Эмиссия ценных бумаг. Процедура эмиссии и ее этапы. Процедура эмиссии: принятие решения о размещении ценных бумаг и утверждение решения о выпуске ценных бумаг Процедура эмиссии государственных ценных бумаг

Целью создания акционерного общества является объединение средств различных физических и юридических лиц для осуществления предпринимательской деятельности путем эмиссии ценных бумаг, то есть совокупности процедур по их размещению.

Акционерное общество может осуществлять выпуск ценных бумаг при учреждении общества (первичная эмиссия акций и облигаций), а также при его реорганизации и во многих других случаях. Первичной эмиссией ценных бумаг считается также выпуск нового вида акций, например, привилегированных, а также выпуск эмиссии облигаций. Вторичная эмиссия – это любой последующий выпуск ценных бумаг.

В 2019 году эмиссия акций может осуществляться следующими способами:

  • Распределение акций – размещение акций среди заранее определенного круга лиц без совершения сделки купли-продажи. Такой вариант используется, когда осуществляется выпуск акций при учреждении акционерного общества, а также при выплате дивидендов акциями.
  • Подписка – размещение акций через их продажу. Выделяют закрытую и открытую подписку:
    • закрытая подписка – размещение акций среди ограниченного круга лиц.
    • открытая подписка – размещение акций среди неограниченного круга лиц на основе широкой публичной кампании.
  • Конвертация – размещение одного вида ценной бумаги путем обмена на другой на заранее определенных условиях.

Процедура эмиссии акций состоит из следующих этапов:

  • принятие решения о выпуске акций общим собранием акционеров или советом директоров акционерного общества;
  • регистрация выпуска акций в органах ФСФР;
  • размещение акций среди инвесторов;
  • регистрация отчета об итогах выпуска акций;
  • регистрация изменений, вносимых в устав акционерного общества.

Если выпуск акций производится путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди более чем 500 инвесторов, то придется пройти дополнительные этапы:

  • регистрация проспекта эмиссии акций;
  • опубликование сведений, содержащейся в проспекте эмиссии и в отчете об итогах выпуска акций.

Проспект эмиссии акций – это документ, содержащий сведения об акционерном обществе, его финансовом состоянии и, собственно, о выпуске акций, включающий следующие разделы:

  • Раздел А, содержащий данные об эмитенте – о его учредителях, структуре, органах управления, филиалах и представительствах, аффилированных лицах, основной выпускаемой продукции или оказываемых услугах. Здесь указываются акционеры, имеющие 5% и более голосующих акций, и юридические лица, в которых эмитент владеет 5% и более таких акций.
  • Раздел Б, содержащий данные о финансовом положении эмитента в течение последних трех лет, в том числе информацию об источниках формирования уставного капитала, доле в уставном капитале государства, о прибыли и ее использовании.
  • Раздел В, содержащий информацию о предыдущих выпусках ценных бумаг – акций и облигаций, в том числе о датах начала и окончания их размещения, регистрации акций и облигаций, состоянии их выпусков и торговли ими.
  • Раздел Г с информацией о вновь размещаемых акциях из решения об их выпуске, ограничениях на эмиссию акций и предельном количестве недоразмещенных акций для признания эмиссии несостоявшейся;
  • Раздел Д с дополнительной информацией о возможных ограничениях в обращении, особых условиях выпуска и т. д.

На государственную регистрацию акций и облигаций представляются учредительные документы общества и его бухгалтерская отчетность, документ об оплате государственных пошлин за рассмотрение заявлений о регистрации выпуска ценных бумаг и за саму государственную регистрацию акций и облигаций и другие документы.

Первичный рынок ценных бумаг – это отношения между его участниками, в результате которых ценные бумаги выпускаются в обращение и начинают свое движение на рынке ценных бумаг.

Первичное размещение характерно для всех без исключения ценных бумаг.

Первичный рынок ценных бумаг представляет собой самостоятельный рынок с собственными методами размещения, довольно сложным механизмом размещения и посредничества, который в отличие от биржи не имеет собственного места торговли. Особенность внебиржевого рынка в том. Что он пропускает через себя новые выпуски ценных бумаг, которые затем уходят на фондовую биржу при их последующей покупке и перекупке.

Основными участниками первичного рынка являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Эмитенты, нуждающиеся в финансовых ресурсах для инвестиций в основной и оборотный капитал, определяют предложение ценных бумаг. В качестве эмитентов могут выступать корпорации, федеральное правительство, муниципалитеты. Инвесторы, ищущие выгодную сферу для применения своего капитала, формируют спрос на ценные бумаги. Покупателями ценных бумаг могут быть индивидуальные и институциональные инвесторы. Именно на первичном рынке осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств и инвестирование их в экономику. 2

Рассмотрим процедуру эмиссии ценных бумаг, т.е. их первоначального размещения на рынке ценных бумаг. Понятие эмиссия ценных бумаг правильно использовать для эмиссионных ценных бумаг – акций и облигаций.

Эмиссия ценных бумаг регламентируется пятой главой Федерального закона РФ «О рынке ценных бумаг».

Процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы:

    принятие решения о размещении ценных бумаг;

    утверждение решения о выпуске ценных бумаг;

    государственную регистрацию выпуска ценных бумаг;

    размещение ценных бумаг;

    государственную регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска ценных бумаг.

В случаях размещения ценных бумаг путем открытой подписки и закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, процедура эмиссии дополнительно включает ещё два этапа:

6. государственную регистрацию проспекта ценных бумаг;

7. раскрытие информации о каждом этапе процедуры эмиссии.

Принятие решения о размещении ценных бумаг.

Решение о выпуске акций принимается учредителями при учреждении акционерного общества или общим собранием акционеров в случае дополнительного выпуска. Решение о выпуске облигаций принимается советом директоров. Данное решение является стандартным документом, в котором должна быть отражении следующая информация:

    форма выпуска ценных бумаг;

    указание на обязательное централизованное хранение документарных ценных бумаг;

    номинальная стоимость ценных бумаг;

    количество выпускаемых ценных бумаг;

    условия и порядок размещения (способ размещения, сроки, цена размещения, порядок оплаты ценных бумаг);

    условия погашения и выплаты дохода по облигациям. 3

Утверждение решения о выпуске ценных бумаг

Решение о выпуске ценных бумаг утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении.

Решение о выпуске ценных бумаг утверждается органом управления эмитента, который имеет на то полномочия согласно действующему законодательству и уставу, подписывается лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа эмитента, с указанием даты подписания, и скрепляется печатью эмитента. 4

Государственная регистрация выпуска ценных бумаг.

Государственная регистрация выпусков ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом.

Для государственной регистрации выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган представляются:

    заявление на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг;

    анкета эмитента;

    копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента;

    решение о выпуске ценных бумаг;

    копия решения уполномоченного лица, которым принято решение о размещении ценных бумаг;

    копия решения уполномоченного лица, которым утверждено решение о выпуске ценных бумаг;

    копия учредительных документов эмитента;

    платежное поручение, которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах за рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;

    опись представленных документов;

    иные документы.

Дополнительно представляется копия бухгалтерской отчетности эмитента за последний завершенный финансовый год и за последний квартал, предшествующие дате представления документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, сопровождающегося регистрацией проспекта ценных бумаг, в регистрирующий орган дополнительно представляются:

    проспект ценных бумаг;

    копия решения уполномоченного лица, которым утвержден проспект ценных бумаг;

    копии документов, подтверждающих соблюдение эмитентом требований о раскрытии информации на этапах принятия решения о размещении ценных бумаг и утверждения решения о выпуске ценных бумаг.

В течение 30 дней регистрирующий орган либо дает согласие на выпуск либо отказывает в государственной регистрации. В случае принятия решения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдать эмитенту:

    уведомление о государственной регистрации выпуска ценных бумаг;

    два экземпляра решения о выпуске ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска ценных бумаг;

    два экземпляра проспекта ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска ценных бумаг (в случае регистрации проспекта ценных бумаг).

Решение об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг может быть принято регистрирующим органом по следующим основаниям:

    нарушение эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения ценных бумаг законодательству РФ и несоответствии условий выпуска ценных бумаг законодательству РФ о ценных бумагах;

    несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и иных нормативных правовых актов по рынку ценных бумаг;

    внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг и иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска ложных или недостоверных сведений;

    нарушение сроков предоставления необходимых документов.

Размещение ценных бумаг включает в себя:

    совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам;

    внесение приходных записей по лицевым счетам или по счетам депо первых владельцев (в случае размещения именных ценных бумаг), либо по счетам депо первых владельцев в депозитарии, осуществляющем централизованное хранение документарных облигаций с обязательным централизованным хранением (в случае размещения документарных облигаций с обязательным централизованным хранением);

    выдачу сертификатов документарных облигаций их первым владельцам (в случае размещения документарных облигаций без обязательного централизованного хранения).

Размещение ценных бумаг осуществляется в течение срока, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, который не может превышать одного года с даты государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Размещение ценных бумаг осуществляется в порядке и на условиях, установленных зарегистрированным решением о выпуске ценных бумаг.

Государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Эмитент представляет в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска ценных бумаг не позднее 30 дней после окончания срока размещения ценных бумаг, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг. В случае если все ценные бумаги были размещены до истечения этого срока, - не позднее 30 дней после размещения последней ценной бумаги этого выпуска.

Отчет об итогах выпуска ценных бумаг хозяйственного общества утверждается единоличным исполнительным органом этого хозяйственного общества.

Отчет об итогах выпуска ценных бумаг юридического лица иной организационно-правовой формы утверждается единоличным исполнительным органом юридического лица.

Отчет об итогах выпуска ценных бумаг подписывается лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа эмитента, а также главным бухгалтером эмитента или лицом, осуществляющим его функции, с указанием даты подписания, скрепляется печатью эмитента.

Отчет об итогах выпуска должен включать в себя следующую информацию:

    форма ценных бумаг (бездокументарные, документарные);

    способ размещения ценных бумаг;

    фактический срок размещения ценных бумаг (даты фактического начала и окончания размещения ценных бумаг);

    номинальная стоимость каждой ценной бумаги;

    количество размещенных ценных бумаг;

    цена размещения ценных бумаг;

    общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги:

а) общая стоимость имущества в рублях, внесенного в оплату размещенных ценных бумаг;

б) сумма денежных средств в рублях, внесенная в оплату размещенных ценных бумаг;

в) сумма иностранной валюты, выраженная в рублях по курсу Центрального банка РФ, внесенная в оплату размещенных ценных бумаг;

г) стоимость иного имущества (материальных и нематериальных активов), внесенного в оплату размещенных ценных бумаг в рублях;

    доля ценных бумаг, при неразмещении которой выпуск ценных бумаг признается несостоявшимся;

    доля размещенных и неразмещенных ценных бумаг выпуска и др.

Текст отчета об итогах выпуска ценных бумаг представляется в регистрирующий орган также на электронном носителе и в формате, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 14 дней с даты получения им документов и магнитных носителей.

В случае принятия решения о государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдать эмитенту:

    уведомление регистрирующего органа о государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг;

    два экземпляра отчета об итогах выпуска ценных бумаг с отметкой о государственной регистрации.

В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдать эмитенту уведомление об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, содержащее основания отказа.

Решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг может быть принято регистрирующим органом по следующим основаниям:

    нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства РФ;

    несоответствие документов, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и иных нормативных правовых актов по рынку ценных бумаг;

    внесение в решение о выпуске ценных бумаг или иные документы, являвшиеся основанием для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, либо в отчет об итогах выпуска ценных бумаг или иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг ложных, противоречивых или недостоверных сведений;

    неразмещение ни одной ценной бумаги выпуска либо установленной в решении о выпуске ценных бумаг, размещенных путем подписки, доли ценных бумаг, при неразмещении которой их выпуск признается несостоявшимся.

В случае отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг такой выпуск признается несостоявшимся и его государственная регистрация аннулируется. 5

Государственная регистрация проспекта ценных бумаг.

Проспект ценных бумаг – это документ, составленный по установленной форме и содержащий сведения об эмитенте, его финансовом состоянии и предстоящем выпуске ценных бумаг.

Проспект эмиссии содержит 10 основных разделов:

    Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;

    Краткие сведения об объеме, сроках, порядке и условиях размещения по каждому виду, категории размещаемых эмиссионных ценных бумаг;

    Основная информация о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска его деятельности, цели эмиссии и направления использования средств, полученных в результате размещения;

    Подробная информация об эмитенте;

    Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента;

    Подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента и краткие сведения о сотрудниках эмитента;

    Сведения об общем количестве акционеров эмитента и о совершенных эмитентом сделках;

    Бухгалтерская отчетность эмитента и иная финансовая информация;

    Подробные сведения о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;

    Дополнительные сведения об эмитенте и о размещенных им эмиссионных ценных бумагах. 6

Раскрытие информации о каждом этапе процедуры эмиссии.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации. При открытой подписке сокращенный проспект ценных бумаг печатается и тиражируется в объеме 10 000 экземпляров, при закрытой подписке – 1000 экземпляров. 7

Этапы эмиссии ценных бумаг в совокупности представляют собой определенную последовательность действий, которые необходимо произвести с целью выпуска акций и облигаций. Очередность этапов закреплена на законодательном уровне, а за соблюдением действующих правил ведется строгий контроль со стороны государства. Подробнее о порядке эмиссии ценных бумаг читатель узнает, прочитав статью.

Правовое регулирование эмиссии ценных бумаг в РФ

Положения, регулирующие отношения по эмиссии ценных бумаг, закреплены в законе «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ. Кроме того, эмитентам следует руководствоваться следующими правовыми актами:

  • положением Банка России «О стандартах эмиссии…» от 11.08.2014 № 428-П;
  • положением Банка России «О раскрытии информации…» от 30.12.2014 № 454-П;
  • указанием Банка России «О порядке присвоения и аннулирования…» от 13.10.2014 № 3417-У.

Отметим, что ценные бумаги бывают документарными и бездокументарными. Согласно п. 1 ст. 142 ГК РФ под документарными понимаются ценные бумаги, оформленные с соблюдением закона и свидетельствующие о наличии определенных прав, которыми обладает их предъявитель. В силу п. 2 ст. 142 ГК РФ бездокументарными бумагами являются обязательственные и иные права, основанные на решении об эмиссии либо ином решении. Передача таких прав возможна только путем соблюдения предусмотренной законом процедуры.

В силу ст. 2 закона № 39 к эмиссионным относятся ценные бумаги, соответствующие следующим признакам:

  • дают их держателю комплекс прав, которые он вправе реализовать в формах и порядке, определенных законом;
  • возникают посредством их выпуска (эмиссии);
  • характеризуются равным объемом (ценностью) и равным сроком реализации прав держателей бумаг вне зависимости от момента их приобретения.

Обратите внимание, что выпуск включает совокупность всех акций и облигаций субъекта, который его осуществил. Важным условием является предоставление в рамках выпуска равного объема прав всем владельцам таких документов при одинаковой номинальной стоимости каждой ценной бумаги.

Кто обладает правом выпуска ценных бумаг

Правом выпуска ценных бумаг обладает эмитент. Согласно ст. 2 закона № 39 в качестве эмитента могут выступать следующие субъекты гражданских правоотношений:

  • юридические лица;
  • Правительство РФ, исполнительные органы субъектов РФ;
  • муниципалитет.

На эмитента как на лицо, выпустившее акции и облигации, возложено обязательство по обеспечению прав их держателей.

В зависимости от вида ценных бумаг правомочиями по их выпуску наделены различные эмитенты. В частности, право выпускать акции имеют исключительно акционерные общества.

Правомочия по выпуску облигаций закреплены как за АО, так и за государственными органами власти и муниципалитетами. В последних двух случаях размещение осуществляется от имени РФ или муниципалитета соответственно.

В АО акции подлежат распределению между учредителями организации. В случае учреждения общества единственным участником размещение осуществляется посредством единоличного приобретения акций. Акции, в отличие от облигаций, дают владельцу право не только принимать участие в управлении обществом, но и претендовать на дивиденды, а в случае ликвидации — на часть имущества.

Не знаете свои права?

Этапы процедуры эмиссии ценных бумаг

Процедура эмиссии ценных бумаг и этапы эмиссии в РФ закреплены в гл. 5 закона № 39, а также положении Банка России «О стандартах эмиссии…» от 11.08.2014 № 8-П. Порядок эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы:

  • Утверждение принятого документа. В хозяйственных обществах такие решения утверждаются советом директоров или органом управления, который осуществляет его функции.
  • Государственную регистрацию выпуска , если она обязательна, либо присвоение идентификационного номера с целью учета ценных бумаг.
  • Размещение ценных бумаг. Порядок размещения определяется решением об их выпуске и осуществляется путем отчуждения ценных бумаг, внесения приходных записей по лицевым счетам их владельцев, выдачи сертификатов документарных облигаций их первым владельцам.
  • Регистрацию отчета об итогах выпуска или прохождение уведомительной процедуры по итогам выпуска.

Эмитент при вынесении решения вправе закрепить условие о централизованном хранении выпущенных акций и облигаций. В этом случае хранение осуществляется в специализированном депозитарии.

Виды эмиссии ценных бумаг

Классификация видов эмиссии на практике осуществляется по различным основаниям, в том числе в зависимости от типа эмитента, вида ценных бумаг, способа размещения и иных. В частности, в зависимости от очередности проведения эмиссии необходимо выделить следующие виды:

  • Первичная. Характеризуется выпуском и размещением в первый раз, например эмиссия акций при создании акционерного общества.
  • Вторичная. Проводится в случае, если ранее эмитентом уже проводились эмиссионные мероприятия.

Актуальной является классификация в зависимости от методов проведения эмиссии. В этом случае выделяют следующие виды:

  • Подписка. Это продажа ценных бумаг, которая может быть открытой (к приобретению ценных бумаг допущен неограниченный круг лиц), закрытой (предполагает приобретение акций узкой, заранее определенной группой лиц).
  • Распределение. Характеризуется распределением ценных бумаг между определенными лицами. При этом купля-продажа не осуществляется (как правило, используется при формировании уставного капитала в акционерном обществе).
  • Конвертация. Данная процедура предполагает изменение номинальной стоимости ранее приобретенных акций.

В зависимости от вида ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется, могут использоваться как все указанные виды, так и некоторые из них. В частности, при эмиссии облигаций применяется только подписка или конвертация.

Порядок выпуска эмиссионных ценных бумаг на примере АО

Кратко разберем реализацию приведенных выше этапов эмиссии на примере акционерного общества. После принятия решения об эмиссии оно подлежит утверждению собранием акционеров или советом директоров в зависимости от имеющихся в соответствии с учредительными документами правомочий. Процесс утверждения фиксируется соответствующим протоколом.

Решение оформляется в 3 экземплярах, поскольку один из экземпляров после государственной регистрации передается на хранение в Банк России. Ведение реестра, как правило, осуществляется специализированной организацией-регистратором, которой также передается экземпляр решения.

Размещение осуществляется в соответствии с порядком, определенным эмитентом. Запрещено осуществлять размещение до государственной регистрации выпуска либо присвоения ему идентификационного номера. Размещение должно осуществлять в пределах сроков, определенных в решении. Важным условием является соответствие количества эмиссионных ценных бумаг, определенных решением, количеству размещенных ценных бумаг.

По результатам проведения эмиссии эмитент до истечения 30 дней должен представить в Банк России отчет по итогам выпуска ценных бумаг. Законом допускается возможность направления вместо отчета уведомления в случае соблюдения условий, сформулированных в п. 2 ст. 25 закона № 39. Обратите внимание, что в п. 8.16 положения № 428-П сформулированы основания для отказа в регистрации направленного отчета.

Раскрытие информации эмитентом

Порядок эмиссии предполагает соблюдение установленной законодателем процедуры, состоящей из отдельных этапов, указанных выше. Важным условием является своевременное и полное раскрытие информации о выпуске и размещении ценных бумаг. Данная обязанность возложена на эмитента и предполагает информирование о выпуске и размещении ценных бумаг посредством:

  • издания проспекта ценных бумаг;
  • опубликования консолидированной финансовой отчетности;
  • представления ежеквартального отчета;
  • опубликования сообщений о существенных обстоятельствах и фактах.

Нарушения в части раскрытия информации являются основаниями для наложения административных мер взыскания как на ответственное должностное лицо, так и на организацию.

Таким образом, эмиссия ценных бумаг — многоэтапная процедура, которая характеризуется необходимостью последовательного выполнения каждого из этапов. Процесс упрощает довольно подробное законодательное регулирование данного вопроса, но усложняет разный порядок эмиссии различными субъектами. Дополнительную сложность вызывает необходимость учета положений учредительных документов, определяющих порядок эмиссии в каждом конкретном хозяйственном обществе. Соблюдение всех условий и требований проведения эмиссии гарантирует отсутствие проблем при государственной регистрации итогового отчета либо прохождении итоговой уведомительной процедуры.

государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) ценных бумаг идентификационного номера;

размещение ценных бумаг;

государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

1.2. Ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию, не могут быть размещены, за исключением следующих случаев:

размещения акций при учреждении акционерного общества;

размещения ценных бумаг при реорганизации акционерных обществ в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением, при которых размещение ценных бумаг акционерных обществ, созданных в результате разделения или выделения, осуществляется без государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг;

размещения путем открытой подписки облигаций без залогового обеспечения, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные пунктом 1 статьи 27.5-2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее - биржевые облигации);

размещения путем закрытой подписки облигаций без залогового обеспечения, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные подпунктами 3 - 5 пункта 1 статьи 27.5-2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее - коммерческие облигации);

размещения российских депозитарных расписок, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные пунктом 5.1 статьи 27.5-3

1.3. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, а в случае размещения ценных бумаг путем подписки - должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг за исключением случаев, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они размещаются лицам, являющимся квалифицированными инвесторами, при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, они размещаются лицам, которые на определенную дату являлись или являются акционерами акционерного общества - эмитента, при условии, что число таких лиц без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они предлагаются лицам, число которых не превышает 150, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, а также без учета лиц, которые на определенную дату являлись или являются участниками (акционерами) эмитента, при условии, что число таких участников (акционеров), не являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они размещаются путем закрытой подписки среди лиц, число которых без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

сумма привлекаемых эмитентом денежных средств путем размещения ценных бумаг одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает 200 млн. рублей;

сумма привлекаемых эмитентом, являющимся кредитной организацией, денежных средств путем размещения облигаций одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает четырех млрд. рублей;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее четырех млн. рублей при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в случае государственной регистрации отдельного выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, размещаемых в рамках программы облигаций, если проспект облигаций зарегистрирован одновременно с государственной регистрацией программы облигаций.

1.4. В случае если государственная регистрация двух или более выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг одного эмитента осуществляется одновременно, в отношении ценных бумаг таких выпусков (дополнительных выпусков) может быть подготовлен один проспект ценных бумаг.

1.5. В случае если ценные бумаги размещаются путем открытой подписки или процедура эмиссии ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан раскрывать информацию о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

1.6. В случае когда в соответствии с настоящим Положением эмитент представляет в Банк России (далее - регистрирующий орган), какой-либо документ (документы), такой документ представляется (такие документы предоставляются) в регистрирующий орган на бумажном носителе. Если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа, он должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица эмитента. Подчистки и помарки в тексте документов, представляемых на бумажных носителях, не допускаются.

(см. текст в предыдущей редакции)

Верность копий документов, представляемых в соответствии с настоящим Положением в регистрирующий орган на бумажном носителе, должна быть подтверждена печатью эмитента и подписью его уполномоченного лица, если иная форма заверения не установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Положением, тексты документов представляются в регистрирующий орган также на электронном носителе и в формате, соответствующем требованиям регистрирующего органа.

1.7. В случаях когда в соответствии с настоящим Положением эмитент представляет в регистрирующий орган копию какого-либо документа, он вправе вместо копии представить в регистрирующий орган оригинал такого документа.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.9. Документы, предусмотренные настоящим Положением, могут быть представлены в регистрирующий орган в электронной форме (в форме электронных документов), подписанные (подписанных) электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3390). Указанные документы в электронной форме (электронные документы) признаются равнозначными документам, подписанным собственноручной подписью и представленным на бумажном носителе.

1.10. Сроки, установленные настоящим Положением, исчисляются со дня, следующего за днем поступления в регистрирующий орган соответствующих документов, а если указанные сроки установлены настоящим Положением для выдачи (направления) уведомлений по результатам рассмотрения поступивших в регистрирующий орган документов - со дня, следующего за днем принятия регистрирующим органом соответствующего решения по результатам рассмотрения таких документов. В случае если последний день срока, установленного настоящим Положением, приходится на нерабочий день, днем окончания указанного срока является ближайший следующий за ним рабочий день.

1.11. В случае когда в соответствии с настоящим Положением требуется представление документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за совершение регистрирующим органом юридически значимого действия, и у регистрирующего органа отсутствуют достоверные сведения об уплате заявителем (эмитентом) указанной государственной пошлины в установленном порядке, представленные заявителем (эмитентом) документы оставляются без рассмотрения. В этом случае регистрирующий орган обязан в течение семи рабочих дней с даты получения представленных заявителем (эмитентом) документов направить ему уведомление с указанием на необходимость представления документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины, а течение сроков, установленных настоящим Положением для рассмотрения представленных заявителем (эмитентом) документов, приостанавливается до даты получения регистрирующим органом достоверных сведений об уплате государственной пошлины в установленном порядке.

1.12. Использование печати на документах, представляемых в соответствии с настоящим Положением в регистрирующий орган на бумажном носителе, является обязательным в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также в случае, если сведения о наличии печати содержатся в уставе (учредительном документе) соответствующего юридического лица.

1.13. В случае если в соответствии с настоящим Положением требуется представление копии протокола (выписки из протокола) общего собрания участников хозяйственного общества, и указанный документ не содержит сведений о соблюдении установленного пунктом 3 статьи 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) порядка подтверждения решения (решений), принятого (принятых) общим собранием участников хозяйственного общества, и состава лиц, присутствовавших при его (их) принятии, вместе с таким документом должна представляться справка, содержащая сведения о соблюдении указанного порядка (иной документ, содержащий сведения о соблюдении указанного порядка). При этом сведения о соблюдении указанного порядка должны включать в себя наименование регистратора, осуществлявшего функции счетной комиссии, или фамилию, имя, отчество (при наличии последнего) и наименование должности нотариуса, удостоверившего принятое решение (принятые решения), а если решения, принятые общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью, подтверждены другим способом - указание такого способа.

1.14. В случае если в соответствии с настоящим Положением требуется представление документа (в том числе копии протокола (выписки из протокола) общего собрания владельцев облигаций), подтверждающего получение в установленном порядке согласия владельцев облигаций, и указанное согласие владельцев облигаций не может быть получено в связи с тем, что ни один владелец облигаций не обладает правом голоса по соответствующему вопросу, вместо указанного документа должна представляться справка, содержащая соответствующие объяснения.

Понятие процедуры эмиссии ценных бумаг

Под эмиссией ценных бумаг понимается установленная ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Федеральный закон № 39-ФЗ) последовательность действий эмитента по размещению ценных бумаг. Упомянутые действия по размещению ценных бумаг объединяются в ряд этапов, которые и образуют процедуру эмиссии ценных бумаг .
В общем случае процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы (п. 1 ст. 19 Федерального закона № 39-ФЗ):

  • принятие решения о размещении ценных бумаг;
  • утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
  • государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
  • размещение ценных бумаг;
  • государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

В случае размещения акций при учреждении акционерного общества, а также в случае размещения ценных бумаг при реорганизации юридических лиц, за исключением реорганизации в форме присоединения, государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией самого выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а размещение ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Указанные отличия объясняются особенностями эмиссии ценных бумаг в упомянутых случаях.
Этапы процедуры эмиссии ценных бумаг находятся между собой в определенной логической последовательности. Нарушение этой последовательности в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 39-ФЗ признается недобросовестной эмиссией и является основанием для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, приостановления эмиссии ценных бумаг и признания выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся.
В случае размещения ценных бумаг путем открытой или закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, эмиссия ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг (абз. 1 п. 2 ст. 19 Федерального закона № 39-ФЗ). В иных случаях эмиссия ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг по усмотрению эмитента. Если эмиссия ценных бумаг не сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, п. 3 ст. 19 Федерального закона № 39-ФЗ предусмотрено, что он может быть зарегистрирован впоследствии - после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, то есть за рамками процедуры эмиссии ценных бумаг.
Важно отметить, что до регистрации проспекта ценных бумаг запрещается публичное обращение ценных бумаг (ст. 27.6 Федерального закона № 39-ФЗ), в том числе на торгах, проводимых фондовой биржей или иным организатором торговли на рынке ценных бумаг. Таким образом, одним из главных факторов, оказывающих на эмитента влияние при принятии решения об осуществлении регистрации проспекта ценных бумаг в тех случаях, когда это не требуется, является обеспечение возможности публичного обращения ценных бумаг и повышения капитализации эмитента.
Регистрация проспекта ценных бумаг накладывает на эмитента ряд дополнительных обязательств, связанных с раскрытием информации о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах.
Во-первых, если эмиссия ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации (п. 2 ст. 19 Федерального закона № 39-ФЗ).
Во-вторых, в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 39-ФЗ):

  • ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (ежеквартальный отчет);
  • сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).

Проспект ценных бумаг
Проспект ценных бумаг является документом эмитента, содержащим подробную и детальную информацию об эмитенте, его участниках (акционерах), органах управления, финансово-хозяйственной деятельности эмитента и его ценных бумагах. В общем случае проспект ценных бумаг состоит из девяти разделов:
I раздел - краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, аудиторе, оценщике, финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;
II раздел - краткие сведения об объеме, сроках, порядке и условиях размещения ценных бумаг;
III раздел - основная информация о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска;
IV раздел - подробная информация об эмитенте;
V раздел - сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента;
VI раздел - подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента;
VII раздел - сведения об участниках (акционерах) эмитента и совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность;
VIII раздел - бухгалтерская отчетность эмитента и иная финансовая информация;
IX раздел - подробные сведения о порядке и условиях размещения ценных бумаг;
X раздел - дополнительные сведения об эмитенте и размещенных им ценных бумагах.
В случае регистрации проспекта ценных бумаг впоследствии (после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг) такой проспект не содержит разделы II и IX, касающиеся сведений о порядке и условиях размещения ценных бумаг.
Главная задача проспекта ценных бумаг - раскрытие полной и достоверной информации, на основании которой инвесторы могут объективно и разумно оценить принимаемые на себя риски и принять взвешенное и обоснованное инвестиционное решение. В этой связи особую роль играют механизмы, обеспечивающие полноту и достоверность информации, раскрываемой инвесторам в проспекте ценных бумаг. Такими механизмами являются утверждение проспекта ценных бумаг уполномоченным органом управления эмитента и подписание проспекта ценных бумаг должностными лицами эмитента и третьими лицами.
Проспект ценных бумаг эмитента подлежит утверждению уполномоченным органом управления этого эмитента.
Проспект ценных бумаг акционерного, а также хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами его функции. Проспект ценных бумаг юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в иных организационно-правовых формах, утверждается лицом, осуществляющим функции исполнительного органа таких юридических лиц, если иное не установлено федеральными законами (п. 1 ст. 22.1 Федерального закона № 39-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 22.1 Федерального закона № 39-ФЗ проспект ценных бумаг подписывается:
а) лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента (директором, генеральным директором, президентом, управляющим, управляющей организацией);
б) главным бухгалтером эмитента или иным лицом, осуществляющим его функции;
в) аудитором (аудиторами), проверившим годовую бухгалтерскую отчетность эмитента, содержащуюся в проспекте ценных бумаг, а в случае если годовая бухгалтерская отчетность эмитента за разные годы была проверена разными аудиторами и такие аудиторы в силу объективных или субъективных причин не могут подписать проспект ценных бумаг, - аудитором, проверившим последнюю годовую бухгалтерскую отчетность эмитента, который вправе взять на себя ответственность за ту годовую бухгалтерскую отчетность, которая проверялась иными аудиторами, или специально приглашенным для этих целей аудитором (п. 3.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. № 03-32/пс);
г) независимым оценщиком (п. 3.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. № 03-32/пс), если такой оценщик привлекался эмитентом для:

  • определения рыночной стоимости размещаемых ценных бумаг;
  • определения рыночной стоимости имущества, являющегося предметом залога по облигациям эмитента, размещаемым с залоговым обеспечением;
  • оказания иных услуг по оценке, связанных с осуществлением эмиссии ценных бумаг, информация о которых указывается в проспекте ценных бумаг;

д) финансовым консультантом на рынке ценных бумаг для размещения ценных бумаг путем открытой подписки (публичное размещение ценных бумаг) или для допуска к публичному обращению, в том числе на торгах, проводимых фондовой биржей или иным организатором торговли на рынке ценных бумаг;
е) лицом, предоставившим обеспечение по облигациям эмитента, размещаемым с таким обеспечением;
ж) иными лицами по их усмотрению, в том числе юридическим консультантом, а в случае присвоения эмитенту или его ценным бумагам кредитного рейтинга рейтинговым агентством, - таким рейтинговым агентством (п. 3.8 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. № 03-32/пс).
Лицо, занимающее должность (осуществляющее функции) единоличного исполнительного органа эмитента, а также главный бухгалтер или иное лицо, осуществляющее его функции, подписывая проспект ценных бумаг, подтверждают тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг.
Аудитор (аудиторы), подписывая проспект ценных бумаг, подтверждает тем самым достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, содержащейся в проспекте ценных бумаг, соответствие порядка ведения эмитентом бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, а также соответствие во всех существенных аспектах иной финансовой информации, содержащейся в разделах III, IV, V и VIII проспекта ценных бумаг, сведениям проаудированной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, содержащейся в проспекте ценных бумаг.
Независимый оценщик, подписывая проспект ценных бумаг, подтверждает тем самым проведение оценки рыночной стоимости указываемого имущества, а также соответствие во всех существенных аспектах иной информации, содержащейся в разделах II и IX проспекта ценных бумаг, составленному отчету об оценке указанного имущества.
Подписывая проспект ценных бумаг, финансовый консультант на рынке ценных бумаг подтверждает тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтверждаемой аудитором и (или) оценщиком.
Лицо, предоставившее обеспечение по облигациям эмитента, размещаемым с обеспечением, подписывая проспект ценных бумаг, подтверждает тем самым достоверность информации об обеспечении.
Иные лица, подписывая проспект ценных бумаг, подтверждают тем самым достоверность информации в указываемой ими части проспекта ценных бумаг.
Лица, подписавшие проспект ценных бумаг, при наличии их вины несут солидарно между собой субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в таком проспекте недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной ими (п. 3 ст. 22.1 Федерального закона № 39-ФЗ).
Субсидиарная ответственность эмитента с лицами, подписавшими проспект ценных бумаг, предполагает наличие основного должника - эмитента и дополнительных (субсидиарных) должников - лиц, подписавших проспект ценных бумаг. Соответственно требование владельца ценных бумаг о возмещении ущерба должно быть сначала предъявлено основному должнику - эмитенту, и только в том случае, если основной должник не удовлетворяет такое требование или не отвечает на него в разумный срок, оно может быть предъявлено дополнительным (субсидиарным) должникам (ст. 399 Гражданского кодекса РФ).
Солидарная (независимая) ответственность лиц, подписавших проспект ценных бумаг, между собой означает, что владелец ценных бумаг вправе требовать возмещения ущерба как от всех солидарных должников совместно, так и от любого из них в отдельности, причем как полностью, так и в определенной части. Согласно ст. 323 ГК РФ владелец, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников.
Важно еще раз обратить внимание на то, что финансовый консультант на рынке ценных бумаг, подписывая проспект ценных бумаг, несет ответственность за достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтвержденной аудитором и (или) оценщиком. Учитывая изложенное, финансовый консультант на рынке ценных бумаг не может нести солидарную ответственность с аудитором и (или) оценщиком , подписывающими проспект ценных бумаг.

Принятие решения о размещении ценных бумаг
Решениями о размещении ценных бумаг являются решения, определяющие порядок и основные условия размещения ценных бумаг и являющиеся основанием для их размещения. К таким решениям относятся:

  • договор о создании (решение единственного учредителя об учреждении) акционерного общества;
  • решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций;
  • решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций;
  • решение о дроблении акций;
  • решение о консолидации акций;
  • решение о внесении в устав акционерного общества изменений и (или) дополнений в части прав, предоставляемых привилегированными акциями;
  • решение о размещении дополнительных акций, в которые осуществляется конвертация ранее размещенных привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции или привилегированные акции иного типа;
  • договор о слиянии акционерных обществ;
  • договор о присоединении одного акционерного общества к другому акционерному обществу;
  • решение о реорганизации акционерного общества в форме разделения;
  • решение о реорганизации акционерного общества в форме выделения;
  • решение о преобразовании юридического лица в акционерное общество;
  • решение о размещении облигаций;
  • решение о размещении опционов эмитента.

Решение о размещении ценных бумаг принимается уполномоченным органом (лицом) эмитента. Орган управления эмитента, принимающий решение о размещении ценных бумаг, определяется в соответствии с компетенцией органов управления эмитента, установленной ГК РФ, федеральным законом, регулирующим деятельность юридического лица в определенной организационно-правовой форме, и уставом (учредительными документами) эмитента.
В общем случае решение о размещении ценных бумаг принимается общим собранием участников (акционеров) или советом директоров (наблюдательным советом) эмитента.
Орган управления акционерного общества, принимающий наиболее важное решение о размещении ценных бумаг - решение об увеличении уставного капитала, определяется, в том числе, в зависимости от способа увеличения уставного капитала и способа размещения акций. Так, решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций принимается общим собранием акционеров, а решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций - общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, если в соответствии с уставом акционерного общества ему предоставлено право принимать такое решение (п. 2 ст. 28 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (далее - Федеральный закон № 208-ФЗ)). При этом в ряде случаев решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций, а также решение о размещении ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается только общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом акционерного общества. Такими случаями являются:
а) размещение дополнительных акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем закрытой подписки (п. 3 ст. 39 Федерального закона № 208-ФЗ);
б) размещение путем открытой подписки дополнительных обыкновенных акций, составляющих более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций (абз. 1 п. 4 ст. 39 Федерального закона № 208-ФЗ);
в) размещение путем открытой подписки ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций (абз. 2 п. 4 ст. 39 Федерального закона № 208-ФЗ).
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 28 Федерального закона № 208-ФЗ в случае если решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций принимается советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, такое решение должно быть принято единогласно всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.
В общем случае решением о размещении ценных бумаг должны быть определены:

  • вид, категория (тип) размещаемых ценных бумаг;
  • количество размещаемых ценных бумаг и номинальная стоимость каждой размещаемой ценной бумаги;
  • способ размещения ценных бумаг;
  • цена размещения ценных бумаг, размещаемых посредством подписки, или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, акционерам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг;
  • форма оплаты ценных бумаг, размещаемых посредством подписки.

Решением о размещении ценных бумаг также могут быть определены иные условия размещения ценных бумаг.

Способы размещения ценных бумаг
Под способом размещения ценных бумаг понимается совокупность правил и норм, определяющих основные (базовые) условия размещения ценных бумаг. Смысл определения способа размещения ценных бумаг состоит в следующем: ценные бумаги одного и того же вида, категории (типа), размещаемые одновременно (в один и тот же период времени) и образующие один и тот же выпуск (дополнительный выпуск) ценных бумаг (то есть предоставляющие их владельцам одинаковый объем прав), должны размещаться одним и тем же способом и не могут размещаться двумя или более способами.
Способами размещения акций являются:
а) распределение акций среди учредителей (приобретение акций единственным учредителем);
б) распределение акций среди акционеров;
в) конвертация;
г) открытая подписка (публичное размещение) или закрытая подписка;
д) приобретение, в том числе возмездное приобретение;
е) обмен на акции акционерного общества, созданного в результате преобразования, долей (паев) преобразованного в акционерное общество хозяйственного общества.
Способы размещения облигаций и опционов эмитента :
а) открытая подписка (публичное размещение) или закрытая подписка;
б) конвертация.

Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг
Решение о выпуске ценных бумаг является документом эмитента, содержащим данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой (ст. 2 Федерального закона № 39-ФЗ). Таким образом, основной функцией решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является установление объема прав, предоставляемых ценной бумагой ее владельцу. В этом смысле решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является правоустанавливающим документом, который подлежит регистрации одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. После государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитент не вправе изменить зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в части объема прав по ценной бумаге, установленных этим решением (п. 3 ст. 17 Федерального закона № 39-ФЗ).
Следует обратить внимание на то, что права, закрепляемые акциями, определяются не только решением о выпуске (дополнительном выпуске) акций, но и содержатся в уставе акционерного общества - эмитента таких акций (п. 3 ст. 11 Федерального закона № 208-ФЗ). При этом требования устава акционерного общества являются обязательными для исполнения всеми органами акционерного общества и его акционерами.
Акцией признается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации (ст. 2 Федерального закона № 39-ФЗ).
Акционеры - владельцы обыкновенных акций акционерного общества могут в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и уставом акционерного общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации акционерного общества - право на получение части его имущества (п. 2 ст. 31 Федерального закона № 208-ФЗ). Каждая обыкновенная акция акционерного общества предоставляет акционеру - ее владельцу одинаковый объем прав. При этом согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона № 208-ФЗ номинальная стоимость всех обыкновенных акций акционерного общества должна быть одинаковой. Таким образом, объем прав, предоставляемых обыкновенными акциями, определен однозначным образом законом и не может быть изменен ни решением о выпуске (дополнительном выпуске) обыкновенных акций, ни уставом акционерного общества.
Иная ситуация с правами, предоставляемыми привилегированными акциями . В отношении привилегированных акций в уставе акционерного общества должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации акционерного общества (ликвидационная стоимость). Размер дивиденда и ликвидационная стоимость по привилегированным акциям могут быть определены в твердой денежной сумме, в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций или в виде порядка их определения (п. 2 ст. 32 Федерального закона № 208-ФЗ).
Если уставом акционерного общества предусмотрены привилегированные акции двух и более типов, по каждому из которых определен размер дивиденда, уставом акционерного общества должна быть также установлена очередность выплаты дивидендов по каждому из них, а если уставом акционерного общества предусмотрены привилегированные акции двух и более типов, по каждому из которых определена ликвидационная стоимость, - очередность выплаты ликвидационной стоимости по каждому из них.
Также уставом акционерного общества может быть предусмотрена конвертация привилегированных акций определенного типа в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов по требованию акционеров - их владельцев или конвертация всех привилегированных акций этого типа в срок, определенный уставом акционерного общества. В этом случае уставом акционерного общества должны быть также определены порядок конвертации, в том числе количество, категория (тип) акций, в которые осуществляется конвертация, и иные условия конвертации (п. 3 ст. 32 Федерального закона № 208-ФЗ).
Таким образом, объем прав, предоставляемых привилегированными акциями, существенным образом зависит от соответствующих положений устава акционерного общества и должен определяться в решении о выпуске (дополнительном выпуске) привилегированных акций в точном соответствии с этими положениями.
Учитывая важность и значение этого документа для эмитента, решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг подлежит утверждению уполномоченным органом управления эмитента и должно быть подписано уполномоченными лицами.
Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Абзацем 1 п. 2 ст. 17 Федерального закона № 39-ФЗ установлено, что решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается высшим органом управления, если иное не установлено федеральными законами.
Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, кроме решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг при размещении ценных бумаг при учреждении акционерного общества и при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении (п. 2.3.3 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18 июня 2003 г. № 03-30/пс). Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, размещенных при учреждении акционерного общества и при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, должно быть утверждено после государственной регистрации созданного юридического лица и до представления документов в регистрирующий орган для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) и отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, и скрепляется печатью эмитента.
Решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций с обеспечением, предоставленным третьим лицом, должно быть также подписано лицом, предоставившим такое обеспечение (абз. 2 п. 2 ст. 17 Федерального закона № 39-ФЗ).
В общем случае в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона № 39-ФЗ решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг должно содержать:

  • полное наименование эмитента, место его нахождения;
  • дату принятия решения о размещении ценных бумаг;
  • наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о размещении ценных бумаг;
  • дату утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
  • наименование уполномоченного органа эмитента, утвердившего решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
  • вид, категорию (тип) ценных бумаг;
  • права владельца, закрепленные ценной бумагой;
  • условия размещения ценных бумаг;
  • указание количества ценных бумаг в данном выпуске (дополнительном выпуске);
  • указание общего количества ценных бумаг в данном выпуске, размещенных ранее (в случае размещения дополнительного выпуска ценных бумаг);
  • указание, являются ценные бумаги именными или на предъявителя;
  • номинальную стоимость ценных бумаг в случае, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций с обеспечением должно также содержать сведения о лице, предоставившем такое обеспечение, и об условиях такого обеспечения.
Решение о выпуске (дополнительном выпуске) именных облигаций или документарных облигаций с обязательным централизованным хранением должно также содержать указание даты, на которую составляется список владельцев указанных облигаций для исполнения эмитентом обязательств по таким облигациям. При этом такая дата не может быть ранее 14 дней до наступления срока исполнения обязательств по облигациям. К решению о выпуске документарных облигаций также прилагается описание или образец сертификата таких облигаций.
Таким образом, еще одной функцией решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является определение условий размещения ценных бумаг . Учитывая, что основные (базовые) условия размещения ценных бумаг, включая способ размещения, определяются эмитентом в решении о размещении ценных бумаг на первом этапе процедуры эмиссии ценных бумаг, решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг должно быть утверждено на основании и в соответствии с решением об их размещении (п. 2.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18 июня 2003 г. № 03-30/пс).
Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг составляется в трех экземплярах. После государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг один экземпляр остается на хранении в регистрирующем органе, а два других экземпляра выдаются эмитенту. В случае если ведение реестра владельцев именных ценных бумаг эмитента осуществляется регистратором, а также в случае размещения документарных облигаций с обязательным централизованным хранением один экземпляр решения о выпуске (дополнительном выпуске) именных ценных бумаг или решения о выпуске документарных облигаций с обязательным централизованным хранением передается эмитентом на хранение регистратору или депозитарию, осуществляющему обязательное централизованное хранение (п. 4 ст. 17 Федерального закона № 39-ФЗ).
Зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является открытым (публичным) документом . Согласно п. 6 ст. 17 Федерального закона № 39-ФЗ эмитент и (или) регистратор, осуществляющий ведение реестра владельцев именных ценных бумаг эмитента, по требованию заинтересованного лица обязаны предоставить ему копию решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг за плату, не превышающую затраты на ее изготовление.

П.М. Филимошин, заместитель начальника Управления регулирования выпуска и обращения эмис-сионных ценных бумаг Федеральной службы по финансовым рынкам

Статьи по теме: