Сокровища, найденные в гробнице тутанхамона. Египетские гробницы

Долина фараонов - удивительное место на планете, представляющее огромное древнейшее кладбище египетской знати. К гробницам богатейших людей древних времен и захоронениям египетских фараонов можно пройти по единственному узкому пути. Где находится Долина фараонов? Данная территория расположена напротив города Фивы (западный берег Нила).

Египет: Долина фараонов

Луксор (древние Фивы) - египетский город, который постоянно посещают туристы со всего мира. Их интерес вызывает огромное обилие древних памятников и значимых мест, среди которых находится Долина царей. Она была образована в 16 веке и для захоронений использовалась вплоть до 1075 года до н. э. Здесь спят вечным сном более шестидесяти фараонов. Официально это место, в котором также находились могилы жен и детей правителей, именовалось Великий магический некрополь. Во времена Рамзеса Первого было начато обустройство Долины цариц, но некоторых жен по-прежнему хоронили вместе с мужьями.

Местоположение Долины царей

Несколько причин, по которым для захоронений была выбрана именно Долина фараонов:

Курган, в основе которого имелся известняк - строительный материал, защищавший могилы от переломов и трещин;

Удобство при продвижении траурной процессии;

Труднодоступность - территория была защищена крутыми скалами и находилась под наблюдением охранников, хижины которых располагались вокруг долины.

Долина царей состоит из Восточной и Западной частей. Основная часть могил находится на Востоке. В западной стороне располагается одна гробница, открытая для общественности. Это могила преемника Тутанхамона - Ау. В этой части имеется еще три важных захоронения, на которых по сегодняшнее время ведутся раскопки.

Описание гробниц

История захоронений начата фараоном Тутмосом Первым; до этого все египетские правители обретали свое последнее пристанище в пирамидах.

Гробницы представляли собой устроенные в скале глубокие колодцы, входы которых были надежно засыпаны землей и завалены огромными камнями, а вниз спускались крутые ступени. Путь к усыпальнице был усеян разными капканами и ловушками. Это могли быть внезапно падающие двери и прочее.

Колодец упирался в расписанные фресками погребальные камеры, которые изображали эпизоды земной жизни усопшего и рассказывали о его загробном существовании. В камерах были установлены саркофаги, в изобилии уставленные дарами для покойного: дорогими предметами быта, драгоценностями, предназначавшимися для облегчения его загробного бытия.

Гробницы под пристальным вниманием разбойников

Гробницы всегда находились под пристальным вниманием разбойников, поэтому тщательно охранялись специально созданными воинскими отрядами. Если попытки ограбления были успешны, то нападавшими уничтожались и сами мумии, мести которых вандалы боялись. Установлен факт, что часто разбойные нападения на город совершались с ведома местных чиновников, пытавшихся пополнить обедневшую казну переработанными сокровищами. К саркофагам часто наведывались религиозные фанатики. Они пытались спасти мумии от осквернения и уничтожения и перекладывали их в другие камеры.

Гробница Тутанхамона

В отличие от других гробниц, разграбленных и пустующих, практически в первозданном виде сохранилась самая известная При сооружении рядом гробницы Рамзеса она была нечаянно засыпана камнями, что сделало ее недоступной в течение нескольких столетий. Обнаружена была только в начале ХХ века.

Глубокий коридор ведет в погребальный свод, расписанный цитатами из Книги мертвых. Там же расположен саркофаг, представляющий собой каменное сооружение. Он вложен в 4 которые вставлены друг в друга. Потолок и стены расписаны сценами из жизни правителя. Нашедших гробницу Тутанхамона потрясло обилие золотых и серебряных украшений, а также предметов быта, количество которых составляло около 5000 единиц. Среди них были произведения искусства ушедшей эпохи, позолоченная колесница, светильники, одежда, письменные принадлежности и даже пучок волос бабушки фараона. Несколько лет было потрачено учеными для составления описи найденного. Лицо фараона было накрыто золотой маской, представлявшей копию лица.

Особое убранство гробницы объяснялось тем, что, будучи совсем юным, 18-летний правитель вернул египтянам привычных богов, которым они возносили свои молитвы. До этого властный Эхнатон - предшественник Тутанхамона - ввел в стране закон, позволявший поклоняться только одному богу. Определить, насколько богатство гробницы роскошно в сравнении с саркофагами других мумий, возможности археологам не представилось, потому как все они были опустошены разбойными нападениями охотников за сокровищами.

Захоронения Долины царей

В 80-х годах ученые стали составлять подробную карту Долины царей. В процессе была обнаружена гробница под пятым номером, вход в которую был случайно завален при раскопках гробницы Тутанхамона. На расчистку ушло несколько лет, и только в 1995 году археологам удалось в нее попасть.

В гробнице было найдено 84 комнаты. Их стены были покрыты надписями, гласившими, что помещения планировались для захоронений сыновей Рамзеса Второго. Там были обнаружены мебель, статуэтки, ритуальные подношения, разные предметы, уготованные для загробного бытия. Есть предположения, что под этими помещениями уровнем ниже располагаются другие.

В 5 метрах от гробницы Тутанхамона было найдено захоронение № 63 с несколькими саркофагами, но без мумий. Кому оно принадлежит, не установлено. По предположениям ученых, это усыпальница матери фараона или его жены.

В долине также имеются недостроенные гробницы, в которых, судя по содержимому, мумии были. Это подтверждает наличие некоторых фрагментов убранства и человеческих костей. Очень интересна и необычна гробница фараона Сети Первого. Составляющая в длину 120 метров и состоящая из большого числа камер, она представляет собой огромный подземный дворец с большим количество древних сокровищ. Большинство гробниц пустует, а мумии из них определены в музеи страны.

Экспонатами города Луксор можно назвать все здания, сооружения и памятники. Ежегодно это место посещает около двух миллионов туристов. Долина царей (или Долина фараонов) хранит 64 саркофага, но для общего обозрения доступны не все. Гробницы постоянно реставрируют, все они схожи друг с другом планировкой и убранством, каждой присвоен номер. Нумерация производилась в порядке их обнаружения. Фотографировать здесь запрещено, потому что фотовспышки негативно влияют на древнюю краску.

Сокровища гробницы Тутанхамона


Тутанхамон (Тутанхатон) - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1333 - 1323 годах до н. э., из XVIII династии, муж одной из дочерей Эхнатона - знаменитого фараона-реформатора.

Кто были его родители, точно не установлено, но скорее всего он был внуком Аменхотепа III. Его право на трон определялось его женитьбой на Анхесенпаатон (позже носившей имя Анхесенамон), дочери Эхнатона и Нефертити. К моменту смерти Эхнатона Тутанхамону было всего девять лет, поэтому он находился под сильным влиянием престарелого «Отца Бога» – Эйе, который сделался его соправителем, пережил его и стал преемником на троне. Мало известный как фараон, Тутанхамон стал знаменит благодаря сенсационному открытию в 1922 его почти не потревоженной гробницы. В ней обнаружены тысячи различных предметов, включая позолоченную колесницу, сиденья, ложа, светильники, драгоценные украшения, одежду, письменные принадлежности и даже пучок волоc его бабки. Это открытие дало миру наиболее полное представление о великолепии древнеегипетского двора.

В правление Тутанхамона Египет постепенно восстанавливал свое международное влияние, пошатнувшееся в период правления фараона-реформатора. Благодаря полководцу Хоремхебу, который позже стал последним фараоном XVIII династии, Тутанхамон укрепил позиции Египта в Эфиопиии и Сирии. Его могло ожидать блистательное будущее, но он неожиданно умер, не оставив после себя наследника-сына.

Из-за внезапной смерти фараону не успели подготовить достойную гробницу, и поэтому Тутанхамон был похоронен в скромном склепе, вход в который со временем оказался скрыт под хижинами египетских рабочих, сооружавших поблизости гробницу для фараона XX династии Рамсеса VI (ум. 1137 до н. э.). Именно благодаря этому обстоятельству гробница Тутанхамона оказалась забыта и простояла нетронутой более трех тысяч лет, пока в 1922 году ее не обнаружила британская археологическая экспедиция во главе с Говардом Картером и лордом Корнарвоном - богатейшим английским аристократом, финансировавшим раскопки.

Гробница Тутанхамона стала одним из величайших археологических открытий 20 века. Восемнадцатилетний фараон был похоронен с фантастической роскошью: только на его спеленутой мумии размещалось 143 золотых предмета, сама же мумия хранилась в трех вставленных друг в друга саркофагах, последний из которых, длиной 1,85 м, был сделан из чистого золота. Кроме того, в гробнице были найдены царский трон, украшенный рельефными изображениями, статуэтки царя и его супруги, множество ритуальных сосудов, драгоценности, оружие, одежда и, наконец, великолепная золотая погребальная маска Тутанхамона, точно передающая черты лица молодого фараона.

При всей масштабности этой находки, ценность такого открытия, конечно, далеко превышает ценность найденного в гробнице золота: благодаря раскопкам Картера мы получили возможность убедиться в великолепии и сложности древнеегипетского погребального обряда, существенно пополнились наши представления о египетском заупокойном ритуале и масштабе государственного культа фараона. Благодаря сделанным находкам можно судить и о фантастическом уровне художественного ремесла, достигнутом в Египте.

Гробница

Гробница Тутанхамона расположена в Долине Царей, и это единственная почти не разграбленная гробница, дошедшая до учёных в первозданном виде, хотя её и вскрывали дважды гробничные воры. Она была обнаружена в 1922 году двумя англичанами - египтологом Говардом Картером (Howard Carter) и археологом-любителем лордом Карнарвоном. В гробнице сохранились многочисленные украшения, а также украшенный бирюзой саркофаг массой 110,4 кг из чистого золота с мумифицированным телом фараона.

В глазах историков Тутанхамон оставался малоизвестным второстепенным фараоном вплоть до начала XX века. Более того, даже высказывались сомнения в реальности его существования. Поэтому открытие гробницы Тутанхамона рассматривается в качестве величайшего события за всю историю археологии. Тем не менее, правление Тутанхамона действительно не отличилось ничем значительным, помимо отказа от атонизма. Говарду Картеру принадлежат следующие слова о молодом фараоне: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».

4 ноября 1922 был расчищен вход в гробницу, причём печати на дверях оказались нетронутыми, что вселяло серьёзные надежды на возможность совершения крупнейшего археологического открытия века. У входа в гробницу Рамсеса VI (строители усыпальницы этого Рамессида, видимо, засыпали путь в гробницу Тутанхамона, что объясняет её относительную сохранность) 26 ноября 1922 Картер и Карнарвон стали первыми за три тысячелетия людьми, спустившимися в гробницу (грабители, которые могли побывать в гробнице, очевидно, спускались в неё ещё во времена XX династии). После длительных раскопок 16 февраля 1923 Картер, наконец, спустился в погребальную камеру гробницы («Золотой чертог»), где находился сам саркофаг фараона. Среди утвари и прочих предметов, погребённых с фараоном, было обнаружено множество образцов искусства, носящих печать влияния искусства Амарнского периода. Владелец обнаруженных сокровищ, тогда ещё практически неизвестный юный правитель Египта, сразу же превратился в объект повышенного внимания, а феноменальное открытие не только сделало его имя общеизвестным, но и вызвало очередной всплеск обновлённого интереса ко всем следам египетской цивилизации в современном мире.

В своём недавнем пресс-релизе Захи Хавасс сообщил о том, что гробницу Тутанхамона в ближайшем времени закроют на реставрационные работы. Верховный совет по древностям совместно с институтом консервации Гетти - Getty Conservation Institute (GCI) осуществят проект по консервации гробницы. Проект планируется осуществить в пятилетний срок.

На стенах гробницы были замечены коричневые пятна, причина которых пока не выяснена, но ясно, что продолжение этого процесса может навсегда уничтожить уникальный памятник Древнего Египта.

Легенда о «проклятии фараона»

Лорд Джордж Карнарвон, финансировавший раскопки, умер 5 апреля 1923 в каирской гостинице «Континенталь» от воспаления лёгких, однако практически сразу возникли мистификации вокруг его смерти (говорилось даже о «заражении крови вследствие ранения бритвой» или «таинственного укуса москита»). В последующие годы пресса подогревала слухи о «проклятии фараонов», якобы приведшего к гибели первооткрывателей гробницы, насчитывая до 22 «жертв проклятия», 13 из которых непосредственно присутствовали при вскрытии гробницы. В их числе упоминались и такие крупные специалисты, как крупнейший американский египтолог профессор Джеймс Генри Брэстед, автор грамматики египетского языка сэр Алан Хендерсон Гардинер, профессор Норман де Гаррис Дэйвис.

Однако факты свидетельствуют о том, что доказательства «проклятия» были подогнаны для достижения газетной сенсации: абсолютное большинство участников экспедиции Картера достигли преклонного возраста, а средняя продолжительность их жизни составляет 74,4 года. Так, Дж. Г. Брэстеду было уже 70 лет, Н. Г. Дэйвису - 71, а А. Гардинеру - 84 года. Говард Картер, непосредственно руководивший всеми работами в гробнице, казалось бы, должен был пасть первой жертвой «проклятия фараона», однако он умер последним - в 1939 году в возрасте 66 лет. Одна из популярных теорий, пытающихся проанализировать гибель участников экспедиции, связывает её с грибком или другим микроорганизмом, находившимся в усыпальнице, что объясняет, в частности, тот факт, что первым умер астматик лорд Карнарвон.



Теперь, когда, подобно передней комнате, погребальный покой полностью освободили, можно было убрать доски, которыми загородили проход в сокровищницу, чтобы случайно чего-либо в ней не повредить при разборке огромных ковчегов. С того дня, 17 февраля 1923 г., когда Г. Картер впервые переступил порог и бегло ознакомился с ее содержимым, прошло почти четыре года.

Как уже говорилось, вход преграждала черная статуя бога-шакала Анубиса, возглавлявшего все похоронные обряды и обеспечивавшего посмертный покой усопшего. Изваянная из дерева и окрашенная черной смолой, настороженная фигура Анубиса, вытянув передние лапы, распростерлась и а позолоченной ковчегообразной подставке, стоявшей на носилках. Льняное покрывало, подвязанное под шеей, скрывало его туловище. На покрывале имеется дата - «7-й год правления Эхнатона». Внутри постамента находились всевозможные символы - фигуры, напоминающие начертания иероглифов, связанных с культом мертвых; статуэтки богов, а также воротники, скорее всего ритуальные.

Палетка для письма из слоновой кости, «письменный прибор» древних египтян, лежала у ног Анубиса, по всей видимости брошенная здесь грабителями. В шести вырезанных в ней овальных чашечках видны следы разноцветных красок. Изящными и четкими иероглифами вырезан текст: «Царская дочь Меритатон, возлюбленная и рожденная великой женой фараона Нефер-Неферу-Нефертити». Форма написания имени Нефертити показывает, что «алетка была, видимо, изготовлена между 6-м и 8-м годом правления Эхнатона. Меритатон - старшая его дочь, рано овдовевшая супруга Сменхкара. Палетка является еще одним доказательством родственных связей Тутанхамона с семьей царя-реформатора: Меритатон, его сводная сестра или племянница, быть может, подарила ему эту изящную вещицу с надписью, которая свидетельствует о том, что дочерей фараона обучали грамоте

"Сокровенная сокровищница" в том виде, в котором она впервые предстала взору Г. Картера.
Впереди на переносном ковчеге завернутая в пелены статуя Анубиса в
облике шакала, за ним - голова священной коровы Мехурет.
На заднем плане - ковчег с внутренностями Тутанхамона.
Слева - сундуки и модели судов.

За Анубисом, также обернутая в покровы, стояла голова священной коровы Мехурет, одно из воплощений богини Хатор, владычицы обители мертвых. Голова по крыта позолотой, рога сделаны из меди, а подставка - черная, олицетворяющая подземное царство, откуда поднимается Мехурет, освещенная на закате прощальными лучами солнца

Так же как в погребальном покое, в центре сокровищницы возвышался большой ковчег с канонами, опирающийся на поставленные по углам столбы Он имел 1,5 м в длину, 1,2 м в ширину и 1,95 м в высоту Таким образом, до потолка оставалось всего лишь 0,35 м Его плоская крыша была обшита золотом, а карниз венчали ряды инкрустированных уреев с солнечными дисками на головах Под ней находился собственно ковчег, также весь позолоченный и завершающийся наверху фризом из таких же уреев Широко раскинув руки, как бы обнимая его, со всех четырех сторон стояли позолоченные статуэтки богинь хранительниц Внутри деревянного помещался высеченный из одного куска алебастровый ковчег, поставленный на позолоченные деревянные носилки с серебряными ручками Он предназначался для сосудов с внутренними органами фараона, вынутыми при бальзамировании, - так называемых каноп. В гробнице Тутанхамона канопы заменили углублениями - отделе ниями, которые делили алебастровый ящик на четыре части Они были закрыты крышками из чуть-чуть желтоватого алебастра в виде головы Тутанхамона Глаза, брови, уреи обведены черной краской, что придает этим портретам необыкновенную живость Они несомненно вышли из мастерской незаурядного художника. Внутренности, спеленутые в виде мумий, уложили в маленькие золотые саркофаги, напоминающие по украшающим их орнаментам, выполненным в технике перегородчатой эмали, второй антропоидный гроб из ковчегов погребального покоя Каждый орган и соответственно каждое из четырех отделений, в которых они находились, посвя щались одному из четырех духов, именуемых сыновьями бога Гора, а они, в свою очередь, опекались четырьмя богинями хранительницами. Поэтому внутри гробиков начертаны обращенные к «им моления. Один из них с изображением богини Нефтиды был представлен на выставке в Советском Союзе.

По углам алебастрового ковчега горельефом изображены "богини-хранительницы с распростертыми руками, а на каждой стороне его начертаны магические формулы. Проложенные через золотые скобы шнуры с печатями царского некрополя, прикреплявшие крышку, оказались нетронутыми. Грабители не могли подступиться к ковчегу.

Любопытно, что твердо установленный погребальным ритуалом порядок при размещении богинь и опекаемых ими духов не то в спешке, не то по небрежности был нарушен.

У южной стены сокровищницы громоздились черные ларцы-всего двадцать два. В каждом из них находились одна или несколько статуэток фараона либо различных богов. Всего изображений Тутанхамона оказалось семь. Приведем краткое описание трех, привезенных в Москву и Ленинград. Все они деревянные и покрыты листовым золотом. Первая (Представляет царя в короне Нижнего Египта с посохом в одной руке и плетью - в другой, парная - в короне Верхнего Египта. Вторая статуэтка изображает Тутанхамона (также в коране Нижнего Египта) в челне из папируса (на это указывает зеленый цвет окраски) с копьем, которое он занес, чтобы поразить врага - гигантского бегемота или крокодила, воплощающих врагов бога Ра или Осириса. Сам Тутанхамон здесь олицетворяет солнечного бога-сокола Гора. Третья статуэтка представляет Тутанхамона стоящим на пантере с плетью и посохом в руках. Таких статуэток обнаружено две. Они связаны с какими-то мифологическими представлениями, неясными для нас. Вообще же эти изображения, как полагает Г. Картер, видимо, показывают фараона в его различных ипостасях в загробном мире. Они интересны не только для уяснения представлений египтян о «стране Запада» - Аменти, где, .как они считали, находилась обитель мертвых, но и как замечательные произведения искусства, воплотившие лучшие традиции искусства периода Амарны, о котором нам еще предстоит говорить.

Настоящая флотилия моделей судов всех размеров, типов и форм частично размещалась на черных ящиках со статуэтками, частично лежала у северной стены, куда была свалена грабителями. Еще несколько судов впоследствии нашли в кладовой. Здесь имелись баржи для сопровождения бога солнца Ра, когда он совершает свой ежедневный путь по небосводу, лодки для охоты на речных зверей и болотную дичь, суда для переправы через воды подземного мира. Эта коллекция - превосходное пособие для изучения кораблестроительного искусства древних египтян. Модели сделаны весьма тщательно и воспроизводят все детали настоящих судов. Ладья, показанная на выставке, по обводам и окраске несколько напоминает парусник и имеет два больших кормовых рулевых весла. Посредине палубы находится нечто вроде каюты или надстройки. По мнению Г. Картера, на таком судне успоший должен был совершать поездки в Абидос, центр культа Осириса, но, возможно, оно предназначалось для перевозки покойного на западный берег Нила, где находился некрополь.

С культом умершего и воскресшего бога Осириса - божества прорастающих хлебных злаков, с которым сопоставляли покойника, дабы он пробудился к новой жизни,- связан еще один предмет, найденный в углу помещения. Вырезанная по фигуре этого бога доска была выдолблена и заполнена илом с посеянным в нем зерном. Подобно тому как оно прорастает, должен был воскреснуть и умерший.


Один из четырёх антропоидных золтых гробиков для хранения внутренностей Тутанхмона

У северной стены сокровищницы разместили ларцы с драгоценностями и окрашенные белой краской сундуки. Здесь, больше всего похозяйничали грабители. Они сломали печати, вскрыли сундуки и шкатулки, наиболее ценные вещи похитили, а остальное разбросали. Нужно сказать, что в древнем Египте, как, впрочем, и в других странах древнего Востока, всевозможные укладки и ларцы заменяли наши шкафы и комоды и, подобно им, нередко богато украшались, представляя собой подлинные произведения искусства. Впрочем, и в Европе, особенно в прошлые века, всевозможные шкатулки также делались весьма разнообразными и затейливыми.

Из шести ларцов у северной стены четыре были изготовлены настоящими художниками-виртуозами. До статочно сказать, что мозаичный узор одного из них составлен из примерно сорока пяти тысяч элементов На крышке первого ларца, отделанного слоновой костью черным деревом и расцвеченного инкрустацией, имелась табличка с надписью: «Золотые украшения шествия в опочивальне Небхепрура (Тутанхамона)», Г. Картер высказывает предположение, что под «опочивальней» следует понимать «гробницу». В этом ларце оказались лишь кое-ка.кие мелкие украшения, а все наиболее ценное исчезло бесследно.

Другому ларцу придана необычная форма - овальная, в виде картуша. На его золотой крышке, также представляющей собой огромный картуш, крупными иероглифами, инкрустированными слоновой костью и черным деревом, вписаны имена Тутанхамона. Надпись с выгравированными на боках ларца именами и титулами фараона опоясывала его тремя полосами. Этот ларец также опустошен грабителями. В нем остались только обломки ювелирных украшений и несколько скипетров.

Остальные ларцы были почти полностью лишены своего первоначального содержимого. В них оказались либо вещи, явно хранившиеся прежде в других сундуках, либо то, что не прельстило воров. Только по табличкам с надписями на некоторых сундуках и шкатулках можно было предположить, что в них находилось. Так узнали, что украдено шестнадцать золотых или серебряных сосудов для притираний, золотые кольца, какие-то золотые украшения и другие ценные предметы - всего до шестидесяти процентов содержимого ларцов (по приблизительным подсчетам Г. Картера). Несколько серег, нагрудных украшений, ожерелье и кольцо- вот все, что осталось от ювелирных украшений. И вое же то немногое, что сохранилось, великолепно иллюстрирует совершенство техники древних мастеров, их изощренный вкус и изобретательность. В этом легко можно было убедиться при ознакомлении с образцами украшений, "представленными на выставке «Сокровища гробницы Тутанхамона». Композиция этих украшений обычно связана с государственным культом различных богов - прежде всего бога солнца Ра и бога луны, мудрости, письма и счета Тота в их многообразных ипостасях и символах. Видимо, им придавался какой-то ритуальный или магический смысл. Быть может, они должны были ограждать фараона от действия враждебных сил или сопоставлять его с тем или иным божеством, как, например, массивная золотая подвеска на широкой, тоже массивной цепи. Подвеска представляет собой солнечную ладью, на которой находится большой скарабей с диском солнца на голове. По краям ладьи - два урея, также увенчанные солнечными дисками. Между скарабеем уреями стоят иероглифы, обозначающие «жизнь», «постоянство», «красота». Звенья цепи составлены из скарабеев, перемежающихся с солнечными дисками и изображениями двух уреев. Завершается она фигурками двух коршунов. Застежка сделана в виде двух уреев. И подвеска и цепь богато и пестро расцвечены камнями - лазуритом, сердоликом, бирюзой, полевым шпатом, а также разноцветной смальтой.

На другой, близкой по стилю первой, столь же массивной подвеске, выполненной в той же технике, в центре композиции помещен сделанный из халцедона большой скарабей с распростертыми крыльями и лапами коршуна, которыми он сжимает иероглиф, обозначающий «вечность», и букет цветов. На крылья опирается ладья Тота с помещенным в ней символом этого бога - «левым глазом» - и двумя уреями по бокам. Над ними - лунный диск с изображением царя, стоящего между богами Тотом и Гором. Внизу прикреплены небольшие подвески в форме цветов и бутонов лотоса, раз деленных голубыми кружками.

Если обе эти подвески связаны в той или иной степени с религиозными верованиями или культом мертвых и, возможно, имеют, так сказать, значение официальное, то золотые серьги в виде утки с распростертыми крыльями, украшенные полудрагоценными камнями и цветной смальтой и выполненные техникой перегородчатой эмали, Тутанхамон, вероятно, просто носил в детстве. Как показало обследование мумии фараона, его уши были проколоты.


Разные знаки-иероглифы обозначают понятия "сила", "владычество", "жизнь".

К хвосту утки прикреплено пять ниток бус, завершающихся каплеобразными подвесками. На одном из дисков-застежек, сделанных в виде запонок, изображены фараон и два урея.


Подвеска из массивного золота, изображающая ладью бога солнца
в которой помещены скарабей и уреи

Среди оставленных ворами украшений были еще серьги - жесткие, оплошные и с подвесками; ожерелья-воротники из бус и нагрудники-пекторали, сходные с найденными на мумии Тутанхамона, но наиболее интересны царские регалии - два скипетра в виде крюков (изображающий их иероглиф означает «властвовать», «править») и две плети с тремя хвостами каждая И те и другие считались атрибутами Осириса. Возможно, происхождение этих знаков царского достоинства восходит к очень отдаленным временам, когда основу хозяйственной жизни составляло скотоводство, а посох и плеть были непременной принадлежностью вождя пастушеских племен. Примечательно, что на одной плети имя фараона выписано в его первоначальной форме: Тутанхатон, а на другой - в более поздней: Тутанхамон.

Первая плеть и один из посохов - он сделан из бронзы - были представлены на выставке в нашей стране.

Деревянные белые сундуки предназначались для богато украшенных парадных одежд, но, кроме пары сандалий и воротника из семи пронизей синих бусин, скрепленных золотыми перехватами, воры в них ничего не оставили.

Как уже говорилось, в сокровищнице была обнаружена палетка для письма, по-видимому подаренная ему Мериадтон. Здесь же находились и другие наборы письменных принадлежностей - его личная собственность. На одной палетке с красками и тростниковыми перьями-каламами, обитой листовым золотом, начертано, имя царя в ранней его форме - Тутанхатон. Это доказывает, что он пользовался ею либо в первые годы своего правления, либо даже до вступления на престол, еще в детстве, когда его обучали грамоте. Другая палетка - из слоновой кости,- очевидно, сделана позднее: во-первых в нанесенном на ней тексте упомянут Амон-Ра, что было немыслимо при господстве религии Атона; во-вторых, фараон назван Тутанхамоном.

Кроме палеток в «письменный прибор» входил футляр-ленал для тростниковых перьев, выполненный в виде полой колонны с капителью из стилизованных листьев пальмы (верхняя часть ее служила крышкой), а также инструмент из слоновой кости, служивший для разглаживания неровностей папируса.

Считалось, что покойник, принадлежавший при жизни к господствующим слоям общества, а тем более фараон, должен был располагать в загробном мире достаточным количеством слуг или рабов, которые обеспечивали бы ему такое же лишенное всяких забот существование, какое он имел при земном своем бытии.

Для этого в гробницу помещали статуэтки «ответчиков», или ущебти, получивших свое название от породы дерева, из которого их первоначально изготовляли. В шестой главе «Книги мертвых» говорится, что «когда человек обязан возделывать поля, орошать пастбища или переносить песок с востока на запад», то предстают ушебти, и «тогда говорят они: „Здесь я!"» - отсюда другое их название: «ответчики». Обычно они изображались с мотыгами или заступами в руках. Иногда же модели этих орудий труда, равно как модели всевозможных сосудов для воды, предназначенных для орошения полей царства мертвых, помещали отдельно. Так как ушебти служили для подмены умерших, то в лучших экземплярах стремились передать портретное сходство с теми, взамен кого они должны были трудиться, - в данном случае с Тутанхамоном. В этом легко можно было убедиться на выставке, где экспонировались две фигурки «ответчиков» - обе из кедрового дерева. Одна фигурка фараона изображена в полосатом головном платке, увенчанном уреем; платок, ожерелье и браслеты позолочены, глаза инкрустированы. Другая представлена в темном парике, позолоченных браслетах и воротнике.

На обеих ушебти начертаны отрывки из «Книги мертвых», а на ступенях первого ответчика, кроме того, написано: «Сделано царским писцом, военачальником Миннехтом, для владыки своего Осириса, фараона Неб-хепрура...» Было найдено шесть ушебти с его именем. Отсюда можно предположить, что при погребении фараона приближенные в качестве посмертного дара приносили ему подобные фигурки.

Всего в деревянных ящиках, куда их уложили, было обнаружено 413 статуэток «ответчиков» и 1866 моделей их орудии труда.


Модель саркофага, в котором находилсь антропоидные гробики
с семейными реликвиями Тутанхамона

Портретное сходство с Тутанхамоном придано и небольшой деревянной статуэтке, где он представлен на погребальном ложе в облике Осириса. (Статуэтка эта также демонстрировалась на выставке в Советском Союзе) Она лежала в продолговатом ящике Рядом с мумией царя, на голову которой надета маска, сидят две птицы: одна с лицом человека - душа Ба, другая - сокол, возможно бог Гор Надпись на ложе гласит, что поднесена эта статуэтка царским писцом, хранителем сокровищницы Май На самой фигурке имеется текст. «Снизойдя, матерь Нут, склонись надо мной и преврати меня в одну из бессмертных звезд, которые все в небе!» Нут - богиня неба

Что касается Маи который, как мы знаем из той же надписи, а также и из иных источников, помимо других своих должностей был еще «управителем строительных работ на Западе», т е. в некрополе, то именно он лет через одиннадцать после смерти Тутанхамона, уже в правление Хоремхеба, восстанавливал пострадавшую от грабителей гробницу фараона Тутмоса IV Поэтому вполне возможно, что иод его руководством спешно сооружалась усыпальнида Тутанхамона и он же приводил ее в порядок, хотя и довольно небрежно, после первого вторжения в нее воров, когда она была опечатана, проход между первыми двумя дверьми заполнен щебнем.

Дальше, у северной стены, Г. Картера ожидала находка, поныне заставляющая ломать головы историков и вдохновляющая их на различные, порой достаточно фантастические, гипотезы. На ящиках, в которых хранились статуэтки «ответчиков», лежал черный антропоидный гроб, опоясанный позолоченными полосами с начертанными на них магическими заклинаниями, обращенными к богам и духам-хранителям покойного. В длину он имел 0,75 м. Внутри него находился второй гроб - также деревянный, но целиком позолоченный и напоминающий по убранству гробы фараонов. В нем был третий маленький деревянный гробик, рядом с которым лежала вычеканенная из массивного золота статуэтка, изображающая фараона Аменхотепа III сидящим на земле. Ее (высота всего 5,4 см. На выставке в Москве и в Ленинграде она привлекала всеобщее внимание филигранностью и чистотой работы мастера, ее создавшего. На голове у фараона - парадный шлем, в правой руке - царские регалии: скипетр и плеть, левая - опущена на колено. К шее прикреплена цепочка, с помощью которой фигурка подвешивалась, как брелок. Статуэтка эта была завернута в погребальную пелену.

В третьем гробу помещался антропоидный четвертый гробик - всего лишь 12,5 см длиной. Он был также деревянный. На нем были начертаны титулатура и имя царицы Тип, а внутри лежала обернутая в полотне прядь каштановых волос. Предметы эти, особенно прядь волос, имеют характер интимный, семейный, а то, что их поместили в гробницу Тутанхамона, доказывает кровное родство его по прямой линии и с Аменхотепом III и с Тии. Вопрос только в том, приходились ли они родителями ему, или же были родителями отца его Эхнатона, что представляется более вероятным, если принять во внимание возраст молодого фараона при его вступлении на престол и продолжительность правления царя-еретика.

Но этим открытием, нарушающим обычные представления о традиционном «комплекте» погребального инвентаря, неожиданности не кончились. Рядом с антропоидным гробом в деревянном ящике лежали два маленьких антропоидных гробика, покрытых слоем блестящей черной смолы и опоясанных лентами позолоченных надписей, обращенных к богам, без указания имени покойного. В каждом из них оказался второй позолоченный гробик, где покоились мумии двух мертворожденных детей, очевидно, близнецов, отцом которых, по всей вероятности, был Тутанхамои.

Значительный интерес вызывают предметы, оставшиеся в почти пустом ларце, стоявшем рядом; это модели инструментов чрезвычайно малых размеров, всего 2,7 см в длину. Дело в том, что все они железные. Форма их разнообразна: два имеют вид ланцета, два - изогнутых слегка на конце резцов, остальные - долота различных типов. Предметы эти загадочны, потому что неяоно, какие представления или обряды были с ними связаны. Как уже говорилось, железо в Египте было тогда редкостью, и только этим обстоятельством, по мнению Г. Картера, можно объяснить присутствие их в гробнице.

В северо-западном углу сокровищницы стоял прислоненный к стене узорчатый футляр с тремя находившимися в нем составными луками. Футляр украшен рельефами, выдавленными на тонких листах золота, и мозаикой, для которой использовали такой требующий огромного искусства и терпения материал, как радужные крылья жуков. Но зато в сочетании с кусочками коры и кожи, а также с золотой фольгой составленный из них узор, передающий несколько схематизированно сцены охоты фараона на зверей пустыни, вызывает восхищение.

Кроме всего описанного выше в сокровищнице были свалены в кучу еще части двух охотничьих колесниц Среди них находился кнут с надписью: «Сын фараона, предводитель отряда, Тутмос». Кто был этот отпрыск царской семьи? Чей он был сын? Тутмоса IV? Аменхотепа III? И сколько ему было лет, если он еще не скончался в год погребения Тутанхамона? И почему принадлежащий ему бич попал в гробницу? Все эти вопросы еще ждут ответа.



Гробница Тутанхомона, спустя более трех тысяч лет дошедшая до нас практически в первозданном виде, считается одной из самых важных находок в археологии. С 1922 года, когда Говард Картер обнаружил захоронение в «Долине царей» возле Фив, малоизвестный Тутанхамон стал, пожалуй, самым знаменитым фараоном в истории. Внутри гробницы британцы Картер и лорд Карнарвон обнаружили многочисленные украшения, предметы обихода, мебель, произведения искусства той эпохи, а также золотой саркофаг весом более 110 килограмм с мумифицированным телом юного царя Древнего Египта.

Саркофаг Тутанхомона и сокровища из гробницы можно было увидеть на уникальной выставке в Берлине. Интересно? Тогда пойдемте внутрь.


Выставка «Тутанхамон. Его гробница и сокровища» (нем. Tutanchamun Sein Grab und die Schätze) расположилась на пространстве в 4 тысячи квадратных метров в Arena Berlin (Eichenstraße 4 12435 Berlin). Здесь же в прошлом году проходила международная конвенция татуировщиков.


На входе выдаются аудиогиды (доступные языки: немецкий, английский, французский и испанский), которые сопровождают посетителей во время нахождения на выставке. Материал познавательный, очень много разных тонкостей и деталей, слушал всё с большим интересом.


Еще не зайдя внутрь основной экспозиционной площади, мы окунулись в атмосферу Древнего Египта.


Розеттский камень - плита, найденная в конце XVIII века в Египте возле города Розетта. На нем выбит идентичный по смыслу текст на трех языках: двух древнеегипетских и греческом. Именно он послужил отправной точкой для расшифровки египетских иероглифов.


На входе гостей встречает статуя юного Тутанхамона.


Фараон из XVIII династии Нового царства правил около 9 лет, приблизительно с 1332 по 1323 годы до нашей эры (умер в 19-летнем возрасте).


Не дожив до своего 20-летнего возраста, Тутанхамон скончался (а может быть и был убит) и был захоронен в гробнице в «Долине царей» возле Фив.


26 ноября 1922 английский египтолог Говард Картер (Howard Carter) и археолог лорд Карнарвон стали первыми, кто более чем за три тысячи лет спустился в гробницу. Все артефакты были сфотографированы, пронумерованы и описаны.На выставке показывают два интересных фильма о том времени.


После чего посетителю предоставляется возможность своими глазами лицезреть сокровища гробницы.


Закономерно большая часть экспозиции отдана на описание усыпальницы фараона. Его мумия располагалась в трех вложенных друг в друга саркофагах. Два из них были из позолоченного дерева, а третий из чистого золота. Сами саркофаги были закрыты в четырёх позолоченных «шкафах», расположенных также друг в друге.


Также в гробнице было немало настенных рисунков, которые поведали специалистам о временах правления фараона.


Саркофаги, в которых хранилась мумия Тутанхамона, представлены отдельно.


Фараон восседал в тронном зале, а сам трон правителя был изготовлен из чистого золота. Находка и сегодня поражает воображение качеством изготовления и богатым убранством.


Несмотря на то, что на выставке представлены только воссозданные копии и нет ни одного оригинала, дух захватывает и создается впечатление, что ты действительно находишься в том времени и имеешь доступ к самому сокровенному и недоступному. Потрясающая выставка, великолепный проект.

- фараон XVIII династии Древнего Египта, правивший приблизительно в 1333 - 1323 годах до н. э. Сын фараона Эхнатона и его не идентифицированной сестры (мумия KV35YL) вступил на престол в 9-летнем возрасте. В первые годы за него правили престарелый царедворец Эйе - шурин Аменхотепа III , и полководец Хоремхеб . Жена Тутанхамона - третья дочь Эхнатона и прекрасной Нефертити царица Анхесенпаатон (позднее Анхесенамон), от которой имел двух мертворождённых младенцев, найденных в его гробнице.

Из текста большой стелы, воздвигнутой от его имени в главном храме Амона - Карнаке , известно, что он возвратился к культу прежних богов и вернул жрецам Амона все их права и достояние. Первые три года после вступления на престол и, видимо, под влиянием царицы Нефертити , Тутанхамон ещё продолжал пребывать вместе с двором в Ахетатоне. И только после смерти царицы Нефертити, сторонники прежней религии окончательно взяли верх. Примерно на 4-м году своего правления Тутанхатон изменил имя и стал отныне именоваться Тутанхамон, а царица Анхесенпаатон соответственно изменила своё имя на Анхесенамон.

Покинув Ахетатон, двор Тутанхамона не вернулся в Фивы, а обосновался в Мемфисе. Восстановив культ Амона и всех старых богов, Тутанхамон, культ Атона гонениям не подвергал. Изображения Солнца и Эхнатона сохранились нетронутыми, а в своих надписях Тутанхамон величает себя иногда "сыном Атона".

Возможно, что умиротворение внутри страны, достигнутое при юном царе его ближайшим окружением во главе с Эйе, способствовало некоторому упрочнению внешнего положения Египта. В правление Тутанхамона великий военначальник Хоремхеб, будущий фараон, одержал победу в Сирии, в связи с чем в Карнаке изобразили прибытие царского судна с сирийцем в клетке.

При Тутанхамоне велось усиленное строительство, восстанавливались запущенные и разрушенные при Эхнатоне святилища прежних богов. Но впоследствии Эйе и, особенно, Хоремхеб безжалостно стирали картуши Тутанхамона и узурпировали всё, что было при нём воздвигнуто.

После 10-летнего правления, не дожив и до 20 лет, что установлено путём анатомического исследования его мумии, Тутанхамон, видимо пораженный какой-то болезнью, скончался. Тутанхамон знаменит тем, что его гробница в "Долине царей" возле Фив, случайно оказалась почти нетронутой древними грабителями и сохранилась до наших дней. В ней среди погребальных принадлежностей и утвари, было обнаружено множество замечательных произведений искусства той эпохи. Благодаря этому, имя владельца этих сокровищ, ничем не примечательного юного египетского царя, стало сразу же широко известным.

В ней обнаружены тысячи различных предметов, включая позолоченную колесницу, сиденья, ложа, светильники, драгоценные украшения, одежду, письменные принадлежности и даже пучок волос его бабки. Это открытие дало миру наиболее полное представление о великолепии древнеегипетского двора.

Ввиду избрания царем Мемфиса своей фактической столицей, в некрополе Саккара были сооружены многочисленные гробницы вельмож, среди которых выделяются усыпальницы военачальника Хоремхеба, казначея и архитектора Майа, известные своей изящной рельефной декорировкой. В Фивах хорошо сохранилась гробница вельможи Хеви, который был в это время царским наместником Нубии.

Помимо реставрационных работ во многих святилищах, по приказу Тутанхамона была завершена отделка процессионной колоннады Аменхотепа III в Луксорском храме, построен небольшой храм Хорона в Гизе, в Нубии достроен гигантский храмовый комплекс Аменхотепа III, в Солебе, возведен храм Амона в Кава и святилище самого обожествленного Тутанхамона в Фарасе. Заупокойный храм царя, украшенный красивейшими полихромными песчаниковыми колоссами, находился в Фивах неподалеку от Мединет Абу. Позже храм был узурпирован преемниками царя - Эйе и Хоремхебом. Последний включал Тутанхамона в список еретиков, преданных забвению.

Десять лет царствует Тутанхамон, и десять лет супруга пытается подарить ему наследника, но безуспешно. Тутанхамон умирает молодым в 19 лет. Вдова же его, царица, дочь Нефертити Анхесенамон, обращается к правителю хеттов, заклятых врагов Египта, с просьбой прислать ей в мужья принца: «Супруг мой умер, а сына у меня нет». И хеттский правитель посылает одного из сыновей. Однако царевич по имени Цаннанцу погибает в пути при таинственных обстоятельствах. Анхесенамон выходит замуж за своего верховного сановника, визиря Эйе, ставшему благодаря этому фараоном. Возможно, именно Эйе и организовал убийство Цаннанцу. После смерти Эйе на трон сел главнокомандующий Хоремхеб, второй подозреваемый в убийстве хеттского царевича.



Статьи по теме: