Святые Константин и Елена: иконы и портреты. Елена равноапостольная константинопольская царица

Среди обширного пантеона христианских святых одними из наиболее почитаемых являются равноапостольные Константин и Елена. Их роль в распространении истинной веры неоценима. Именно поэтому они удостоились столь великой чести быть поставленными в один ряд с апостолами - ближайшими учениками и последователями Христа.

Служанка, породившая императора

Полное имя царицы Елены - Флавия Юлия Елена Августа. Известно, что родилась она в середине III века в городе Дрепан, в Малой Азии, но точная дата её появления на свет не установлена. Детство будущей царицы прошло весьма скромно - она прислуживала на принадлежавшей отцу конной станции. Там, среди прочих путешественников, ей встретился её будущий муж Констанций Хлор, ставший впоследствии

Плодом их любви стал сын, появившийся на свет 27 февраля 272 года и получивший при рождении довольно пространное имя - Флавий Валерий Аврелий Константин. В мировую историю этот ребёнок вошёл как Великий, повелением которого христианство стало официальной религией Римского государства.

Императорский венец, принесший Риму свободу вероисповедания

Когда сыну едва исполнилось пятнадцать лет, семейная жизнь Елены расстроилась. Констанций оказался довольно ветреным супругом и разошёлся с ней, отдав предпочтение молодой падчерице правившего в то время императора Максимиана. Однако, как это нередко случается, будучи плохим мужем, он оказался хорошим отцом и, взойдя на римский престол, обеспечил будущее своего сына, сделав его правителем значительной части страны. Его резиденцией стал город Тревир (современный немецкий город Трир), и Елена Равноапостольная переехала жить поближе к сыну.

В 306 году произошло важное событие - умер император, и Константин стал его преемником, провозглашённым многотысячной римской армией. Известно, что одним из его первых деяний было установление в Риме и подвластных ему странах свободы вероисповедания и прекращения всех преследований на религиозной почве. Благодаря этому после трёхвековых гонений христианство, наконец, вышло из катакомб.

Звёздный час Елены

Исторические материалы свидетельствуют о том, что Елена Равноапостольная на протяжении всей своей жизни относилась с большим уважением к тем, кто, несмотря на смертельную опасность, исповедовал Христа, но сама приняла крещение, когда ей было уже за шестьдесят. К этому времени она была провозглашена «августой», то есть царствующей особой, и поселилась в обширном римском поместье расположенном рядом с Латеранским дворцом, ставшим впоследствии резиденцией римских пап.

Уже на закате своих дней святая Елена Равноапостольная совершила главное дело своей жизни - паломническую где предприняла раскопки непосредственно на самой Голгофе. Её цель была, по возможности, отыскать материальные свидетельства событий, происшедших там три века назад.

Ответ на вопрос, что подтолкнуло женщину в столь почтенном возрасте отправиться на поиски Креста Господня и прочих святынь, повествует Священное предание. В нём рассказывается о том, как в ночном видении услышала святая Елена голос, повелевший ей отправиться в Иерусалим, и там, очистив от земли место распятия и погребения Иисуса Христа, явить миру, обретённые на нём бесценные сокровища. Утром следующего дня святые Константин и Елена долго молились, чтобы Господь ниспослал Свою Благодать для исполнения столь важной миссии.

Нелёгкая задача

Как повествует легенда, в столице древней Иудеи благочестивую царицу ожидали большие трудности. Дело в том, что в течение столь продолжительного времени место казни и последующего воскресения Христа было скрыто под толстым слоем земли и мусора, намеренно свозимых туда нечестивцами, и найти его было невозможно. Наконец, после долгих расспросов местных жителей, от одного старого еврея удалось узнать точное расположение Голгофы. После этого святая Елена равноапостольная приказала начать раскопки.

Когда верхние слои земли были удалены, и обнажилась вершина горы, перед глазами присутствовавших предстал не один крест, а три, ведь в день казни, как известно, вместе с Христом были распяты и два разбойника. Предстояла нелёгкая задача - определить, на каком же из них принял страдания Иисус.

Проверка святыни на истинность

То, что последовало далее, стало ещё одним подтверждением мудрости, которой обладала царица Елена. Когда все в полном недоумении ожидали её решения, с местом раскопок поравнялась траурная процессия, впереди которой несли гроб с телом умершей женщины. Зная, что только один из трёх крестов обладает Божественной силой, Елена обратилась с просьбой к родным почившей остановиться и приказала слугам поочерёдно коснуться мёртвого тела каждым из трёх крестов. Как только очередь дошла до того, который являлся истинной святыней, и на него была возложена рука покойной, та сразу воскресла, чем вызвала всеобщую радость и ликование.

Обретение Гроба Господня

Кроме животворящего Креста Господня, святая Елена Равноапостольная, как свидетельствует предание, обрела четыре гвоздя, которыми было прибито тело Спасителя и ту самую дощечку - титло, на котором собственноручно начертал «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Была ею обнаружена и пещера, в которую положили снятое с креста тело Иисуса. Именно благодаря трудам святой Елены христиане всего мира могут сегодня воочию наблюдать, как в окне кувуклии, возведённой над Гробом Господним появляется свет нисшедшего по случаю Пасхи Благодатного огня.

В память этого величайшего события был установлен праздник, получивший название «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня». Каждый год 27 сентября православная церковь отмечает годовщину того дня, когда в 326 году царица Елена Равноапостольная открыла миру величайшие святыни христианства.

Завершение великой миссии

Обретя Животворящий Крест, императрица повелела разделить его на две равные части, одну из которых, помещённую в серебряную раку, она оставила в Иерусалиме местному епископу Макарию I, оказавшему ей существенную помощь во время раскопок. Другую же часть Креста, а вместе с ней и гвозди, отправила в Рим своему сыну. Там этот фрагмент Креста был вмонтирован в скульптуру императора Константина, установленную на одной из площадей столицы.

Закончив свою миссию, святая равноапостольная царица Елена вернулась в Рим, основав по пути несколько, существующих и поныне, монастырей. Наиболее известным из них является Ставровуни на Кипре. В дар этим обителям она оставляла частицы святынь, обретённых ею в Иерусалиме.

Судьба мощей святой Елены

Совершив таким образом главное дело своей жизни, царица Елена Равноапостольная вернулась в Рим, где вскоре мирно отошла ко Господу. Точная дата её смерти, как и место погребения не установлены. По одним сведениям, она была похоронена в Трире, где ей принадлежало богатое поместье, по другой - в Риме. Некоторые же историки утверждают, что её останки были перевезены в Палестину.

В целом же история, связанная с её мощами, довольно длинная и запутанная. Согласно ряду источников, император Константин поместил её тело в гробницу, сделанную для него самого, уступив матери также и собственный саркофаг. Затем есть свидетельства, что мощи были переправлены во Францию, где в течение нескольких веков хранились в Шампани, а оттуда во времена попали в Париж, где и по сей день хранятся в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль.

Святые, равные апостолам

За выдающиеся заслуги в деле распространения христианства Константин и Елена были причислены к лику равноапостольных святых. Следует заметить, что за всю мировую историю христианства такой чести были удостоены лишь пять женщин. Почитание её на Востоке началось вскоре после кончины, в Западной же церкви он был установлен не ранее IX века. В наши дни православная церковь отдаёт дань памяти обретения ей Животворящего Креста Господня 19 марта. Кроме того, 3 июня в церквях вспоминаются равноапостольные Константин и Елена.

Посмертное почитание матери и сына

Эти святые, стяжавшие себе немеркнущую славу, стали одними из наиболее почитаемых в христианском мире. Именем равноапостольной Елены назван один из пределов возведённого крестоносцами в середине XII века на том месте, где в 326 году она проводила раскопки. Кроме того, на разных континентах построены в её честь, и в честь её сына множество храмов. Один из них - храм равноапостольных Константина и Елены был возведён в Коканде, но после Октябрьской революции, и установления советской власти в республиках Средней Азии, был навсегда закрыт. Ныне на его месте находится мечеть.

Имеется и совсем недавно учреждённый приход этих равноапостольных святых в Москве, в районе Митино. Несмотря на то что освящён он был лишь в 2004 году, уже успел заслужить добрую славу как один из вновь образованных духовных центров столицы. Его святыней является икона «Елена Равноапостольная», перед которой всегда можно видеть тех, кто в молитвах поверяет ей своё самое сокровенное.


В греческом тексте Евангелия апостолы называются "со-учениками". 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.


6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX - начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК


Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.


Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются


Иконография самого чтимого после Девы Марии святого -- Иоанна Предтечи -- обширна и сложна. Наиболее распространенные иконы -- усекновение и обретение его честной главы


В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА


Псково-Печерский монастырь - единственный на территории России, который никогда не закрывался. Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.


Преображение Господне - один из центральных летних праздников православного календаря. В это день мы вспоминаем евангельский сюжет: Христос на горе Фавор явил трем ученикам достоинство собственного Богосыновства. Церковь верит, что свет увиденный учениками в тот день был светом не физическим, а духовным, к концу византийской эпохи учение о фаворском свете заняло ключевое место в церковной мистике, а Преображение стало не только эпизодом евангельской истории, но и символом нашего обожения.


28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.


Самые интересные примеры сложной композиции, в которой присутствуют как символы, так и исторические детали. Иконы, росписи, книжные миниатюры, лицевое шитье

Флавия Юлия Елена Августа, равноапостольная царица Елена, святая Елена – всё это имена матери римского императора Константина I, которая вошла в историю благодаря своей деятельности по распространению христианства и обретению Гроба Господня и Животворящего Креста в ходе раскопок в Иерусалиме. 21 мая (3 июня) по юлианскому календарю совершается празднование царя Константина I и матери его царицы Елены.

Приблизительные годы жизни Елены - 250-337 гг. н. э. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана, недалеко от Константинополя. Позже её сын, император Константин Великий, переименовал его в Еленополис (сегодня Херсек). В начале 270-х годов Елена стала женой будущего цезаря Констанция Хлора.

27 февраля 272 года Елена родила сына - Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. В 305 году Константин был поставлен отцом-императором западной части Римской империи, а в 330 году официально перенёс столицу Римской империи в Византию и нарёк его Новым Римом.

В 324 году сын Елены провозгласил её «августой»: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою Елену и позволил ей, как царице, чеканить свою монету» и распоряжаться царской казной. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina («благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318-319 гг.

В 312 году Константин вступил в борьбу за власть с узурпатором Максенцием. Накануне решающей битвы Константину во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска греческие буквы ХР - и тогда он одержит победу («и сим победиши»). А на следующий день Константину было видение креста в небе. Так и вышло, Константин стал императором западной части Римской империи. Полностью объединить земли ему удалось в 321 году.

Сделавшись полновластным правителем западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трёхсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенёс свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убеждён, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и сам Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретён в 326 году. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста.

Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм во славу Воскресения Христова.

Наиболее ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) пишут, что за время пребывания на Святой Земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий:
. на Голгофе - храм Гроба Господня;
. в Вифлееме - базилика Рождества Христова;
. на Елеонской горе - церковь над местом Вознесения Христа.

Житие святой Елены, описанное позднее в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо перечисленных, входят:
. в Гефсимании - церковь Святого Семейства;
. в Вифании - церковь над гробницей Лазаря;
. в Хевроне - церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
. у Тивериадского озера - храм Двенадцати Апостолов;
. на месте вознесения Илии - храм во имя этого пророка;
. на горе Фавор - храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна;
. у подножия горы Синай, возле Неопалимой купины, - церковь, посвящённая Богородице, и башня для монахов

Согласно описанию Сократа Схоластика, царица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй - в уздечку).

В 326 году, когда царица Елена возвращалась из Палестины в Константинополь, шторм заставил царицу Елену укрыться в бухте на Кипре. Существует много преданий о посещении царицей Еленой острова святых, но фактом остаётся то, что ею были основаны несколько христианских обителей, которым царица даровала частицы Животворящего Креста, обретённого на Святой Земле. Это монастырь Ставровуни, монастырь Святого Креста (деревня Омодос). А также монастырь Агия Фекла.

Святые Константин и Елена глубоко почитаются на Кипре. В их честь построено множество храмов, в том числе:
● монастырь Константина и Елены, XII в. (Куклия);
● монастырь Миртового Креста, XV век (Тсада);
● храм Честного Креста (Платанистас);
● церковь Святого Креста (Айя Ирини);
● церковь Святого Креста (Пелендри).

Святая царица Елена возвратилась в Константинополь после путешествия по Кипру, где вскоре скончалась в 327 году. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется «равноапостольной».

Равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребён в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

С именами святых равноапостольных императора Константина и его матери царицы Елены связано открытие Императорского Православного Палестинского Общества и деятельность Общества на Святой Земле.

Императорское Православное Палестинское Общество создано Указом Императора Александра III и общественной инициативой выдающихся русских людей.

8 мая 1882 года был утверждён Устав Общества, а 21 мая (3 июня по григорианскому календарю) того же года в Санкт-Петербурге состоялось его торжественное открытие, приуроченное к празднованию дня памяти святых равноапостольных Константина и Елены, распространявших христианство, воздвигших первые христианские храмы в Святой Земле и обретших Животворящий Крест Господень. С именами этих святых связаны древнейшие храмы Иерусалима и Вифлеема, а также сам принцип покровительства Святой Земли со стороны православных императоров.

Публикацию подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов

19 марта и 3 июня отмечается память святой равноапостольной царицы Елены (около 250-330), матери римского императора Константина Великого . Елена воспитала сына в христианстве и много способствовала тому, чтобы впоследствии Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Царица Елена многое сделала и для распространения христианства в других странах. В возрасте около 80 лет она совершила паломничество в Иерусалим, где провела раскопки в местах казни и погребения Иисуса Христа. Среди найденных святынь были четыре гвоздя и Животворящий Крест, на котором был распят Господь. В память о событиях земной жизни Христа Елена основала на Святой земле несколько храмов, из которых наиболее известен во всем мире храм Гроба Господня. На обратном пути на родину она основала еще ряд монастырей, например, монастырь Ставровуни на Кипре. За великие заслуги перед церковью Елена канонизирована в лике равноапостольной (кроме нее такой чести удостоились еще только пять женщин – Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

Интересная история связана с перемещением мощей святой царицы Елены из Рима во Францию. Как рассказывает Николай Никишин, клирик Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже, сегодня мощи находятся в одном из католических храмов на центральной улице Парижа, усеянной увеселительными заведениями низкого сорта. Изначально мощи хранились в храме священномучеников Маркеллина и Петра в Риме. Но в IX веке один французский монах, получивший исцеление от мощей, тайно увез их в свое аббатство.

Когда Папа Римский узнал о судьбе похищенных мощей, он не стал требовать их возвращения, и они осталась во Франции. Во время революции на Церковь начались гонения, и незадолго до разрушения монастыря мощи были перенесены в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в 1820 году мощи оказались у рыцарей Королевского Братства Святого Гроба Господня, которое считало царицу Елену своей основательницей (поскольку она заложила храм Гроба Господня в Иерусалиме). Так мощи оказались в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где хранятся до сих пор в саркофаге, подвешенном высоко под сводами. В истории осталось множество свидетельств о чудесных исцелениях людей, обращавших свои молитвы к равноапостольной царице Елене. Однако сегодня к мощам приходит немного паломников – для многих православных христиан местонахождение мощей остается тайной.

Княгиня Ольга (884-969) – первая русская святая – в крещении получила имя Елена (в честь царицы Елены). Ольга так же, как царица Елена, много способствовала тому, чтобы на ее землю пришло христианство. После гибели мужа, князя Игоря, Ольга сама правила Киевской Русью, отклоняя предложения о повторном замужестве. Бремя государственного управления и благоустройства она взяла на себя до поры, когда подрастет наследник престола – князь Святослав. Однако и после того, как официально стал княжить Святослав, Ольга управляла всеми делами, потому что сын много времени проводил в военных походах. Княгиня Ольга оказалась сильным и мудрым правителем, смогла усилить оборонную мощь страны, ввела единую систему налогов. Крещение Ольги в Константинополе предопределило принятие христианства всем древнерусским народом (Крещение Руси произошло уже при ее внуке Владимире, которого Ольга воспитала в христианской вере). День памяти княгини Ольги (святой Елены) – 24 июля.

Еще одна святая Елена – блаженная Елена Сербская (дата смерти – 8 февраля 1314 года), супруга короля Стефана Уроша I Неманича. Она воспитала двух сыновей, будущих королей Сербии – святых благоверных Милутина и Драгутина. Елена прославилась своим покровительством над бедными и сиротами. В своем дворе в Брняцах основала школу для девочек-сирот, где учила их вере, грамоте и рукоделию. Когда они вырастали, снабжала богатым приданым и выдавала замуж. Елена строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желавших жить в чистоте и девстве, делала щедрые пожертвования на храмы и монастыри. Перед кончиной приняла иночество с именем Елисавета. Похоронена в своей обители – монастыре Градац в Сербии. Спустя три года после погребения, когда было обнаружено, что тело королевы осталось нетленным, Сербская Православная Церковь причислила Елену к лику святых. До начала XVII века мощи святой Елены Сербской хранились в градацкой церкви, а сегодня они находятся в Черногории, недалеко от города Герцег-Нови, в монастыре, основанном святым Саввой Сербским. Память Елены Сербской отмечается 12 ноября – в день, когда ее святые мощи были обретены нетленными.

Мало кого может оставить равнодушным история Преподобной Елены Дивеевской . Елена Васильевна Мантурова (1805-1832) родилась в дворянской семье. В 17 лет она дала обет уйти в монастырь, а спустя три года испытаний и подготовки к монашеству батюшка Серафим Саровский благословил ее поступить в Дивеевскую Казанскую общину. Кроме общих послушаний, Елена всегда выполняла наиболее трудные поручения батюшки – не только потому, что получила хорошее образование и в отличие от многих сестер знала грамоту.

Она также умела «рассуждать сердцем», отличать доброе от недоброго и делать то, что угодно Богу. Когда в монастыре была основана Мельничная обитель, батюшка назначил Елену Васильевну начальницей в ней. Последнее, самое трудное послушание Елена получила, когда тяжело заболел ее брат – Михаил Васильевич Мантуров, благодетель Дивеевской общины и любимый ученик Преподобного Серафима. «Умереть надо ему, матушка, – сказал отец Серафим. – А он мне еще нужен для обители-то нашей, для сирот-то. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!». «Благословите, Батюшка», – смиренно ответила Елена Васильевна.

Вернувшись домой, она слегла в постель и через несколько дней скончалась. День памяти преподобной монахини Елены отмечается 10 июня.

Христианская история помнит еще одну Елену – но уже не как подвижницу, умеющую зажечь духовный огонь в сердцах, а, наоборот, как нарушительницу одной тысячелетней традиции. Как известно, на землю Афона никогда не ступает нога женщины. Однако история знает одно исключение, и имя ей – Елена. В 1347 году царь Сербии Стефан Урош IV Душан с царицей Еленой провели несколько месяцев на Афоне, спасаясь от чумы.

В России родители нередко называют своих дочерей Еленами. В первой трети XX века это имя держалось в десятке самых распространенных в Москве. В 50-80-х годах оно прочно удерживало первое место по популярности. Сегодня имя Елена потеряло прежние позиции – в 2000-х годах оно не попадает даже в десятку наиболее распространенных женских имен.

Не так давно коллекция моих артефактов пополнилась Римской монетой датируемой IV веком с изображением Святой Елены. Из истории мы знаем, кем была Елена, и какой вклад внесла эта женщина в распространение христианства.

Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena, ок. 250-330 гг.) - мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.

Елена почитается рядом христианских церквей как святая в лике равноапостольных (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская).

Точный год рождения Елены неизвестен. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана (лат. Drepanum) в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), как о том сообщает Прокопий. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери «прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополисом». Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова.

Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей.

27 февраля 272 года в городе Наисс (совр. сербский Ниш) Елена родила сына - Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. О том, были ли у Елены ещё дети, ничего не известно.

В 293 году Констанций был усыновлён императором Максимианом и разошёлся с Еленой, женившись на падчерице Максимиана Феодоре. После этого и до начала царствования её сына сведения о жизни Елены отсутствуют. Вероятно, она не удалялась далеко от родных мест, так как её сын Константин начал возвышение из Никомедии (центр Вифинии), откуда был вызван в 305 году на запад отцом, ставшим императором западной части Римской империи. Не исключено, что Елена перебралась на запад поближе к сыну в Тревир (современный Трир), который стал резиденцией Константина после того, как он унаследовал от отца самую западную часть Римской империи. В брошюре, изданной епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став основательницей Трирского кафедрального собора Святого Петра.

Когда Константин принял христианство (после победы у Мульвийского моста в 312 году), Елена, следуя его примеру, тоже обратилась в христианство, хотя к тому времени ей было уже за шестьдесят. Об этом сохранилось свидетельство современника, Евсевия Кесарийского. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318-319 гг. в Фессалониках. В этот период Елена вероятно проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет. В Риме ей принадлежало обширное поместье рядом с Латераном. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь - Еленинская базилика (Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене).

В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету». Евсевий отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению. О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес.

В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим: «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток». О её благочестивой деятельности во время путешествия подробно рассказал Евсевий, и отголоски его сохранились в раввинском антиевангельском сочинении V века «Тольдот Иешу», в котором Елену (мать Константина) назвали правительницей Иерусалима и приписали роль Понтия Пилата.

Скончалась Елена на 80-м году жизни - по разным предположениям, в 328, 329 или 330 году. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец, или даже Палестина. Версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына».

В возрасте около 80-ти лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. То же сообщает и «Хронография Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми». Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:

«…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях ».

(Хронография Феофана, год 5817 (324/325)

В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак.

Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340-397 гг.), Руфином (345-410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Феодоритом Кирским (386-457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.), Созоменом (ок. 400-450 гг.) и другими.

Путешествие и благотворительность Елены во время паломничества описаны в «Жизни блаженного Василевса Константина» Евсевием Кесарийским, написанным после смерти Константина для прославления императора и его семьи (Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме, Аньоло Гадди, 1380 г.).

Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; се десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.

Статьи по теме: