Является ли абсентеизм формой политического участия. Абсентеизм в политике: причины и последствия

Абсентеизм -- (от лат. «absens, absentis» -- отсутствующий) -- отстранение избирателей от участия в голосовании. В современных демократических странах абсентеизм достаточно распространенное явление: нередко в голосовании не принимают участия 50% и даже более избирателей, имеющих право голоса.

Однако в контексте жизненных реалий, равно как и в рамках проведенного нами исследования, феномен абсентеизма необходимо понимать значительно шире. Сам по себе абсентеизм это термин широкого применения. В общих чертах абсентеизм определяется как отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих социальных функций.

При этом выделяется бесчисленное количество оттенков этого явления.

Так, можно говорить о политическом, трудовом, земледельческом абсентеизме; определим каждый из этих видов в рамках заданной проблематики.

Политический абсентеизм -- уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т. д.

Политический абсентеизм не означает, тем не менее, полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком.

Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Как массовое явление абсентеизм отсутствует в тоталитарных обществах. Поэтому многие исследователи не дают однозначной оценки данному феномену. С одной стороны, существование проблемы абсентеизма свидетельствует о том, что у индивида есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам, но с другой -- абсентеизм, несомненно, является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям.

Абсентеизм опасен тем, что приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися.

Некоторые авторы ставят знак равенства между абсентеизмом и неучастием в голосовании. Думается, это не вполне корректная позиция. Абсентеизм действительно превращается в проблему лишь в том случае, если неучастие в выборах является как минимум показателем отчуждения граждан от политической сферы жизни человека, как максимум - формой пассивного протеста. Другими словами, абсентеизм связывают с неучастием, которое вызывается стойким неверием в то, что с помощью выборов можно решить значимые для общества (себя, индетифицируемой группы) проблемы: недоверием в справедливость подсчета голосов, другими процедурными вопросами, апатией граждан к политике.

Трудовой абсентеизм -- в широком смысле -- вызванное разными причинами отсутствие индивида на рабочем месте; в узком смысле -- уклонение от работы без уважительной причины. Обычно такие прогулы выражаются в однодневном отсутствии на работе в связи с болезнью, но без посещения врача.

Земледельческий абсентеизм -- форма землевладения, при которой собственник земли, не участвующий в производстве продукции, получает доход в виде ренты. При этом земля обрабатывается арендаторами-фермерами или издольщиками в отсутствие ее владельца.

Таким образом, абсентеизм затрагивает не только узкие политические стороны жизни, но является довольно широким социальным явлением, выраженным в невыполнении самых разнообразных социальных функций. Борьба с существующим в нашем обществе абсентеизмом должна вестись не только в рамках его преодоления в электоральном сознании общества, но и затрагивать все прочие жизненные сферы, ведь в данном случае все глобальное начинается с малого.

Можно выделить следующие положения, наиболее полно характеризующие абсентеизм:

  • 1. Абсентеизм является видом электорального поведения, которое весьма многообразно. Последнее проявляется не только в участии или неучастии в выборах, но и в уклонении от голосования, а также в «безучастном» (конформном) голосовании, в протестном голосовании и т.д. Каждая из вышеперечисленных форм поведения избирателя свидетельствует о принятии или опровержении целого комплекса социальных и политических норм и ценностей. Электоральное поведение реализуется в политических процессах, которые раскрывают динамику развития и изменения институтов политической системы, масштабы участия различных групп населения в политической деятельности.
  • 2. Абсентеизм - это, прежде всего, сознательное уклонение избирателей от голосования по политическим причинам. Данное понятие по своему содержанию существенно отличается он понятия «неучастие в голосовании», которое широко применяется социологами и политологами.
  • 3. Абсентеизм является показателем отчуждения граждан от власти и собственности, формой политического протеста против сложившейся политической системы, политического режима, формы власти, утвердившегося общественного строя в целом.
  • 4. Абсентеизм в своих крайних проявлениях приобретает черты политического экстремизма. Плодотворной почвой для расширения экстремистских настроений являются социальные кризисы и конфликты, нарушения демократических прав и свобод, крушение нравственных ориентиров, ценностей и состояние аномии.
  • 5. Политический экстремизм и абсентеизм проявляются в среде наиболее активной части населения. Изменение сложившейся политической ситуации - главное направление их деятельности. При пересечении или совпадении политических устремлений экстремистов и абсентеистов возможны крайние формы политических преобразований. Может казаться, что «молчащие» и «пассивные» составляют в обществе меньшинство, но в определенный момент, например на выборах, оно может проявить себя как «молчаливое большинство».
  • 6. Представление об абсентеизме как о политической индифферентности обманчиво. Массовое разочарование в возможности что-либо изменить не равнозначно истощению деятельного потенциала. Скорее всего, мы имеем дело со своеобразной сублимацией политической активности, с ее переходом в латентную форму. Абсентеизм избирателей отражает не неприятие политики как таковой, а отвержение утвердившихся способов политического действия. Подобная оценка позволяет предположить, что при очередном обострении политической ситуации или сколько-нибудь серьезном повороте к иным способам реализации политики: потенциальная энергия масс может трансформироваться в политическое действие.
  • 7. Абсентеизм представляет собой естественноисторическое явление, неотъемлемый атрибут политической системы, построенной на принципах демократии и свободы. Он является феноменом политической жизни любого демократического общества и правового государства, вступившего на нисходящую ветвь своего развития. Широкое распространение абсентеизма, как в странах классической демократии, так и тех, которые недавно вступили на путь демократического развития, связано с нарастанием процессов дисфункциональности в их политических системах, исчерпанностью креативного потенциала исторически сложившихся демократических институтов, возникновением «подданнического» типа политической культуры у широких масс под воздействием СМИ.
  • 8. Масштаб абсентеизма и формы его проявления напрямую связаны с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме.
  • 9. Трактовка электорального поведения (одним из видов которого является абсентеизм), присутствующая в трудах западных авторов, заслуживает критической оценки, ибо является предельно широкой и ставит знак равенства между электоральным поведением и политическим поведением. Между тем, электоральное поведение - это лишь одна из форм политического поведения. Электоральное поведение является не «участием во власти», а ценностно-ориентациошюй деятельностью по выбору определенной политической силы, существующей в виде или политического института или персонифицированного облика. Эта деятельность разворачивается на протяжении всей сознательной жизни человека и не сводится к поведению в период избирательной кампании или в момент голосования. Последнее есть заключительный этап этого ценностно-ориентационного выбора.
  • 10. Концепция «ограниченного электорального участия» не может быть принята для объяснения явления абсентеизма, так как явно противоречит базовым принципам демократии, основывающимся на активном и максимально широком участии граждан в управлении государством посредством выборов (референдумов). Отстаивая точку зрения о «нежелательности участия в выборах представителей некоторых социальных групп», мы неизбежно в итоге придем к замене демократии олигархией или «меритократией», которые как раз и основаны на участии в политической жизни только «достойных представителей высших социальных страт». При подобном подходе ставится под вопрос правомерность идеи о всеобщем и равном участии всех в делах государства, т.е. идеи базовой для демократии. Функция выборов как механизма формирования воли большинства становится сомнительной.
  • 11. Главной причиной абсентеизма является неприемлемость для части избирателей социального строя, института выборов, отсутствие интереса к политике и потребности заниматься политической деятельностью, а не сложности технического или организационного порядка, как это утверждает ряд западных авторов.
  • 12. Понимание природы абсентеизма, условий его возникновения и тенденций развития, существующие в отечественной научной литературе, также должны быть подвергнуты критическому анализу. Нуждаются в переосмыслении трактовки абсентеизма: а) как своеобразного политического поведения граждан и политических деятелей, проявляющегося в уклонении от участия в различных политических акциях, особенно в выборах государственных органов; б) как равнодушного (апатичного) отношения к политике; в) как формы политического бездействия; г) как показателя роста демократических начал в жизни общества.
  • 13. На активность избирателей существенное влияние оказывают многие факторы, в том числе тип выборов, особенности региона, особенности избирательной кампании, уровень образования, тип поселения, тип политической культуры, который доминирует в обществе, и тип избирательной системы. Уровень участия избирателей в голосовании ниже в странах, где применяется мажоритарная или мажоритарно-пропорциональная система способов подсчёта голосов, и выше в странах с пропорциональной избирательной системой.

Начало осмыслению феномена абсентеизма было положено еще в конце XIX - начале XX вв. Первыми исследователями абсентеизма были представители Чикагской школы политических наук Ч.-Э. Мерриам и Г.-Ф. Госснел. В 1924 году ими было проведено интервьюирование американских избирателей с целью выяснения мотивов уклонения от участия в выборах. В дальнейшем проблема абсентеизма рассматривалась в рамках исследований электоральных процессов. Исследования в этом направлении вели Г. Лассуэл, С. Верба, Н. Най и др.

Существенный вклад в разработку проблемы абсентеизма внесли П. Лазарсфельд, Б. Берельсон, В. Макфол, Р. Росси6, а также социологи мичиганской школы: В. Макфол, В. Глазер, В. Миллер, Р. Купер, П. Конверс, А. Вулф, А. Кемпбелл. Последний в своей работе «Избиратель принимает решение» (1954 год) показал, что участие или неучастие в выборах связано с целой совокупностью факторов, которые образуют систему. В рамках исследования влияния социально-экономических условий на электоральное поведение проблема абсентеизма разрабатывалась такими авторами как Э. Дауне, Д. Истон, X. Брэди, Д. Бэхри, Дж. Фереджон, М. Фиорина и др.

Анализ нескольких работ позволяет выделить гипотезу, объясняющую возникновение абсентеизма:

Основная гипотеза. Возникновение абсентеизма как феномена политической практики связано с рядом объективных и субъективных факторов, среди которых главными являются деформации в политической системе общества, падение доверия к институтам государственной власти, уменьшение значимости демократии как ценности для представителей различных электоральных групп.

Гипотезы-следствия:

  • 1. Численность абсентеистов находится в прямой зависимости от типа и уровня выборов.
  • 2. Число лиц, уклонившихся от голосования, тесно связано со значимостью выборов для индивида и той электоральной группы, представителем которой он является.
  • 3. Материальное положение и социальное самочувствие не являются главными факторами, определяющими выбор индивидом абсентеистского типа поведения. Выбор абсентеистского типа электорального поведения определяется в первую очередь причинами политического порядка.
  • 4. Масштаб абсентеизма в различных половозрастных группах различен. Значительную долю абсентеистов составляют женщины в возрасте 30-49 лет, имеющие высокий уровень образования, высокий социальный статус.
  • 5. В среде абсентеистов можно выделить две основные группы, демонстрирующие различные типы электорального поведения: а) группу радикалов и б) группу конформистов.
  • 6. По мере падение роли демократических институтов и выстраивания жесткой вертикали власти количество абсентеистов будет возрастать.

Проблема абсентеизма в России сейчас стоит достаточно остро, чтобы она нуждалась не только в обсуждении, но и в принятии каких-то мер и решений.

Абсентеизм - (от лат. «absens, absentis» - отсутствующий) - отстранение избирателей от участия в голосовании. В современных демократических странах абсентеизм достаточно распространенное явление: нередко в голосовании не принимают участия 50% и даже более избирателей, имеющих право голоса. В России это явление также распространено. Как и в зарубежных странах, в Российской Федерации наибольшая активность избирателей проявляется на общенациональных выборах, значительно ниже она на региональных выборах и выборах органов местного самоуправления.

В общих чертах абсентеизм определяется как отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих социальных функций.

Политический абсентеизм - уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т.д.

Политический абсентеизм не означает тем не менее полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Как массовое явление абсентеизм отсутствует в тоталитарных обществах. Поэтому многие исследователи не дают однозначной оценки данному феномену. С одной стороны, существование проблемы абсентеизма свидетельствует о том, что у индивида есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам, но с другой - абсентеизм, несомненно, является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям.

Абсентеизм опасен тем, что приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися.

На сегодняшний день среди проблем общественного сознания, связанных с абсентеизмом, наиболее актуальной является абсентеизм молодежи. При этом необходимо отметить, что низкий уровень политического участия молодежи, или политический абсентеизм, не является исключительно российской проблемой. «Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи» независимо от ее гражданства. Даже в развитых демократических странах Европы привлечение молодежи к участию в выборах - самой массовой, общедоступной, простой и наименее время и ресурсозатратной форме политического участия - представляет собой задачу отнюдь не тривиальную. Меры, направленные на повышение уровня политического участия молодежи, принимаются на самом высоком уровне, создаются программы, выделяются средства, но молодежь по-прежнему отказывается приходить на избирательные участки.

В России же ситуация более сложная. Если говорить о причинах политического абсентеизма молодежи в России, то эксперты выделяют целый комплекс таковых, среди которых важнейшими мне представляются следующие.

Низкий уровень жизни населения страны (особенно молодежи). Все помыслы людей сводятся к поиску средств для существования, ни на что другое, в том числе и активность в общественной сфере, не остается ни времени, ни сил, ни желания. Люди с низкими доходами были и остаются крайне аполитичными.

Отсутствие реальных, по крайней мере в краткосрочной перспективе, результатов политического участия, что лишает молодежь веры в способность изменить хоть что-то в своей жизни посредством политического участия.

Политико-правовая безграмотность, когда большинство молодых людей просто не представляют себе, как можно участвовать в политической жизни страны. Даже председатель Центральной избирательной комиссии РФ отметил, что «многие проблемы на выборах в России возникают из-за низкого уровня правовой культуры».

Эмоциональное отчуждение молодежи от власти, связанное с высоким уровнем коррумпированности и некомпетентности существующих властных институтов. Противодействие со стороны старших поколений, которые укрепились в политике и зачастую не желают допускать в нее конкурентов в лице молодежи.

Таким образом, становится очевидно, что проблема политического абсентеизма в России стоит так остро в основном из-за отсутствия электоральной культуры у населения, а также какой-либо грамотной просветительской и образовательной работы среди него. Более того, можно с уверенностью утверждать, что политический абсентеизм имеет два направления своего развития. Первое направление - отсутствие электорального воспитания у молодежи и, как следствие, электоральный абсентеизм молодежи, второе направление - наличие социально-психологических факторов, препятствующих формированию осознанной гражданской политической позиции у каждого конкретного человека.

Немаловажным фактором является спокойная внешнеполитическая и внутриполитической обстановка в стране. И это вполне естественно. Политическая тема становится ведущей лишь в периоды революционных потрясений, глубоких социальных и экономических кризисов. В благополучные же периоды, в силу инертности общества, политика занимает умы весьма небольшой его части.

Регистрация кандидатов

8) Агитационная кампания . Законодатель определяет: сроки агитационной компании (начала, конца), условия и способы, места, использование СМИ (равные условия и равное время выступления кандидатов). В некоторых странах запрещено публиковать опросы общественного мнения за несколько дней до окончания агитации. Финансирование – см. вопрос 39.

9) Голосование . В большинстве стран голосование тайное, личное, методом бюллетеней. Бюллетени печатаются государством официального образца (в большинстве стран) и самими партиями (напр.Франция). Допускается голосование по почте (Великобритания, ФРГ), по доверенности, выдаваемой на родственников (Франция, ФРГ), во многих странах допускается досрочное голосование. Бывают и др.методы: механический рычаг, перфокарта (пробивание отверстия), электронная система прямой записи (сенсорный экран, кнопочные машины) и т.д.

10) Подсчет голосов, подведение итогов, опубликование . Подсчет осуществляется членами избирательных комиссий и др.органами, производится открыто и гласно, присутствуют партийные наблюдатели, представители независимых кандидатов, общественности, СМИ, международных наблюдателей (дают заключение о степени легитимности выборов). Действительность выборов или их недействительность подтверждается различными органами: прежде всего центральными избирательными комиссиями, подтверждение действительности может входить в компетенцию Парламента, Судебный порядок, Конституционным судом, Конституционный совет (Франция).

Это обязательные стадии. Также предусматриваются факультативные стадии:

12) Окончательное определение результатов голосования и опубликование итогов

Избирательные споры решаются в административном порядке (избирательными комиссиями) и судебном. Для судебного в некоторых странах создаются специализированные избирательные суды (Бразилия), в некоторых не создаются (США).


Абсентеизм (от латинского absentia - отсутствие), уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов или должностных лиц.

Абсентеизм – одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни , обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит, политика "не мое дело" и т.д.



Масштаб абсентеизма напрямую связан с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме.

ПРИЧИНЫ:

Абсентеизм вызван, как правило, аполитичностью граждан, утратой их доверия к государственным органам власти, низким уровнем политической компетенции избирателей, низкой значимостью результатов выборов для граждан. Абсентеизм оказывает негативное влияние, поскольку снижает легитимность власти и свидетельствует об отчуждении граждан от государства; в некоторых странах (Италия, Бельгия, Греция, Австрия) преследуется по закону.

Рост числа абсентеистов – это свидетельство несовершенства сложившейся политической системы, показатель роста недоверия к демократическим институтам, индикатор нарастания социальной напряженности в обществе.

Одной из характерных черт политической жизни постиндустриального общества является резкое снижение политической активности граждан. Рост числа абсентеистов фиксируется практически во всех высокоразвитых в экономическом отношении странах. (По данным Международного института демократии и содействия выборам (Стокгольм, Швеция), проводившего анализ активности избирателей на всеобщих парламентских и президентских выборах в 163 странах мира, среднестатистический показатель явки избирателей снизился за последние годы с 70 до 64%3). Таким образом, с известными допущениями можно утверждать, что абсентеизм стал своеобразной "визитной карточкой" новейшего времени.

Главной причиной абсентеизма является неприемлемость для части избирателей социального строя , института выборов, отсутствие интереса к политике и потребности заниматься политической деятельностью, а не сложности технического или организационного порядка, как это утверждает ряд западных авторов.

Можно выделить два основных вида абсентеизма : пассивный абсентеизм - низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п.

Можно выделить два основных вида абсентеизма: пассивный абсентеизм - низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п.

Абсентеизм является видом электорального поведения, которое весьма многообразно. Последнее проявляется не только в участии или неучастии в выборах, но и в уклонении от голосования, а также в "безучастном" (конформном) голосовании, в протестном голосовании и т.д. Каждая из вышеперечисленных форм поведения избирателя свидетельствует о принятии или опровержении целого комплекса социальных и политических норм и ценностей. Электоральное поведение реализуется в политических процессах, которые раскрывают динамику развития и изменения институтов политической системы, масштабы участия различных групп населения в политической деятельности.

Электоральное поведение - это лишь одна из форм политического поведения. Электоральное поведение является не "участием во власти", а ценностно-ориентационной деятельностью по выбору определенной политической силы, существующей в виде или политического института или персонифицированного облика. Эта деятельность разворачивается на протяжении всей сознательной жизни человека и не сводится к поведению в период избирательной кампании или в момент голосования.

Концепция "ограниченного электорального участия" не может быть принята для объяснения явления абсентеизма, так как явно противоречит базовым принципам демократии, основывающимся на активном и максимально широком участии граждан в управлении государством посредством выборов (референдумов). Отстаивая точку зрения о "нежелательности участия в выборах представителей некоторых социальных групп", мы неизбежно в итоге придем к замене демократии олигархией или "меритократией", которые как раз и основаны на участии в политической жизни только "достойных представителей высших социальных страт". При подобном подходе ставится под вопрос правомерность идеи о всеобщем и равном участии всех в делах государства, т.е. идеи базовой для демократии. Функция выборов как механизма формирования воли большинства становится сомнительной.

Абсентеизм - это, прежде всего, сознательное уклонение избирателей от голосования по политическим причинам. Данное понятие по своему содержанию существенно отличается он понятия "неучастие в голосовании", которое широко применяется социологами и политологами для описания процессов, протекающих в политической сфере жизни общества.

Абсентеизм является показателем отчуждения граждан от власти и собственности, формой политического протеста против сложившейся политической системы, политического режима, формы власти, утвердившегося общественного строя в целом.

Абсентеизм в своих крайних проявлениях приобретает черты политического экстремизма. Плодотворной почвой для расширения экстремистских настроений являются социальные кризисы и конфликты, процент нарушения демократических прав и свобод, крушение нравственных ориентиров, ценностей и состояние аномии.

Политический экстремизм и абсентеизм проявляются в среде наиболее активной части населения. Изменение сложившейся политической ситуации - главное направление их деятельности. При пересечении или совпадении политических устремлений экстремистов и абсентеистов возможны крайние формы политических преобразований. Может казаться, что "молчащие" и "пассивные" составляют в обществе меньшинство, но в определенный момент, например на выборах, оно может проявить себя как "молчаливое большинство".

Представление об абсентеизме как о политической индифферентности обманчиво. Массовое разочарование в возможности что-либо изменить не равнозначно истощению деятельного потенциала. Скорее всего, мы имеем дело со своеобразной сублимацией политической активности, с ее переходом в латентную форму. Абсентеизм избирателей отражает не неприятие политики как таковой, а отвержение утвердившихся способов политического действия. Подобная оценка позволяет предположить, что при очередном обострении политической ситуации или сколько-нибудь серьезном повороте к иным способам реализации политики потенциальная энергия масс может трансформироваться в политическое действие.

На активность избирателей существенное влияние оказывают многие факторы, в том числе тип выборов, особенности региона, особенности избирательной кампании, уровень образования, тип поселения, тип политической культуры, который доминирует в обществе, и тип избирательной системы. Уровень участия избирателей в голосовании ниже в странах, где применяется мажоритарная или мажоритарно-пропорциональная система способов подсчёта голосов, и выше в странах с пропорциональной избирательной системой.

Практика развития политического процесса в России говорит о непредсказуемом, а иногда и противоположном ожиданиям характере поведения российского избирателя. Проявившаяся в последние десятилетия XX века тенденция к ослаблению зависимости между социальным статусом, принадлежностью к определенной группе и электоральным выбором говорит о том, что нет корреляции между политическим выбором, социально-профессиональной принадлежностью и социальным статусом личности, который осуществляет этот выбор. В этом отличительная особенность развития политического процесса в России. Проблема абсентеизма является одной из ключевых проблем российской демократии. Стремительное расширение масштабов абсентеизма в последние годы говорит о нестабильности сложившейся в России политической системы. Снижение избирательной активности является, прежде всего, выражением разочарования населения в российской избирательной системе, утратой доверия к власти, свидетельством нарастания протестного потенциала в различных социальных группах, нигилистического отношения к демократическим институтам, политическим партиям и их лидерам.

Абсентеизм - это безразличное отношение людей к своим общественно-политических прав характерный проявление абсентеизма - сознательное уклонение избирателей (электората) от участия в голосовании

Первые сведения о абсентеизм появляются еще в III в до н э В настоящее время значительная часть римских граждан, которые, в отличие от афинян, не получали никакого вознаграждения за участие в политическом процессе, н не могли позволить себе частой и частного участия в собраниенях.

Сегодня во многих странах мира считается нормальным, когда на избирательные участки приходят от трети до половины избирателей, а кое-где голосует чуть 1/10 электората В большинстве либеральных государств счи ажаеться, не идти на выборы - это такое же право свободного человека, как и остальные, которые гарантирует лицу цивилизованное общество В Украине участие в голосовании добровольное, а в мире есть примеры, когда законод авчо установлена??его обязательность Так, неучастие в выборах в Италии приводит к моральных санкций, в Мексике - до штрафа или лишения свободы, в Греции и Австрии - к тюремному заключению на срок в ид месяца до одного рококу.

Есть два важнейших типа причин абсентеизма:

1) связанные с особенностями конкретной избирательной кампании, когда в силу определенных причин выборы не интересны: выдвинутые неяркие кандидаты, отсутствует подлинная состязательность на выборах и т.д.;

2) связанные с общей политической, социальной и экономической ситуацией в стране

ОВЛазаренко и ОО Лазоренко считают, что абсентеизм как тип политического поведения личности являются:

1) чертой ее характера, жизненной позицией, проявляющаяся в отсутствии потребности, привычки, желания политического действия;

2) мировоззрением, ориентированным, например, на внутреннее совершенствование

Среди причин абсентеизма отметим низкий уровень политической культуры, инфантильность или осознание собственного политического бессилия, неспособности влиять на принятие политических решений, отчуждение я собственных политических ценностей и потребностей от возможностей их удовлетворения, высокий уровень недоверия избирателей политическим институтам и и.

Абсентеизм является отражением стремления людей отстраниться от политики, в которой часть из них видит тщеславное и амбициозная соревнования групповых и эгоистических интересов По мнению МРокара, в современном суспильс стви, в котором влияние религии весьма ослабел, все трагическое и священное связывают с политикой Когда же она не оправдывает их ожиданий, в ней разочаровываются, и как одно из следствий - абсентеизма.

41. Избирательная система рб

Белоруссия, Беларусь, Республика Беларусь (белор. Рэспубліка Беларусь) - президентская республика, унитарное государство.

Конституция Республики Беларусь принята парламентом 15 марта 1994 года. В ноябре 1996 года 70,5 процентов избирателей высказались за президентский вариант новой Конституции, предусматривающей существенное расширение полномочий главы государства. В 2004 году в Конституцию Республики Беларусь также были внесены изменения и дополнения.

Президент Республики Беларусь является главой государства и избирается путем прямых выборов сроком на 5 лет. Одно и то же лицо может занимать должность Президента Республики Беларусь более двух сроков подряд.

В соответствии с Конституцией парламент - Национальное собрание Республики Беларусь - высший законодательный орган Белоруссии. Состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики, срок полномочий парламента - 4 года.

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь (белор. Палата Прадстаўнікоў Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь) - нижняя палата парламента Белоруссии. Состав Палаты представителей - 110 депутатов.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь - верхняя палата парламента Республики Беларусь. Состав Совета Республики - 64 сенатора.

Выборы Президента Белоруссии проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства - для избрания в первом туре кандидату необходимо получить более 50 процентов голосов избирателей. Выборы Президента Республики Беларусь считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей. Если ни один из кандидатов не получил в первом туре необходимое число голосов избирателей, не позднее чем в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам.

Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам.

Совет Республики является палатой территориального представительства. На заседаниях депутатов местных советов от каждой области и города Минска избираются по восемь членов Совета Республики. В дополнение к ним восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Порог явки на выборах депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь - более 50 процентов избирателей для первого тура и более 25 процентов - для второго тура. Если указанные пороги явки избирателей не достигнуты, то проводятся повторные выборы.

В соответствии с законодательством возможно досрочное прекращение полномочий палат парламента. При прекращении полномочий одной из палат могут быть прекращены полномочия другой палаты.

Очередные выборы Президента Республики Беларусь пройдут 19 декабря 2010 года. Постановление о дате их проведения было принято 14 сентября 2010 года белорусским парламентом. ЦИК Республики Беларусь зарегистрировала 10 кандидатов, в том числе и действующего Президента Александра Григорьевича Лукашенко.

В наблюдении за выборами Президента Республики Беларусь с российской стороны планируется участие наблюдателей в международных миссиях по линии СНГ и ОБСЕ, а также на двусторонней основе.

Статьи по теме: