Аварии на атомных подводных лодках ссср. Аварии в вмс сша. Гибель подводных лодок

В ночь на 4 февраля 2009 года на большой глубине в Атлантическом океане столкнулись две ракетные атомные подводные лодки с ядерным оружием на борту - британская HMS Vanguard и французская Le Triomphant. На обеих находилось примерно по 250 человек экипажа и по 16 межконтинентальных баллистических ракет.

Британский корабль потерял ход, всплыл и был отбуксирован к причалу военно-морской базы Фаслейн в Шотландии. Французы добрались до Бреста своим ходом.

На другой день лондонская газета Sun так прокомментировала этот инцидент: «Возможные последствия даже трудно себе представить. Маловероятно, чтобы столкновение вызвало ядерный взрыв, но могла произойти утечка радиации, — заявил газете высокопоставленный источник в британском ВМФ. — Хуже того, мы могли бы потерять экипаж и ядерные боеголовки. Это было бы национальным бедствием».

Увы, столкновения набитых ядерными боеголовками гигантских атомоходов на боевой службе в океане в последние десятилетия не такая уж редкость. Более того, подобные опаснейшие аварии, чреватые непредсказуемыми последствиями, происходят все чаще. Причина: подводные лодки всех стран мира становятся все более малошумными, их с трудом обнаруживают гидролокаторы атомоходов потенциального противника. Или обнаруживаются на таких дистанциях, когда что-либо предпринимать для безопасного расхождения на глубине уже поздно.

Мало того. В мирное время суть боевой службы многоцелевых подлодок всех флотов мира зачастую именно и состоит в непрерывном и, по возможности, многосуточном слежении за атомными подводными ракетными крейсерами стратегического назначения потенциального врага. Задача при этом сформулирована предельно просто: в случае внезапного начала войны вражеский подводный крейсер должен быть уничтожен торпедами раньше, чем успеет открыть крышки люков своих шахт с межконтинентальными баллистическими ракетами и нанести удар из-под воды. Но при этом в океанских глубинах лодки вынуждены преследовать одна другую на расстоянии всего в несколько кабельтовых (1 кабельтов- 185,2 м.) Странно ли, что при этом атомоходы, бывает, и сталкиваются?

Вот пять самых опасных инцидентов в истории флотов:

1. 8 марта 1974 года в северной части Тихого океана на глубине примерно 5600 метров затонула советская дизель-электрическая подводная лодка К-129 проекта 629А с баллистическими ракетами на борту. Погиб весь экипаж — 98 человек. Обстоятельства ее гибели неизвестны. Однако ряд отечественных специалистов уверены, что причиной катастрофы стало внезапное столкновение с американской атомной подводной лодкой «Суордфиш». Та вскоре вернулась в собственную базу с серьезными повреждениями корпуса. Но Пентагон попытался объяснить их ударом о льдину.

У члена Клуба подводников Владимира Евдасина, прежде служившего на К-129, такая версия трагедии: «Думаю, незадолго до назначенного сеанса связи в ночь на 8 марта 1968 года К-129 всплыла и шла в надводном положении. В надводном положении на мостик, что в ограждении рубки, по штатному расписанию поднялись и несли вахту трое: вахтенный офицер, рулевой сигнальщик и „в корму смотрящий“. Поскольку при работе дизелей гидроакустики теряют контроль над обстановкой под водой, шумов маневрирующей чужой субмарины они не заметили. А та осуществляла поперечное подныривание под днищем К-129 на критически опасной дистанции и неожиданно зацепила рубкой корпус нашей субмарины. Та опрокинулась, не успев и пискнуть радиосигналом. В открытый люк и шахту воздухозаборника хлынула вода, и вскоре субмарина упала на дно океана».

2. 15 ноября 1969 года атомная подводная лодка ВМС США «Гэтоу» в Баренцевом море на глубине 60 метров столкнулась с советской атомной подводной лодкой К-19, отрабатывавшей боевые упражнения в одном из полигонов Северного флота. Причем, до момента аварии наши моряки и не подозревали о том, что американцы рядом и ведут за ними слежение. Советский экипаж завтракал, когда последовал мощный удар по корпусу К-19, шедшей со скоростью всего в 6 узлов. Лодка начала проваливаться на глубину. Корабль спасли грамотные действия старшего на борту капитана 1 ранга Лебедько, который мгновенно приказал дать полный ход, продуть балласт и переложить горизонтальные рули на всплытие.

В базе в носовой части К-19 обнаружили огромную вмятину цилиндрической формы. Но лишь спустя годы выяснилось, что это отметина именно от «Гэтоу», которая скрытно шпионила за советским кораблем.

Как оказалось, командование ВМС США сделало все, чтобы скрыть свою причастность к инциденту. Дело в том, что авария произошла в 5,5 км от острова Кильдин, то есть в территориальных водах СССР, куда иностранным кораблям заходить запрещено международным правом. Поэтому в документах о боевом патрулировании «Гэтоу» было записано, якобы она вернулась с боевого патрулирования в базу еще за двое суток до столкновения. И лишь 6 июля 1975 года газета «Нью-Йорк таймс» написала, что произошло на самом деле.

3. 24 июня 1970 года в Охотском море в 04.57 на глубине 45 метров произошло столкновение советской атомной подводной лодки К-108 проекта 675 с атомной подводной лодкой ВМС США «Тотог». В результате сильного удара на К-108 сработала аварийная защита реакторов обоих бортов. Лодка потеряла ход и стала быстро проваливаться в глубину с большим дифферентом на нос. Однако энергичными мерами командир корабля капитан 1 ранга Багдасарян предотвратил катастрофу. К-108 всплыла. У нее был заклинен правый винт, поэтому пришлось вызывать буксиры.

4. 23 мая 1981 году на одном из полигонов Северного флота недалеко от Кольского залива произошло столкновение советской стратегической атомной подводной лодки Северного флота К-211 проекта 667 БДР «Кальмар» (с 1984 года по 2010 годы - в составе Тихоокеанского флота) с американским атомоходом класса «Стёрджен». Комиссия Главного штаба ВМФ СССР, разбиравшаяся в инциденте, пришла к выводу, что американцы скрытно следили за нашим атомным подводным крейсером, находясь в его кормовых курсовых углах в акустической тени. Когда К-211 изменила курс, преследователи потеряли из виду советский атомоход и вслепую врезались рубкой в его корму.

Оба корабля до своих баз добрались своим ходом. К-211 — в Гаджиево, где ее поставили в док. При этом при осмотре нашего атомохода были обнаружены в двух кормовых цистернах главного балласта пробоины, повреждения лопастей правого винта и горизонтального стабилизатора. В повреждённых цистернах главного балласта были найдены болты с потайными головками, куски металла и плестиглас от рубки американской субмарины.

А сильно помятому «американцу» в подводном положении пришлось «топать» в Холи-Лох (Британия). Там скрыть огромную вмятину в его рубке было невозможно.

5. 11 февраля 1992 года советская атомная подводная лодка Северного флота К-276 проекта 945 «Барракуда» (командир — капитан 2 ранга Локтев) находилась в районе боевой подготовки недалеко от побережья полуострова Рыбачий на глубине 22, 8 метра. За действиями наших моряков скрытно наблюдал экипаж атомной подводной лодки «Батон Руж» типа «Лос-Анжелес» ВМС США. Причем, этот «американец» шел выше нашего корабля — на глубине 15 метров.

В какой-то момент акустики «Батон Руж» потеряли советский корабль из виду. Как выяснилось, им помешали шумы винтов пяти рыболовецких судов, оказавшихся поблизости. Чтобы разобраться в обстановке, командир «Батон Руж» приказал всплывать на перископную глубину. Но на К-276, где не подозревали о том, что вероятный противник рядом, подошло время сеанса связи со штабом флота и там тоже переложили горизонтальные рули на всплытие. Устремившаяся вверх «Барракуда» рубкой врезалась в американский атомоход. Лишь небольшая скорость К-276 позволила американскому экипажу избежать гибели.

На этот раз все было настолько очевидно, что Пентагон был вынужден признать нарушение территориальных вод нашей страны.

Затонувшие атомные подводные лодки СССР и России являются темой неутихающих дискуссий. За советские и постсоветские годы погибло четыре атомные субмарины (K-8, K-219, K-278, «Курск»). Затонувшая K-27 была затоплена самостоятельно в 1982 году в после радиационной аварии. Это было сделано потому, что АПЛ не подлежала восстановлению, а утилизация была слишком дорогой. Все эти субмарины были приписаны к Северному флоту.

АПЛ К-8

Эта затонувшая подводная лодка считается первой официально признанной потерей в атомном флоте Союза. Причиной гибели судна 12 апреля 1970 года стал пожар, возникший во время пребывания его в (Атлантика). Экипаж долгое время боролся за живучесть субмарины. Моряки смогли заглушить реакторы. Часть экипажа была эвакуирована на борт вовремя подошедшего болгарского гражданского судна, но 52 человека погибли. Эта затонувшая подводная лодка являлась одним из первых атомоходов СССР.

Субмарина К-219

Проекта 667А в свое время был одним из самых современных и живучих кораблей подводного флота. Он затонул 6 октября 1986 года из-за мощного взрыва баллистической ракеты в шахте. В результате аварии погибло 8 человек. Кроме двух реакторов, затонувшая подводная лодка имела на борту не менее пятнадцати и 45 термоядерных боеголовок. Судно было сильно искалечено, но продемонстрировало удивительную живучесть. Оно смогло всплыть с 350-метровой глубины со страшными повреждениями корпуса и затопленным отсеком. Атомоход затонул лишь спустя трое суток.

«Комсомолец» (K-278)

Данная затонувшая подводная лодка проекта 685 погибла 7 апреля 1989 года в результате пожара, который возник во время выполнения боевой задачи. Судно находилось неподалеку от (Норвежское море) в нейтральных водах. Экипаж шесть часов сражался за живучесть подводного корабля, но после нескольких взрывов в отсеках подлодка пошла ко дну. На её борту находилось 69 членов экипажа. Из них погибло 42 человека. «Комсомолец» был самой современной субмариной того времени. Его гибель вызвала большой международный резонанс. До этого затонувшие подводные лодки СССР не привлекали к себе столько внимания (отчасти из-за режима секретности).

«Курск»

Эта трагедия, наверное, является самой известной катастрофой, связанной с гибелью подводной лодки. «Убийца авианосцев», грозный и современный атомный крейсер, затонул на 107-метровой глубине в 90 км от побережья. На дне оказались заперты 132 подводника. Мероприятия по спасению экипажа оказались безуспешными. По официальной версии, атомная субмарина затонула из-за взрыва опытной торпеды, который произошёл в шахте. Однако в гибели «Курска» до сих пор остается много неясного. По другим версиям (неофициальным), атомоход затонул из-за столкновения с американской подлодкой «Толедо», которая находилась неподалеку, или из-за попадания пущенной с неё торпеды. Неудачная спасательная операция по эвакуации экипажа с затонувшего судна стала потрясением для всей России. На борту атомохода погибло 132 человека.

Аварии в ВМС США

После завершения второй мировой войны аварии иностранных подводных лодок, разумеется, утратили боевой характер. В основном это были различные происшествия навигационного свойства: столкновения с препятствиями, посадка на мель, воздействие экстремальных гидрометеорологических фактов.

Так, во время учений французских ВМС в сентябре 1952 года совместно с надводными кораблями в районе Тулона затонула французская подводная лодка «Сибилл» (бывшая английская). Экипаж из 49 человек погиб. Причина гибели не установлена. Комиссия, расследовавшая причины катастрофы, сделала предположения, что подводная лодка, находясь на перископной глубине, пыталась уклониться от столкновения с надводным кораблем. Но не справилась с управлением и провалилась за предельную глубину погружения. В конечном итоге она потеряла плавучесть и погибла вместе с экипажем.

Счастливо отделалась подводная лодка ВМС США «Бергом». Во время учения на перископной глубине ее прочную рубку протаранил эскадренный миноносец «Норрис». Лодке удалось всплыть в надводное положение и своим ходом добраться до базы в Филадельфии, где она была отремонтирована.

В 1955 году во время учений при всплытии под перископ столкнулись подводная лодка США «Дайабло» и эскадренный миноносец. Эсминец получил настолько серьезные повреждения, что потерял ход и был с большим трудом прибуксирован в базу. Субмарина получила повреждение носовой части, боевой рубки и выдвинутых устройств, но в базу пришла своим ходом. В мае 1958 года эсминец «Сильверстейн» протаранил подводную лодку «Стикблэк». Она затонула на большой глубине в 16 милях ОТ Перл-Харбора, но экипаж, состоящий из 82 человек, удалось спасти.

Однако, полностью установить причины невозможно, так как Они зачастую заканчивались гибелью лодок со всем личным составом. Уже через 12 лет после окончания второй мировой некоторые аварии, происшедшие на дизельных подводных лодках США, Англии я Франции, нашли отражение в периодической печати: в основном, это были пожары, поступления забортной воды в прочный корпус, столкновения.

Так, в августе 1949 года в районе северных берегов Норвегии в результате взрыва аккумуляторной батареи погибла подводная лодка Соединенных Штатов Америки «Кочино». В августе 1949 года Соединенные Штаты Америки осуществили свою первую миссию по ведению электронной разведки в Норвежском море против Северного флота России с помощью двух дизельных подводных лодок: «Кочино» - командир Рафаэль Бэнитес и «Таск» - командир Роберт Уортингтон. 25 августа, находясь на перископной глубине в положении под шнорхелем (работа дизеля под водой - Н.М.), «Кочино» произвела зарядку аккумуляторной батареи. В аккумуляторной яме произошел взрыв водорода, затем он повторился во второй яме, возник пожар. Лодка всплыла без осложнений. Океан штормил. Удалось вызвать на помощь соседнюю лодку «Таск», в течение суток продолжалась борьба за живучесть в бушующем море. Однако пожар сделал свое дело, были повреждены системы, связанные с забортом, и подводная лодка затонула. Личный состав удалось пересадить на «Таск». Несколько членов экипажа «Кочино» и «Таск» во время спасательной операции погибли. Причиной взрыва водорода на подводной лодке явилось отсутствие должного контроля за его содержанием.

При стоянке у пирса на одной из верфей Сан-Франциско в феврале 1955 года на подводной лодке «Помодон» произошел взрыв водорода в аккумуляторной яме, погибло 4 человека. На пострадавшую лодку прибыла аварийная партия судоверфи, в это время произошло еще два взрыва, начался пожар, охвативший весь корабль. От огня и токсичных газов погибло еще 6 человек.

Нередки аварии на подводных лодках и с ядерной энергетикой, хотя, как правило, командование ВМС США старается не допускать публикации в открытой печати. Справедливости ради надо отметить, что атомная промышленность США достигла значительных успехов в создании атомных энергоустановок для подводных лодок. Обычно, все новые реакторы для субмарин имеют наземные прототипы, которые позволяют проводить не только доводку реакторов и их систем, но и подготовку обслуживающего персонала электромеханической боевой части корабля к их эксплуатации. Надежность ядерных энергоустановок для подводных лодок обеспечивается стандартизацией всего оборудования, однотипностью реакторов, а также высоким удельным весом (50-70 кг/л.с.). И, само собой, жестким контролем при приемке оборудования и энергоустановки в целом. Испытание этой категории оборудования производится в условиях, приближенных к корабельным. Создаются крены, дифференты, ускорения, взрывобезопасность, водонепроницаемость и т.д.

Тем не менее аварии в ВМС США, как говорят, «имеют место быть». Так, в 1954 году при разрыве второго контура на атомном подводном первенце Америки «Наутилусе», дефект оказался настолько серьезным, что задержал введение корабля в строй на целых пять месяцев. Спустя два года на этой же подлодке была заменена часть экипажа из-за переоблучения, а саму ее поставили на переоборудование для усиления биологической защиты реактора.

Тогда же, в 1956-м, на подводной лодке «Сивулф», имевшей реактор с жидкометаллическим теплоносителем, погибли люди: радиоактивный натрий попал в отсек из-за разрыва трубок парогенератора. Проектанты энергоустановки запретили развивать мощность выше 20 процентов, а впоследствии американцы вообще отказались от этого направления в атомной энергетике. Реактор с жидкометаллическим теплоносителем на «Сивулфе» заменили на водо-водяной.

В 1959 году на наземном прототипе ядерной установки подводной лодки «Тритон» произошел взрыв баллона воздуха высокого давления, четыре человека получили тяжелые ранения, и один из них впоследствии скончался.

Довольно серьезные опасения в ядерных корабельных установках США внушали парогенераторы. В результате негерметичности трубной системы, активный первый контур проникал в отсеки, что приводило к переоблучению личного состава. Впрочем, в те годы течь парогенераторов была «ахилесовой пятой» и советских ядерных установок. Все подводные лодки СССР первого поколения - проектов 627А, 658, 675, 659, 645 имели этот дефект.

Случались неполадки и с главными циркуляционными насосами первого контура (ПЛ «Скипджек»), Создавала проблемы и ненадежность таких важных элементов энергоустановки, как главные конденсаторы турбин. Из-за разгерметизации трубных систем забортная вода попадала во второй контур и приводила к засолению бидисциллята (вода двойной очистки, используемая в атомных установках - Н.М.).

Например, во время арктического плавания «Скейт» в 1959 году была обнаружена повышенная течь в турбинном отсеке через сальник главного циркуляционного насоса турбины. Для устранения причины течи пришлось искать полынью (или тонкий лед), чтобы всплыть и в надводном положении устранить неисправность. Ремонт занял 7 часов. Замечу, что подобная работа выполнялась в 1962 году при первом арктическом походе на советской подводной лодке «К-3» без всплытия.

В 1959 году на глубине 132 метра на подводной лодке «Наутилус» произошел разрыв трубопровода забортной воды. Субмарина срочно всплыла и экипаж отделался легким испугом. А вот на другой подводной лодке, «Хэлибат», на значительной глубине в носовой отсек начали поступать большие массы забортной воды. Лодка получила аварийный дифферент на нос 60° и стала тонуть. Командир вовремя продул главный балласт, аварийно, и только этим спас и лодку и людей от верной гибели.

Подлинный бич подводных лодок - пожары. Так, на том же головном «Наутилусе» в 1958 году загорелась обшивка турбины. Лодка всплыла. Борьба с пожаром длилась несколько часов, погиб один человек. Ситуация усугублялась тем, что на корабле имелось всего 4 противодымных маски, а противопожарные средства вообще в то время были примитивны. Командир корабля тогда сказал: если бы пожар произошел подо льдами, экипаж бы неизбежно погиб. В этом же году на субмарине «Тритон» случилось два пожара, четыре человека получили сильные ожоги.

В июле 1960 года на подводной лодке «Сарго» взорвался жидкий кислород, который принимался для двигателей торпед. Взрыв перешел в мощный пожар, погибла часть личного состава, никакие противопожарные средства справиться с огнем не могли. Дело было на известной военно-морской базе США Перл-Харбор, подводную лодку затопили у пирса и только таким образом справились с пожаром. Разумеется, корпус и все оборудование подлодки получили серьезные повреждения от огня и воды, лодка на длительное время оказалась выведенной из строя.

Частыми были и такие явления, как утечка фреона из холодильных установок, обводнение системы гидравлики в исполнительных механизмах рулей и арматуры дистанционного управления. Это касается подводных лодок «Тритон», «Сивулф», «Сидрагон». Срабатывания аварийной защиты реактора отмечались на «Скорпионе» и других кораблях. Большей частью это были ложные срабатывания, но они лихорадили обслуживающих реактор офицеров и матросов.

Во время кругосветного плавания подводной лодки «Тритон» на большой скорости произошел выброс из системы гидравлики масла. Под большим давлением оно превращалось в пелену тумана и в случае появления искры это грозило пожаром или взрывом. Только благодаря двум матросам, безукоризненно знавшим свое заведование, вслепую удалось отключить напорную и сливную магистрали системы гидравлики и, таким образом, остановить дальнейшее развитие аварийной ситуации.

Имели место на атомных лодках и навигационные аварии - как из-за выхода из строя штурманского вооружения, так и по халатности личного состава. Ряд аварий был связан с использованием новых видов оружия и вооружения. К примеру, на атомном подводном ракетоносце «Патрик Генри» две запущенных из-под воды ракеты упали на собственную лодку, повредив ей легкий корпус. На другой подлодке США, «Скейт», при испытании усовершенствованной линии вала был утерян винт, и субмарину пришлось буксировать в базу другими кораблями.

Таким образом, с наступлением атомной эры в ВМС США навигационные причины аварий отодвинулись на задний план, а лидерство перешло к пожарам, водотечности и потере герметичности систем ядерной установки. Эти причины стали основными - на их долю приходится две трети общего числа аварий.

Даже этот краткий перечень аварийности свидетельствует о тех трудностях, с которыми столкнулись специалисты промышленности и науки США, а также военные моряки в период освоения атомной энергетики на подводных лодках. Однако многие проблемы ждут своего решения до сих пор.

Весьма любопытный анализ аварийности атомного подводного флота США предлагает читателям «Морской сборник» No 6 за 1998 год. Авторы статьи «Прервется ли роковая цепь аварий и катастроф в атомном подводном флоте США» основательно изучили практику эксплуатации американских субмарин начиная с 1955 года, когда вышла в море первая американская подводная лодка с ядерной энергетической установкой «Наутилус», построенная в Гротоне (штат Коннектикут). И хотя я не во всем согласен с оценками и выводами «Морского сборника», думаю, специалистам будет нелишне с ними познакомиться.

С тех пор американскими кораблестроительными верфями построено более 190 подводных лодок с ядерными энергетическими установками. Для сравнения: за этот же период с российских верфей вышла в море 261 атомная подлодка, в Великобритании - 25, Франции - 12, Китае - 6.

За четыре с лишним десятилетия в мировом кораблестроении сменилось три поколения атомных подводных лодок. Причем США добились наибольших успехов среди стран-обладательниц атомных подводных субмарин в области внедрения на подводном флоте новейших технологий (включая возможность проведения видеоконференций на борту ПЛ, на основе глобальной коммуникационной системы «Интернет»).

Значительный опыт в реализации новых технологий американские подводные лодки приобрели при освоении Арктики. За период с 1957 по 1998 г.г. они совершили более 40 походов в Арктику, из них более десятка - совместных, то есть когда одновременно в арктических районах действует 2-3 субмарины. И сейчас ВМС США продолжают осваивать лодку нового поколения «Сивулф». Она имеет длину 106 метров, ширину - 12,2, осадку - 10,9. Подводное водоизмещение - 9200 тонн. Вооружение - восемь 762-мм торпедных аппаратов. Боезапас ПЛА составляет до 50 единиц оружия, включая КР «Томагавк», торпеды Мк-48. Экипаж подводной лодки насчитывает 133 человека, включая 12 офицеров. По оценке американских экспертов, «Сивулф» способна на более качественном уровне решать задачи в Арктике и мелководных районах и обладает наилучшими показателями уровня шумности среди атомных подводных лодок.

Традиционно подводный флот пользуется особым расположением первых лиц Соединенных Штатов. Так, вице-президент США А.Гор совершил поход в Арктику в 1993 году на атомной подводной лодке «Парго». Вместе с тем, за весь период эксплуатации в ВМС США подводных лодок с ядерными энергетическими установками, помимо двух катастроф, закончившиеся гибелью атомных подлодок, произошло также около 60 инцидентов и аварий. В результате чего корабли получили различные повреждения корпусов, механизмов и забортных устройств.

Наибольшее число аварий вызвано навигационными причинами, в том числе нарушением безопасности плавания, потерей операторами обстановки в сложных гидрологических условиях, ошибками в использовании технических средств, неурегулированностью отдельных видов деятельности атомных субмарин в прибрежных районах других государств, прежде всего России.

Представляется весьма закономерным, что наибольшее количество столкновений иностранных кораблей и судов с российскими 70 атомными подводными лодками произошло в Баренцевом море. Это связано с высокой интенсивностью противолодочной деятельности американцев у побережья Кольского полуострова, а подчас и с пренебрежительным отношением командиров многоцелевых подлодок к российским законодательным нормам и российским морским границам.

Конечно, любому подводнику понятно стремление командиров многоцелевых подводных лодок решать поставленные задачи с максимальной эффективностью в любой неоднозначной обстановке, в сложных гидрологических и навигационных условиях. Вместе с тем, нарушение российских морских границ, как правило, не приносит американским подводникам славы. Более того, опасное маневрирование в районах, сложных в навигационном отношении, может привести к катастрофическим экологическим последствиям в прибрежных морях и на территориях Севера РФ, а также прилегающих иностранных государств. Ведь атомная подводная лодка - потенциальный носитель маленького «Чернобыля».

В целом же зафиксировано более десяти столкновений американских подводных лодок с российскими и другими иностранными подводными лодками и кораблями. Последние два столкновения российских подводных лодок случились в 1992-1993 г.г. с американскими субмаринами «Батон Руж» и «Грейлинг».

Опыт эксплуатации подводных лодок с ядерными энергоустановками в американском флоте говорит о том, что их аварийность связана со следующими основными причинами (выражена в процентном отношении к полному перечню причин аварий):

Навигационными - около 49%;

Авариями энергетических технических средств, в том числе ядерных установок - до 31%;

Взрывами и пожарами, в том числе инцидентами с боеприпасами - примерно 16%;

Авариями по другим причинам - 4%.

Согласно статистике, Россия по общему количеству известных инцидентов и аварий своих атомных подводных лодок уступает на сей раз «первенство» ВМС США. Если же взять другой дополнительный критерий - коэффициент аварийности, т.е. отношение общего количества аварий субмарин к количеству построенных, то для американских ВМС результат выглядит еще более пессимистичным. В российском подводном флоте данный коэффициент составляет 0,2, а в американском - 0,3. Иными словами, на каждые 100 атомных подводных лодок в российском флоте приходится около 20 аварий, а в американском - около 30. Соотношение не в пользу США.

Если же сравнить качественный характер аварий, то получается, что большинство аварий американских подлодок в отличие от российских, произошло по навигационным причинам, т.е. почти в два раза больше, чем в российском флоте. Это свидетельствует о наличии в американском подводном флоте серьезных проблем, связанных с безопасностью плавания. Вместе с тем, если сопоставить все инциденты и аварии по тяжести последствий, то для российского подводного флота картина выглядит гораздо трагичней. Мы потеряли четыре атомных лодки, из которых одну в последствии подняли, у американцев погибло две, а в английском и французском флотах - ни одной. Соотношение количества погибших подводников вследствие аварий и катастроф тоже не в нашу пользу. Оно составляет для ВМФ СССР (России) и ВМС США примерно 1,5 к 1,0.

Вопросы технической надежности американских подводных лодок, подготовки экипажей ПЛ, организации поиска и спасения, создание для этих целей эффективных спасательных средств остаются актуальнейшими направлениями обеспечения боеготовности подводных сил ВМС США. От этого зависит безопасность не только экипажей подлодок, но, по оценке командования ВМС, и национальная безопасность. Командование ВМС США и НАТО придают этой проблеме в последнее время приоритетное значение.

Так, в июне 1996 года в Норвежском море проведено крупнейшее за десятилетие учение НАТО «Сорбет Ройял-96» по поиску аварийных подводных лодок и спасению экипажей. С американской стороны участвовала субмарина «Сэнд Лэцс» с глубоководным спасательным аппаратом «Авалон». Учения меньшего масштаба по поиску и спасению экипажей аварийных подлодок командование американских ВМС проводит систематически, один-два раза в год совместно с одной из стран НАТО. В таких учениях, как правило, участвуют специально дооборудованные для этих целей многоцелевые подводные лодки и батискафы типа «Авалон».

Учитывая определенную закрытость информации об авариях и катастрофах американских атомных подводных лодок, начиная с 1955 года и по сей день, все же следует признать, что проблема аварийности в американском подводном флоте, даже с учетом успехов американцев в технологии подводного кораблестроения, стоит достаточно остро. Только за первую половину 1998 года в американском подводном флоте было зафиксировано два аварийных инцидента:

11 февраля 1998 года американская субмарина «Ла Холья» в семи километрах от побережья Республики Корея в результате столкновения пустила ко дну южнокорейское рыболовное судно «Янг Чанг»;

19 марта 1998 года вблизи острова Лонг-Айленд (штат Нью-Йорк) столкнулись «Кентукки» и «Сан Хуан». Обе лодки получили незначительные повреждения и были направлены в базу Гротон для докового ремонта.

По всей видимости, американскому подводному флоту предстоит решить еще массу проблем, включая сокращение присутствия в передовых районах и районах базирования подводных сил ВМФ, чтобы войти в XXI век в менее аварийном качестве, прервав роковую цепь аварий и катастроф, которые сопровождали американский атомный подводный флот всю вторую половину XX века.

В целом же повышение надежности оборудования и систем подводных лодок, автоматизация управления ПЛА, совершенствование средств поиска и спасения остаются актуальными проблемами не только для американских ПЛА, но и для подводных флотов стран всего мира.

Аварии атомных подводных лодок ВМС США 1966-86 гг.

Указанные в таблице аварии приходятся в среднем на 90 атомных подводных лодок. (К 1966 году в США было около 50 таких лодок, сейчас около 130).

В печати также сообщалось, что с момента своего появления американские атомные подводные лодки явились причиной 13-ти случаев радиоактивного заражения прибрежных вод США, Великобритании и других районов. Только за период 1975-98 гг. на атомных подводных лодках США отмечено возникновение 61 пожара.

Первая в своем роде атомная подводная лодка спустилась на воду в 1954 году. Будучи грозным оружием в водах мирового океана, подводные корабли представляют опасность для человечества и для собственного экипажа. Из-за пожара на глубоководном аппарате Министерства обороны РФ «Лошарик» 1 июля этого года погибли 14 военных моряков. В связи с этим мы решили вспомнить 10 крупнейших аварий на подводных лодках.

10. SS-109 (USS S-4), США (1927 г.)

До 1944 года большую часть службы субмарины проводили над водой и осуществляли погружение только для атаки или сокрытия от противника. Американская SS-109 затонула у полуострова Кейп-Код, подвергшись тарану корабля береговой охраны. В результате погибло 40 военнослужащих. Удивительно, но лодка вернулась на службу через год после аварии и отработала до своего списания в 1936 году.

9. «Щука» С117, СССР (1952 г.)

С117 – прародитель одной из . В ходе затопления советской дизельно-электрической подлодки с торпедами пропали без вести 52 моряка. Причина катастрофы и место гибели корабля не известны до настоящего времени. Инцидент случился в декабре 1952 года во время подготовки к учебным маневрам на Японском море.

Не добравшись до места проведения учений, командующий С-117 донес информацию, что неисправен правый двигатель, поэтому боевая единица идет в назначенный квадрат на одном дизеле. Через некоторое время капитан отрапортовал об устранении неполадок. После этого связи с командой больше не было. Поиски «Щуки», которые проводили до 1953 года, закончились ничем.

8. «Трешер» SSN-593, США, (1963 г.)

Крушение американского атомного подводного корабля унесло 129 жизней во время учений недалеко от береговой линии штата Массачусетс (США). SSN-593 вышла в море для проведения проверки прочности корпуса на предельных глубинах. Из-за механических повреждений корпуса субмарина спешно пошла ко дну и взорвалась под водой на отметке 732 метра. Как показала фотосъемка с места аварии на глубине 2,5 км, взрыв был сильным и вызвал разброс крупных обломков в круге радиусом 300 м.

7. К129, СССР (1968 г.)

К-129 с дизельным двигателем и ядерными боеголовками затонула 8 марта 1968 года в акватории Тихого океана (недалеко от Гавайских островов) вместе с командой в составе от 96 до 98 подводников (данные разнятся). Причина аварии осталась неразгаданной, но было выдвинуто несколько теорий, одна из которых – столкновение с неизвестным кораблем штатов.

Согласно официальному докладу американских ВМС, которые смогли отыскать К-129 в 1974 году, виной трагической катастрофы, случившейся с советской субмариной, был подрыв на борту. При подъеме судна силами ВМС Америки подлодка разломилась на две части, но некоторые части крупных узлов удалось доставить на одну из дислокаций флота неприятеля. Во время их осмотра достали тела шести советских моряков, которых со всеми почестями позже американцы похоронили в море.

6. «Скорпион» SSN-589, США (1968 г.)

Военные силы США потеряли свою вторую АПЛ и 99 моряков 21 мая 1968 года в акватории Атлантики в 740 км юго-западнее Азорских островов. Экипаж должен был через 5 дней вернуться на базу, но судьба распорядилась иначе. Позже затонувший аппарат тщетно искали около полугода силами порядка 60 судов и 30 самолётов. Вскоре Scorpion нашли на глубине около 3000 метров с помощью гидролокации.

Как часто бывает, причину катастрофы до настоящего момента не установили. Наиболее возможным обоснованием причин считали детонацию торпеды, но некоторые эксперты усмотрели в этом тщательно скрываемый факт ликвидации «Скорпиона» советским подводным флотом.

5. K-8 (проект 627А «КИТ»), СССР (1970 г.)

Первым печальным лишением атомного морского флота СССР стало крушение К-8 вместе со всеми находившимися на её борту (52 чел.). 12 апреля 1970 года, находясь в дозоре в водах Средиземного моря, АПЛ дали приказ передислоцироваться в зону Бискайского залива для участия в масштабных учениях под названием «Океан-70».

Главной задачей корабля было выявление сил потенциального противника, прорывающегося под водой к морским границам СССР. Атомное судно затонуло до старта учебных маневров, запланированных на 14 апреля, в результате рокового пожара. К-8 «КИТ» затонула в 500 км от Испании, потеряв продольную устойчивость и в целом плавучесть. Погибая, экипаж сумел обезвредить ядерные реакторы.

4. К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник»), СССР (1989 г.)

42 советских военнослужащих пали смертью храбрых (в основном от переохлаждения), 27 членов команды спаслись.

Атомное подводное судно третьего поколения, оснащенное быстрозарядными торпедными аппаратами, на тот момент было рекордсменом по глубине опускания под воду среди других - 1027 метра - был зафиксирован рекорд в 1985 году. Несмотря на свои возможности, «Комсомолец» погиб и затонул в Норвежском море в последствии возгорания в двух смежных отсеках.

Это случилось 7 апреля 1989 года, когда машина шла со скоростью 14,8 км/ч (8 узлов) на небольшой для себя глубине в 380 метров. В результате ЧП были поражены системы ёмкостей главного балласта, через которые субмарину наполнила забортная вода.

3. «Курск» К-141 (проект 949А «Антей»), РФ (2000 г.)

Служба атомного подводного крейсера-ракетоносца трагически прервалась 12 августа 2000 года во время тактических учений в Баренцевом море на отметке чуть более 100 метров. Из-за вытекания топлива из двигателя торпед прогремело два фатальных взрыва, и большая часть экипажа (из 118 человек на борту) скоропостижно погибла.

Двадцать три подводника смогли перебраться в неповрежденный отсек в задней части, где долгую неделю ждали, когда же придет помощь. Они умерли от недостатка кислорода, не дождавшись удачного завершения спасательной операции, развернувшейся в акватории между РФ и Норвегией. По количеству смертей среди моряков-подводников данный несчастный случай стал одним из крупнейших на атомных лодках в послевоенный период истории флота РФ. «Она утонула»… Так ответил В.В. Путин на волнующий всех вопрос американского журналиста «Что случилось с российской подлодкой «Курск»?» в прямом эфире канала CNN.

Процесс по подъему К-141 в несколько этапов проходил в течение 12 месяцев силами двадцати государств. Стоимость операции по поиску и подъему на тот момент оценивалась сотни миллионов долларов. После выемки останков корабля были найдены и захоронены сто пятнадцать погибших подводников. Трех моряков так и не удалось отыскать. Потенциально опасное вооружение лодки и реакторы с ядерным топливом (2 шт.) были эвакуированы.

2. «Мин 361», КНР (2003 г.)

16 апреля 2003 года, на очередных учениях военно-морского состава в заливе Бохайвань (Желтое море, северо-восточное побережье Китая), на подлодке «Мин 361» случилась нештатная ситуация – поломка диздвигателя. Неисправность поспособствовала скорому сокращению уровня кислорода. Весь состав экипажа (70 чел.) в последствие лишились жизни от удушения.

Тогда китайские власти впервые обнародовали факт катастрофы борта подводного флота. Согласно данным, опубликованным 2 мая 2003 года, «Мин 361» была найдена местными рыбаками, случайно зацепившими перископ своими сетями, на 9 день после трагического инцидента.

1. «Сан-Хуан», Аргентина (2017 г.)

Капитан «Сан-Хуана» перестал выходить на контакт 15 ноября 2017 года, сетуя перед этим на проблемы с электропитанием. Тогда подлодка с экипажем в составе 44 человек была на переходе с военно-морской базы в Мар-дель-Плата, в 1400 км от столицы Аргентины. Спустя сутки установить связь с ними не удалось. Через почти 2 недели после пропажи лодки сообщили, что операция по спасению моряков прекращается, так как запасов кислорода по расчетам могло хватить только на неделю.

Субмарину ВМС Аргентины обнаружили при помощи гидролокаторов только лишь в ноябре 2018 года, спустя год после исчезновения, на дне океана. О причинах ЧП стало известно на днях, из отчета немецкой компании, производителя затонувшей подлодки. Специалисты считают, что затопление отсеков началось через клапан в аккумуляторных отсеках. Это привело к короткому замыканию, и, соответственно, ко взрыву.

Командир пропавшей аргентинской АПЛ «Сан-Хуан» перед сборами в последний поход обещал матери, что это будет последний выход в море…

14 декабря 1952 года подводная лодка Щ-117 вышла в свой последний поход. Она пропала без вести.

Причины ее гибели не установлены до сих пор. По этому случаю мы расскажем о шести подводных лодках, погибших при невыясненных обстоятельствах.

Советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времен Второй мировой войны, принадлежит к серии V-бис проекта Щ - «Щука».


14 декабря 1952 года Щ-117 вышла в свой последний поход в рамках учений ТУ-6 по отработке атаки целей группой подводных лодок. В учениях должны были принять участие шесть подводных лодок бригады, а Щ-117 должна была наводить их на корабли условного противника. Ночью с 14 на 15 декабря с лодкой состоялся последний сеанс связи, после чего она пропала. На борту находилось 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.

Поиски Щ-117, проводившиеся вплоть до 1953 года, ничего не дали. Причина и место гибели лодки до сих пор неизвестны.

Согласно официальной версии, причиной гибели мог стать отказ дизелей в условиях шторма, подрыв на плавучей мине и другие. Однако точная причина так и не была установлена.

Американская атомная подводная лодка «Трешер» затонула в Атлантическом океане 9 апреля 1963 года. Крупнейшая катастрофа подводного флота в мирное время унесла жизни 129 человек. Утром 9 апреля лодка вышла из гавани Портсмута, штат Нью-Гэмпшир. Затем от подводников поступали неопределенные сигналы о том, что существуют «некоторые проблемы». Через некоторое время американские военные констатировали, что лодка, считавшаяся пропавшей без вести, затонула. Причины катастрофы до конца так и не установлены.



Атомный реактор «Трешера» все еще покоится где-то на дне океана. Еще 11 апреля 1963 года ВМС США замерили радиоактивность океанской воды. Показатели не превышали нормы. Высшие американские офицеры уверяют, что реактор неопасен. Морские глубины охлаждают его и препятствуют плавке ядра, а активная зона ограничена прочным и нержавеющим контейнером.

Дизель-электрическая подлодка типа «Щука», Щ-216 , считалась погибшей, но необнаруженной в течение многих лет. Подводная лодка погибла 16 или 17 февраля 1944 года. Считается, что подводная лодка получила повреждение, но ее экипаж отчаянно боролся, пытаясь подняться на поверхность.

Летом 2013 года исследователи обнаружили лодку неподалеку от Крыма: они увидели взорванный отсек и рули, приведенные в положение всплытия. При этом, помимо одного разрушенного отсека, корпус выглядел неповрежденным. При каких обстоятельствах погибла эта лодка, не установлено до сих пор.

С-2 , советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX, отправилась в поход 1 января 1940 года. Перед командиром С-2 капитаном Соколовым была поставлена следующая задача: прорыв в Ботнический залив и действия на коммуникациях противника. 3 января 1940 года был получен последний сигнал с С-2. Больше лодка на связь не выходила, о ее судьбе и судьбе 50 членов ее экипажа достоверно ничего не было известно.



По одной версии, подлодка погибла на минном заграждении, выставленном финнами в районе к осту от маяка на острове Меркет. Версия подрыва на минах является официальной. В истории отечественного флота эта лодка до недавнего времени значилась как пропавшая без вести. Информации о ней не было, местоположение было неизвестно.

Летом 2009 года группа шведских дайверов официально объявила о находке советской подлодки С-2. Оказывается, что еще лет 10 назад смотритель маяка на острове Меркет Экерман, вероятно наблюдавший уничтожение С-2, показал своему внуку Ингвальду направление со словами: «Там лежит русский».

U-209 - средняя немецкая подводная лодка типа VIIC времен Второй мировой войны. Лодка была заложена 28 ноября 1940 года и спущена на воду 28 августа 1941 года. Лодка вошла в строй 11 октября 1941 года под командованием капитан-лейтенанта Генриха Бродды. U-209 входила в состав «волчьих стай». Она потопила четыре судна.



U-209 пропала без вести в мае 1943 года. До октября 1991 года историки считали, что причиной гибели стала атака британского фрегата HMS Jed и британского шлюпа HMS Sennen 19 мая 1943 года. Однако затем выяснилось, что на самом деле в результате этой атаки погибла U-954. Причина гибели U-209 остается не выясненной до сих пор.
«Курск»

К-141 «Курск» - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Лодка была принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 год находилась в составе Северного флота России.



«Курск» затонул в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на Б-37.

Согласно официальной версии, лодка затонула из-за взрыва торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4. Причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды. Однако многие эксперты до сих пор не согласны с этой версией. Многие специалисты считают, что лодка могла быть атакована торпедой или столкнуться с миной времен Второй мировой войны.

Статьи по теме: