Сми и социальные проблемы. Этническая проблематика в сми. Проблемы семьи в СМИ

Мы отправили эту анкету 113 коллегам, работающим в печатных СМИ, на телевидении и в электронных изданиях, и попросили их не упустить возможность выпустить пар и облегчить душу. Мы пообещали им анонимность взамен на откровенные (на что мы очень надеялись) ответы на наши не всегда удобные вопросы. Вот что из этого вышло.

Какова, на ваш взгляд, сама большая проблема современных СМИ?

Сломанная бизнес-модель, которая не гарантирует достаточного финансирования для того, чтобы журналисты могли хорошо делать свою работу.

Сломанная бизнес-модель, которая заставляет СМИ потворствовать аудитории.

Необходимость развлекать читателей и раздувать сенсации, чтобы поддерживать их интерес.

Приоритет оперативности над точностью.

Узкий кругозор или недостаточный жизненный опыт репортеров и редакторов.

Тенденция к раздуванию и разжиганию конфликтов.

Неумение или нежелание привлекать власть имущих к ответу.

Поверхностность.

Необъективность.

Страх нарушить корпоративные интересы.

Невежество.

Выпендреж, чрезмерно агрессивный журналистский стиль.

Чрезмерное доверие анонимным источникам и информации, которую невозможно проверить.

Предвзятость.

Инфографика:

Главная причина, по которой люди стали меньше доверять СМИ:

49,56 % - Наш политический дискурс стал более поляризованным.

20,35 % - Люди в наши дни не доверяют большинству институтов.

5,31 % - Люди считают, что "карманные" СМИ обслуживают корпоративные интересы.

5,31% - Медиа ворошат столько плохого.

19,47% - другое.

Другие варианты ответов, предложенные самими респондентами:

Люди считают, что СМИ обслуживают интересы тех или иных партий.

Интернет дал людям возможность определять для себя новостную повестку, вне зависимости от достоверности того, что попадается им на глаза.

Республиканцы и консерваторы десятилетиями клеветали на СМИ, потому что СМИ, скорее, отражают объективную реальность, нежели невежество политиков, которые не могут признать неудобные факты.

Мы вычленяем различия, а не сходства, способствуем разобщенности, но не строим мосты.

Должны ли газеты и другие СМИ сдаваться в борьбе за отстаивание политической объективности?

75,45% - нет.

Комментарии респондентов:

Читатели ищут объективность только в фактуре: что, где, когда и как. От любой аналитики ожидают субъективности.

- "Объективность" - это плохая цель. Правильная цель - правда. И ее поиски требуют амбиций и непрошибаемых стандартов, а вовсе не "объективности".

Есть мнение, что СМИ делают ставку на плохие новости, и это приводит к росту нервозности в обществе, которое верит, что мир катится в пропасть.

57,52% - не согласны.

42,48% - согласны.

Комментарии респондентов:

Так было всегда, посмотрите на газеты XIX века, мир на их страницах тоже не выглядит розовым.

Интернет для журналистики - это:

75,93% - хорошо.

24,07% - плохо.

Комментарии респондентов:

Хорошо для распространения "сливов", ужасно для настоящей журналистики.

Хорошо, потому что мы имеем небывалый доступ к источникам, к информации, но плохо, потому что Интернет способствовал разрушению привычной бизнес-модели.

Было хорошо в течение нескольких лет, которые были золотой эрой блогов. Но затем вся энергия ушла в развитие новых технологий и социальных сетей.

53,27% - хорошо.

46,73% - плохо.

Комментарии респондентов:

Никто из нас не смог бы освещать события в Фергюсоне (массовые беспорядки, вспыхнувшие в августе 2014 года после убийства безоружного афроамериканца белым полицейским. - Прим. "РГ") без соцсетей.

СМИ стали лучше или хуже, чем десятилетия назад?

44,04% - хуже.

36,7% - лучше.

19,27% - остались прежними.

Комментарии респондентов:

СМИ стали более саркастичными.

Инфографика: Леонид Кулешов / Екатерина Забродина

Главная задача журналистики состоит в том, чтобы:

85,84% - Просвещать читателей, рассказывать о том, что им необходимо узнать независимо от их интереса к данной теме.

14,16% - Следовать за интересами читателей.

Инфографика: Леонид Кулешов / Екатерина Забродина

Какие темы и сюжеты остались "белыми пятнами" в СМИ?

Комментарии респондентов:

Проблемы окружающей среды и изменения климата.

Сами СМИ.

Смерть среднего класса.

Коррупция в конгрессе США.

Бедность.

Расовые вопросы.

Локальные новости.

Какой ваш самый большой грех в журналистике?

Комментарии респондентов:

Не работал достаточно усердно над поиском интересных и надежных источников.

Делал "репортаж" с места события, где меня не было.

Не проверял факты. Не "копал глубоко" из-за дедлайна, в результате статья оказалась поверхностной, в ней не было глубины и правды.

Робость.

Бездумно "твитнул" и выставил себя идиотом.

Предпочел собственный комфорт (семью, карьеру) честному и самоотверженному служению серьезной журналистике.

Не расслышал корректно имя собеседника по телефону.

Как редактор предлагал недостаточно креативных идей и плохо мотивировал молодых журналистов.

Разгильдяйство.

Как менеджер новостей слишком много заботился о денежной стороне вопроса.

Копировал информацию пресс-релиза.

Случалось ли вам хотя бы раз испытывать на себе давление, из-за которого вам приходилось раздувать из материала сенсацию или преподносить тему в том ракурсе, с которым не согласны?

55,36% - нет.

Комментарии респондентов:

Такое происходит постоянно.

Мой редактор никогда не слышал о художниках и заставлял меня писать так, как будто читатели тоже никогда о них не слышали.

Когда я работал на местном телевидении, мне поручили сделать сюжет о шторме, который несется по побережью. Когда я заметил, что он нас не затронет, мне было сказано, что такая подача привлечет зрителей.

Журналисты более циничны по поводу происходящего в мире, чем их читатели?

27,03% - нет.

Комментарии респондентов:

Да. Циничность предполагает, что вы будете задавать жесткие вопросы.

Журналисты должны быть настроены более скептически, чем их читатели, но это не должно вести к беспросветному цинизму.

Я думаю, многие репортеры убеждены: хорошая новость - это именно плохая новость.

Просто помните: журналисты - тоже люди.

Инфографика: Антон Переплетчиков / Екатерина Забродина

Назовите историю или сюжет последних десяти лет, которую журналисты, на ваш взгляд, недооценили.

Комментарии респондентов:

Права женщин в Америке.

Траты правительства.

Вуди Аллен.

Последствия избрания и президентства Обамы.

Жестокость американской полиции.

Мало вопросов по поводу иракской войны и критики этой кампании.

Какая история последних десяти лет была неоправданно раздута в СМИ?

Комментарии респондентов:

Ким Кардашьян. Сплетни про "звезд".

Террористическая угроза в США.

Все президентские выборы.

ИГИЛ (запрещенная в РФ группировка. - Прим. "РГ"). Они не так страшны, как многие куда более рутинные вещи.

Куда исчезли блондинки (шутка).

Мы часто зацикливаемся на одних и тех же историях. Достаточно посмотреть, как антидемократически, с позиций элит наши СМИ освещали "Брексит", и сразу становится ясно, что не так с журналистикой сегодня.

Было время, когда первая полоса "Вашингтон пост" о деле "Уотергейт" была гордостью американской журналистики, а вчерашний заход на сайт той же газеты такого же уровня сенсацией не побаловал. Фото: Сергей Михеев / The Washington post

"Журналистики как таковой в ХХI веке не существует"

Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ:

Журналистики как таковой в ХХI веке не существует. Есть медиакоммуникации, медиасфера, неотъемлемой частью которой стала журналистика, включающая историю журналистики, которая дает представление о том, что было в индустрии раньше, и практическая журналистика. Учиться журналистике можно, научиться без практики - невозможно. Тот, кто считает себя готовым профессионалом, делает те СМИ, к которым все меньше доверия. Учеба дает три вещи - базовую эрудицию и кругозор; умение систематизировать полученный материал; возможность социализации и обретение связей и контактов. Дальше - саморазвитие. Профессии надо учиться всю жизнь. Тот, кто на это не способен, делает журналистику, которой американское исследование вынесло по факту вердикт профнепригодности.

Владимир Мамонтов, генеральный директор радиостанции "Говорит Москва":

К большому несчастью, выявленная New York Magazine картина похожа на нашу. Это лишнее доказательство, что мы - часть глобального мира. Возьмем конкретный изъян - приоритет скорости над точностью. Его можно легко избежать, разработав определенную технологию постоянного новостного потока: дорогие потребители, посмотрите, как новость с первой минуты развивается в наших уточняющих сообщениях... И мы доводим ее если не до истины, то до объективной картины. Это могла бы быть оговоренная с читателями "открытая картинка", но она не появляется. Утром было сказано "виновата Россия", к 12 дня, когда дым рассеялся, стало ясно - "не только Россия", а к 18 вечера - "вообще не Россия". Но новость уже "закрыта". Пропагандистская заточка вредит настоящей журналистике - и американской, и нашей.

На прессу надели смирительные рубашки. Этому есть объяснение - идет информационная война, а на войне, как на войне. Но журналистику она побуждает складывать картинку, находящуюся в несоответствии с тем, что реально видят люди.

Виктор Лошак, директор по стратегии Издательского дома "Коммерсантъ":

Да, и наши медиа направлены в сторону развлечения, да, и у нас первичная информация приходит из сетей. Но когда мы говорим о России, то давайте помнить, что у нас серьезная журналистика всегда была и остается главным и последним бастионом демократии. Очень многие принципы демократии - свобода слова, выбора, передвижений, - в последнее время оказавшиеся затуманенными для аудитории или потерявшими в ее глазах статус большой ценности, для журналистов остаются понятными, ясными и ценными.

У российских СМИ много проблем, одна из самых серьезных - перерождение информации в пропаганду: когда зеркало показывает то, что хотят в нем увидеть власти, и не отражает сегодняшний мир.

Но даже когда "желтеют" качественные издания и мы становимся частью интертеймента (развлечения), мне все-таки кажется, что повестка российских медиа остается очень серьезной. Она всегда направлена на глубокие проблемы, внимательна к международному положению страны. Конечно, "развлекая, информируй" - это то, чего не было несколько десятилетий назад. Но даже преимущественно информируя, мы продолжаем быть серьезными людьми.

Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ:

Сегодня, когда люди во многих странах мира, проводят со СМИ больше времени, чем на работе или дома, у журналистики сохраняется очень большой потенциал. Журналистам надо только помнить, чья они власть, - сильных мира сего или простых людей.

Каждой власти - если она хочет быть властью - необходимы этические стандарты. Концепция журналистики как четвертой власти предполагает не только права, но и ответственность. И потому надо всегда думать о стандартах профессии. Один из ключевых - сила "четверной власти", или власти журналистики, - это ее достоверные тексты, объясняющие сложность мира, объективность, непредвзятость, и главное - уважение к своей аудитории. Но власть журналистики - моральная, она подразумевает заботу об обществе и людях, для которых СМИ работают. Поэтому доверие к журналистике - это эмоциональный контакт аудитории с теми, кто берет на себя ответственность выносить оценки всему, что происходит в обществе.

Алексей Гореславский, исполнительный директор медиагруппы компаний Rambler&Co:

Так и есть: технологии не просто сильно влияют на журналистику, они так влияют, что порой сложно понять, куда развивается индустрия. Однако есть у этого процесса трансформации простой механизм: и читатель, и журналист часто забывают ответить себе на простой вопрос: "Зачем мне нужна эта новая технология?" Особенно некритичны журналисты, не задаваясь даже вопросом: "Для чего мне нужен именно этот инструмент?" Такое слепое следование технологиям приводит к тому, что коллеги часто не понимают запросов целевой аудитории, а делают контент по принципу: "Мне это интересно". А человек, производящий контент, должен понимать, что и когда потребитель медиа может принять или отторгнуть. Технологии тут - лишь инструмент движения к цели. Ее же можно достичь исключительно склонностью к аналитике. И тут важно, как студентов учит думать университетская среда, так профессионалов - соображать и анализировать - стремительно меняющаяся жизнь. Или не учит.

Даниил Дондурей, редактор журнала "Искусство кино":

Мне кажется, у нас все то же самое. И это, с одной стороны, свидетельствует о какой-то интеллектуальной нищете и ТВ, и медиа в целом, а с другой - об их невероятной силе. Медиа сегодня значительно больше, чем школа, церковь, семья и тем более улица, способны вылепливать у людей тот или иной тип сознания, понимания реальности и ориентации. И этот тип сознания необходим рынку. Большому рынку, поставившему себе целью быстро, много и с прибылью продавать все что угодно - вещи, события, идеи, поведенческие стереотипы, поступки. Человек с таким типом сознания хоть и не сидит на барщине и не голодает, но мне упорно напоминает средневекового человека, нового крепостного, который не ориентируется в реальности самостоятельно и зависит от того, чему его научат и что ему объяснят.

Это форматирование сознания людей при помощи жестких программ из смеси развлечений, удовольствий, лояльности, беспомощности, скандальности, безответственности, желания соответствовать мне кажется очень опасным. Это детище нового информационного времени и виртуального мира, где у ТВ и интернет-сетей влияния куда больше, чем у книг, еще будет расти и развиваться. Мы испытываем своего рода футурошок, рождающий ощущение, что мы переходим в мир форматированных народов и из людей можно вылепить любое количество необходимых типажей в нужной пропорции. Так что тут бы я поспорил с результатами исследования: с одной стороны, власть СМИ уменьшилась, и импичменты вроде Уотергейта невозможны, а с другой - при наличии серьезных программ с сознанием людей можно делать что угодно.

Но все, кто сегодня хочет разобраться в самом важном - а самое важное это понимание, как устроена жизнь, отчего зависит доверие, личный выбор, мораль, будущее, - идут по другой дороге, поднимаются по иной лестнице. Они читают издания экспертного уровня. Их мало, не более 10 процентов во всех сферах. Но высоколобые, умные, сложные, тонкие, понимающие искусство люди смогут найти в них ответ.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Из истории развития средств массовой информации (СМИ). Эволюция журналистики. Качество информационных технологий. Виды, функции, влияние на культуру средств массовой информации. Роль СМИ в формировании активности, в политической жизни общества.

    реферат , добавлен 22.11.2008

    Определение стиля жизни и его классификация. Влияние СМИ на стиль. Роль и место журнала "Eskuire" в системе российских средств массовой информации. Интеллектуальная составляющая стиля жизни. Характеристика стиля жизни, основанная на визуальном анализе.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2008

    Роль средств массовой информации (СМИ) в развитии принципов российского гражданского общества. СМИ в формировании политической культуры населения России. Роль СМИ в политической социализации личности в современном российском гражданском обществе.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2012

    Роль средств массовой информации (СМИ) в общественной жизни. Юридическое начало истории СМИ в России. Виды СМИ, их интеграция в общественное сознание. Культура СМИ и влияние на поведение в обществе. Глобализация СМИ и их влияние на мировую общественность.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2009

    Понятие языковой нормы. Характеристика, основные виды и функции современных средств массовой информации. Особенности нарушения языковых норм в текстах средств массовой информации. Языковая, социально-психологическая и культурная ситуация в обществе.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2012

    Роль средств массовой информации в формировании личности человека. Особенности влияния на личности будущих специалистов, таких элементов информационного общества, как традиционные средства массовой информации, сеть Интернет, телевидение, телефония.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Освещение современных военно-политических событий в Сирии информационным порталом CNN News и BBC. Особенности дискурса британских и американских средств массовой информации. Введение понятия "эвфемии" на уроках английского языка в старших классах.

    курсовая работа , добавлен 29.07.2017

В «нормальном» обществе (в науке есть такое понятие), которое отличается высокой жизнеспособностью, гибкостью, адаптивностью к изменяющимся условиям, целостностью, устойчивостью общественных систем, постоянным импульсом к развитию, открытостью, плюрализмом, активностью социальных процессов, их управляемостью, мобильностью, задачи социальной журналистики определяются ее естественной природой. Но каким бы стабильным ни было нормальное общество, идеальных сообществ не бывает. Поддержание устойчивости информационными средствами включает, к примеру, выявление и представление различных интересов, распространение представлений о том, что в этом обществе полезно, разрешено, важно, что вредно и запрещено, какие образцы воспитания и поведения достойны внимания и уважения, как разрешить назревшие проблемы, гармонизировать потребности и многое другое. Социальная журналистика, оперативно отслеживая и предъявляя обществу «человеческую» реакцию на изменения, помогает их более плавному, продуманному, планомерному течению, своевременной коррекции. Главная задача - поддержание стабильности и устойчивости социальных отношений.

В обществе переходного типа, к тому же переживающему кризис, - а именно таким обществом является сейчас Россия, - у журналистики, помимо естественных задач, появляются другие задачи, особая миссия, в свете которой следует оценивать всю ее деятельность, - она должна давать надежду. От того, как пресса справляется с решением антикризисных задач, во многом зависит разрешение общественного кризиса:

  • - давать полную информацию о состоянии социальной сферы, открывать новые темы и проблемы для обсуждения, отслеживать изменения, давать им оценку, не допускать замалчивания или невнимания к трудным ситуациям, объяснять суть перемен;
  • - осваивать новые жизненные реалии, помогать жить в меняющемся мире и ориентироваться в нем, стимулировать творческую жизненную активность и в особенности индивидуальную инициативу; помогать человеку в конкретной ситуации, рассказывать о прецеденте решения проблемной ситуации и стремиться к выработке алгоритма решения той или иной проблемы;
  • - подвергать общественной экспертизе все законопроекты и решения, реально участвовать в формировании и осуществлении социальной политики, следить за функционированием социальных институтов и активно влиять на их модернизацию;
  • - упорядочивать общественные отношения, поддерживать равновесие интересов, представляя и обосновывая позиции различных социальных групп, снимать социальную напряженность и предотвращать потрясения; стремиться к разговору на равных между разными группами; создавать возможность для выражения новых взглядов и оценок в рамках типичных проблемных ситуаций, вырабатывать общую позицию по назревшим проблемам;
  • - давать нравственную оценку событиям, поступкам, высказываниям, морально поддерживать людей и помогать преодолевать чувство одиночества и безысходности, рассказывать об опыте других людей, всегда ставить идеи гуманизма и добра выше ситуативных интересов отдельных групп.

Это - лишь общий контур целевых особенностей, стоящих перед социальной журналистикой. Каждое СМИ самостоятельно определяет баланс описанных задач, формулирует дополнительно другие. Это очень важная и актуальная практическая проблема.

Социальность восходит к функционированию прессы: получая информацию от общества, журналистика дает ему возможность получить информацию о самом себе. Понятия "социальное", "социальность" традиционно связываются в теории журналистики с понятиями социальной роли, социальной значимости, социальной ответственности, соотносятся с категорией гуманизма, несут в себе представление о ее позитивной миссии. Обращение журналистики к социальной проблематике рассматривается в русле реализации ее природных функций, а показ "обыкновенного человека", вовлеченного в общественную жизнь, становится важнейшим направлением гуманизации журналистики.

В природе журналистики – интегративное познание действительности. Журналистика выступает как социальный институт и как общественная деятельность, "опосредующая с помощью актуальной информации связь отдельных индивидов с совокупностью новых изменений в обществе, с динамикой окружающего мира. Она координирует темпы социальной жизни с ритмами индивидуального существования и, обеспечивая их параллелизм, синхронизацию и определенную интеграцию, выполняет разнообразные функции ориентации индивидов в социуме" . Социальность журналистики проявляется в ее связи с обществом как с единым организмом.

Социальная проблематика – индикатор социальности журналистики

Под социальной проблематикой мы понимаем спектр проблем общества, относящихся к сфере его самосохранения и выживания. Данный тематический сегмент в СМИ может оказывать серьезное воздействие на отношение общества к социальным проблемам. Существенно, каким образом это отношение формируется и насколько трактовка соответствует реальности.

На первый взгляд, речь идет о социальных темах. Действительно, в профессиональном журналистском обиходе словосочетания "социальная проблема", "проблема социальной сферы", "социальная тема", "социалка" используются в одном синонимическом ряду, однако взаимозаменяемые определения наполнены разными смыслами, а потому стоит пристальнее рассмотреть употребляемые понятия:

  • "социальная тема" подразумевает освещение событий и явлений, связанных с обыденной жизнью людей, и материалы на социальные темы не обязательно являются проблемными (например, репортаж из школы первого сентября, заметка о детском танцевальном коллективе, зарисовка о благоустройстве жильцами балконов и дворов и т.п.);
  • профессионализм "социалка" охватывает практически все разнообразие материалов на социальные темы, независимо от их жанра;
  • понятие "социальная проблема" имеет довольно широкий предметный охват – от состояния национальной обороны до количества уличных урн для мусора, от инфляции до очередей в отделениях Пенсионного фонда – по сути, любая проблема может быть определена как социальная, независимо от ее тематической принадлежности.
  • проблемы социальной сферы зачастую ошибочно относят к определенной отрасли экономики или к области общественных отношений. На самом деле "функциональная роль социальной сферы в жизни общества заключается в том, что в ее рамках происходят воспроизводство и изменения социальных связей между людьми, образа их жизнедеятельности, условий формирования и удовлетворения их потребностей" .

Социальная сфера выступает одним из объектов отражения в журналистике и обладает сложной структурой, которая при разложении ее в тематическом спектре обнаруживает неисчерпаемое множество фактов, явлений, проблем, сопряженных с иными сферами жизни. Проблема безработицы связана с политической и экономической сферами, а проблема малодетности – с общеевропейскими демографическими тенденциями; отношение к старости может рассматриваться в связи с экономическим положением пожилых людей или в русле новой культурологической модели общества. В связи с этим только тематический подход к отражению социальной сферы в журналистских "текстах" представляется весьма условным и формальным.

Социальные темы не исчерпывают предметное содержание социальной проблематики, однако именно в этой сфере содержатся те профессиональные "ключи", которые определяют социальность журналистского произведения. В отличие от иных сфер (политической, производящей идеи, экономической – финансы, производственной – материальные ценности, духовной – нравственные ценности) социальная сфера определяет все то, ради чего существуют идеи, материальные, духовные, нравственные ценности, т.е. именно в ней сосредоточены условия и механизмы самосохранения общества. Данная тематика как проблемный объект отражения формирует и актуализирует соответствующие подходы и профессиональные практики: заставляет рассматривать публикации с точки зрения их цели, в сопоставлении с социальными функциями СМИ и в единстве с функциональным вектором социальной сферы.

Функциональный подход дает возможность осознать, что именно состояние социальной сферы, уровень ее развития является, с одной стороны, основой для стабильности и развития политической, экономической и других подсистем общества, а с другой – показателем эффективности этих подсистем, индикатором цивилизованности общества. Представление о социальной сфере как сфере удовлетворения потребностей, необходимых для социального воспроизводства, определяет ее вектор, целостность и взаимосвязанность элементов. Не следует отождествлять ее с тем или иным видом социального обеспечения, как это нередко происходит на практике. К примеру, выделение из ряда элементов нескольких, наиболее проблемных – жилье, здравоохранение, школьное образование, – позволяет свести проблемы функционирования сферы в целом к корректировке деятельности отдельных ее составляющих. При этом можно говорить о жилье, но не упоминать социальную инфраструктуру, игнорировать доступность городской среды, говорить о техническом оснащении школ и не упоминать о проблеме педагогических кадров и т.д., т.е. общее подменять частным. Целесообразно рассматривать частное в системе целого: роль жилищных условий, здравоохранения в воспроизводстве населения. Именно человек с его потребностями является объектом и целью функционирования социальной сферы ("главный критерий уровня развития социальной сферы – суверенитет личности" ) и одновременно он – активный компонент ее структуры.

Как отмечает Л. В. Орлова, в сфере социальных отношений человек в первую очередь ощущает себя в "естественном плане" – как дитя своих родителей, как родитель своих детей, как сосед, как чей-то друг . Многие исследователи утверждают, что именно этот "естественный план", повседневная жизнь представляет собой реальность, которая имеет для людей "субъективную значимость в качестве целого мира" . "Повседневное знание представляет собой фабрику значений, без которой не может существовать ни одно общество" . При этом его "действительная" жизнь имеет безусловную социальную опосредованность: с одной стороны, человек воспринимает повседневную жизнь непосредственно, конкретно, предметно, с другой – на это восприятие оказывает воздействие некая совокупность теоретически обобщенных знаний, представлений, житейских суждений, порожденных массовым опытом, социальной средой. С одной стороны, непосредственное, конкретное восприятие окружающей жизни дает человеку возможность индивидуального маневра в быстро меняющемся мире, с другой – именно в повседневности действуют долговременные привычки, вековые устои, которые сдерживают социальную активность и способствуют сохранению принятых и одобряемых обществом отношений и образа жизни.

Субъективно-объективная значимость присуща социальной информации в целом, и функциональный вектор является ее природным свойством. На это ее качество указывает С. Г. Кор- коносенко: "Социальная информация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения их общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением" . Таким образом, одной из важных составляющих этого понятия является востребованность обществом социальной информации.

Это особенно важно для понимания значения социальной информации в организационно-преобразующей деятельности субъекта и формулировке требований, которым она должна отвечать. Она должна:

  • быть доступной, т.е. циркулировать по тем каналам, к которым субъект имеет доступ;
  • быть выделена субъектом из всего потока доступной ему информации, т.е. социальная информация должна привлекать внимание;
  • быть интериоризована субъектом, т.е. однозначно истолкована им с помощью той накопленной информации об окружающей действительности, которой он уже обладает;
  • побуждать субъекта к социальному действию, т.е. содержать (в явной или неявной форме) побудительный мотив (мотивы) .

Данный подход подчеркивает конструктивную роль социальной информации и активную роль субъектов социальной сферы, поскольку в таком контексте "информация должна быть осмыслена в качестве некоего социального ресурса, конвертируемого в другие виды ресурсов" . Эти ресурсы реализуются в проблемном поле.

Обращаясь к проблемам социальной сферы, журналистика изучает противоречия между представлением о социальной действительности и реальностью, в условиях которой проходит человеческая жизнь, в попытках объяснить и разрешить это противоречие . По наблюдениям исследователей, эта реальность стала гораздо более разнообразной в постперестроечной России, и социальные проблемы перестали быть присущими социальным слоям и группам, а получают индивидуальные характеристики места, времени, социального пространства, стартовых возможностей и т.д., т.е. в современном "атомизированном" обществе социальные проблемы индивидуализируются . На практике это означает постепенное выпадение людей малоимущих и бедных из социальных взаимообменов, разрушение их социального потенциала. Происходит сегментация общества внутри социальной сферы. Объединение общества на основе совместного решения проблем требует актуализации индивидуальных проблемных ситуаций в публичном дискурсе, расширения их значения для широких слоев, вовлечения людей разного общественного статуса, опыта и возможностей в новые социальные контакты.

Этому может способствовать грамотное освещение социальной проблематики в журналистике. Некоторые исследователи справедливо указывают на то, что таким образом журналистика не просто отображает действительность, информируя аудиторию о происходящих событиях и давая возможность обменяться мнениями по различным поводам, но и особым образом участвует в урегулировании отношений между людьми и социальными общностями, стремясь позитивно повлиять как на сами эти отношения, так и на социальные структуры, управляющие различными сферами общественной жизни . Такая профессиональная практика напрямую соотносится с понятием коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Как отмечает Б. В. Марков, желая связать вместе "разум, нравственность и демократию", Хабермас искал место их соединения и нашел его "в коммуникативных действиях, которые предназначены для того, чтобы достичь согласия взаимопонимания и признания в процессе переговоров, обмена мнениями и их обоснования" .

Важно понимать, что социальность информации определяет также ее коммуникативный аспект: она осознается сквозь призму человека, его интересов и потребностей.

Как объект отражения социальная сфера имеет сложную многокомпонентную структуру: в нее входят как социальная инфраструктура и производимые ею продукты потребления, так и процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативная база регулирования потребительского поведения населения, люди. Все компоненты объединены главной функцией – "социального воспроизводства людей как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов" .

Люди являются частью каждого из компонентов, поэтому человеческий фактор пронизывает социальную сферу, оборачиваясь иногда решающим при оценке результатов ее функционирования. Например, учителя муниципальных образовательных учреждений, врачи районных поликлиник являются объектами и субъектами социальной сферы, потребителями ее услуг и в то же время – частью процессов обслуживания, они одновременно и относятся к уязвленным социальным группам, и могут способствовать уязвлению иных социальных групп. В силу субъективного фактора значение каждого из компонентов не может быть однозначным, линейным. Инертность обыденного сознания проявляется в противоречиях между недоступностью качественной медицинской помощи и абсолютной безответственностью людей в отношении к собственному здоровью (курение, алкоголь, нездоровое питание, малоподвижный образ жизни). Доступность некоторых продуктов потребления и обладание ими может противоречить способности субъекта пользоваться ими. Человеческий фактор может вносить существенные коррективы в, казалось бы, продуманные и просчитанные шаги в социальной политике.

Начиная с 1995 г. в течение 10 лет в России удвоилась численность инвалидов. Конечно, в этот период действовали негативные факторы, связанные с социальным стрессом, падением уровня жизни, безработицей. Однако при этом сокращались "грязные производства", улучшилось состояние окружающей среды, уменьшился производственный травматизм. В 1995 г. появилось новое законодательство об инвалидах с новым пакетом льгот для них . Как показали социологические исследования, это привело к тому, что люди предпенсионного и пенсионного возраста, которые раньше не фиксировали свою инвалидность, предпочли зарегистрироваться. В результате – самые слабые реально проиграли, потому что на их нужды средств было выделено меньше . Законодательный акт, имеющий конкретный социальный вектор, обернулся противоположностью, казалось бы, в результате поведения людей, но на самом деле именно потому, что не была учтена целостность функционирования социальной сферы: действия органов власти привели к "инвалидизации" населения.

Несмотря на то, что социальная информация, необходимая для реализации социальной политики, аккумулируется сбором статистических данных и проведением социологических опросов (объективная и субъективная информация), "действительная" жизнь людей слишком многообразна и специфична, чтобы ее можно было отобразить с помощью только измерительных и аналитических средств. Объективно – благосостояние людей растет, но меняются субъективные оценки людей, становятся выше их жизненные требования. То, что несколько лет назад считалось приемлемым, сегодня перестает быть таковым. В результате – если люди считают, что стали жить хуже, их невозможно убедить в обратном с помощью статистики, решающим аргументом все равно будет настроение людей. Необходимо достоверное и оперативное информационное обеспечение процессов принятия решений в социальной сфере, однако из процесса принятия решений часто исключен потребитель, так как полученная информация не всегда ему доступна и он не может ее самостоятельно интерпретировать.

Решение проблемы в социальной сфере никогда не может быть простым и однозначным; оно, как правило, представляет собой некое комплексное решение, учитывающее субъективные потребности людей, требующее подробного разъяснения для тех, кто вовлечен в проблему, а также для общества в целом. В современном мире доля познания, основанного на личном опыте, сокращается. "Среди тех, кто несет людям знания о социальной реальности, особое место занимают журналисты"

Статьи по теме: