Описание результатов педагогической деятельности воспитателя прокопьевой наталии николаевны. Материалы самоанализа педагогической деятельности учителя начальных классов

Урок – введение нового материала по математике в 6 классе

по теме «Умножение положительных и отрицательных чисел».

Подготовила: Сарангова Зоя Анатольевна ,

учитель математики

Тема урока: Умножение положительных и отрицательных чисел.

Цели урока :

    Организовать совместную деятельность, нацеленную на предметный результат: вывести правила умножения положительных и отрицательных чисел, научить их применять при решении примеров; учить объяснять новую тему другим.

    Создать условия для развития умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, учить думать, высказывать свое мнение;

    Воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение работать коллективно и индивидуально; воспитывать чувство уверенности в себе и ответственности друг за друга.

Подготовка к уроку:

Распределить детей на 6 групп. Дети рассаживаются с помощью карточек с числами. Ученик с первым номером садится за первый стол, со вторым – за второй и т.д. В итоге должна получиться следующая картина: за первым столом должны сидеть номера 1, 7, 13, 19, 25; за вторым – 2, 8, 14, 20, 26; за третьим – 3, 9, 15, 21, 27 и т.д. Заготавливаются карточки для смены групп. Группы нужно перемешать таким образом: за первый стол садится первая пятёрка, за второй – следующие пять человек и т.д. Получится, что в каждой группе будут сидеть дети, изучавшие разные части темы.

Ход урока:

2.Актуализация знаний.

Для того, чтобы научиться умножать положительные и отрицательные числа, просто необходимо вспомнить правила умножения натуральных чисел, десятичных и обыкновенных дробей. Иначе, даже если вы научитесь работать со знаками, результат верным не будет. А

вспомнить все правила нам поможет таблица. (Устный счет – фронтальный опрос).

Решают устно примеры. Проговаривают соответствующие правила.

Слайд № 2

3. Изучение новой темы – 1этап.

Переходим к новой теме. Сегодня вы будете изучать ее самостоятельно.

Раздает карточки с заданием № 1, поясняет задание.

Работают с карточкой №1.

Записывают правило в тетрадь, разбирают примеры. Решают совместно примеры с карточки.

Слайд № 3

Изучение новой темы – 2 этап.

Даёт команду о смене групп, объясняет новое задание, раздает карточки с примерами:

Теперь в каждой группе собрались ребята, изучавшие три разных правила. Обменяйтесь своими знаниями и решите примеры с карточки на все правила.

Организует проверку примеров в ходе фронтального опроса.

Обмениваются информацией, полученной на предыдущем этапе. Записывают правила в рабочую тетрадь, решают примеры.

Слайд № 4

4. Физминутка.

Проводит физминутку.

Выполняют упражнения физминутки.

5. Закрепление нового материала.

Задает вопросы:

Сколько правил по новой теме должно быть записано?

Прочитайте эти правила.

Какие два правила можно объединить в одно?

Если перемножить четыре отрицательных числа, каков будет результат?

Если перемножить семь отрицательных чисел, каков будет результат?

Сформулируйте правило для умножения отрицательных чисел с помощью понятий «чётный» и «нечётный».

Запишите два основных правила в справочную тетрадь.

Знакомит с правилом знаков при умножении, рассматривает «правила древних», даёт историческую справку.

Отвечают на вопросы учителя. Записывают в справочную тетрадь два правила умножения, правила знаков. Рассматривают совместно с учителем «правила древних».

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

6. Проверка первичного усвоения материала.

Проводит математический диктант, следит за правильностью ответов учащихся.

Устно выполняют задания математического диктанта, дают ответы с помощью сигнальных карточек «+» и «-».

Слайд № 10

7. Подведение итогов.

Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Сформулируйте правила умножения положительных и отрицательных чисел.

Выставляет оценки за работу на уроке наиболее активным учащимся.

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке, заполняют карточки для рефлексии.

Слайд № 11

8. Домашнее задание.

б), № 1145 а), г), № 1146.

Спасибо за урок.

Записывают домашнее задание в дневник.

Список использованных информационных источников и ресурсов:

    Нестандартные уроки математики. 5 – 6 классы. Поурочные планы./Сост. Е.А. Ким. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.

Структура педагогической деятельности

1.5 Продукт и результат педагогической деятельности

Продукт педагогической деятельности - опыт, формируемый у ученика индивидуальный во всей совокупности, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:

§ его личностное совершенствование;

§ интеллектуальное совершенствование;

§ становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.

Результатом завершенной педагогической деятельности должен стать человек, овладевший данной частью культуры.

Продукт и результат педагогической деятельности могут очень сильно отличаться друг от друга. Знания из разных областей, полученные разными способами и с разными мотивами и целями, могут оказать разное влияние на развитие ученика. Если, например, знания и умения по конкретному учебному предмету приобретались только с целью получения хороших оценок, а в реальной жизни совсем не использовались и быстро забылись, то их влияние на личностное развитие учащегося окажется минимальным. Но если педагог сумел увлечь учеников своим предметом, пробудить в них интерес и потребность в получении дополнительных знаний, то сама эта обстановка уже оказывает существенное воспитательное влияние. Во многих случаях ученики на всю жизнь остаются благодарны учителям за вложенный в них труд, даже если знания по преподаваемым ими предметам впоследствии не использовались. А если труд учителя оказался решающим фактором при выборе учеником будущей профессии, то получаемые по соответствующему предмету знания определят существенную часть дальнейшей жизни ученика и внесут несравнимый ни с чем вклад в его личностное развитие. Эта степень слияния продукта и результата педагогической деятельности определяет еще одну ее специфическую характеристику - продуктивность.

Анализ возможностей информационно-коммуникативных технологий в предшкольном образовании

Влияние эстетической среды на развитие личности современного младшего школьника

Результаты были следующие. В данном классе дети за пределами школы, то есть самостоятельно (с родителями, родными взрослыми), довольно часто посещают культурные учреждения. Они с удовольствием ходят туда. Крометого...

Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в детском саду

Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию: социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др.; появление у него первичной целостной картины мира, т.е...

Воспитание культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста

Дидактичні умови ефективного використання дидактичних ігор на уроках української мови

Після впровадження експериментальної програми з підвищення рівня успішності учнів за допомогою дидактичних ігор, ми знову провели переказ із метою виявлення результативності впровадженої програми. За результатами переказу ми бачимо...

Значение профессиональной деятельности педагога

Именно педагогическая направленность (направленность на ребёнка, принятие его личности) является центральным базовым образованием структуры личности учителя...

Индивидуальный стиль педагогической деятельности

Прежде чем начать учить, каждый педагог должен осознать для чего, для кого и как он это делает. Настоящий педагог должен уметь оценивать свои успехи, успехи своих учеников, при этом он не должен останавливаться на достигнутом, а наоборот...

Мелкая моторика у детей 6-7 лет с нормальным речевым развитием и у детей с речевыми нарушениями с использованием методик Л.А. Венгера, Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова

Исследования проведены в подготовительной группе МДОУ №171 «Зеленый огонек». В исследовании принимали участие 18 детей: 9 мальчиков и 9 девочек в возрасте 6-7 лет. 9 детей имеют различные отклонения в развитии речи, из них 5 девочек и 4 мальчика...

Основы педагогического мастерства

Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог… А.С. Макаренко 1. Специфика педагогической деятельности 2...

Особенности работы общеобразовательных учреждений с многодетными семьями

Современные ученые, рассматривают семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. В своих работах Ковалев С.В. представляет семью как малую группу...

Познавательная сфера младших школьников

О силе человеческого разума сложено немало легенд, написано много книг. Каждый день приносит все новые и новые доказательства всемогущества человека. А вот в первый период своей жизни человеческое дитя - самое беспомощное существо в мире...

Проектирование педагогического процесса как технология

Логическим итогом технологии конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога. При этом важно отметить...

Рассмотрим подробнее, какое влияние оказывает проектно-исследовательская деятельность на результат обучения студентов. Результат обучения - это неоднозначная величина, так как с одной стороны это все знания, умения и навыки...

Профессиональная подготовка спортивного педагога

Значение интересов в жизни человека очень велико. Вызванные привлекательностью предмета, явления или действительности интересы побуждают личность выбрать ту или иную профессию, овладевать знаниями, расширять кругозор...

Самооценка и самоконтроль и особенности их развития у младших школьников

Описание результатов профессиональной педагогической деятельности в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Звездочка»

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов использую следующиесовременные образовательные технологии:

Здоровьесберегающие, личностно – ориентированные, технологии ТРИЗ, игровые технологии обучения. Благодаря систематическому использованию игровых технологий, повысился темп в непосредственно-образовательной деятельности, выросла познавательная активность воспитанников.

Цель использования здоровьесберегающих технологий: создание условий для оптимизациинагрузки детей с целью укрепления и сохранения их психического и физического здоровья.

Применяю такие методы как использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, гимнастики (пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую, физкультурные занятия, игровой массаж), тем самым повышая результативностьвоспитательно-образовательного процесса, формируя у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье. Увеличилась средняя посещаемость детей, снизились пропуски по причине болезни.

В результате систематического применения мною игровых технологий у детей сформированы умения анализировать, сравнивать, самостоятельно организовывать разные виды игр, строить отношения со сверстниками. Повысился темп, интерес к образовательной деятельности, возросла активность детей, следовательно – познавательная активность.

Одним из важных направлений своей деятельности считаю развитие мелкой моторики дошкольников, поэтому с 2017 года углубленно работаю по теме: «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста». Задачами данной работы являются:развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста .

Для успешной реализации поставленных задач, мною был разработан индивидуальный образовательный план:

1. Изучить литературу по данной теме .

2. Внедрить в работу с детьми.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук .

4. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей

дошкольного возраста ».

5. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать ».

6. Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

Данный план реализуется мною через следующие формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми; индивидуальная работа с воспитанниками; свободная самостоятельная деятельность самих детей. Методы и приемы работы:

Массаж кистей рук

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки

Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

Пальчиковый театр

Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

Нетрадиционные техники рисования: кистью, пластиковой вилкой, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

Различные виды аппликаций

Рисование по трафаретам

Штриховка

Дорисовка (по принципу симметрии)

Лабиринты

Дидактические игры

Шнуровка

Игры с мелкими предметами

Пазлы, мозаика.

Ожидаемый результат данной деятельности: работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи , формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие . Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, а также словарный запас.

Воспитанники проявляют устойчивый интерес к творческой деятельности, становятся более инициативны и самостоятельны в игре, общении, обладают развитым воображением, которое реализуют в различных видах детской деятельности, могут выражать свои мысли и желания.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО обновила развивающую предметно-пространственную среду. Кроме того, все пространство в группе я разделила на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса: художественно-творческий центр, центр безопасности, музыкально- театрализованный, центр природы, центр экспериментирования, центр конструирования, познавательно-речевой.

В результате: дети сопровождаютигровые и бытовые действияречью, с удовольствием играют на шумовом оркестре, владеют пальчиковым, кукольным театром; быстрее осваивают правила дорожного движения.

Большое внимание уделяю созданию условий для самостоятельной продуктивной деятельности. В художественном центре разместила цветные карандаши, фломастеры, трафареты, книжки-раскраски, альбомы для свободного рисования по желанию детей. Всё находится в доступном для детей месте. Это способствует умению свободному держанию карандаша, фломастера, вызывает интерес к изобразительной деятельности.

Создала условия для игровой деятельности, включающие пособия, атрибуты, предметы-заместители, игрушки, мягкие игровые модули, различные макеты.Оборудование в группе размещаюс учетом детских интересов, индивидуальных потребностей, гендерного подхода. Имеются материалы, соответствующие интересам мальчиков и девочек. Развивающую предметно- пространственную среду постоянно преобразую с учетом ФГОС ДО.

Обеспечиваю необходимые условия для самореализации воспитанников с разным уровнем развития в познавательной деятельности:
подготовила серию консультаций для родителей и педагогов по познавательному развитию; оформила дидактические игры и пособия, способствующие познавательной активности и познавательному интересу дошкольников, картотеку пословиц, считалок, поговорок, загадок.

Результат: дети проявляют интерес и познавательную активность к исследовательской, конструктивной и коммуникативной деятельности.

В работе с детьми я использую не авторитарную, а личностно-ориентированную модель воспитания.

Положительного результата по освоению начальных сведений социального характера добилась через проведение развивающих игр:«Семья»,«Магазин», «Салон красоты», «Волшебный клубочек»; рассматривания рисунков и фотографий; чтении художественных произведений; сочинений историй; обыгрывания проблемных ситуаций; досуга: «Безопасность на дорогах» - по ПДД.

Результат: дети стали лучше контролировать своё поведение, высказывать своё отношение, комментировать свои действия, устанавливать контакты, поддерживать разговор, используянормы общения.Вменьшей степени стали проявляться такие качества, как агрессия, застенчивость, замкнутость.

Для воспитания уважения традиций нравственных ценностей, любви к Родине и знание её истории использую малые фольклорные формы: с помощьюрусских сказок, частушек, прибауток я приобщаю детей к народной культуре. Провела тематические развлечения«Масленица», «Лето красное» с хороводными песнями, «Дети России за мир». В результате повысился интереск народным традициям, дети проявляют себя в продуктивной деятельности – любятрисовать, лепить, конструировать - отражаютвпечатления. Элементы фольклора применяю и в образовательной деятельности:

Ребёнок и окружающий мир:тема«Семья» - русские народные пословицы;

Коммуникация – «Русский фольклор» дети выразительно читали потешки.

Образовательную деятельность организую в форме сюжетно-ролевых игр, экскурсий, викторин; использую различные формы организации детей; включаю элементы ТРИЗ, моделирования развивающих игр, детского экспериментирования, решение проблемно - игровых ситуаций, что позволяет мне помочь каждому ребенкуподняться на новую ступень развития.

Активно используюметоды нетрадиционной техники рисования Г.Н. Давыдовойвсовместной и самостоятельной деятельности.

Для того, чтобы ребёнок был здоров, использую игры: «Познаю себя», занятия из серии «Здоровье» по ОБЖ – методы воздействия через гимнастику для глаз, после сна, пальчиковой, дыхательной, хождение по ребристым дорожкам; пособий и материалов для укрепления здоровья детей, изготовленных родителями. Для родителей провожу собрания, беседы, анкетирование, консультации: «Профилактика сколиоза, плоскостопия,дефектов осанки», семейный спортивный досуг: «Папа, мама я – спортивная семья». Фотовыставку физкультурно - оздоровительного направления. Применение такой технологии по здоровьесбережению считаю эффективной, так как у детей сформировано с ранних лет умение заботиться о сохранении здоровья.Использую в работе современные здоровьесберегающие программы: Е.И. Подольской «Формы оздоровления детей 3-7 лет»; И.М.Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизниу дошкольников». Результаты в области здоровьесбережения:

Спортивная команда группы в 2016 году заняла 1 место в межрайонной олимпиаде в детском саду;

За два года снизилась заболеваемость детей простудными заболеваниями;

По результатам мониторинга индивидуальной физической подготовки детей отмечается увеличение количества детей с высоким уровнем физического развития.

Диагностика развития познавательной и эмоциональной сфер у детей специалистами психолого-медико-педагогической комиссиипо определению школьной зрелости выпускников 2016 года, показали 89 %готовность к школьному обучению.

В ходе своей деятельности постоянно приобщаю детей к окружающей красоте, формирую умение самостоятельно планировать свои действия, доводить начатое дело до конца, развиваю аккуратность и трудолюбие. Все выпускники моей группы были включены в разные формы дополнительного образования, 50 % занимались в кружке ДПИ «Волшебное лукошко».

Такой охват детей дополнительным образованием позволяет сохранять положительный эмоциональный фон в группе, способствует повышению активности семей воспитанников в творческих начинаниях. Результатом данной деятельности является оформление портфолио каждого дошкольника.

С переходом на ФГОС изменилисьи взаимоотношениядетского сада и семьи. Родители не сторонние наблюдатели, а активные участники образовательного процесса. Помня об этом, я привлекаю родителей к участию во всех делах группы: совместному созданию развивающей предметно - пространственной среды, изготовлению раздаточного и демонстрационного материала, оформлению фотовыставок и выставок детских работ, подготовкек проведению ОД. Положительных результатов в работе стараюсь добиться, действуя в тесном контакте с родителями. Осуществляю консультативную поддержку родителей, разрабатываю и довожу до их сведения методические рекомендации, советы специалистов в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской деятельности дома. В работе с родителями стараюсь учитывать их интересы, пожелания. В совместных мероприятияхиспользую такие формы работы, как тематические беседы, собрания – дискуссии, круглые столы, фотовыставки, консультации, анкетирование, что способствует установлению доверительных отношений с семьями воспитанников. Оригинально оформила информационный стенд для родителей, где имеются папки-передвижки, памятки с постоянно обновляющейся информацией по развитию речи, оздоровлению детей, художественного творчества, что повышает компетентность родителей в сфере дошкольного образования. Также размещаю информацию о теме текущей недели, о предстоящей совместной деятельности педагогов и детей, о планируемом итоговом мероприятии.Мною проводятся консультации: «Каждый ребёнок – индивидуальность»,«Возрастные психологические особенности дошкольников 6-7 лет», «Детские игры - дело серьёзное» и др. Нужно отметить, что родители с интересомотносятся к рекомендациям, советам, памяткам.

Совместная работа с родителями дала следующие результаты: родители оказывают помощь в оформлении группы, в создании атрибутов для игр, принимают активное участие в «акциях выходного дня» по благоустройству и озеленению территории детского сада.

Для обеспечениянаибольшей результативности работыс родителямипровожу анкетирование с целью выявления наиболее приемлемыхи эффективных форм работы с родительской общественностью. По результатам анкетирования 95%родителей моей группыудовлетворены качеством воспитательно - образовательного процесса.

Постоянно совершенствую свое педагогическое мастерство, изучаю новинки специальной литературы, посещаю курсы повышения квалификации, семинары и практикумы, как на базе нашего детского сада, так и районные, использую Интернет и ЦОРыв своей педагогической деятельности с целью поиска дополнительного материала для ОД, расширения кругозора детей. В отношении с коллегами уравновешена, бесконфликтна, охотно откликаюсь на просьбы о помощи.

По актуальным вопросам обучения и воспитания делюсь опытом работы с коллегами детского сада и родителями, неоднократно выступалана педсоветах, методических объединениях, давала открытые мероприятия:«Безопасность на дорогах» (по ПДД)-2017г., «День Земли»-2016 г., «Мини-Мисс»-2015г., «Путешествие в мир волшебного мыла»-2018г., многосюжетнаяролевая игра «В магазин за подарками»-2017г.

«___»________________2018 г.Свиридова Оксана Степановна

Изучение эффективности педагогической деятельности детей необходимо для того, чтобы обоснованно и целенаправленно планировать и организовывать дальнейшую работу в школе.

Изучение эффективности педагогической деятельности невозможно без определения ее результатов.

Результат – это те изменения, которые произошли в ходе деятельности, итог проделанной работы.

Результаты педагогической, особенно воспитательной деятельности определить чрезвычайно сложно, так как она пронизывает всю жизнедеятельность школы.

Под результатами педагогической работы понимают те изменения, которые произошли с участниками образовательного процесса и в отношениях между ними. В данном случае это могут быть изменения:

В учащихся, то есть в их воспитанности, социализированности, образованности;

В коллективе учащихся, т.е. в отношениях между учащимися, старшими и младшими детьми, в уровне развития детского самоуправления;

В отношениях между педагогами и учащимися;

Во взаимодействии между педагогами и родителями, родителями и учащимися;

В профессионализме, педагогическом мастерстве клас-сных руководителей, учителей.

Важным результатом педагогической работы может быть развитие взаимодействия образовательного учреждения с социумом.

Указанные изменения не равнозначны с точки зрения оценки эффективности педагогической работы. Так, воспитанность учащихся, в целом их развитие определяются многими факторами. Вклад педагогов в этот результат зафиксировать очень сложно. Наоборот, достижение намеченных образовательных результатов, изменения, происходящие в коллективе учащихся, в отношениях между педагогом и учащимися, в значительной мере зависят от деятельности работников учреждения, что позволяет достаточно объективно характеризовать результат педагогической деятельности. Тем не менее, для объективного анализа работы педагогического коллектива необходимо изучать результат с учетом всех этих изменений.

Высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Он также зависит от условий, в которых действуют педагоги, от особенностей, возможностей учащихся. Поэтому под эффективностью педагогической работы понимают степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами и с учетом конкретных условий.

Изучение результатов и эффективности педагогической деятельности выполняет аналитическую, контрольно-корректиру­ющую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:

а) выявление реального состояния педагогического процес­са; эта задача решается с помощью педагогического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность педагогической деятельности с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач и планируемых результатов;


б) определение изменений, происшедших в педагогическом процессе;

в) изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, определение эффективности и педагогической целесообразности используемых средств;

г) выявление возможностей развития педагогического про­цесса (изучение состояния и динамики развития является ос­новой для поиска путей и средств дальнейшего совершенство­вания педагогической деятельности);

д) определение эффективности влияния педагогической ра­боты на развитие участников образовательного процесса и их отношений.

Изучение результатов и эффективности педагогической деятельности - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты педагогического процесса влияют не только условия самой школы, но и внеш­няя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния педагогической деятельности на достижение по­ставленных педагогических задач и планируемых результатов невозможно. Имеет ли тогда смысл изучать эффективность педагогической деятельности? Безусловно, так как, отказавшись от его изучения, мы обрека­ем детей на стихийное существование и развитие.

При изучении эффективности педагогической деятельности надо иметь в виду, что динамика показателей может быть не­одинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Об­щий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

Как часто исследуются состояние и эффективность педагогической деятельности? С одной стороны, это осуществляется по­стоянно, если речь идет о педагогическом наблюдении за поведением детей или ис­пользовании методик оценивания образовательных результатов на каждом занятии, а с другой - периодичес­ки посредством специально организуемых «срезовых» иссле­дований. Например, проводится тестирование детей, анкетный опрос педагогов и родителей или создаются специальные педагоги­ческие ситуации через определенные промежутки времени.В этой связи можно говорить о текущих, периодических, итоговых, отдаленных по времени результатах. Целесообразно учитывать и анализировать информацию, полученную не только в разные периоды, но и различными методами.

Для того, чтобы изучить результаты педагогической деятельности детей, необходимо следующее:

Определить критерии и показатели для изучения результатов;

Подобрать или составить соответствующие методики, замеряющие эти показатели;

Провести «замер» показателей;

Обработать данные методик;

Сравнить эти данные с предыдущими материалами изучения результатов деятельности;

Проанализировать полученную динамику показателей и сделать выводы о полученных результатах.

При изучении результатов педагогической работы возникают сложности и проблемы, которые необходимо учитывать:

Выбор, обоснование критериев и показателей оценки результатов деятельности;

Рассмотрение многомерности результата, так как развитие одного явления связано с другим;

Учёт разноуровневости результатов, то есть важно оценивать не только итоговые результаты или промежуточные, но и текущие, чтобы регулировать своевременно педагогическую работу, а это требует, вероятно, разработки критериев разного уровня;

Отбор, разработка валидных методик оценки критериев и показателей.

Продукт педагогической деятельности - опыт, формируемый у ученика индивидуальный во всей совокупности, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:

§ его личностное совершенствование;

§ интеллектуальное совершенствование;

§ становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.

Результатом завершенной педагогической деятельности должен стать человек, овладевший данной частью культуры.

Продукт и результат педагогической деятельности могут очень сильно отличаться друг от друга. Знания из разных областей, полученные разными способами и с разными мотивами и целями, могут оказать разное влияние на развитие ученика. Если, например, знания и умения по конкретному учебному предмету приобретались только с целью получения хороших оценок, а в реальной жизни совсем не использовались и быстро забылись, то их влияние на личностное развитие учащегося окажется минимальным. Но если педагог сумел увлечь учеников своим предметом, пробудить в них интерес и потребность в получении дополнительных знаний, то сама эта обстановка уже оказывает существенное воспитательное влияние. Во многих случаях ученики на всю жизнь остаются благодарны учителям за вложенный в них труд, даже если знания по преподаваемым ими предметам впоследствии не использовались. А если труд учителя оказался решающим фактором при выборе учеником будущей профессии, то получаемые по соответствующему предмету знания определят существенную часть дальнейшей жизни ученика и внесут несравнимый ни с чем вклад в его личностное развитие. Эта степень слияния продукта и результата педагогической деятельности определяет еще одну ее специфическую характеристику - продуктивность.

Заключение

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет определенное предметное содержание: мотивацию, цели, предмет, средства, способы, продукт, результат. Все компоненты педагогической структуры взаимосвязаны между собой и не могут существовать друг без друга. Только полное сочетание всех компонентов соответствует профессиональной пригодности, готовности к этой деятельности и высокой включаемости в межличностное общение обеспечивает возможность достижения наибольшей эффективности педагогической деятельности.

Список используемых источников

1. И.А. Зимняя. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. - 480с.

2. А.Б. Орлов. Методы возрастной и педагогической психологии. М.:1982.-280с.

3. Е.А. Климов. Психология профессионального самоопределения.М.: Акадедия - 2004.- 304с.

4. Аминов Н.А. Диагностика педагогических особенностей. Воронеж: МДОЕ,1997. - 80с.

5. Л.М. Митина. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия- 2004. - 320с.

6. А.Н. Хузиахметов. Педагогика: Введение в педагогическую деятельность / Краткий конспект лекций. Казанский (Приволжский) федеральный университет. - Казань, 2013. - 112 с.

7. В.А. Сластенин. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

8. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979.

9. Мезинов В. Н. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Учебное пособие. - Елец, 2005 - раздел Педагогика, Министерство Образования И Науки Российской Федерации Федеральное Аг..

10. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М.:Юрайт-М,2001.--607с

11. Сидоров С.В. Педагогические задачи // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. - URL: http://si-sv.com/publ/1/pedagogicheskie_zadachi/14-1-0-513 (дата обращения:17.12.2015).

Статьи по теме: