Удивительная история Древнего Египта: всё самое интересное о стране фараонов. Культурно-бытовые особенности жизни древних египтян Египтяне очень уважают свою семью

1. Организация пространства города. Жилища горожан. Ещё в древности, благодаря греческим и римским путешественникам, о Египте распространилась слава как о стране чудес, сокровищнице мудрости, колыбели таинственного – мистического – знания. Однако не одна лишь сакральная сфера жизни египтян вызывала интерес европейцев – в организации повседневного уклада обитателей Нила было немало любопытного. К примеру, где ещё на земле глину месили руками, а тесто – ногами? Где вы встречали сеятеля, разбрасывавшего зёрна прямо в необработанную землю, и пахаря, который шёл за сеятелем, прикрывая брошенное в почву зерно перевёрнутым пластом пашни? Такое можно было увидеть только в Египте. Египтяне одними из первых на планете стали создавать города, формировать городское пространство, возводить укрепления и жилые постройки из кирпича. Эта сторона их житейского опыта сейчас и окажется в центре нашего внимания.

Древние египтяне больше заботились о своих богах и покойных, чем о своём благополучии. Принимаясь за строительство храма – Дома миллионов лет, или гробницы – «дома вечности», они, не считаясь с расходами и трудностями, привозили драгоценный камень, металлы и дорогостоящие породы твёрдого дерева, полагая, что храмы и гробницы – это не временные приюты для богов и вечной субстанции людей, а сооружения, бросающие вызов неумолимому влиянию времени. Поэтому храмы и гробницы пережили немало исторических эпох, а жилые дома (причём, не только рядовых египтян, но и фараонов, а также вельмож), которые возводились из необожжённого кирпича, переставали существовать вместе с их обитателями.

Хрупкий необожжённый кирпич, сделанный из речного ила, не прошёл испытания временем, поэтому внешний облик городов и жилых построек воссоздаётся с большим трудом.

Египетские города не имели строгих очертаний, единого плана застройки. Даже их размеры, независимо от того, какую роль они играли в экономической или политической жизни страны, определялись главным образом количеством свободного места, предоставленного для их возведения в узких теснинах Нилом и подступающими к его берегам пустынями и скалами. Общим, отличительным признаком всех городов были их мощные, надёжные укрепления. Стены укреплений могли доходить в ширину до пятнадцати метров, в высоту – до шестнадцати и более метров. Они скрывали от любопытных взоров практически всё, что находилось в их пределах, кроме разве что пирамидальных вершин обелисков – памятников солнечному лучу и пилóнов – монументальных ворот в форме трапеции. Главная стена снабжалась массивными, крепкими воротами с башнями. Некоторые города могли иметь несколько колец укреплений. За крепостными, дополнительными, специально возведёнными, стенами также возвышались дворцы фараонов, храмы и дома вельмож.


Если размеры города были малы, то его обитатели не могли наслаждаться приусадебными участками с благоухающей растительностью. Это было непозволительной роскошью даже для тех, кто очень любил прохладу садов и парков и мог бы позволить себе разбить рощи и цветники: дать приют большому количеству людей на относительно маленьком пространстве было не просто.

В то же время в Египте было немало и просторных городов, напоминавших египетскую столицу, выстроенную при фараоне-реформаторе Аменхотепе IV – г. Ахéтатóн. По всей длине города проходила центральная дорога, которую пересекали несколько более узких улиц. Деля город на сетку кварталов, они вели к пристаням, некрополю и каменоломням. В центральной части Ахетатона располагались дворец, храм, разнообразные государственные учреждения (например, знаменитый международный архив), хранилища и амбары. Под парки и сады были отведены огромные территории как внутри города, так и в его ближайших окрестностях.

Прекрасные сады были разбиты и в Фивах, называвшихся также Опетом, что в переводе означает «святыня», «дворец», «гарем». Знаменитая аллея сфинксов – баранов с человеческими головами вела к святилищам, посвящённым Амону-Ра в Луксоре и Карнаке. По обе стороны аллеи сфинксов, соединявшей две окружные стены, а также вдоль берега реки были выстроены дворцы царей, царевичей, визирей и других высокопоставленных сановников. Следуя амбициям столичной знати, город постоянно разрастался, поэтому резиденции богачей и лачуги бедноты, вероятно, оказывались стоящими бок о бок друг с другом.

В Египте обнаружены города, в которых толстая стена делила пространство на две зоны: район богачей и район бедноты. В бедных кварталах дома, обращённые входом на улицу, теснились друг к другу и буквально наползали на соседние постройки. Дома состоятельных горожан почти в пятьдесят раз превышали жилища городских низов. Нередко занимая площадь в две с половиной тысячи квадратных метров, они были функционально продуманы и отличались исключительным комфортом. Вход украшал пóртик с колоннами, по периметру здания шли открытые террасы (галереи) с высокими колоннами, поддерживающими крышу. Рассчитанные на местный климат, большие дома имели также прохладные коридоры, которые выходили во двор и располагались между рядами отдельных комнат. На галереях жильцы проводили прохладные часы дня, обедали.

В царских дворцах фасады украшали многоярусные карнизы, поддерживаемые изящной колоннадой, а также богато украшенные балконы, на которые фараоны выходили во время празднеств. На стенах дворцов и на колоннах высекались символы царской власти, а также создавались барельефы, сюжеты которых отражали безмерное величие и божественное могущество фараонов.

Все богатства хозяина дома демонстративно располагались в приёмных залах, где были выставлены напоказ великолепные напольные вазы, выточенные из полудрагоценных пород камня, кубки, выполненные из горного хрусталя. Настенные полки украшали статуэтки богов и священных животных, заморские диковинные предметы быта: ларцы, сосуды, посуда.

В эпоху Нового царства, когда стремление к роскоши вошло в моду, потолки, стены и колонны стали украшать сюжетными и орнаментальными росписями, каменные полы укладывать прихотливым узором.

В домах богачей много внимания уделялось оформлению спальных комнат. Помимо широких кроватей, их интерьер наполняли многочисленные ларцы, шкатулки, сундуки, предназначенные для хранения одежды, мужских и женских париков, украшений, косметики, которые также принадлежали представителям обоих полов. На стенах висели зеркала, изготовленные из отшлифованного серебра.

Главной принадлежностью рабочих кабинетов были письменные столы с множеством выдвижных ящиков. В них хранили книги, написанные на папирусе или пергаменте (обработанная телячья кожа). Чтобы не сломать книгу, созданную на таком хрупком материале, её помещали в кожаный или деревянный футляр, предварительно свернув в свиток.

В богатых домах были трапезные, комнаты для детей, купальни и туалеты – в целом аппартаменты могли состоять из пятидесяти-шестидесяти комнат.

Дома были окружены несколькими дворами, где располагались постройки для скота и амбары, кухня и пекарня, жилища для слуг и управляющих.

Египтяне среднего достатка жили, как правило, в домах, состоявших из нескольких этажей, с абсолютно гладким фасадом: без колонн и галерей. На плоских крышах таких домов иногда стояли корзины с зерном или разбивались цветочные клумбы. Освещение первого этажа осуществлялось через узкий дверной проём. На втором и третьем этажах могли располагаться крохотные окна со ставнями, защищавшими обитателей дома от пыли и жары. Внутреннее убранство домов соответствовало материальному достатку хозяев, но чистота и опрятность строго соблюдались всеми египтянами. В этой связи заметим, что египтяне отличались исключительной чистоплотностью. Те, кто не был обременён тяжёлыми производственными обязанностями, много времени проводили в купальнях. После главного, утреннего омовения тела и приведения его в порядок опытными массажистами, мастерами по маникюру и педикюру состоятельный египтян принимал ванны ещё шесть раз в день, до и после приёма пищи.

Как в жилых помещениях дворцов, так и в домах богачей основными предметами мебели были разнообразные стулья и кресла. Простота их конструкции с лихвой окупалась искусной работой ремесленников. На спинках и подлокотниках царских кресел изображался сам царь в виде сфинкса, раздирающего когтями добычу – азиата или негра, а также животные, покровительствующие царю-победителю: урей, гриф или сокол. Края сиденья украшали головы львов, соколов или женщин; между ножками кресел прикреплялся иероглиф, символизировавший единство Верхнего и Нижнего Египта.

На полу в жилых комнатах раскладывали тростниковые циновки и подушки, на которых, как на креслах, сидели те, кому не досталось предметов мягкой мебели. Трапезные дополняли стулья и маленькие столики, за которыми по очереди принимали пищу обитатели дома и гости.

В беднейших домах, площадь которых едва ли превышала пять квадратных метров, под «обстановкой» подразумевали тростниковые циновки и глиняные горшки. Подставка для горшков и несколько деревянных сундуков в таких домах воспринимались как роскошь.

2. Рацион питания. Одежда. В зарубежных исследованиях, посвящённых повседневной жизни египтян (например, в трудах П. Монтé), обеспеченных жителей Египта называют чревоугодниками, которые не забывали о еде ни при каких обстоятельствах. В огромных количествах они потребляли мясо крупных рогатых животных. Одним из главных источников мяса были африканские быки, которых специально выращивали до огромных размеров, откармливая до такой степени, что они уже не могли передвигаться из-за собственной тяжести.

Египтяне разводили также домашнюю птицу: гусей, уток и чирков; жители Дельты и берегов Фаюмского водохранилища жили за счёт рыболовства, однако во времена Нового царства даже самые ценные сорта рыбы (кефаль, зубатка, окунь) были исключены из числа продуктов, жертвовавшихся усопшим, потому что стали считаться пищей бедняков.

Из овощей египтянам были знакомы репчатый лук и лук-порей, большим спросом пользовался чеснок, связки которого найдены даже в фиванских гробницах. Весьма популярным был салат-латук – священное растение бога Мина. Полагая, что салат-латук увеличивает мужскую силу и женскую плодовитость, египтяне употребляли этот продукт в сыром виде с растительным маслом и солью. Они знали толк в фасоли и горохе, огурцах, арбузах и дынях.

В отличие от наших современников, древние египтяне ничего не слышали о цитрусовых. Гранаты, оливки и яблоки были завезены в Египет гиксосами, груши, персики, миндаль и вишня стали выращиваться только в римскую эпоху. Зато истинно египетскими можно считать такие фрукты, как виноград, инжир, финики.

Молоко здесь считалось настоящим лакомством; главным напитком было пиво, которое изготавливали из ячменя или пшеницы и фиников; в Дельте особым спросом пользовалось вино.

Египетское застолье трудно представить без хлеба и лепёшек, при выпечке которых в тесто добавляли молоко, масло, мёд и разнообразные фрукты. Мёд или семечки рожкового дерева заменяли сахар.

Основная трапеза состояла из мяса, птицы, овощей и фруктов, хлеба и лепёшек. Иногда в середине дня, около четырёх-пяти часов, устраивали дополнительную трапезу, после которой египтяне возвращались к развлечениям или работе. Беднякам же приходилось порой довольствоваться сердцевиной стеблей папируса, которую они подолгу жевали, утоляя чувство голода.

Социальное ранжирование египетского общества, хорошо различимое при сравнении рациона питания отдельных общественных групп, выдаёт себя и при изучении египетской моды. Хотя основные детали одежды сохранялись тысячелетиями, материал и фасоны, наличие или отсутствие украшений служили безошибочными показателями социального статуса человека Древнего Египта.

Основной частью мужской одежды был передник, у бедноты сделанный из куска кожи, у состоятельных людей – из добротного куска льняного полотна, которым плотно оборачивали бёдра и придерживали поясом. В передниках ходили даже фараоны. Правда, для них эту деталь туалета изготавливали из листового золота, трапециевидную поверхность которого покрывали символами царской власти. Длина и фасоны передника могли варьировать в зависимости от рода деятельности мужчины, социального статуса и предназначения одежды. При желании передник можно было заменить юбкой или прямым платьем с лёгкой гофрированной накидкой. Праздничное одеяние дополнялось большим завитым париком и вычурными украшениями.

Женская одежда состояла из длинного, прилегающего к телу платья. В эпоху Нового царства в моду вошли накидки из прозрачных материй, которые надевали на тонкие рубашки. Накидки могли иметь глубокие вырезы и декольте, позволявшие продемонстрировать во всей красе дорогостоящие украшения. В это же время из соображений гигиены женщины, как и мужчины, начали брить голову, поэтому для представительниц египетской элиты обычай ходить в парике с золотыми локонами, кудрями, косами становится щедрой данью моде.

В середине второго тысячелетия до н. э. египтяне научились выделывать ткани так, что они не уступали по своему качеству тюлям и тончайшим батистам. Натуральная блестящая белизна полотна оставалась любимым цветом египтян, хотя они овладели техникой окрашивания ткани в красный, голубой и зелёный цвета. В Новом царстве большой популярностью стала пользоваться и египетская обувь: сандалии и полубашмаки, которые изготавливали из волокон папируса, кожи и даже золота. Египтяне относились к обуви очень бережно и никогда не надевали без крайней надобности. Поэтому они нередко путешествовали, неся сандалии на руках, и облачались в них, лишь добравшись до места назначения.

Богатые египтяне любили себя украшать. И мужчины, и женщины использовали косметику, подкрашивая чёрной краской брови и ресницы, зелёной – делали подводку на веках, белой – красили ногти, оранжевой – кисти рук и ступни ног.

При помощи ювелирных украшений египтяне придавали своему внешнему виду лоск и респектабельность. Общим украшением для всех египтян, за исключением низших слоёв, был широкий воротник (пелерина), закрывавший плечи и верхнюю часть груди. Он мог изготавливаться из благородных металлов, разноцветной эмали, расписанного полотна, вышитого бусинками.

К собственно женским украшениям принадлежали ожерелья, к мужским – перстни и широкие обручи, которые надевались на руки выше локтя, на запястья и на ноги выше щиколоток.

Во время праздничных выходов и женщины, и мужчины могли побаловать себя и другими сверкающими ювелирными изделиями: бусами, браслетами, подвесками, пекторáлями.

Даже бедные слои общества могли позволить себе «побрякушки» из фаянса и бронзы, которыми они облагораживали свою скромную, практичную, простую одежду.

Царский наряд не просто превосходил роскошью одеяния вельмож – он подчёркивал божественную сущность фараона. Одежда фараонов, как и повседневный порядок их жизни, определялась старинным придворным церемониалом. В соответствии с правилами этого церемониала «вечноживущий» носил большой гофрированный набедренник, широкий пояс которого украшался иероглифами царского картуша спереди и бычьим хвостом – сзади. Передник мог быть сделан и из драгоценного материала. Торжественная одежда фараонов изготавливалась преимущественно из прозрачных дорогих тканей.

Важнейшими знаками царской власти считались головной убор и скипетр. Головные уборы были разных цветов и форм. Самый простой – диадема из золота, обвитая уреем, символизировавшая власть фараонов над жизнью и смертью. Парадными головными уборами были короны Северного и Южного Египта, напоминавшие высокий кеглевидный колпак и удлинённую ступку (соответственно). Соединённые вместе, они составляли красно-белую двойную корону – пшент, обозначавшую идеальное государство, принадлежавшее повелителю объединённой страны.

Во время войны фараон надевал голубой шлем с уреями и лентами на затылке; выслушивая отчёты и прошения, фараон покрывал голову белым платком с красными полосами, который либо завязывался на затылке, либо крепился золотым обручем. Этот головной убор назывался немес; его нередко использовали основой для двойной короны, прикрепления во время религиозных церемоний рогов барана, высоких перьев, уреев с золотыми дисками.

В высоких торжественных головных уборах фараон должен был сидеть неподвижно, чтобы не разрушить сложную композицию. В эти минуты он, действительно, напоминал живого бога, при виде которого люди, охваченные священным трепетом, теряли сознание.

Второй знак церемониального наряда фараона – скипетр, имевший форму загнутого посоха и трёххвостого бича, – символизировал связь с извечными видами хозяйственной деятельности египтян, земледелием и скотоводством. Кривой посох носили также ближайшие родственники фараона. Скипетр царицы имел форму лилии; её золотой головной убор, кроме урея, был украшен ястребом – священной птицей богини Исиды, с которой нередко отождествляли главную жену фараона.

Непременной принадлежностью торжественного убранства фараона была накладная борода, заплетённая в косичку. Её соединяли с париком, без которого фараона невозможно было представить даже в домашней обстановке, две повязки. Обычно фараон сбривал бороду и усы, но иногда оставлял короткую квадратную бородку. Подвязную бороду вынуждена была носить и Хатшепсут, захватившая бразды правления Египтом при малолетнем фараоне Тутмосе III. За двадцать лет её правления было создано немало изображений царицы, и на всех её трудно отличить от фараона-мужчины – все символы царской власти, включая накладную бороду, были присвоены ею.

3. Семья. Древних греков, оказавшихся в Египте, удивляло то, что египетские семьи были очень многочисленными. Греки объясняли это, прежде всего, плодородием египетской земли: она должна была, по их представлениям, передавать свои жизненные силы всем тем, кто кормится её плодами. Кроме того, грекам казалось, что природные условия Египта исключительно благоприятны для создания многочисленного потомства: затраты на содержание детей здесь ничтожно малы, богатая природа обеспечивает продуктами питания всех желающих – потому-то, полагали эллины, вырастить ребёнка в Египте не представляет большого труда.

В действительности, по мнению специалистов, большие семьи в Египте были результатом высокой детской смертности и низкой продолжительности жизни. Средний срок жизни египтянина едва превышал тридцать лет (хотя, конечно, были и долгожители), поэтому молодые родители, едва создав семью, старались дать жизнь как можно большему количеству детей.

Браки в Египте заключались не только по желанию родителей жениха и невесты, мечтавших превратить брачный договор в выгодное для них экономическое предприятие. Нередко юноша и девушка сами находили друг друга и, поддавшись взаимному влечению, создавали семью. До наших дней сохранились трогательные литературные произведения – тексты лирических стихотворений, в которых возлюбленные описывают свои нежные чувства, любовные томления, страхи перед возможной разлукой, радость ликования после случившихся свиданий. В этих первых в истории человечества образцах любовной лирики откровенно передаются душевные порывы юных египтян, стремившихся создать свои семьи.

В произведениях возлюбленные нередко называют друг друга «брат» и «сестра». Такие обращения людей, готовящихся создать семью, долгое время ставили исследователей в тупик. Неужели и вправду в Древнем Египте существовали кровнородственные браки? Пытаясь ответить на этот вопрос, специалисты тщательно изучили все имеющиеся на этот счёт свидетельства. Им удалось выяснить, что в кровосмесительные браки могли вступать члены царских семей, но рядовые жители Египта такой практики не знали. Нам не известно ни одного примера, чтобы египетский сановник, богатый горожанин, простолюдин были женаты на родных сёстрах. Обращение же будущих супругов друг к другу как к «брату» и «сестре» использовалось потому, что эти слова обладали множеством смыслов, а потому могли означать «муж», «жена», «возлюбленные». В зависимости от контекста смысл обращения изменялся, и это было понятно египтянам.

Глава семьи должен был иметь собственный дом. Обзавестись хозяйством и взять жену было для египтян синонимичными понятиями. Наука не располагает сведениями о свадебных обрядах египтян. Очевидно, главная часть церемонии заключалась в переходе невесты из отцовского дома в дом будущего мужа. Только косвенный анализ фактов, принадлежащих к эллинистической эпохе, позволяет предположить наличие некоего «свадебного договора», который излагался чиновнику, регистрировавшему создание семьи.

В древнеегипетской литературе женщины изображены в невыгодном, по сравнению с мужчинами, свете. Они легкомысленны и капризны, лживы и злопамятны, вероломны и ненадёжны. Поэтому мужьям, которые, в отличие от их жён, предстают воплощением порядочности и высоких нравственных качеств, время от времени разрешалось воспитывать супруг. Как это было принято на Востоке, муж мог рукоприкладствовать и даже добиваться положительного результата путём применения палки. Однако всё это следовало делать «в разумных пределах». Виновного в нанесении жене серьёзных увечий ожидали сто ударов плетью или лишение права распоряжаться имуществом жены при организации семейного быта. И только в одном случае закон всегда был на стороне мужчины: за нарушение целомудрия неверную жену карали смертью.

Рождение ребёнка всегда было событием в семье. На каждого новорождённого составляли гороскоп, в котором тщательно отмечали все благоприятные и все неблагополучные для жизни младенца дни. Предсказывая судьбу новорождённого, жрецы анализировали поведение малыша и первые звуки, которые он издавал. Для того чтобы обезопасить ребёнка от воздействия невидимых вредоносных сил, его старались сделать крестником бога или фараона, чудодейственные силы которого не отличались, по мнению египтян, от чар небожителей. Не случайно поэтому в Египте было много мужчин с именем Хор – крестников бога Хора, Сети – крестников Сета, Амени – крестников Амона, Аменхотепов, Хнумхотепов, Птахотепов, также имевших небесных покровителей. При составлении юридических документов обладатели самых распространённых имён должны были назвать имя своего отца, а иногда и своё прозвище.

Египетские дети были очень привязаны к матери, которая не расставалась с младенцем ни на мгновение. Если женщине надо было выполнить какие-либо работы по дому, она носила ребёнка в специальной сумке, висящей у неё на шее. Царицы поручали кормление и воспитание своих детей кормилицам или надёжным слугам, поэтому подросшие царские отпрыски одаривали своими нежными чувствами не родителей, а челядь.

В пяти – семилетнем возрасте для детей из обеспеченных семей заканчивалось беззаботное детство. Мальчика облачали в набедренную повязку, девочку – в платье. Для них наступал новый этап жизни: подготовка к жизни взрослых. Мальчики начинали ходить в школу, девочкам прививали хорошие манеры на дому.

Дети простолюдинов начинали осваивать производственные обязанности своих родителей.

4. Школа и обучение. Египетские школы обычно существовали при храмах. Здесь обеспеченные египтяне пяти – семи лет от роду проводили последующие двенадцать лет своей жизни.

Основные предметы обучения – письмо и чтение – давались ребёнку не просто, ведь, по подсчётам Ж. Ф. Шампольóна, дешифровавшего египетскую иероглифику, в «священном письме» египтян было почти полторы тысячи знаков. Иероглифика была, по представлениям египтян, сокровенной системой передачи знания, созданной богами. Поэтому иероглифы нередко воспринимались как живые существа, наделённые божественными силой и магией. Магическая сила, живущая в иероглифах, была настолько сильной, по мнению египтян, что они, опасаясь её воздействия на свою жизнь, не полностью выписывали знаки, изображающие львов, змей, хищных птиц. Они намеренно повреждали их, чтобы лишить знак внутренней силы и самостоятельной жизни.

Каждый ученик, обучаясь письму, превращался в художника. Он должен был не только с точностью передать знак, имевший очертания птиц, рыб, животных, растений, людей, но и соблюсти цветовую символику: красным цветом окрашивался знак с телом мужчины, кремово-жёлтым – с телом женщины, голубой передавал высоту неба и синеву вод, зелёный – разнообразные проявления жизненного начала в природе. Текст наносился в направлениях справа налево, сверху вниз, реже – слева направо.

Свои первые слова ребёнок записывал на полированных пластинках известняка, разграфлённых в линейку или клетку, или на обтёсанных осколках камня. Перепортив достаточное количество этого дешёвого материала, школьник получал дорогостоящий папирус, на котором он уже твёрдой рукой мог выводить фрагменты классических произведений или целые литературные тексты, как правило, дидактической направленности. Наибольшее их количество было создано в эпоху Среднего царства.

Сидя на корточках, ребёнок макал подходящие по размеру кисточки в разноцветные краски. Заглавия и начальные буквы строк писали красной краской (отсюда пошло выражение «писать с красной строки»).

Повзрослевшего школьника обучали математике, истории, географии, основам техники и права. Такое образование можно считать универсальным для древних эпох. Ученик становился всесторонне развитым, и, спустя какое-то время приступив к выполнению обязанностей чиновника, он с лёгкостью справлялся и с работой судьи, и с управлением войском, и со сбором налогов.

Школьники, готовые посвятить себя служению богу, обучались, как и все дети, грамматике и письму, но сверх того им приходилось овладевать основами теологии: знать образы богов, их эпитеты, атрибуты и легенды, с ними связанные, ритуалы. По окончании обучения они, по всей вероятности, сдавали своеобразный экзамен. Всякий, кого учитель признавал достойным вступить на жреческую стезю, прощался со своей прежней одеждой, брился наголо, надевал жреческое одеяние и получал доступ «к небесному горизонту».

5. Праздники. На рельефах и росписях египтяне предстают перед нами народом весёлым, музыкальным, любящим шумные компании и щедрые на раздачи праздники. Во все времена в Египте любили музыку: даже когда ещё не было музыкальных инструментов, песни сопровождались хлопками в ладоши. Флейта, гобой и арфа появились в эпоху строительства пирамид, струнный инструмент цитра был завезён из Азии, барабаны, без которых не обходились религиозные и народные праздники, возможно, были заимствованы у жителей Нубии. Танец и пение было невозможно представить без раздающих ритмичные звуки систров и трещоток (последние напоминали кастаньеты).

Во время домашних праздников изрядно подвыпившие гости с удовольствием слушали пение арфистов, восхищались ловкостью акробатов, изяществом поз и жестов обнажённых танцовщиц, следили за шумными играми детей, которые соревновались в силе и ловкости.

Праздники, посвящённые богам, отличались пышностью и тщательно продуманными сценариями. Их главными участниками, если не считать богов, в честь которых и устраивались всенародные торжества, были фараоны, члены царской семьи, жрецы и высшие сановники. Фараон возжигал благовония, совершал возлияния, жертвовал храмам дары, посылал стрелы во все стороны света, поражая своих врагов, выпускал четырёх птиц, детей Хора, оповещая всю землю о том, что он – обладатель Верхнего и Нижнего Египта. Если сценарий праздника требовал совершения со стороны фараона каких-либо символических действий (например, проведения символической борозды), то он с готовностью это исполнял, прославляя гимном своего небесного покровителя. Жрецы во время праздничных церемоний выносили статую бога из храма, танцевали и пели вокруг неё, на носилках доставляли к алтарю, у которого пели гимны и произносили заклинания. Не забывали они и о предках правящего фараона, когда прославляли статуи с их изображениями. Сановники и царские сыновья несли парадные носилки фараона, закрывали его от солнца зонтами и опахалами из страусовых перьев, демонстрировали символы царской власти: скипетр, цеп, посох и топор.

Египтяне, на время забросив свои обязанности, превращались в праздных зевак, жадно следивших за всем происходившим. Сценарий некоторых праздников, например чествования Амона в Опете (современном Луксоре), происходившего во время разлива Нила, предполагал более активное участие народа в его проведении. С обоих берегов Нила жители Фив наблюдали за тем, как гигантские ладьи длиной в шестьдесят метров, обитые золотом, серебром, бирюзой и лазуритом, весившие несколько тонн, готовились совершить плавание Амона и членов его семьи, Мут и Хонсу, из Карнака в Луксор. Чтобы вывести эти суда, напоминавшие храмы, на большую воду, мобилизовали целое войско, которое тащило освящённые ладьи за канаты под ободряющие возгласы толпы, собравшейся на набережной. Женщины потрясали систрами и трещотками, мужчины хлопали в ладоши и распевали ритмичные песни. При этом они не забывали опрокинуть в себя кубок-другой пива и насладиться сочным мясом быков и газелей.

Почти целый месяц, вплоть до возвращения священных барок назад, народ пил, ел, шумел, веселился, преисполненный уверенности в могуществе Амона-Ра, мудрости жрецов, всесилии и отцовской щедрости фараона, организовавшего это незабываемое зрелище.

Что-то из этих традиций нам совсем не понять, а что-то, наоборот, найдет у россиян душевный отклик.

Они ходят в гости за полночь

Родственники и друзья в Египте часто навещают друг друга, причем эти встречи обычно приходятся на поздний вечер. Гости могут засидеться до 12 ночи, самые близкие, особенно в выходные и в Рамадан, - до 2–3 часов ночи. Если это не оговоренный заранее торжественный ужин, гостям обычно предлагают напитки, максимум небольшие закуски. Большую часть времени египтяне не едят, а оживленно обсуждают все на свете, спорят, шутят - чистое эпикурейство. Если в гости приходит иностранец, то его, напротив, стараются накормить всеми возможными традиционными блюдами, отказываться от которых неприлично.

Они могут пустить переночевать незнакомца

В некоторых районах Верхнего Египта любой путник, попросившийся переночевать у местного жителя, тут же будет приглашен в дом, накормлен и уложен спать, но только при наличии в этом доме специальной гостевой комнаты, расположенной отдельно от других помещений, чтобы не смущать женскую половину дома.

Они заказывают доставку всего и везде

В любое время суток в большинстве жилых районов крупных городов можно заказать доставку продуктов, готовой еды и лекарств на дом. Даже маленькие магазинчики зачастую работают круглые сутки (или по крайней мере до 3 часов ночи) и за небольшую плату ($0,5) или даже бесплатно готовы осуществить доставку на дом. В дневное время можно также заказать доставку билетов, косметики, одежды, мебели и т. п. Кроме того, многие египтяне в связи с кризисом покупают вещи у перекупщиков, привозящих товар из-за границы и продающих по цене ниже, чем в торговых центрах.

То, что можно сделать сегодня, они отложат на завтра

Одно из самых популярных выражений в Египте - «букра» («завтра»). Египтяне, как и многие другие мусульмане, верят, что все в руках Бога. Однако в Египте эта вера доходит до предела: то ли жаркий климат, то ли природная расслабленность приводят к тому, что обещанные действия раз за разом откладываются на потом. Добиться выполнения обещанного обычно бывает очень трудно, а иногда вообще невозможно. Египтянин редко откажет в услуге, однако не факт, что за словами последует дело.

В Египте проживает большая коптская община, а также много иностранцев, приехавших на работу или состоящих в браке с местными. В всех городах можно найти церкви, особенно много их в Каире и Александрии. Мусульмане и христиане часто дружат на протяжении всей жизни, вместе отмечают религиозные праздники друг друга.

Даже в пределах одной религии люди могут иметь разные взгляды на отдельные моменты и при этом оставаться друзьями. Часто можно увидеть подружек, одетых совершенно по-разному: одна в длинной юбке и плотно завязанном платке, другая в джинсах, тунике и тюрбане, третья в майке с короткими рукавами и без платка. При этом браки между египтянами разных религий - явление крайне редкое (в отличие от браков с иностранками).

Они всей страной красят яйца на Пасху

Египтяне верят, что многие блюда, считающиеся традиционными в других странах, на самом деле произошли из Египта. Например, армянская долма произошла от египетского блюда уара’а аль и’наб («виноградные листья»). Ленивые голубцы, перцы с рисом и мясом и вообще любой овощ, фаршированный рисом, - отражение египетского блюда махши. И даже традиция красить яйца на Пасху уходит корнями в древнеегипетский праздник весны Шам-эн-Нессим («цветочный аромат»). И по сей день египтяне вне зависимости от вероисповедания красят яйца с помощью луковой шелухи и красной свеклы в первый понедельник после коптской Пасхи (Коптская православная церковь - христианская церковь Египта, не входит в семью православных церквей византийской традиции. - Прим. ред.).

Они редко разводятся

Хотя современная молодежь часто практикует отношения вне брака, в итоге подавляющее большинство создает семью. Без оформления брака египетской паре практически невозможно снять квартиру и даже остановиться в большинстве отелей. Приличная семья никогда не отпустит свою дочь с мужчиной без дополнительного сопровождения в лице брата / мамы в поездку за границу или даже в другой город, даже если уже состоялась помолвка. Мужчины обычно женятся ближе к 30 годам, когда накопили достаточно средств для обеспечения семьи. Девушки подходят к браку осознанно, выбирая ответственного и зрелого спутника, но стараются успеть сделать это до 30 лет. И развод здесь - самое последнее средство решения проблем.

Они одинаково обожают всех детей

Детей здесь любят и балуют, что не всегда им идет на пользу: они могут не спать допоздна, есть и пить, что захотят. Сделать аборт не по медицинским показаниям при наличии официального мужа - большой позор, какими бы напряженными ни были отношения между супругами и каким бы ни был семейный доход. Детям стараются дать лучшее образование, продавая квартиры и землю, чтобы отправить на учебу за границу или в престижный местный университет. Детские дома существуют, но туда обычно попадают дети, рожденные вне брака, либо сироты, оставшиеся не только без родителей, но и без единого родственника, готового взять на себя воспитание.

В случае развода, даже если мужчина не очень обеспечен, он будет сражаться за право опеки над детьми до последнего, хотя закон в этом случае обычно на стороне матери (дети остаются под опекой матери-мусульманки до 15 лет, при этом отцу разрешается видеться с детьми минимум раз в неделю).

Они делят вместе беду и радость

Когда у кого-то случается горе, человека не оставляют одного, его навещают все друзья и родственники, разговаривают, поддерживают, помогают по дому. Однако друзья познаются не только в беде, но и в радости. Египтянин с удовольствием поделится и счастьем, пригласив на свадьбу всех родственников, друзей, коллег по работе и соседей (количество гостей может начинаться от 200 и доходить до 1000 человек). Большинство египтян умеют радоваться тому, что имеют, независимо от профессии и достатка.

У них популярны семейные дома

К пожилым людям относятся с почтением, стараются навещать их как можно чаще; особенно сильно привязаны египетские мужчины к своим мамам. Они могут звонить им по нескольку раз в день, рассказывать обо всем, что с ними происходит, и неустанно признаваться в любви. Большинство молодых семей живут отдельно, тем не менее довольно популярны так называемые семейные дома, когда вся семья живет в одном доме, но на разных этажах.

Несмотря на все гостеприимство и открытость местных жителей, Египет - достаточно консервативная страна

Фото с сайта bb59.ru

Из года в год одним из самых популярных направлений среди российских туристов остается Египет, страна с богатейшей историей, архитектурой и достойным сервисом. Египетский климат прекрасен в любое время года, а зимой особенно приятно улететь в теплые края и побаловать себя солнечными ваннами.

Многие российские туристы привыкли считать Египет «второй дачей», где можно отдыхать круглый год всей семьей за приемлемую цену и разговаривать на родном языке. Однако ваш отдых может стать намного приятнее, если вы будете иметь в виду некоторые особенности местной культуры и менталитета. Эксперты онлайн гипермаркета туров Travelata.ru подготовили несколько простых советов для туристов, планирующих путешествие в Египет, которые помогут избежать неловких ситуаций и чувствовать себя уверенно во время диалога с местными жителями.

Приветствие

Стоит помнить о том, что многие египтяне формируют свое мнение о человеке на основе того, как его приветствуют при встрече. Египтяне очень ценят искреннюю доброжелательность и открытость и отвечают тем же. Среди мужчин уместно жать руки, однако помните, что рукопожатие должно быть сильным и крепким, так как в противном случае оно может быть расценено как неискренний жест. В отношениях с противоположным полом физический контакт не приветствуется, поэтому не стоит протягивать руку малознакомой египтянке, это может ее оскорбить.

Считается неприличным здороваться со знакомым, если он занят беседой с другим человеком, как и помахать рукой издалека в качестве приветствия.
Если говорить об устных приветствиях, то самым простым из огромного количества вариантов является сетям алейкум, что означает «мир вам». На это следует ответить алейкум ас-салям, буквально «и вам мира». На такое приветствие стоит отвечать даже в том случае, если оно не адресовано персонально Вам, так как в Египте принято здороваться со всеми, даже с незнакомыми людьми.

Отказ

Чтобы не обидеть египтянина, отказываясь, положите руку на сердце. Так вы выразите признательность, и ваше «нет» не заденет чувства собеседника. Не стоит оживленно размахивать руками, так как ваша категоричность может ранить местного жителя.

Невербальное общение

Общаясь с египтянином, всегда помните о позе, это очень важно. Сутулость может быть расценена как знак неуважения.

Стоит помнить о том, что принятая дистанция общения в Египте сильно отличается от западной. Люди общаются на довольно близком расстоянии, не стоит этого избегать, так как это может быть воспринято как жест неприятия человека. Уместны также широкие оживленные жесты.

Шоппинг

Во время шопинга всегда торгуйтесь. Так вы показываете свою заинтересованность в товаре, что всегда льстит продавцу. Будьте тверды и настойчивы, тогда к вам отнесутся с уважением и скинут даже больше, чем вы рассчитывали.

Одежда

В Египте отдают предпочтение свободному крою в одежде. Мужчины очень любят рубашки, причем белый цвет свойственен простым людям. Женские же наряды всегда закрыты и исключительно черного или темно-синего цветов. Отправляясь на прогулку по улицам курортного города, рекомендуем выбирать скромные платья ниже колена. Избегайте облегающих силуэтов и открытого декольте. Мужчинам мы посоветуем отказаться от коротких шорт.

Алкоголь

Египетская культура и религия не приемлет распития спиртных напитков. Конечно, сухой закон не распространяется на туристов, однако, отказавшись от спиртного, вам будет проще завоевать расположение жителей Египта.

Этикет

Вполне уместно звонить египтянам до 12 часов ночи, здесь это считается нормой, ведь даже дети ложатся спать очень поздно. Но, пожалуйста, отложите все звонки на домашние телефоны в обеденное время. Местные жители очень любят дневной сон.

Не планируйте встречи и покупки на время до полудня пятницы. В намаз закрыты все магазины и торговые прилавки. Естественно, в отелях весь персонал работает в обычном режиме.

Наконец, необходимо помнить о том, что, несмотря на все гостеприимство и открытость местных жителей, Египет - достаточно консервативная страна. Не стоит вести себя излишне вызывающе, помните об общих правилах приличия.

В незапамятные времена на территории современного Египта в долине Нила возникла цивилизация, оставившая после себя множество тайн и загадок. Она и сейчас привлекает к себе внимание исследователей и обывателей своим колоритом, своей необычностью и богатым наследием.

Тридцать династий правителей Египта

Точно не известно, когда охотничьи племена зашли в долину Нила и обнаружили там много пищи и широкую реку как надёжный источник воды. Шли годы. Сельские общины, организованные здесь, увеличивались в размерах и становились богаче. Затем они разделились на два царства - Нижнее (на юге) и Верхнее (на севере). А в 3200 году до н. э. правитель Менес смог завоевать Нижний Египет и организовал первую династию фараонов, под контролем которой находилась одновременно и дельта, и долина великого Нила.

Карта единого Древнего Египта

В династический период Древний Египет часто становился главенствующим государством в регионе. Это государство обладало сложной социальной структурой, продвинутыми для тех времён технологиями, мощной армией и развитой внутренней торговлей. Кроме того, фантастических успехов египтянам удалось добиться в сфере строительства - они смогли возвести эффективные ирригационные системы на берегах Нила, огромные храмы и пирамиды, поражающие воображение даже современного человека. Кроме того, египтяне изобрели иероглифическую систему письма, организовали эффективную судебную систему и сделали ещё много других важных и удивительных вещей.


Всего, начиная от 3200 года до н. э., до момента завоевания египтян персами в 342 году до н. э. было тридцать династий правителей Египта. Это истинно египетские династии - то есть их представители сами были египтянами, а не завоевателями из далёких земель. Последним фараоном тридцатой династии являлся Нектанеб II. Когда персы вторглись в его государство, он собрал свои сокровища и бежал на юг.

Впрочем, на этом история Древнего Египта, как считают многие, ещё не заканчивается. Потом Александр Македонский смог отбить у персов Египет, и впоследствии этим регионом стал править Птолемей, военачальник Александра. Птолемей I провозгласил себя царём Египта в 305 году до н. э. Он использовал местные традиции, сохранившиеся от древних фараонов, чтобы закрепиться на троне. Это (а также то, что он умер своей смертью, а не в результате заговора) показывает, что Птолемей был достаточно умным правителем. В итоге ему удалось создать свою особую династию, которая правила здесь ещё более 250 лет. Кстати, последней представительницей династии Птолемея и последней царицей Египта была легендарная КлеопатраVII Филопатор.

Некоторые легендарные фараоны

Фараоны стояли на вершине социальной лестницы и считались равными богам. Фараонам воздавались великие почести, они считались настолько могущественными, что до них буквально боялись дотронуться.


На шее фараоны традиционно носили анх - магический символ и талисман, которому египтяне придавали большое значение. Фараонов за века и тысячелетия существования Египта было много, но о нескольких из них стоит сказать особо.

Чуть ли не самый известный египетский фараон - Рамзес II . Он взошёл на престол, когда ему было около двадцати лет, и правил страной почти семь десятилетий (с 1279 по 1213 год до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений. И многие из живших в конце правления Рамзеса II египтян верили, что он - настоящее бессмертное божество.


Ещё один фараон, достойный упоминания - Джосер . Он правил в XXVII или XXVIII веке до н. э. Известно, что во время его правления столицей государства окончательно стал город Мемфис. Впрочем, Джосер вошёл в историю прежде всего тем, что построил самую первую пирамиду в Древнем Египте (она же - первое во всём мире каменное архитектурное сооружение). Точнее говоря, её построил визирь Джосера - человек с выдающими способностями по имени Имхотеп. В отличие от более поздней пирамиды Хеопса, пирамида Джосера состоит из ступеней. Изначально она была обнесена стеной с 15 дверьми, причём отворялась из них лишь одна. На данный момент от стены уже ничего не осталось.


В истории Древнего Египта было несколько женщин-фараонов . Одна из них - Хатшепсут, правившая в XV веке до н. э. Её имя можно перевести как «находящаяся впереди благородных дам». Отстранив от трона малолетнего Тутмоса III и объявив себя фараоном, Хатшепсут продолжила восстановление Египта после набегов гиксосов, воздвигла большое число памятников на территории своего государства. По количеству проведённых прогрессивных реформ она превзошла многих фараонов-мужчин.

Во времена Хатшепсут считалось, что фараоны - это воплощения бога Хора в земном мире. Дабы не сеять смуту в народе, жрецы сообщили, что Хатшепсут - дочь бога Амона. Но на многих церемониях Хатшепсут всё же появлялась в мужском одеянии и с фальшивой бородкой.

В современной западной культуре за царицей Хатшпсут закрепился образ умной, энергичной, наделённой аналитическими способностями женщины. Место для Хатшепсут нашлось, например, и в знаменитой экспозиции художницы Джуди Чикаго «Званый ужин», посвящённую великим женщинам, повлиявшим на историю человечества.


Фараон Эхнатон, правивший в XIV веке до н. э. - ещё одна популярная фигура в истории Древнего Египта. Он провёл по-настоящему революционные религиозные реформы. Он решил сделать ранее незначительного бога Атона, ассоциирующегося с солнечным диском, центром всей религии. При этом культы всех других богов (в том числе и Амона-Ра) были запрещены. То есть фактически Эхнатон решил создать монотеистическую религию.

В своих преобразованиях Эхнатон опирался на людей, занимавших высокие посты в государстве, но происходивших из простолюдинов. С другой стороны, большая часть потомственной жреческой знати активно сопротивлялась реформам. В конечном счёте Эхнатон проиграл - после его смерти в повседневность египтян вернулись привычные религиозные практики. Представители новой XIX династии, пришедшей к власти спустя десять лет, отказались от идей Эхнатона, эти идеи были дискредитированы.


Фараон-реформатор Эхнатон, который, по мнению многих учёных, просто опередил своё время

И ещё несколько слов стоит сказать о Клеопатре VII, которая правила Египтом 21 год. Это была действительно незаурядная и, видимо, очень привлекательная женщина. Известно, что у неё был роман сначала с Юлием Цезарем, а позднее и с Марком Антонием. От первого она родила сына, а второго - двух сыновей и дочек.


И ещё один интересный факт: Марк Антоний и Клеопатра, когда поняли, что не смогут противостоять императору Октавиану, жаждущему захватить Египет, стали устраивать бесконечные попойки и праздничные пиры. Вскоре Клеопатра объявила о создании «Союза смертников», члены которого (а вступить в него было предложено всем приближённым) дали клятву, что умрут вместе. В этот же период Клеопатра испытывала на рабах яды, желая узнать, какой из них может принести смерть быстро и без сильной боли.

В общем в 30 году до н. э. Клеопатра, как и её возлюбленный Антоний, покончила с собой. А Октавиан, установив свой контроль над Египтом, превратил его в одну из провинций Рима.

Уникальные постройки на плато Гиза

Пирамиды на плато Гиза являются единственным из так называемых семи чудес света, сохранившимся до нашей дней.


Наибольший интерес у египтологов и обывателей вызывает пирамида Хеопса . Её строительство продолжалось около двух десятков лет и завершилось, вероятно, в 2540 году до н. э. Для её возведения понадобилось 2 300 000 объёмных каменных блоков, их общая масса составляла семь миллионов тонн. Высота пирамиды сейчас составляет 136,5 метров. Архитектором этой пирамиды называют Хемиуна, визиря Хеопса.

За фараоном Хеопсом закрепилась слава классического деспота. В некоторых источниках сообщается, что Хеопс жёсткими мерами принуждал население к работам по возведению пирамиды. Само имя Хеопса после того, как он умер, якобы было запрещено к произношению. А ресурсы Египта в результате его правления были так истощены, что это привело к ослаблению страны и концу Четвёртой династии.

Вторая по величине древнеегипетская пирамида на том же плато - пирамида Хефрена , сына Хеопса. Она действительно чуть-чуть меньше, но при этом расположена более высоком холме и имеет более крутой уклон. Пирамида Хефрена имеет форму правильной четырехугольной фигуры со сторонами 210,5 метров. Внутри находится одна погребальная камера площадью 71 м 2 , в которой когда-то хранился саркофаг фараона. К этой камере можно попасть по одному из двух тоннелей.

Третья пирамида - пирамида фараона Микерина - была возведена позже двух других. Её высота едва достигает 66 метров, длина квадратного основания равна 108,4 метрам, а объём - 260 тысячам кубометров. Известно, что когда-то нижняя часть пирамиды была отделана красным асуанским гранитом, чуть выше гранит сменял белый известняк. И наконец на самом верху вновь применялся красный гранит. К сожалению, облицовка не сохранилась, в средние века мамелюки её забрали отсюда и использовали для своих нужд. Погребальная камера в данной пирамиде расположена на уровне земли.

Рядом с тремя пирамидами каждый может увидеть Большого сфинкса - статую льва с человеческим лицом. Длина этой статуи 72 метра, а высота 20 метров. Некогда между передними лапами располагалось святилище. Точное время создания Сфинкса неизвестно - насчёт этого ведутся споры. Кто-то считает, что его возвёл Хефрен, другие говорят, что это был Джефедра - ещё один сын Хеопса. Есть также версии, что Сфинкс появился значительно раньше, около двенадцати тысяч лет назад (якобы древние египтяне просто откопали его в династический период), и совсем уж сомнительные версии о том, что сфинкс создан инопланетянами.


Особенности общества и образа жизни древних египтян

Египтяне считали, что после смерти их ждёт суд бога Озириса, который положит на разные чаши специальных весов их дурные и добрые дела. И чтобы добрые дела перевесели, в земной жизни необходимо вести себя подобающим образом.


Кроме того, жителям Древнего Египта было важно, чтобы их загробная жизнь была похожа на жизнь земную. Поэтому к переходу в иной мир нужно было тщательно готовиться. Состоятельный египтянин заранее строил для себя загробный дом. Когда же умирал фараон, в его гробницу помещали не только его тело, но и множество вещей, которые могли пригодиться в иной жизни - одежду, украшения, мебель и т. д. Важное значение в связи с этим приобретает тот факт, что первые пирамиды были ступенчатыми - вероятно, ступени требовались для того, чтобы фараон как бы мог подняться в мир богов.

Египетское общество состояло из нескольких сословий и социальный статус здесь имел большое значение. У египтян из богатых сословий в моде были парики и замысловатые головные уборы, а от своих волос они избавлялись. Таким способом решалась проблема вшей. А вот бедным людям приходилось несладко - среди них было не принято стричься «под ноль».

Основной одеждой египтян была обычная набедренная повязка. Но богатые люди, как правило, носили ещё и обувь. А фараонов везде сопровождали носильщики сандалий - была такая специальная должность.

Ещё один забавный факт: долгое время в Египте среди состоятельных женщин были популярны прозрачные платья. Кроме того, для демонстрации социального положения египтянки (да и египтяне тоже) надевали на себя ожерелья, браслеты и прочие подобные аксессуары.


Некоторые профессии в древнегреческом обществе - воин, чиновник, жрец - наследовались. Впрочем, добиться значимой должности, благодаря своим талантам и умениям, тоже было вполне реально.

Больше всего трудоспособных египтян было занято в земледелии, ремесленничестве или сфере обслуживания. А в самом низу социальной лестницы находились рабы. Они обычно выполняли роль слуг, но при этом имели право покупать и продавать товары, получать свободу. А став свободными, они со временем даже могли войти в знать. О гуманном отношении к рабам свидетельствует и тот факт, что на рабочем месте им полагалась медицинская помощь.

Вообще египетские врачеватели были очень просвещёнными для своего времени. Они отлично разбирались в особенностях человеческого организма и осуществляли весьма сложные операции. Согласно исследованиям египтологов, даже пересадка некоторых органов для местных врачевателей не являлась проблемой. Интересно и то, что в Древнем Египте некоторые из инфекционных недугов лечили с помощью хлеба, покрытого плесенью - это можно считать своеобразным аналогом современных антибиотиков.

Также египтяне фактически придумали мумификацию. Этот процесс выглядел следующим образом: внутренние органы извлекали и помещали в сосуды, а на само тело наносили соду, чтобы оно не разлагалось. После высыхания тела его полости заполнялись льном, пропитанным специальным бальзамом. И наконец на последнем этапе тело перебинтовывали и закрывали в саркофаге.


Отношения между мужчинами и женщинами в Древнем Египте

В Древнем Египте мужчины и женщины обладали практически равными юридическими правами. При этом главой семьи считалась мать. Родословная велась строго по материнской линии и земельная собственность тоже переходила от матери к дочери. Конечно, супруг имел право распоряжаться землёй, пока жива супруга, но когда она умирала, всё наследство получала дочь. Выходит, что брачный союз с наследницей престола вполне мог дать мужчине право управлять страной. В том числе и по этой причине фараон брал в жёны своих сестёр и дочерей - он таким образом ограждал себя от других возможных претендентов на власть.


Браки в Древнем Египте были в основном моногамными. Однако богатый египетский мужчина, наряду с законной женой, мог содержать наложницу. С другой стороны, женщину, имевшую более одного мужчин, могли и наказать.

Брак в Древнем Египте не освящался жрецами, пышных свадебных гуляний египтяне тоже не устраивали. Чтобы свадьба была признана состоявшейся, мужчина должен был сказать «Я беру тебя в жёны», а женщина должна была ответить «Ты берёшь меня в жёны». Здесь важно добавить, что именно египтяне первыми стали носить обручальные кольца на безымянном пальце - этот обычай у них потом переняли греки и римляне.


Древнеегипетские молодожёны также обменивались между собой подарками. Причём при разводе свой подарок можно было вернуть (очень хороший обычай). А в поздние периоды истории Древнего Египта достаточно распространённой практикой стало заключение брачных договоров.

Документальный фильм «Древний Египет. История создания древнеегипетской цивилизации»

Зато амулет в виде человеческой ладошки Вы приобрести можете, они очень популярны в Египте.

Стоит помнить, что в арабских странах, в Египте в том числе, левая рука считается «нечистой», что связано с традиционным ее использованием для омовения интимных мест (особенности жаркого климата). Не стоит, поэтому, передавать или брать что-либо левой рукой, а если Вы левша – лучше предупредите своего визави об этом заранее.

Представления о связи левой руки с чем-то плохим (с неудачей, потерей), а правой – с хорошим (счастьем и благополучием), нашли свое отражение в Коране, в Библии. Именно поэтому, если надумаете отказать египтянину в просьбе, но не хотите при этом обижать – прислоните правую руку к груди в области сердца, выражая свою признательность.

Пожатие руки для жителя Египта – гораздо более личный процесс, чем для жителей Европы и Америки. Обязательно обменяйтесь рукопожатием, прощаясь. Если человек Вам дорог – двумя руками. А вот женщине-мусульманке руку подавать не стоит, если не хотите неприятностей. Возникнет необходимость – она сделает это сама.

Не показывайте ступни

Посещая Египет, стоит помнить и об обычаях, связанных с ногами, какими бы забавными они ни казались. Так, например, демонстрировать окружающим ступни своих ног или подошвы обуви считается плохим тоном. Делая это, очень легко оскорбить чувства египтян и тем самым отбить у них желание иметь с Вами какое-либо дело.

По той же причине сидеть, положив одну ногу на другую, не рекомендуется – ни к чему обижать людей, если можно обойтись и без этого, да и собственный отдых портить не имеет смысла.

Стоит, однако, отметить, что в отелях Египта вряд ли кто-то обратит свое внимание на подобную ситуацию. Даже местные жители, отдыхающие в таких отелях, вполне могут сидеть, положив ногу на ногу, не считая при этом, что они кого-то оскорбляют, да и не имея, по сути, намерения делать это. Впрочем, выбираясь в город, или посещая один из многочисленных в Египте магазинчиков, стоит помнить об этом простом правиле. Осторожность ведь никогда не бывает лишней.

Стоит помнить, что если Вы по какой-либо причине посещаете в Египте мечеть (пусть даже будучи на экскурсии), обувь снять необходимо, иначе чувства верующих будут оскорблены. Разуваться стоит и, заходя в чужое жилище, этим Вы выкажете хозяевам дома свое уважение. Однако ходить босиком вне помещения и особенно по улице не рекомендуется ни в коем случае – довольно легко подхватить какую-нибудь инфекцию.

Арабский менталитет

Все арабы отличаются высокой степенью фатализма. Правоверный мусульманин относится к Богу как слуга, преданный до самоотречения, покорно следующий уготованным ему Аллахом путем. Не зря же «ислам» можно перевести как «покорность». «Иншалла» - так говорят в Египте практически по любому поводу, что означает – «Все в руках Аллаха!» И удача, и неудача – все связывается с божественной волей. Именно это и предопределяет несколько философское отношение египтян к жизни, именно поэтому их характерная черта – высокое терпение.

Спокойно арабы относятся к трудностям и лишениям, неприхотливы и умеренны они в быту. Это связано с тем, что Египет очень долгое время оставался страной, где господствующей формой труда был труд тяжелый, физический, низкопроизводительный. И, казалось бы, жизнь в таких условиях должна была заставить египтян выработать в себе высокую степень трудолюбия, готовности с радостью взяться за работу. На самом же деле, далеко не все в Египте обстоит именно так.

Сам труд и его качество для арабов – понятия, существующие в разных измерениях. И если что-то случится в Вашем номере, потечет кран, сломается замок или перестанет открываться окно из-за заклинившего шпингалета – не удивляйтесь, если неприятность не будет устранена тотчас же. Дело не в вас – дело в менталитете Трудовой процесс здесь не считают целью существования человека, египтянин предпочтет ничего не делать, наслаждаясь при этом всеми возможными благами.

Таков Египет, и если Вы просите египтянина что-то сделать, а это не вызывает у него интереса – оставаться Вашей просьбе неисполненной, несмотря на то что каждый день Вас будут уверять о том, что все помнят и вот-вот сделают. «Букра». Завтра. Или послезавтра.

Главное – помните, что праздность и лень у арабов не осуждаются, и, подгоняя их трудовую деятельность криками и скандалами, Вы ничего не добьетесь, разве что испортите мнение о себе, да и отдых себе тоже испортите. Лучшее, что можно сделать в такой ситуации – заинтересовать работника.

Как вести себя на рынке

В отелях сувениры туристами приобретаются очень редко – слишком многим кажется привлекательным само словосочетание «восточный базар». Однако немногие отчетливо представляют себе, что это такое на самом деле. Дело в том, что торговцы в Египте не отличаются ни вежливостью, ни хорошими манерами. Их главная цель – продать свой товар, и даже если Вас он нисколько не интересует, для них это не имеет никакого значения. Что можно посоветовать?

Если товар Вам действительно приглянулся – обязательно поторгуйтесь, в таком случае уважение торговца к Вам неизмеримо возрастет. Стоит помнить, что в Египте обмануть туриста ни в коем случае не будет считаться чем-то постыдным. Напротив, Вам могут отказаться даже давать сдачу, мотивируя это тем, что Вы уплатили стоимость вещи, сколько бы денег при этом в карман торговца ни перекочевало. Или, как вариант, подсунуть совсем не ту вещь, за которую вы заплатили. Так что будьте внимательны и не давайте себя обсчитать или обмануть иным образом.

Если Ваше нежелание общаться игнорируется и наглость торговцев переходит все мыслимые пределы – сообщите им по-английски, что звоните в туристическую полицию, и, взяв в руки телефон, делайте вид, что набираете номер. Скорее всего, от Вас отстанут тут же. Если же нет – расскажите вымышленному офицеру, что Вас взяли в заложники – в покое Вас оставят гарантированно.

Женщинам вообще не рекомендуется посещать рынки Египта без сопровождения мужчин. Дело в том, что в таких случаях велик риск столкновения не только с надоедливыми и приставучими торговцами, от которых будет тяжело отбиться самостоятельно, но привлечения совершенно ненужного внимания со стороны могущих пожелать разнообразить свою личную жизнь египтян. А наиболее разумным вариантом будет договориться о совместном шоппинге с другими отдыхающими – это и проще, и в любом случае безопаснее.

Номер телефона дежурной части туристической полиции, однако, в телефоне иметь стоит. Пригодится он Вам или нет, в любом случае возможность избежать непредвиденных неприятностей у Вас значительно возрастет.

Последнее напутствие

Подводя итоги, хочется отметить, что, Египет, как и любая другая страна, имеет свои обычаи, свои правила поведения и общения. С кем бы Вы ни имели дело, с клерком в отеле или с чиновником, с торговцем или случайно встреченным местным жителем, стоит помнить об этих правилах и не нарушать их. То поможет Вам не только оставить хорошее мнение о себе и своей стране, но и в полной мере насладиться отдыхом в одной из древнейших стран на Земле.

Статьи по теме: