Гилельс биография. Эмиль Гилельс: биография, фото и интересные факты. Неповторимый музыкальный почерк

19 октября 1916 года родился Эмиль Гилельс, советский пианист и музыкальный педагог. Репертуар музыканта охватывал фортепианные произведения от эпохи Барокко до музыки XX века. Он неоднократно исполнял и записывал фортепианные концерты Бетховена, но так и не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат.

Игру пианиста отличали тонкое чувство стиля, безупречная техника, яркость и сила исполнения.

Особыми достижениями музыканта были интерпретации виртуозных сочинений Ф. Листа, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и М. Вайнберга.

Биография

Эмиль Григорьевич Гилельс родился 19 октября 1916 года в Одессе. Отец, Григорий Григорьевич Гилельс, работал бухгалтером на сахарной фабрике, а мать, Эсфирь Самойловна Замощина , была домохозяйкой.

Играть на фортепиано Эмиль начал в возрасте пяти с половиной лет на Одесских музыкальных курсах. Быстро добившись значительных успехов, впервые выступил на публике с сольным концертом в мае 1929 года в Одессе, исполняя сочинения Ф. Листа, Ф. Шопена, Д. Скарлатти и других композиторов.

Окончил Одесский музыкально-театральный техникум и в 1930 году поступил в Одесский музыкально-драматический институт им. Л. ван Бетховена (ныне Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой).

В 1931 году участвовал во 2-м Всеукраинском конкурсе пианистов в Харькове.

Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 году на 1-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР.

В 1935 году окончил Одесскую консерваторию.

В 1935-1938 годах совершенствовался в Школе высшего мастерства при Московской консерватории им. П. И. Чайковского у Г. Г. Нейгауза . Стал солистом Московской государственной филармонии.

В 1936 году занял 2-е место на Международном конкурсе пианистов в Вене. Вернувшись в Москву, начал преподавать в консерватории в качестве ассистента у Г. Нейгауза.

С 1938 года по 1974 год преподавал в Московской консерватории им. П. И. Чайковского.

В годы войны участвовал в военно-шефской работе, осенью 1943 года дал концерты в блокадном Ленинграде.

В 1945 году выступил в Потсдаме на конференции глав правительств СССР, США, и Великобритании.

После окончания войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности.

В 1945 году впервые выступил с концертами за рубежом, гастролировал в Италии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Австрии, Венгрии, Англии, США, Японии, Польше, странах Скандинавии и др.

В 1954 году первым из советских музыкантов выступил в зале «Плейель» в Париже.

В 1955 году стал первым советским музыкантом, приехавшим с концертами в США, где исполнил Первый фортепианный концерт П. И. Чайковского и Третий концерт С. В. Рахманинова с Филадельфийским оркестром.

Был членом жюри крупнейших международных исполнительских соревнований.

В 1981 году после одного из концертов в Амстердаме у него случился инфаркт. Последнее выступление пианиста состоялось в сентябре 1985 года в Хельсинки. Умер 14 октября 1985 года от приступа диабета. В его смерти обвиняли некомпетентных врачей, вовремя не оказавших ему необходимую помощь.

Гилельс похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Эмиль Гилельс. Фото: РИА Новости / Давид Шоломович

Семейное положение

Был дважды женат. Дочь — Елена Эмильевна Гилельс (1948-1996) — пианистка, заслуженная артистка РСФСР.

Награды и звания

  • 1-я премия 1-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1933)
  • 2-я премия Международного конкурса пианистов в Вене (1936)
  • 1-я премия Международного конкурса имени Изаи в Брюсселе (1938)
  • Герой Социалистического Труда (1976)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947)
  • Народный артист СССР (1954)
  • Сталинская премия первой степени (1946)
  • Ленинская премия (1962)
  • Три ордена Ленина (1961, 1966, 1976)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1946)
  • Орден Дружбы народов
  • Орден «Знак Почета» (1937)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Орден Искусств и литературы (1967, Франция)
  • Орден Леопольда I (1968, Бельгия)
  • Ордена и медали иностранных государств
  • Золотая медаль Парижа
  • Премия Роберта Шумана (1973, ГДР)
  • Брамсовская медаль (Гамбург, 1973)
  • Почётный член Лондонской королевской академии музыки (1969)
  • Почётный профессор Музыкальной академии Ф. Листа (Будапешт, 1970)
  • Почётный академик Национальной академии «Санта-Чечилия» (Рим, 1980)

Выдающийся советский пианист Эмиль Григорьевич Гилельс

(1916-1985)

Искусство Эмиля Гилельса одно из феноменальных явлений в мировой пианистической культуре 20 века.

Гилельс родился 19 октября 1916 года в Одессе. Родители его не были музыкантами, но дома стояло фортепиано, которое сыграло не последнюю роль в судьбе будущего артиста. Его первым преподавателем был Яков Исаакович Ткач, который быстро распознал масштабы дарования своего ученика и с самого начала приучил его к регулярной работе. В 8 лет Эмиль поступил в Одесский музыкальный техникум,в 13 дал первый сольный концерт. В 14 лет он был зачислен в класс Берты Михайловны Рейнгбальд в Одесскую консерваторию, а через год играл на Всеукраинском музыкальном конкурсе в Харькове (по возрасту вне конкурса), где получил стипендию правительства УССР.

В 16 лет Гилельс принял участие в Первом всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. Успех юноши оказался полной неожиданностью для него самого. Один из биографов Гилельса писал: "Появление на эстраде хмурого юноши прошло незамеченым. Он деловито подошел к роялю, поднял руки, помедлил, и, упрямо сжав губы, заиграл. В зале насторожились. Стало так тихо, что казалось, люди застыли в неподвижности. Взгляды устремились на эстраду. А оттуда шел могучий ток, захватывая слушателей и заставляя их подчиняться исполнителю. Напряжение нарастало. Устоять перед этой силой было невозможно, а после финальных звуков все ринулись к эстраде. Правила были нарушены. Аплодировали слушатели. Аплодировало жюри. И только один человек стоял невозмутимо и спокойно, хотя все волновало его, - это был сам исполнитель". Безоговорочно победив на конкурсе, Гилельс стал знаменит на всю страну. В 1935 году Эмиль Григорьевич закончил консерваторию и поступил в школу высшего мастерства при Московской консерватории, где его руководителем стал Генрих Нейгауз. В 1936 году Гилельс получил вторую премию на конкурсе пианистов в Вене. Критик газеты "Нью-Йорк Таймс" писал: "Его имя, возможно, будет потрясать континенты". В 1938 году Гилельс удостоился первой премии на Международном конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе. В этом же году, окончив школу Высшего мастерства, Эмиль Гилельс начал преподавать в Московской консерватории. В этот период его концертная деятельность достигла огромного размаха.

В годы Великой Отечественной войны искусство Эмиля Григорьевича вдохновляло и звало к победе. В послевоенный период пианиста ожидали нескончаемые триумфы на "Пражской весне", в Париже и Риме, в Германии и Англии, В США и Мексике, Канаде и Японии. Он выступал с самыми прославленными дирижерами и оркестрами мира; его пластинки вошли в дома миллионов людей.

Гилельс прошел по всем ступенькам педагогической лестницы от ассистента в классе Г. Нейгауза до профессора Московской консерватории. Он воспитал немало талантливых пианистов, много лет возглавлял пианистическое жюри Международного конкурса им. П.И. Чайковского.

Вся жизнь Гилельса это работа. Каждая минута ее отдана музыке. Отношение Эмиля Григорьевича к музыке было особенным: он был преданным рыцарем искусства, являвшегося святыней его жизни. Он хотел изучить всю фортепианную литературу, изучить душу каждого композитора.

Гилельс обладал огромным репертуаром. Он играл музыку разных эпох и стилей. Ему были подвластны и масштабные произведения с их философской глубиной, и малых формы с их мудрой простотой. Игру пианиста отличало полное погружение в музыку. Его игра была столь вдохновенна, будто сочинение создавалось здесь же, на эстраде. Его власть над музыкальным временем была безгранична.

Гипнотической силой воздействия обладал ритм Гилельса.

Незабываемая гилельсовская черта лиризм. Рояль его всегда мягок, певуч, всегда дарит теплом "от сердца к сердцу". Потрясающим был звук пианиста. Во все периоды своей жизни он с величайшим упорством работал над звучностью и искал оттенки фортепианных красок. Эмиль Григорьевич говорил: "Вопросы звучания, градации звука всегда меня увлекали. Я любил вслушиваться в длящееся звучание. Любил по-разному брать одновременно извлекаемые звуки. Любил играть аккорды, освобождая по очереди каждую клавишу и вслушиваясь в угасающие тона... Любил добиваться нужного легато в звуковой линии - самое трудное в фортепианной игре... Любил искать разные звуковые краски, не нагромождая звучности, не гипертрофируя возможности рояля, след за благородством звучания".

12 сентября 1985 года Эмиль Григорьевич дал в Хельсинки последний концерт. Через месяц, 14 октября он скоропостижно скончался в Москве.

Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат ленинской премии СССР, почетный член Королевской академии "Санта-Чечилия", обладатель золотой медали города Парижа, бельгийского ордена Леопольда I - это лишь часть званий и наград Э. Г. Гилельса.

Передачи можно слушать на частоте 102,3 FM – Коломна, Юг Москвы и Московской области Подключиться к онлайн СМИ радио "Благо" из Коломны и слушать наши передачи Вы можете круглосуточно. Утро можно начать с зарядки. Потом привести в порядок ум в "Университете" Вам поможет философия . В обеденный перерыв неплохо слушать авторскую песню , программа Время Культуры познакомит Вас с художниками, композиторами, писателями. Дивные повести о Гражданах Неба и несколько минут классической музыки предупредят чтение доброй книги. Перед сном пригласите малышей послушать по радио сказку, а сами узнайте новое из истории Отечества.

Слушать СМИ радио «Благо» онлайн.

Адреса потока онлайн-вещания:

Мы предлагаем 6 различных потоков онлайн-вещания СМИ из Коломны, слушать которые можно в разных категориях качества.

Чтобы слушать онлайн на смартфоне Android (HTC, Samsung, Sony, LG и т. д.) мы рекомендуем следующие бесплатные приложения:

Что такое СМИ Радио Благо 102,3 FM в Коломне?

Интернет СМИ www.сайт

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ТУ50-02262 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Некоммерческой Организации "Благотворительный . 16.09.2015 г.

Редакция не предоставляет справочной информации.

Вот уже больше десяти лет, как сайт радио "Благо" 102,3 FM в Коломне работает и вызывает интерес слушателей как онлайн-радио так и offline.

Все это происходит исключительно благодаря вам!

Еще раз спасибо! Мы тоже вас любим!


Ирина Зайцева, главный редактор

Время культуры

Пишите нам:

Общередакционный адрес:

Правовая информация

Редакция и издатель

© 2000-2015 сайт

Все права защищены

Интернет СМИ 102,3 FM сайт

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ТУ50-02262 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Некоммерческой Организации "Благотворительный . 16.09.2015 г.

Правила использования материалов

Веб-сайт www.сайт (далее - Сайт) содержит материалы, охраняемые авторским правом, товарные знаки и иные охраняемые законом материалы, в частности тексты, фотографии, видеоматериалы, графические изображения, музыкальные и звуковые произведения и др. Коллективу редакции сайта принадлежит авторское право на использование содержания Сайта (в том числе право на подбор, расположение, систематизацию и преобразование данных, содержащихся на Сайте, а также на сами исходные данные), кроме случаев, отдельно отмеченных в содержании опубликованных на Сайте материалов.

Пользователь Сети имеет права на

Использование размещенных текстовых материалов в объеме не более 300 (трехсот) знаков, без учета знаков препинания, с упоминанием имени автора, а также с ссылкой на сайт и адрес www.сайт. При перепечатке материала сайт в интернете необходимо указать адрес (URL) по которому первоначально был опубликован материал;

Свободное воспроизведение аудиофайлов, видеороликов и фотоизображений в личных некоммерческих целях (личные блоги, прочие личные ресурсы). При таком использовании необходимо указать имя автора (имя фотографа),

© Радио "Благо" и адрес: www.сайт.

Во всех случаях мы будем благодарны, если вы проинформируете нас об использовании наших материалов. Полное или частичное воспроизведение материалов, размещенных на веб-сайте www..ru , без письменного разрешения правообладателя запрещается.

История

«В эфире Коломны звучит – коломенское Радио "Благо". Вы можете слушать нас на частоте 102,3 FM и онлайн-вещание на нашем сайте».

Разве могли мы подумать, что идея создания Коломенского Радио может вырасти в реальный проект, который всецело обязан сайту «Радио для себя». Мы даже не надеялись, что когда-нибудь мы пройдем по этой шаткой лестнице «Средства массовой информации» и однажды вдруг увидим в руках несколько видов «Лицензий». Поэтому – искренняя благодарность Сергею Комарову, генеральному директору ООО «Радиовещательные технологии » - это его удивительный оптимизм: «Делайте – и получится», нас вдохновил.


Валентина Терешкова – первая в мире женщина-космонавт, нас поддержала. Евгений Велихов, президент Российского научного центра “Курчатовский институт”, Василий Симахин, Алексей Павлинов, Роман Фалалеев, Игорь Шаханов - помогли создать техническую базу. Игумения Ксения, настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, Людмила Швецова, Елена Камбурова, Григорий Гладков, Лариса Белогурова, Валерий Шалавин, Сергей Степанов, Владислав Дружинин-режиссер, Леонид Кутсар-актер, Станислав Федосов-актер озвучили и озвучивают многие наши программы. Всем Вам, кто участвовал и участвует в создании Радио "Благо" наша любовь и благодарность.

Один из величайших пианистов ХХ века Эмиль Григорьевич Гилельс был с детства знаковой фигурой в Одессе. Родившийся в громадной семье бухгалтера (девятеро детей) рыжеволосый в сплошных веснушках мальчик испытывал невероятное чувство неполноценности и одиночества среди сверстников. Ему судьба даровала рояль, за которым происходило преображение в победителя, виртуоза, уникального вундеркинда, коими честолюбивая Одесса умела гордиться. Первый сольный концерт в Оперном театре в 1929 году и победа во 2-м Всеукраинском конкурсе юного музыканта убедили в этом музыкальную общественность. Сталин спросил у молодого Гилельса после его триумфальной победы на 1 Всесоюзном конкурсе в 1933 году, где бы он хотел жить: в Москве или Одессе. Гилельс, не задумываясь, ответил: “в Одессе”!

Ревнивая Одесса вскоре после переезда Гилельса в Москву в 1935 году ответила едкими стихами:

“…Милька Рыжий

– Теперь он об Одессе и не вспоминает,

А знает только Лондон и Парижи-и…”

Действительно, помимо широчайших гастрольных поездок, все мыслимые и немыслимые награды и звания ему вручали и присваивали, регулярно в Кремль приглашали, “послом советского искусства” величали на базе “соцреализма” отечественного искусствоведения. Рудименты сего и по сей день отдают душком “искусствоведения в штатском”, когда Гилельса оставляют в ранге “виртуоза” с его, якобы, “здоровой непосредственностью и жизненной правдивостью исполнения”.


А.Е. Орентлихерман, Э.Г. Гилельс, Л.Н. Гинзбург ;
Н.И. Зосина-Соколовская, С.Л. Могилевская, Г.И. Лейзерович, ... 1930-е гг.

Гламурная оболочка жизни величайшего артиста резко контрастировала с его личностными качествами, сохранившимися с детства – максимальная сдержанность, если не сказать хмурость, порой переходящая в мрачность, растущие, а не уменьшающиеся с годами. Героическая виртуозность, сделавшая Гилельса триумфатором середины ХХ века для широкой слушательской среды, естественная и необходимая в своей необычайности, уникальности (как цирковой трюк), становилась для него – настоящего художника – “шкурой”, которую необходимо было менять, и менять весьма болезненно в глубинах подлинного художественного мировоззрения.


Б.М. Рейнгбальд и Э. Гилельс

“Удобства” быстрого профессионального роста в Одессе по виртуозной шкале, сначала у Я.И. Ткача, а затем в классе Б.М. Рейнгбальд (у которой он окончил консерваторию в 1935 году), сменились “трудностями врастания” в московской аспи-ран-туре, соответственно, художественным и философским вы-со-там Г.Г. Нейгауза. Сам Нейгауз недвусмысленно выска-зался в статье, где представлен Гилельс – “активный комсомолец”.

“Огромная чисто пианистическая одаренность Э. Ги-лель-са ставит перед ним высокую задачу быть не только перво-классным профессионалом-исполнителем, но и представителем высокой культуры” – писал Нейгауз. Еще более строго выска-зал-ся Нейгауз несколько позднее в газете “Советское искусство”:

“Гилельс – музыкант… стихийного порядка. Его технические возможности, его виртуозное мастерство безграничны. Но наряду с большой музыкальностью в нем чувствуется отсутствие общей культуры, что объясняется, конечно, возрастом”.

Но только ли возрастом? Намного позднее, близкий друг и коллега Гилельса профессор Л.Н. Гинзбург следующим образом оценивала контрастность профессуры Одессы и педагога-художника Г.Г. Нейгауза: “Это совсем другое” , что однозначно расшифровывалось – другого порядка художественная педагогика! И этот “переход” на совершенно “иной” уровень давался музыканту очень сложно, впрочем, как и Я.И. Заку, о чем он, не скрывая, говорил и писал.

Появление в классе Нейгауза Святослава Рихтера в 1937 году и нескрываемое восхищение новым студентом, вызвало у Э.Г. Гилельса неоднозначное чувство ревности и раздражения, о чем ходило немало сплетен. Все оказалось гораздо сложнее и внутренне трагичнее для Гилельса, ибо в нем схлестнулось сугубо житейское человеческое (“слишком человеческое” Ницше) и подлинно художественное чувство гениального музыканта. Это противоречие влекло за собой необходимость “сбросить шкуру” виртуозного благополучия и взрастить новые неизведанные качества музыканта, вовсе не гарантирующие безоблачное будущее. Особенность сложившейся ситуации такова, что необходимость художественной “перепрививки” была болезненно инициирована Г.Г. Нейгаузом, а проведена на себе самим Гилельсом. Стимулятором этой “операции” стал музыкантский облик молодого С. Рихтера, “перескочившего” через виртуозный рубеж самодидактикой, на виду одесской профессуры, этого и не заметившей.

Теперь такая задача стала у зрелого и знаменитого артиста в сложнейших условиях общественного признания и массы всевозможных обязанностей. Титаническая внутренняя перестройка, проведенная само-сто-ятельно, отражает гениальный взлет творчества музыканта, поднявшего его на высоты требований беспощадного великого учителя – Г.Г. Нейгауза, у которого в едином ранжире имена Святослава Рихтера и Эмиля Гилельса.

Общаясь с Э.Г. Гилельсом в феврале 1966 года, спустя двадцать лет после получения им Сталинской премии и четыре года после присуждения Ленинской, приходилось наблюдать “преображение” музыканта-человека. Его неоценимая помощь в спасении Одесской лютеранской церкви (кирхи) от сноса, в которой прошли молодые годы Святослава Рихтера и в которой органистом с 1916 года работал отец Рихтера – Теофил, отмела все сложности “молвы” о размолвке Рихтера и Гилельса. Первым побуждением Гилельса было сообщить Рихтеру о готовящемся акте вандализма, сменившееся нежеланием травмировать и без того болезненное одесское рихтеровское прошлое, в связи с расстрелом отца. Между тем, Э.Г. Гилельс включил все свои связи с газетами “Правда”, “Известия”, Министерством культуры СССР, чтобы отменить санкционированный правительством Украины снос немецкой церкви, что отражено в составленном вместе с ним письме.

text-align: center; margin-top: 10px; display: block; max-width: 533px;">Э. Гилельс среди преподавателей Одесской консерватории. 1969 г.

Фотография Эмиля Гилельса с дарственной надписью Одесской консерватории. 1978 год.

Громадный репертуар, записи и плеяда выдающихся учеников отражают завоеванный аристократизм духа гениального музыканта, получившего звание народного артиста СССР в 1954, почетного члена Лондонской Королевской Академии Музыки (1969), Музыкальной академии имени Ф. Листа (Будапешт, 1970), Национальной академии “Санта Чечилия” (Рим, 1980), но всегда остававшегося Великим Одесситом.


В переулке Чайковского, 4, на фасаде дома, в котором жил пианист, ему и его сестре Елизавете (известной скрипачке) установлена мемориальная доска.

Юрий Дикий, пианист и публицист


2 сентября 2016 года, к 222-летию со дня основания Одессы, на Аллее Звезд появилась новая звезда – в честь Эмиля Гилельса.

Статьи по теме: