности церковного дохода будет обременительно для церкви.

Внутренняя площадь вместительности заключает в себе около 90 кв. саж., устроена со сводами на круглых арках, которые поддерживаются четырьмя массивными столбами; пол деревянный, стены выбелены. В церкви устроено 10 печей, но за недостатком средств на наем прислуги и покупку дров оная не отапливается аккуратно. Предалтарная солея возвышена на три ступени, на ней устроены и клиросы.

Иконостасов в соборе три: один главный и два придельных. Все они устроены из дубового дерева без покраски, с золоченными колонами, карнизами, рамами и резьбою. Главный состоит из 24 икон, расположенных в четыре яруса, a придельные - из 10 икон каждый, расположенных в один ряд; все иконы новой хорошей живописи.

Главный престол освящен во имя Воскресения Христова, a придельные: северный во имя св. равноапостольного князя Владимира, а южный во имя св. благоверного князя Александра Невского. Между иконами, размещенными в других местах храма, обращает на себя внимание местно-чтимая икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, писанная на дереве, весьма древней живописи, покрытая серебряною ризою. Икона сия осталась от прежних борисовских церквей и никакого особенного сказания о ней не существует.

Утварные вещи имеются в достаточном количестве, есть между ними и довольно ценные, пожертвованные как частными благотворителями, так и приобретенные на средства прихожан и церкви. Так на главном престоле серебряная, вызолоченная дарохранительница имеет вычеканенную надпись, из которой видно, что оная составляет «дар 12 апреля 1865 года в соборный храм борисовский его Императорского Величества Наследника Цесаревича Александра Александровича на вечное поминовение за упокой души в Бозе почившего Цесаревича Николая Александровича». Есть серебряный потир с полным к нему прибором, пожертвованный вдовою прежнего соборного протоиерея Лисевича. Большое паникадило стоимостью в 200 руб. приобретено на пожертвования прихожан.

Из древних вещей замечательны: восьмиконечный, неизвестной пробы серебра крест, подаренный, как видно из надписи на нем, «в благочестивую церковь Воскресения Христова в месте Борисове в 1640 году» неким Лочвиным; Евангелий, употребляемых при богослужении, имеется три, все в лист, в сплошных апликовых окладах. Состояние ризницы можно признать удовлетворительным. Всех священнических облачений имеется 17, из них одна риза золотой парчи пожертвована в сию церковь московским Неокесарийским собором и две серебряной парчи со стихарем и полным к ним прибором.

Церковный архив содержится в сохранности и порядке, в нем хранятся метрические записи и исповедные списки прихожан с 1812 г. Кроме сего, в нем хранится много древних подлинных рукописей, но какие это рукописи - за неразборчивостью письма не разобрано; есть между ними документы на церковные земли и плацы.

В колокольне имеются три колокола: в 16, 8 и 2 пудов. Погост церковный обнесен простою деревянною оградою. К церкви принадлежат две кладбищенские: Андреевская, бывшая приходская в самом Борисове, и другая в деревне Большом Стахове, кладбищ же в приходе пять.

В состав прихода входит г. Борисов и 6 селений, самый отдаленный пункт в приходе находится в 12 верстах. Прихожан числится: мужского пола 1600 душ, а женского пола 1528 душ; за исключением городских граждан и мещан, все остальные прихожане крестьянского сословия и занимаются исключительно хлебопашеством. Степень религиозности прихожан можно признать удовлетворительною. В самом Борисове ежегодно бывают особые крестные ходы из собора в Андреевскую церковь в 10 неделю после Пасхи и в день воссоединения униатов, а также 24 и 29 июня к крестам при окраинах города.

Состав причта: протоиерей, священник, диакон и два псаломщика. Церковного дохода в течение года поступает до 200 руб. Причт, кроме штатного жалованья, получает ежегодно из казны за отошедшее имение 171 руб. 56 коп. и плацевого дохода от 11 плацев 17 руб. 15 коп., а также пользуется церковного землею. Всей земли церковной числится: пахотной 46 десятин, сенокосной 5 десятин и огородной тоже 5 десятин. Особого плана и межевой книги на землю нет, а таковой имеется в общем плане городской земли, хранящемся в городской думе.

При соборе есть строения: дом, амбар, два скотских сарая, конюшня, гумно и два хлебных сарая - все эти строения находятся в пользовании протоиерея и крайне ветхи. Остальные члены причта не имеют никакого помещения и живут в наемных домах.

При церкви существует церковно-приходское попечительство и штатное народное училище с женскою сменою при оном, имеется уездное двухклассное училище и женский одноклассный пансион. Богадельни в приходе нет.

«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть II, Борисовский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1879 г.

Воскресенский собор , Собор Воскресения Господнего - православный храм в городе Борисове. Находится в Старо-Борисове на рыночной площади.

Собор является памятником ретроспективно-русского (псевдорусского) стиля, присутствуют признаки стилизации форм московского церковного строительства XVII века.

История

До постройки современного собора на его находилась деревянная Воскресенская церковь, возведённая в 1620-1648 годах и сгоревшая в 1865 или 1867 году. После этого архитектором П. Меркуловым при участии ректора Академии художеств в Петербурге Л. Н. Бенуа был разработан проект нового храма - собора в честь Воскресения Христова из красного кирпича.

Данный проект был утверждён по личному ходатайству минского епископа Александра (Добрынина). Уже в сентябре 1871 года на торговой площади, на месте прежнего Спасо-Преображенского храма, произошла закладка собора. Освящение нового собора состоялось 20 октября 1874 года, его осуществил преосвященный Александр.

По данным 1901 года, в приходе насчитывалось из горожан 2954 мужчины и 2966 женщин и жители 9 окрестных деревень. Собор, закрытый в 1937 году, возобновил свою деятельность во время войны. В 1945 году был передан верующим.

Архитектура

Девятикупольный трёхапсидный храм, имеющий кубоподобный, квадратный в плане центральный объём, является крестовым в плане. Его рамеры следующие - длина составляет 27 метров, ширина - 23 метра, а высота - 12 метров. Четырёхскатная крыша, завершающая двухъярусный центральный объём, имеет в центре цилиндрический световой барабан и луковичную главу, а по углам возведены цилиндрические барабаны с маковками.

Такие же главы присутствуют над апсидой и боковыми пристройками. Среди декоративных элементов богато украшенного фасада - кокошники, наличники (как арочных оконных, так и дверных проёмов) с полукруглыми и трёхугольными фронтонами, профилированные карнизы, угловые рустованные пилястры, филёнки, контрастируя с красным киричным фоном. Для подчёркивания главного арочного входа использован большой портал, выглядищий как профилированная арка на 4 бочкоподобных столбах.

Внутреннее пространство, освещаемое двумя рядами оконных проёмов, разделено четырьмя мощными столбами на 3 нефа, перекрытых крестовыми сводами. Те же четыре столба при помощи парусов поддерживают световой барабан со сферическим куполом, находящийся над средокрестием. Стены раскрепованы при помощи профилей и лопаток. В конхе апсиды находится фресковое изображение Бога Саваофа, на крестовых сводах на подпружных арках - орнаментальная раскраска.

Над входом в церковь находятся хоры, открытые арочным проёмом. На хоры ведёт лестница из тамбура. Главный престол во имя Воскресения Христова размещён в апсиде, по левую сторону от него находится престол в честь святого князя Владимира, по правую же - престол в честь святого князя Александра Невского. Все три иконостаса сделаны из дуба и являются неокрашенными. Главный является четырёхъярусным с 24 образами, иконостасы из обоих приделов - одноярусные с 10 образами каждый. Их украшивают позолоченные колонны, резьба, рамы и карнизы.

Позже, в 1907 году, на одной оси с храмом была возведена звонница, созданная из кирпича в стиле самого храма по проекту архитектора В. И. Струева. Звонница, представляющая собой башнеподобное шатровое строение, является трёхъярусной - восьмерик на двух четвериках - и завершается маковкой. Первый же ярус занимают ворота.




Статьи по теме: