Гробницу тутанхамона. Таинственные происшествия, связанные с гробницами фараонов

Гробницы правителей архаичного периода

В конце доисторических времен не было специальных мест для захоронений, мертвых хоронили обычно рядом с поселениями и деревнями. Их закапывали в землю недалеко от хижин.

С появлением медных инструментов и орудий груда обряду похорон и местам захоронений стали уделять больше внимания.

В Бадари (Верхний Египет) стенки могил стали выкладывать циновками, в отдельных могилах над телом умершего сооружали навес. Могилы, выложенные кирпичом и состоящие из нескольких помещений, появились впервые в культуре Негада.

После объединения северных и южных земель фараоны I и II династий стали специально подчеркивать свое богатство и власть. Они строили огромные гробницы, устраивали пышные похороны. Примеру фараонов следовали высокопоставленные вельможи. Археологи нашли и раскопали царские захоронения архаичного периода в Саккаре – «городе мертвых» первой столицы объединенного Египта – Мемфиса. Такие же могилы были найдены в Абидосе, в районе верхнеегипетского города Тхис. Согласно предположениям в Абидосе находились символические могилы и гробницы древних правителей. Обе части государства несмотря на то, что правил ими один фараон, были еще достаточно самостоятельными, поэтому фараона нужно было хоронить в двух местах – естественно, одно из захоронений было символическим.

«Город мертвых», как и город живых, располагался на границе пустыни и плодородной земли, даже гробницы напоминали своей формой жилые дома. Гробницы в Абидосе и Саккаре представляют два основных типа погребальных построек. Разница между ними хорошо видна на примере подлинной гробницы царицы Мернетх в Саккаре и ее символическим захоронением в Абидосе.

Постройки были массивными, имели глыбообраз ную форму, стены были гладкими, как это и принят на юге. Стояли они во дворе, который был обнесен стеной. Внутри гробницы находилось центрально погребальное помещение, вокруг которого могло располагаться несколько камер. В гробнице северного типа постройка была украшена плоскими лопатка ми с фигурными зубцами. Внутри гробницы усыпальницу фараона окружала сложная система камер и помещений. Примером такого типа погребальных построек может служить гробница в Саккаре, которая, как предполагают, принадлежит фараону Аха. Ее подземная часть была разделена на пять отдельных камер, в средней камере, вероятно, находилось тело фараона в деревянном саркофаге. В остальных помещениях могли находиться его личные вещи. Над погребальной камерой возвышалось кирпичное строение с 27 комнатами. В этих комнатах было сложено охотничье снаряжение, стояли сосуды с вином и блюда с едой, здесь же лежала прочая утварь, которая могла понадобиться фараону в загробной жизни. Внешнюю часть гробницы, ее надземное здание разделяли глубокие ниши. Оно было обнесено двумя низкими стенами. Возможно, что между внутренне стеной и восточной стеной гробницы находило место для жертвоприношений. Сюда родственники приносили подарки и продукты для обитателя могилы. Снаружи стены и само здание гробницы были украшены лепным орнаментом

Разумеется, четкой границы между этими двумя основными типами погребальных построек не существует. Гробница фараона Мени, объединившего страну, в Негаде тоже разделена столбами.

Планировка захоронений архаичного периода во многих случаях предопределяет планировку ансамблей гробниц и захоронений Древнего царства: Дорога восхождения вела к зданию гробницы, рядом с которым во дворе стоял жертвенный алтарь. Начиная с комплекса гробницы фараона Ка, последнего царя I династии, к этим элементам добавился еще один – молельня культа усопшего фараона.

Мастабы


В результате развития формы могил и усыпальниц правителей архаичных времен появились мастабы. Это самый ранний тип гробниц фараонов периода Древнего царства. Мастаба имеет форму усечённой пирамиды с несколькими помещениями внутри и подземной погребальной камерой.


Строили мастабы из необожженного кирпича.

Долина, расположенная за гробницей фараона Ментухотепа I, превратилась в постоянное место погребения фараонов. Расположенная рядом с ней другая долина стала местом захоронения членов царских семей и знати.

Страбон посетил Фивы и место захоронения фараонов, которое сегодня именуют Долиной царей.


Он писал, что в этой долине находятся скальные гробницы сорока египетских фараонов (на сегодняшний день нам известны 60 скальных гробниц египетских фараонов). Эти гробницы очень интересны, их стоит посмотреть. Как видно, уже во времена Римской империи эти памятники египетской архитектуры считались местами, привлекающими внимание и интерес путешественников. Естественно, уже тогда гробницы были давно ограблены, лишь немногие избежали этой участи. Напрасно вход в гробницу тщательно маскировали.


Тутмос I был первым египетским фараоном, которого похоронили в Долине царей. Гробницы первых фараонов XVIII династии относительно невелики; погребальная камера, в которой стоит саркофаг фараона, украшена столбами и имеет овальную форму. Как правило, путь через помещения делает хотя бы одно колено, а в некоторых случаях он строится по неправильной кривой. В более поздние времена гробницы стали более протяженными, и в конце XIX династии их планировка вновь стала линейной. Некоторые захоронения простирались под землей на сотни метров. Например, гробница царицы Хатшепсут имела длину 213 м и уходила на глубину 97 м. В конце гробницы находится погребальная камера с саркофагом.


Свод царских гробниц имел обычно цилиндрическую форму. Стены были украшены цветными барельефами и картинами. На них изображалась жизнь в загробном мире, путь усопшего, жизнь богов. Эти настенные росписи и барельефы являются прекрасными памятниками древнеегипетского изобразительного искусства. Гробница символизировала загробный мир, по которому каждую ночь путешествует Солнце. В силу этого каждое помещение, коридор гробницы имели свое собственное имя. В гробнице Рамсеса IX спуск назывался «первым коридором бога». Найденные в других усыпальницах глубокие шахты, вероятно, тоже имели отношение к этой системе символов. Согласно результатам новейших исследований эти шахты отождествлялись с той глубокой пещерой, над которой должна была проследовать ладья бога Солнца. Саркофаг фараона был сделан из чистого золота, из золота были сделаны и культовые предметы в погребальной комнате. Поэтому ее называли «золотым домом». Впрочем, такое название заслуживала вся царская гробница. В ней были собраны огромные сокровища. Если судить об этом по тем драгоценностям, которые были найдены в гробнице фараона Тутанхамона, маленькой в сравнении с другими гробницами, можно представить, какие сокровища хранили гробницы великих фараонов.

Спрямление внутренней планировки гробниц связано с усилением культа бога Солнца, первые такие гробницы были сооружены в Ахетатоне, столице фараона Эхнатона. Линейная планировка внутренних помещений служила для того, чтобы лучи Солнца могли проникнуть как можно дальше, достичь самых отдаленных уголков гробницы, погребальной камеры и саркофага фараона. Так как вход в гробницу был замурован, это имело чисто символическое значение.

Итак, фараоны Нового царства старались скрыть место своей гробницы. Но они не утратили веру в божественную силу пирамиды, просто ее роль была отведена горе, возвышавшейся над долиной. Продолжает жить и символика Солнца. Свои заупокойные храмы фараоны Нового царства строили вдали от своих гробниц, на границе пустыни и плодородной земли.

После того, как распалось Новое царство, правители Египта прекратили строить скальные гробницы в Фиванских горах. Фараоны, как ни старались замаскировать вход в свои могилы, грабители отыскивали его. Поэтому египетские цари, начиная с фараонов XXI династии, начали строить подземные погребальные камеры на территории храма Амона в новой столице Танисе. Эта территория считалась священной и была огорожена стеной. В Фивах одновременно возводили так называемые «дома Ка», по примеру древних символических гробниц фараонов в Абидосе.

Поскольку именно гробница была жилищем умершего, очень важно хотя бы в самых общих чертах ознакомиться с разными типами египетских гробниц. Они видоизменялись в зависимости от времени, отчасти места и главным образом в зависимости от общественного положения умершего.

Для времени Раннего и Древнего царств установлено высокое развитие культа умерших, но далеко не всех умерших - в основном царей и придворной знати (сначала в Тинисе, потом в Мемфисе), а иногда и местной знати (далеко от Мемфиса).

Гробницами фараонов были египетские пирамиды. Воздвигались они исключительно для того, чтобы служить последним убежищем для усопшего фараона. Иногда приходится слышать и даже читать, что возведение пирамид преследовало якобы какие-то другие, чуть ли не научные цели. Подобные утверждения, и это надо усиленно подчеркнуть, являются откровенным антинаучным вздором и относятся к той категории нелепых, ни на чем не основанных, якобы научных, а по сути дела фантастических измышлений, которые современный известный французский физик Пьер Оже назвал мифами. Эти современные мифы, как пишет Оже, "реально угрожают перейти в убежденность", лишенную всяких научных оснований. В первые месяцы 1973 г. в Москве демонстрировался прекрасно заснятый фильм ФРГ "Воспоминания о будущем". Дикторский текст к нему является наглядной, вполне конкретной иллюстрацией подобных мифов. Основная его идея заключалась в том, что монументальные, грандиозные памятники древних народов, в том числе египетские пирамиды, были воздвигнуты при помощи "пришельцев из космоса". К сожалению, эта нелепая, полностью опровергаемая наукой фантастика произвела некоторое впечатление на легковеров из числа публики.

Египетские пирамиды (имеются в виду так называемые большие пирамиды в Гизе) в древности вполне заслуженно считались одним из семи чудес света. Следует подчеркнуть, что "большие пирамиды" в Гизе - далеко не единственные пирамиды Египта. Пирамид много больше, но они не отличаются той грандиозностью, которая поражала человечество в прошлом и продолжает изумлять в наше время.

"Большие пирамиды" в Гизе - их три - построены фараонами IV династии. Самая большая пирамида - Хуфу {греч. форма имени Хеопс), за ней следует пирамида Хафра (греч. Хефрен), затем пирамида Менкаура (греч. Микерин). Представление о размерах пирамиды Хуфу дают следующие цифры: высота - 146 м, длина стороны основания - 230 м. На ее сооружение ушло 2 млн. камней, каждый весом 2,5 т (в среднем). Пирамида Хафра немного меньше, пирамида Менкаура значительно меньше первых двух.

Французский ученый Э. Ф. Жомар, один из первых европейских ученых, обследовавших пирамиды, так описывает свое впечатление от них: "Их вершины, виднеющиеся издалека, производят впечатление, сходное с тем, какое испытываешь при виде пирамидальных верхушек высоких гор, стремящихся и врезывающихся в небо. Чем ближе подходишь, тем впечатление слабее. Но в непосредственной близости от этих правильных громад оно сменяется другим - вы сражены неожиданностью, едва ступив на берег, вы чувствуете себя во власти другого настроения. У самого подножия пирамид вас охватывает острое могучее ощущение с примесью изумления и подавленности. Верхушка" и углы теряются из виду. Испытываемое чувство не есть восхищение перед созданием искусства, оно глубже. Оно навеяно величием и простотой форм, контрастом между человеком и огромностью труда его рук; глаз не в состоянии охватить его, мысль отказывается воспринять. Вот когда начинаешь проникаться всем величием этой громадной груды отесанных камней, нагроможденных в стройном порядке на баснословную высоту".

Многие другие выдающиеся люди в аналогичных выражениях отразили свои впечатления от пирамид. Обратимся, однако, к конкретным научным фактам.

В каждой из "больших пирамид" есть ходы, ведущие снизу в камеру, где покоился саркофаг с мумией царя. Расположение этих ходов и погребальных камер различное. Невозможно, да и не нужно, останавливаться здесь на архитектурном аспекте внутренних помещений пирамид, следует лишь подчеркнуть, что это - высшее проявление мастерства в каменотесном искусстве. Внутри "больших пирамид" в Гизе не обнаружено никаких надписей, скульптур и изображений. Во всех трех пирамидах были найдены пустые каменные саркофаги. Геродот (II, 124) сообщает, что "большая пирамида" Хеопса строилась беспрерывно в течение 20 лет и что на строительстве работало 100 тысяч человек, сменявшихся каждые три месяца. Современные подсчеты в какой-то степени подтверждают данные Геродота.

В ряде других пирамид также были найдены саркофаги. Древнейшая из известных нам пирамид - так называемая ступенчатая пирамида основателя III династии Джосера (первая половина III тысячелетия до н.э.), самая поздняя - пирамида фараона XIII династии Хенджера (XVIII в. до н.э.). Таким образом, царские гробницы в форме пирамид строились во времена Древнего и Среднего царств и были расположены либо в Нижнем Египте, либо в Среднем - в той его части, которая примыкает к Нижнему Египту. Это территории более или менее равнинного характера. Особо следует остановиться на пирамидах V и VI династий. Они замечательны тем, что на стенах их внутренних помещений начертаны заупокойные магические тексты, основной и единственной целью которых было обеспечение вечной, счастливой жизни фараону после его земной смерти. Это и есть так называемые "Тексты пирамид" (начертанные иероглифами, выкрашенными в зеленый цвет).

Каждая пирамида обязательно имела свой храм, в котором специально предназначенные для этой цели жрецы служили заупокойную службу по фараону, погребенному в пирамиде. У каждого пирамидного заупокойного комплекса.(собственно пирамида как гробница и принадлежащий ей заупокойный храм) было свое название.

Более подробные сведения по истории строительства пирамид содержатся в серии статей Л. Борхардта и К. Зете. До сих пор не разрешен вопрос о так называемых царских кенотафах времени Древнего царства. Чем объяснить. что основатель IV династии фараон Снофру построил себе целых три пирамиды? Основываясь на некоторых данных, "можно считать твердо установленным тот факт, что для ряда царей Древнего царства были возведены сооружения, на первый взгляд ничем не отличающиеся от гробниц, но предназначавшиеся не для фактического захоронения, а лишь для выполнения неких ритуальных действий, то есть ложные гробницы - кенотафы. Этот малопонятный обычай Н. М. Постовская объясняет связью с праздником хеб-сед, т. е. с царским 30-летним юбилеем. Эта точка зрения не получила всеобщего признания, но ряд моментов в ее мотивировке свидетельствует в ее пользу:

1) на основании- некоторых фактических данных можно допустить в принципе связь кенотафов и хеб-седа;

2) возведение царских кенотафов имело целью фиктивное погребение фиктивно убитого царя.

Независимо от проблемы кенотафов возникает вопрос о причинах столь грандиозных размеров пирамид именно во времена IV династии. Этот вопрос, конечно, тесно связан с внутриполитическими факторами, с максимальной централизацией государственного аппарата, с расцветом неограниченной власти фараона - без этого непременного условия повелители Египта того времени не были бы в состоянии поставить на службу интересам собственного заупокойного культа /столь большие материальные и людские ресурсы. Несомненно также, что и личное тщеславие фараона играло в этом, не последнюю роль. Фараоны имели привилегированное право выбирать форму и устанавливать размеры своих гробниц. Начиная с эпохи Нового царства пирамиды выходят из моды и заменяются грандиозными скальными гробницами, о которых речь пойдет ниже.

Знать во времена Древнего царства строила себе гробницы вблизи усыпальницы своего повелителя - окружая его при жизни, эта знать стремилась к близости к нему и после смерти. Таким образом, вблизи пирамид в Гизе образовались большие некрополи - кладбища сановников и вельмож. В науке эти гробницы известны под названием мастаба (араб. слово, означающее "скамья"). Эта "скамья" была кирпичной надстройкой над скрытым под поверхностью земли захоронением. Надстройка сооружалась иногда из плит известняка и имела форму прямоугольника, стены которого в верхней своей части были наклонены внутрь. Сверху этот прямоугольник был совершенно плоским. Именно его и назвали арабы Египта "скамьей". Под этой надстройкой, под землей, находилась погребальная камера с саркофагом. В камеру вела сверху вертикальная шахта глубиной от трех до тридцати метров - вход. В части надстройки, обращенной к востоку, в очень неглубокой нише сооружалась "ложная дверь" - якобы вход в мастаба. В этой нише был специальный плоский жертвенник, на который родственники умершего клали приношения и перед которым читали заупокойные молитвы. Этот "вечный дом" умершего мог иметь разные размеры - в зависимости от социального положения умерших и расположения к ним и их близким царя. В сердабе (специальном помещении) хранились скульптурные портреты умершего,. т. е. заместители мумии умершего на случай ее уничтожения или повреждения. Именно из этих сердабов происходят замечательные скульптурные портреты, являющиеся одним из сокровищ Каирского музея. Сердаб соединялся с другими помещениями гробницы лишь небольшим оконцем.

В некрополе в Саккаре, грандиозном кладбище времен VI династии, находится мастаба Мерерука, представляющая собой целую загробную квартиру умершего - в ней 31 помещение. Мерерук был везиром фараона VI династии, Тети первым после фараона человеком в государстве. Стены помещений расписаны цветными, художественно выполненными изображениями эпизодов из земной жизни умершего либо обстановки, в которой он находился. Например: Мерерук во время рыбной ловли, в небольшом челноке, поражающий рыбу специальным дротиком, его сопровождает, жена; сцена,. изображающая быков, переходящих канал; Мерерук в сопровождении жены на охоте в пустыне; животные пустыни; собака, кусающая антилопу; лев, пожирающий быка, и т. п. На других фресках Мерерук опять-таки в сопровождении жены наблюдает за работами, выполняемыми его людьми, например, за сооружением кровати с балдахином, постройкой судов и т. п. Тот же Мерерук наблюдает за палочной расправой над провинившимися старостами поселков и т. п. В эту же серию входит изображение поднесения заупокойных даров уже умершему Мереруку и т. д. Изображения в высшей степени реалистичные, без всякой мистики или фантастики.

Такого же стиля изображения покрывают стены помещений и многих мастаба некрополя в Саккаре - мастаба Ти, мастаба Птахотепа и т. д. - и не только в Саккаре, но и в Гизе и других местах. В совокупности эти изображения представляют собой высокохудожественную, необычайно богатую энциклопедию жизни фараоновской знати со времени Древнего царства. Необходимо добавить, что за истекшие тысячелетия яркие краски почти не поблекли.

Естественно, возникает вопрос: с какой целью наносились изображения? Ведь они обречены были пребывать в вечном мраке после того, как покойный помещен в гробницу, а вход в нее наглухо замурован. Для кого же создавались эти картинные галереи? Живущие были лишены возможности любоваться мастерством египетских живописцев своего времени.

Все эти шедевры египетского искусства времени Древнего царства предназначались для единственного обитателя гробницы - для самого умершего, точнее, для его ка. Но для него они были не просто произведениями искусства его современников - посредством магии и заупокойных молитв они как бы становились реальностью, оживали, и таким образом умерший и его ка и после смерти продолжали существовать, как при жизни. В этом, и только в этом, заключались цель и смысл создания бесценных для науки изображений. Это была удивительно целеустремленная и вместе с тем наивная попытка преодолеть смерть, добиться вечной жизни посредством магического восприятия мира.

Во всех гробницах Древнего царства доминируют реалистические изображения земной жизни. Это подтверждает сделанный ранее вывод, что загробная жизнь мыслилась как непосредственное продолжение земной и что это продолжение жизни представлялось возможным лишь при участии живых с их заботами об умерших, проявлявшимися в ритуале - в создании гробницы, в мумификации умершего, в строгом соблюдении его заупокойного культа. Но все это было доступно лишь элите, правившей страной под главенством фараона.

А что же можно сказать о широких массах народа, создававших пирамиды и мастаба для своих господ? Как они смотрели на загробную жизнь и каким образом намеревались ее себе обеспечить? Вполне понятно, что, не обладая ни средствами, ни практическими возможностями для сооружения "вечных домов", народ был вынужден придерживаться погребальных обычаев своих предков, обычаев, восходящих к глубочайшей древности, к тем временам, когда в доклассовом обществе долины Нила лишь наметились зачатки будущих классов. Практиковалось погребение в ямах, в песке, в эмбриональном положении, большей частью без саркофага или гроба, без мумификации. Этот способ погребения прослеживается в Гизе до времен V-VI династий, в Саккаре - приблизительно до конца VI династии, в провинции - до распада централизованной монархии Древнего царства. Этому способу погребения соответствовали представления, распространенные в древнейшие, доисторические времена, из которых развились представления о загробной жизни, характерные для владельцев мастаба эпохи Древнего царства.

Падение Древнего царства сего сверхцентрализацией власти в резиденции фараона сопровождалось глубокими сдвигами в духовной жизни египтян.

"Четыре века, отделяющие шестую династию от блестящей эпохи Среднего Царства, много значили в жизни египетского народа; он пережил за это время гораздо больше, чем сообщают скудные памятники, уцелевшие от промежуточной эпохи, полной смут... Распадение страны, война всех против всех, упадок центра и божественной власти фараонов, падение внешнего могущества и внутреннего благосостояния и порядка не могли не вызвать огромной работы мысли лучших людей и поставить перед ними вопросы, касающиеся самых разнообразных сторон окружающей действительности, Проблемы религиозного, политического, социального, этического характера волновали умы, искавшие ответов на свои недоумения и сомнения при виде постоянного несоответствия воспитанных веками представлений и идеалов с мрачной действительностью. На этой почве происходит развитие индивидуализма. Личность дорожит своим индивидуальным бессмертием, достигнув царских прерогатив за гробом". "Начиная с VII династии представления о загробной жизни демократизируются", - вполне правильно указывает Тураев. Сущность этой демократизации состояла в том, что теперь не только фараон, спавший вечным сном в своей пирамиде, не только его вельможная и сановная знать, погребенная в многочисленных мастаба, но и простые смертные претендуют на привилегии в потустороннем мире. Стали излишними объемистые гробницы типа мастаба, для обеспечения вечной жизни за гробом простой смертный довольствовался стелой - каменной плитой, на которой было написано все, что было нужно умершему в потустороннем мире. И не было уже необходимости в периодическом чтении этого текста кем-либо из живых. Текст сам по себе обеспечивал умершему и загробную жизнь, и материальное снабжение. Иначе говоря, технически культ умерших упростился.

На исходе эпохи Среднего царства пирамида, как форма царской гробницы, исчезает. Со времени Нового царства, когда столица и резиденция фараонов перемещаются в Фивы, царскими усыпальницами становятся так называемые скальные гробницы - длинные пещеры, вырубленные в скалах на западном берегу Нила, прямоугольные в сечении. В таких пещерах хоронили фараонов XVIII, XIX и XX династий. Стены усыпальниц были расписаны яркими, разноцветными фресками, воспроизводившими уже не реальную, земную жизнь фараона, а нереальный потусторонний мир, созданный фантазией жрецов. Тексты религиозно-магического содержания, сопровождающие фрески, должны были обеспечить умершему повелителю страны вечную, счастливую жизнь в потустороннем мире, в обществе богов. Уже в древности, когда Египет стали посещать греческие и римские туристы (маршрут их путешествий был приблизительно тот же: от Александрии вверх по Нилу)," были доступны для посещения шесть скальных гробниц фараонов. Французский египтолог Ж. Байэ обнаружил в них более двух тысяч греческих и латинских граффити с именами авторов и кратким описанием впечатлений от посещения гробниц. Половина граффити - из гробницы Рамсеса VI. Один из посетителей, некто Бесас, пишет о том, что гробница этого фараона превосходит остальные. Другой утверждает: "Тот, кто здесь не был, никогда ничего не видел; благословенны те, кто здесь побывал". Самыми большими из скальных гробниц являются гробница Рамсеса III (№ 11), гробница царицы Тауосрет (№ 14) и гробница Сети I (№ 17) (последнюю называют также именем Бельцони, итальянского археолога, открывшего ее). Гробница Сети I достигает в длину 100 м, остальные чуть короче.

Почему же царские скальные пирамиды вытеснили практику строительства пирамид? Прежде всего это объясняется чисто экономическими соображениями: строительство скальных гробниц требовало, несомненно, меньшей затраты средств и труда, чем строительство пирамид. Что же касается гарантий сохранности усыпальниц в неприкосновенности, то скальные гробницы служили не худшей защитой от разграбления, чем пирамиды. Следует также учитывать, что в эпоху Нового царства - время непрерывных военных походов египтян за пределы страны - каждый мужчина был более нужен в войске, чем на строительстве пирамид, сооружение же скальных гробниц было огромной экономией рабочей силы. Знать фараонов Нового царства, подражая своим повелителям, также начала воздвигать для себя небольшие скальные гробницы (например, гробницы номархов местности в Среднем Египте, известной в настоящее время под названием Бени-Хасан). Фараонов хоронили в мрачной, скалистой Долине царей (Би-бан-эль-Мулук), цариц - в такого же типа Долине цариц, вельмож и сановников - в Абд-эль-Курне и других близлежащих местах. Стены гробниц знати Нового царства расписаны эпизодами из земной жизни вельмож, столь же ценными для науки, как и мастаба Древнего царства.

Подчеркнем, что и в дальнейшем, в более поздние времена, гробницы продолжали занимать очень важное, чуть ли не первостепенное место в жизни египтян. Это, безусловно, свидетельствует о том, что убеждение египтян, будто ба и ка умершего имеют своим жилищем гробницу, оставалось непоколебленным. Прямое следствие этого - чисто ритуальный характер культа умерших, обусловленный представлением о загробной жизни как о подобии и продолжении жизни земной со всеми ее материальными повседневными нуждами. Этот характерный материальный аспект культа умерших, незыблемый на всем протяжении существования египетской религии, в качестве реликтового явления прослеживается и на первых порах христианства в Египте.

Рассмотрим воззрения египтян на загробную жизнь фараона и на средства ритуала, которые обеспечивали умершему царю вечную и счастливую жизнь за гробом. Во времена Древнего царства фараону, не просто человеку, а богочеловеку, естественно, была уготована более привилегированная участь в загробном мире, чем его некоронованным современникам. Поскольку фараон заключал в себе божественное и человеческое начала и поскольку умирало и предавалось погребению его человеческое естество, постольку заупокойный культ царя во многом походил на культ умерших представителей знати, лишенных божественного начала. Заботились прежде всего о материальном благополучии фараона после смерти. Эта забота проявлялась не только в сооружении для него вполне надежной и внешне импозантной гробницы (в которой тело умершего повелителя Египта считалось огражденным от всяких опасных случайностей не менее надежно, чем в пирамидах), но также в наиболее совершенных для того времени способах его мумификации, в погребальном инвентаре, который сопровождал фараона после смерти, в обрядах погребального ритуала, в заупокойных службах по фараону в заупокойном храме при той или иной пирамиде". Службы заключались в чтении особых магических текстов, долженствующих гарантировать умершему повелителю Египта вечную жизнь и вечную обеспеченность.

Уже в "Текстах пирамид" V и VI династий магические тексты обнаруживают две тенденции: с одной стороны, царственному покойнику гарантируется спокойное существование в его гробнице, с другой - его душе (ба) и его двойнику (ка) предоставляется возможность покинуть гробницу, сблизиться с великими богами и пребывать в их обществе в потустороннем мире. Эти две диаметрально противоположные, даже взаимоисключающие тенденции сосуществуют на протяжении всей истории египетской религии. Более того, с течением времени они сливаются в единое, внутренне противоречивое целое. В этом, конечно, нет никакой логики, но представления египтян о потусторонней жизни, как уже отмечалось, не та область, в которой плодотворны поиски последовательности. Первая тенденция, проявлявшаяся в ритуальных заботах о жизни умершего в гробнице, - древнейшая; постепенно на нее наслаиваются более поздние воззрения на судьбы ба и ка вне гробницы, в таинственных сферах потустороннего мира, в непосредственной близости к великим богам.

Убеждение, что человек после смерти продолжает существовать в самом месте своего погребения вызвало стремление предохранить тело от разрушения и привело к изобретению мумификации - консервации тела при сохранении его целостности. Это достигалось путем бинтования всех членов и торса пеленами ткани и практиковалось уже во времена II-IV династий. В "Текстах пирамид (Руr., § 739а-b) говорится: "Оберегай голову [умершего царя], чтобы она не распалась, собери кости [умершего царя], чтобы они не отделились". Бинтование останков и было реализацией этих пожеланий.

Впоследствии процесс мумификации осложнился удалением внутренностей из тела и использованием разных минеральных и растительных средств для сохранения тела. Высшей точки развития мумификация достигла во времена XVIII и XIX династий. Менялась и техника мумификации. Это подробно описано упомянутым Смитом в специальном томе Генерального каталога Каирского музея. Здесь уместно полностью привести слова Геродота (II, 86-88) о том, как производилась мумификация в его время: "Когда к ним (т. е. бальзамировщикам. - М. К.) приносят покойника, они показывают родственникам на выбор деревянные раскрашенные изображения покойников. При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования, примененный [при бальзамировании того], кого мне не подобает в данном случае называть по имени (Геродот имеет в виду Осириса. - М. К.). Затем они предлагают второй способ, более простой и дешевый и, наконец, третий - самый дешевый. Потом опрашивают [родных], за какую цену [и каким способом] те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, то родственники возвращаются домой, а мастера остаются и немедленно самым тщательным образом принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть - путем впрыскивания [растворяющих] снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают все брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене. Таким способом богачи бальзамируют своих покойников. Если родственникам из-за дороговизны [первого] приходится выбирать второй способ бальзамирования, то [мастера] поступают вот как. С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щелок на определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щелок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости. Затем тело возвращают [родным], больше уже ничего с ним не делая.

Третий способ бальзамирования, которым бальзамируют бедняков, вот какой. В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щелок на 70 дней. После этого тело возвращают родным".

Судя по дошедшим до нас мумиям, описание Геродота близко к действительности. Однако Геродот упустил две очень важные детали в процессе бальзамирования: во-первых, из тела удалялись все внутренние органы, кроме сердца. Удаленные внутренности помещались в четыре особых сосуда, известных в науке под названием "жатаопы". На юрышке каждого канопа было изображено божество из числа "детей Хора" - Амсет, Хапи, Дуамутеф и Кебехсенуф. Второй очень важный момент, не упомянутый Геродотом, - это искусственное высушивание тела, приемы которого не вполне ясны. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис, защитник и покровитель умерших, приготовивший мумию Осириса (Руr., § 1122с-d).

Практика мумификации сохранялась в Египте и после утверждения христианства; она прекратила свое существование только с вытеснением христианства исламом. Христианство, как религия, не предполагало сохранение тела умершего для вечной жизни, однако настойчивые увещевания христианского духовенства, адресованные пастве, не принесли плодов: население, привыкшее в течение столетий и даже тысячелетий к мумификации умерших, не хотело порывать с обычаями предков. Яркое свидетельство этого - сотни грубо" изготовленных мумий периода христианства в Египте. Очень важно отметить, что в древней христианской литературе "догмат о воскрешении умерших изложен техническими терминами, заимствованными из терминологии египетских бальзамировщиков". Это обстоятельство служит связующим звеном между египетскими воззрениями на загробную жизнь. и христианским догматом о воскрешении мертвых. Несомненно, что именно этот древний обычай мумификации в немалой степени способствовал высокому уровню египетской анатомии и покончил с предрассудком, довлевшим над греческими врачами, согласно которому вскрытие тел умерших считалось предосудительным.

Остановимся коротко на основных моментах заупокойного культа. Как уже неоднократно подчеркивалось, в основе культа лежали представления о том, что умерший после погребения продолжает жизнь, аналогичную земной, т. е. нуждается в жилище, еде, напитках и т. п., поэтому заупокойный культ прежде всего состоял в обеспечении умершим необходимых жизненных благ. Во времена Древнего царства фараон жаловал своим вельможам еще при жизни гробницу. Те, кто не удостаивался такой награды, строили себе гробницу на собственные средства. В начальный период Древнего царства умершего, обитавшего в гробнице, одаривали подношениями либо за счет его самого, либо за счет короны. Для материального обеспечения культа умерших были отведены специальные земельные участки, предназначенные для "кормления" умершего, а лица, выполнявшие функции "кормления", назывались "хем-ка" ("рабы ка"). Но очень скоро эта практика оказалась весьма убыточной и фактически дары в пользу умершего были заменены магической фикцией. В мастаба сановников времени Древнего царства обнаружены тексты, приглашающие посетителей некрополя воздержаться от нарушения ритуальной чистоты и активно помочь умершему заклинаниями и молитвами. Обобщенно содержание этих "обращений к живым", дошедших до нас от времени V и VI династий, сводится к перечисленным ниже пунктам:

1) посетитель некрополя не имеет права приближаться к гробнице, если он ритуально не чист - если он ел, например, запрещенную пищу;

2) посетитель не должен осквернять гробницу ритуально - в противном случае ему адресовывались угрозы умершего;

3) посетитель не должен наносить ущерб зданию гробницы, чтобы не навлечь на себя гнев умершего;

4) к посетителю было обращено увещевание прочесть текст жертвенной молитвы в пользу умершего; это магическое действо заменяло материальное подношение.

Обращения адресованы либо близким и родственникам умершего, либо лицам, более или менее случайно попавшим в некрополь, либо, наконец, лицам специального назначения, призванным соблюдать культ мертвых. Увещевание, адресованное "живым, пребывающим [еще] на земле", сопровождалось поощрением или угрозами со стороны умершего: умерший обещал живому заступничество перед божественными силами в случае благожелательного отношения к нему и угрозу "судиться" с ним перед "великим богом" или даже "свернуть ему шею" в противном случае, а также угрозу навлечь на него несчастье на земле. Таким образом, умерший по отношению к живым воспринимался не как пассивное, нейтральное существо, а как существо, способное причинить живым зло или, наоборот, оказаться им полезным.

Особое внимание уделено в этих текстах жертвенной молитве в пользу умершего, заменявшей материальные подношения (так называемая формула "хетеп ди несу" - "дар, даруемый царем"). Молитва была обращена к богам с тем, чтобы боги обеспечили умершего тем, что в ней перечислено. Существовало даже нечто вроде более или менее стандартного "меню" для умерших - список продовольственных и иных подношений: хлеб, пиво, быки, птица, разные виды одеяний и т. п. Чаще всего молитва была обращена к богу царства мертвых Осирису и богу Анубису. Заупокойная жертвенная молитва в интересах умершего произносилась от имени царя - полубога и неограниченного повелителя материальных ресурсов всех храмов. Подношения царя как существа, приближенного к богам, были угодны богам и поэтому эффективны. Так магическая фикция избавила египтян на многие столетия от непосильных материальных расходов на культ мертвых.

Огромное значение придавалось процедуре погребения, изменявшейся на протяжении столетий. Важное место в ней занимал обряд "отверзания уст и очей" (о нем упоминалось в связи с культом богов), смысл которого заключался в том, чтобы "оживить" мумию перед погребением, сообщить ей способность восприятия внешнего мира. Необходимо было примирить факт смерти с древнейшим, традиционным верованием, будто человек продолжает физиологически функционировать и после смерти. И здесь на помощь приходила магия. Обряд "отверзания уст и очей" состоял в том, что жрец прикасался к устам и глазам мумии сначала окровавленной ногой жертвенного быка, а затем двумя разными теслами и резцом скульптора, а также мешком с красным минералом. Магические действа сопровождались произнесением соответствующих слов. М. Э. Матье приводит интересное сравнение этого обряда с аналогичным обрядом племени пангве в Камеруне.

Существенный момент заупокойного культа - создание скульптурных портретов умерших и размещение их в сердабе. Делалось это, как уже отмечалось, на случай непредвиденного разрушения мумии - считалось, что в статуи могло переселиться ка умершего. Так "в Древнем Царстве возникает одно из важнейших достижений древнеегипетского искусства - скульптурный портрет".

Совокупность перечисленных обрядов и мероприятий составляла материальный аспект заупокойного культа. Но уже в очень древние времена у египтян возникло убеждение, что в могиле кроме бренных останков умершего было и нечто невидимое, составлявшее наряду с плотью сущность человека (представления о ка, ба и т. д.). Это нечто невидимое стремилось вырваться из гробницы в загробный мир, который, в представлении египтян, был в значительной мере отражением мира земного. В потустороннем мире умершему угрожали те же опасности, что и на земле: змеи, крокодилы, голод, ужасы и даже окончательное уничтожение. Как же избежать всего этого и комфортабельно, навечно устроиться в потустороннем мире? На помощь опять-таки приходила всемогущая магия, совершенным знанием которой должен был обладать умерший. Помочь ему обрести это знание обязаны были живые. Именно они в лице наиболее компетентных своих представителей снабжали умершего соответствующими магическими текстами, которые служили путеводителями в потустороннем мире.

Таким образом, магически-религиозный ритуал (прежде всего ритуал, а не представления этического порядка) играл решающую роль не только в материальной "жизни" умершего в гробнице, но и в его странствиях в загробном мире.

Поездка в Египет – это превосходная возможность совместить пляжный отдых с посещением достопримечательностей. Долина Фараонов – это место, которое должен посетить каждый гость Египта. Именно там находятся знаменитые во всем мире гробницы древних правителей Египта – Тутанхамона и Нефертити. В день эти памятники посещает несколько тысяч человек, ведь пирамиды считаются символом Египта.

Пирамиды на протяжении многих веков притягивали к себе внимание путешественников, туристов, грабителей, и вот сейчас туристов.

Фараоны Древнего Египта сооружали себе гробницы ещё при жизни. Египтяне верили, что только если сохранить тело умершего, дух его сможет жить и после смерти. Для этого они мумифицировали тела: извлекали внутренние органы, заполняя полость солями и оборачивая тело льняными пеленами. Мумию хоронили вместе с драгоценностями, одеждой, едой и прочей утварью.

Гробницы фараонов помещались внутри пирамид, возвышающихся над всем на земле.

Первая пирамида достигала 60 метров и была построена фараону Джосеру. Она состояла из шести громадных ступеней, кверху пропорционально уменьшавшихся. Пирамида Джосера входила в комплекс площадью 1500 кв. метров, включавший в себя также огромное количество алтарей, храмов и гробниц родственников и вельмож царя.

Не только гробницей фараона были великие пирамиды – это были также и места захоронения величайших сокровищ, которые правители готовили для будущей загробной жизни.

Это-то и привлекало к пирамидам множество грабителей. Уже четыре тысячи лет назад появились специалисты по ограблению пирамид, имеющих отличную систему защиты и всевозможные ловушки и лабиринты, в которых навечно оставались многие из покушавшихся. Однако страсть к обогащению была выше страха смертельного наказания и чести упокоиться в гробнице самого фараона, многие проникновения были удачными. Поэтому до нашего времени и не дошло большинство из сокрытых в пирамидах сокровищ. Лишь некоторые гробницы остались нетронутыми до наших дней.

В 1922 году была открыта гробница Тутанхамона . Это была единственная гробница Долины Царей , найденная почти в первозданном виде.

Она была просто переполнена украшениями и золотом. Это и сыграло главную роль, что незначительный исторически фараон стал в наши дни одной из самых знаменитых фигур Древнего Египта. Даже археолог Говард Картер, открывший его гробницу, сказал, что «Единственным событием жизни Тутанхамона были его смерть и погребение».

В первой же комнате были кресла, покрытые искуснейшими мельчайшими вставками из самоцветов, золота, серебра и слоновой кости; кровати, обитые золотом; золотые колесницы, луки, перчатки для стрельбы и колчан со стрелами; великолепные ларцы с царской одеждой и украшениями; красивейшие каменные сосуды. Стояли и ящики с пищей, сосуды с давно высохшим вином.

В следующих комнатах также находились изумительные произведения древнеегипетского искусства.


Мумия фараона была обнаружена нетронутой и заключенной в три саркофага. Первый саркофаг был из позолоченного дерева, второй – также, но ещё с вкраплениями стеклянной блестящей массы, а третий – из цельного золота.

В высоту саркофаг достигает почти два метра, вес его – двести килограмм чистого золота.

– шедевр мирового ювелирного искусства, инкрустированный бирюзой, ляпис-лазурью и сердоликом.

Посреди саркофага лежал маленький веночек сухих цветов – видимо, положенный супругой юного фараона.

Мумия Тутанхамона была извлечена из саркофага и детально обследована учеными-медиками, установившими, как фараон выглядел при жизни. Рост его был не более 168 сантиметров. Череп был широкий, с удлиненной макушкой и оттянутой назад затылочной частью, что свойственно всем членам его семьи. Во время смерти Тутанхамону было от 18 до 20 лет.

Рентгеновские снимки, полученные около тридцати лет назад, говорили о сенсации: у самого основания черепа фараона ясно просматривалось отверстие. Появились предположения, что Тутанхамон погиб от удара по голове. Но в 2005 году египетскими учеными была проведена компьютерная томография, опровергнувшая эти подозрения и доказывающая, что юный фараон скончался от осложненного инфекцией не излеченного перелома голени.

Недавно же итальянские ученые выдвинули третью гипотезу, предположив, что Тутанхамон умер от заражения крови, развившегося после полученной травмы колена от удара мечом.

Великолепен , сделанный из дерева, богато украшенного инкрустациями из камней, стекла, разноцветного фаянса и обшитый литым золотом. Ножки трона выполнены в форме львиных лап, ручки – свившиеся в кольцо крылатые змеи.

Сзади спинки трона изображен рельеф водяных птиц и папирусов. А спереди находится инкрустированное изображение фараона и жены его.

В настоящее время сокровища Тутанхамона, найденные в его гробнице, выставлены в Каире в Египетском музее. Площадь, которую они занимают, равна футбольному полю и состоит из десяти залов.

Проклятие гробниц

Еще в 19 веке, при расшифровке древнеегипетских текстов, европейцам стало известно о том, что древние египтяне накладывали специальные заклятья на гробницы. Вспомнили об этом только после открытия гробницы Тутанхамона...

У дверей царской усыпальницы стояли две статуи черных стражей с позолоченными головами. По всем признакам, в гробнице уже кто-то был, сокровища были переворошены, но, вероятно, ничего так и не унесено за пределы пирамиды. Что случилось с грабителями, и грабители ли тут были, остается загадкой, ведь прошла с этого проникновения ни одна тысяча лет.

После вскрытия гробницы Картером произошла серия смертей. Спустя всего несколько месяцев умирает один из руководителей поисков гробницы – Карнарвон. За ним на тот свет отправляются его брат, друзья, сиделка. Двадцать одна жертва связывается именно с проклятием гробницы Тутанхамона .

В конце 50-х годов было выдвинуто предположение, что причиной этих смертей явился вирус гистоплазмозис, находившийся в помете летучих мышей, которым не составило бы проблемы проникать внутрь гробницы через проломы, оставленные древними грабителями. Но это предположение отвергли, так как первый лаз многовековой давности, примерно в то же время был и засыпан.

Были известны и более ранние случаи мести фараонов.

  • Врач Ост-Индской компании, похитил в Фивах в 1805 году две мумии. Сошел с ума через год.
  • Швед Ф.Лидман, во время путешествий по Египту, собрал большую коллекцию награбленных из гробниц предметов. Коллекция сгорела перед отправкой домой.
  • Русский исследователь В.П.Красовский участвовал в раскопках пирамиды. Все египетские рабочие, помогавшие ему, умерли. Погиб в автомобильной катастрофе его коллега англичанин Кокрофт. А сам Красовский умер в 1914 году, описывая перед смертью, как его мучила «душа» оскверненной им пирамиды.
    Предположения по смерти Красовского и рабочих были следующими: лучевая болезнь, развившаяся из-за того, что пирамида оказалась, сложена из радиоактивного гранита. Возможно, автокатастрофа Кокрофта просто опередила его неминуемую близкую смерть от лучевой болезни.
  • Последней известной жертвой «проклятия фараонов» считается египетский археолог М.З.Гонейм, который в 1952-54 годах вскрыл и исследовал пирамиду фараона Сехемхета, наследника и сына Джосера - первого строителя пирамид. При расчистке подземного хода обвалился один из каменных блоков потолка, похоронив под собой рабочего. А 19957 году и сам Гонейм трагически погиб.

А сколько неизвестных нам случаев, произошедших с обычными грабителями, проникающими в гробницы на свой страх и риск!

Но из поколения в поколение передаются правила о святости мест захоронения. А в странах Востока любое богатое захоронение защищали от осквернения особенно…

Современные реалии древнеегипетских гробниц

Кто не желает соприкоснуться с многовековой историей! Но сами экспонаты подвергаются опасности разрушения. Дыхание огромного количества народа наряду с плохой вентиляцией становится причиной повреждения бесценных фресок, украшений и декора в гробницах. Влажности и грибок постепенно разъедают и сами стены усыпальниц.

Действующее управление по делам древностей Египта хоть с большим опозданием, но начинает устанавливать новые вентиляционные системы. Ограничивается время посещения пирамид. Некоторые гробницы закрыты от экскурсий. Эти вынужденные меры должны привести к улучшению состояния и микроклимата усыпальниц.

Нет никакой необходимости осматривать гробницы одну за другой – они очень похожи как по архитектуре, так и по оформлению.

Закрыта для посетителей Великая пирамида Хеопса в Гизах, а также гробница Нефертари, жены Рамсеса II, знаменитая роскошными по красоте настенными расписями, и некоторые другие памятники.

Недавно открыта после реставрации гробница Хоремхеба, выстроенная в египетской Долине царей . Высокая влажность и температура угрожали бесценным фрескам гробницы и потребовали соответствующих мер по защите.

Лилия Юрканис
для женского журнала сайт

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал обязательна

Тутанхамон (Тутанхатон) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1333 — 1323 годах до н. э., из XVIII династии.

Муж третьей дочери Эхнатона Анхесенамон, по-видимому, брат Семнехкара. Вступил на престол в 10-летнем возрасте. За него правили престарелый царедворец Эйе и полководец Хоремхеб.

Возврат к старым богам

Из текста большой стелы, воздвигнутой им, а вернее от его имени, в главном храме Амона — Карнаке, известно, что он возвратился к культу прежних богов и вернул жрецам Амона все их права и достояние. Правда, реставрация произошла не сразу. Первые три года после вступления на престол и, видимо, под влиянием Нефертити, Тутанхатон ещё продолжал пребывать вместе с двором в Ахетатоне. И только после смерти царицы Нефертити, сторонники прежней религии окончательно взяли верх. Не позже 4-го года своего правления Тутанхатон (прав. Тут-анах-Йати, «Живое подобие Атона») изменил имя и стал отныне именоваться Тутанхамон (прав. Тут-анах-Амана, «Живое подобие Амона»), а царица Анхесенпаатон (прав. Анхас-на-па-Йати, «Живет она для Атона») соответственно изменила своё имя на Анхесенамон (прав. Анхас-н-Амана, «Живет она для Амона»). Одно из второстепенных имён фараона провозглашало его «Удовлетворяющим богов».

Умиротворение двух религий одновременно

Однако, покинув Ахетатон, двор Тутанхамона, тем не менее, не вернулся в Фивы, а обосновался в Мемфисе. Конечно, Тутанхамон наезжал в свою южную столицу. Известно, что он участвовал там, в главном городском празднестве Амона, но постоянным местопребыванием фараона стал, видимо, Мемфис. Восстановив культ Амона и всех прочих старых богов, Тутанхамон, тем не менее, культ Атона гонениям не подвергал. Храм Солнца ещё в 9-ом году царствования Тутанхамона владел виноградниками. Изображения Солнца и Эхнатона сохранились нетронутыми, а в своих надписях Тутанхамон величает себя иногда «сыном Атона».

Внешняя политика

Возможно, что умиротворение внутри страны, достигнутое при юном царе его ближайшим окружением во главе с Эйе, способствовало некоторому упрочнению внешнего положения Египта. Видимо, в правление Тутанхамона великий военачальник Хоремхеб, будущий фараон, одержал победу в Сирии, в связи с чем, в Карнаке изобразили прибытие царского судна с сирийцем в клетке. Возможно, в это же царствование велись успешные военные действия в Нубии. Во всяком случае, от имени Тутанхамона утверждали, что он обогащал храмы из своей военной добычи. Из надписи в гробнице наместника Нубии Аменхотепа (сокращенно Хаи) известно, что несколько сирийских племён регулярно выплачивали дань. Поступали подати и из Нубии, где, впрочем, власть Египта не ослабевала даже при Эхнатоне.

При Тутанхамоне велось усиленное строительство, восстанавливались запущенные и разрушенные при Эхнатоне святилища прежних богов. Не только в Египте, но и в Куше (Нубии) обнаружены следы его деятельности; например, храмы в Каве (Гемпаатоне) и в Фарасе. Богам посвящаются новые изваяния. Но впоследствии Эйе и особенно Хоремхеб безжалостно стирали картуши Тутанхамона и узурпировали всё, что было при нём воздвигнуто.

После 9-летнего правления, не дожив и до 20 лет, что установлено путём анатомического исследования его мумии, Тутанхамон, видимо пораженный какой-то болезнью, скончался. Позднейший известный нам год его правления 9-ый. Хотя, возможно, упоминается и 14-ый год.

Тутанхамон знаменит тем, что его гробница в «Долине царей» возле Фив, случайно оказалась почти нетронутой древними грабителями и сохранилась до наших дней. В ней среди погребальных принадлежностей и утвари, было обнаружено множество замечательных произведений искусства той эпохи. Благодаря этому, имя владельца этих сокровищ, ничем не примечательного юного египетского царя, стало сразу же широко известным.

В ней обнаружены тысячи различных предметов, включая позолоченную колесницу, сиденья, ложа, светильники, драгоценные украшения, одежду, письменные принадлежности и даже пучок волос его бабки. Это открытие дало миру наиболее полное представление о великолепии древнеегипетского двора.

Ввиду избрания царем Мемфиса своей фактической столицей, в некрополе Саккара были сооружены многочисленные гробницы вельмож, среди которых выделяются усыпальницы военачальника Хоремхеба, казначея и архитектора Майа, известные своей изящной рельефной декорировкой. В Фивах хорошо сохранилась гробница вельможи Хеви, который был в это время царским наместником Нубии.

Помимо реставрационных работ во многих святилищах, по приказу Тутанхамона была завершена отделка процессионной колоннады Аменхотепа III в Луксорском храме, построен небольшой храм Хорона в Гизе; в Нубии — достроен гигантский храмовый комплекс Аменхотепа III в Солебе, возведен храм Амона в Кава и святилище самого обожествленного Тутанхамона в Фарасе. Заупокойный храм царя, украшенный красивейшими полихромными песчаниковыми колоссами, находился в Фивах неподалеку от Мединет Абу; позже храм был узурпирован преемниками царя — Эйе и Хоремхебом (последний включал Тутанхамона в список еретиков, преданных забвению).

Обстоятельства гибели

Тутанхамон — фараон Нового царства, умерший в самом раннем возрасте. На момент смерти ему исполнилось 19 лет. Столь ранняя смерть фараона долгое время считалась достаточным основанием для того, чтобы считать её неестественной. Из этого следовало, что Тутанхамон мог быть убит по приказу собственного регента Эйе, ставшего после смерти Тутанхамона новым фараоном. Исследования, проведённые в 2005, выдвинули на первый план предположения о смерти Тутанхамона в результате травмы (открытый перелом ноги). Однако более новые исследования, результаты которых были обнародованы в феврале 2010 г., свидетельствуют, что Тутанхамон умер, скорее всего, «от тяжёлой осложнённой формы малярии, возбудители которой были обнаружены в его теле в ходе ДНК-анализов». Этот вывод подтверждает и наличие в гробнице Тутанхамона лекарственных снадобий для лечения малярии.

8 марта 2005 ведущий египетский египтолог Захи Хавасс, руководивший исследованием, огласил результаты обследования мумии Тутанхамона. За 15 минут при помощи КТ Siemens SOMATOM® Emotion 6 было получено свыше 1700 трёхмерных изображений мумии, которые развеяли большинство устоявшихся мнений относительно смерти юного фараона. Следов черепно-мозговой травмы найдено не было, а прореха в черепе, очевидно, была результатом действий жрецов-парасхитов, обрабатывающих мумию. Были опровергнуты также результаты предыдущих рентгеновских исследований тела фараона, приписывающих ему тяжёлую степень сколиоза. Череп фараона несколько удлинён, что подтверждает его родственную связь с Эхнатоном и противоречит предположениям о подверженности последнего синдрому Марфана.

17 февраля 2010 Захи Хавасс и министр культуры Египта Фарук Хосни обнародовали результаты исследований, которые проходили в 2007—2009 гг. и заключались в комбинированном ДНК-анализе и радиологическом исследовании мумий. Целью было изучение родственных связей фараонов и определение возможных генетических патологий. Главный вывод состоит в том, что отцом Тутанхамона совершенно точно был Эхнатон, матерью — родная сестра Эхнатона, чья мумия известна в научной среде под номером KV35YV и имя которой до сих пор неизвестно, а бабушкой была царица Тия, супруга Аменхотепа III и мать Эхнатона. Также исследователи установили, что в семье были генетические заболевания, в частности, некоторые её представители, в том числе и Тутанхамон, страдали болезнью Кёлера (некроз костей стоп, вызванный нарушением кровоснабжения). В то же время синдрома Марфана, гинекомастии и других генетических отклонений, которые могли спровоцировать «женские» очертания фигур у правителей той эпохи, в XVIII династии не было.

Время смерти установлено исходя из того факта, что на шею мумии был надет венок из цветущих васильков и ромашек. Следовательно, похороны состоялись в марте-апреле (когда цветут эти цветы), а поскольку процесс мумификации длился 70 дней, то смерть должна была наступить в декабре-январе. В Египте это время — разгар охотничьего сезона, отсюда сделано предположение, что причиной смертельной травмы послужило падение с колесницы во время охоты. Среди других недугов фараона также имелись волчья пасть (врожденное незаращение твёрдого неба и верхней челюсти) и косолапость.

Гробница Тутанхамона

Гробница Тутанхамона (объект KV62) расположена в Долине Царей, и это единственная почти не разграбленная гробница, дошедшая до учёных в первозданном виде, хотя её и вскрывали дважды гробничные воры. Она была обнаружена в 1922 году двумя англичанами — египтологом Говардом Картером (Howard Carter) и археологом-любителем лордом Карнарвоном. В гробнице сохранились многочисленные украшения, а также украшенный бирюзой саркофаг массой 110,4 кг из чистого золота с мумифицированным телом фараона.

В глазах историков Тутанхамон оставался малоизвестным второстепенным фараоном вплоть до начала XX века. Более того, даже высказывались сомнения в реальности его существования. Поэтому открытие гробницы Тутанхамона рассматривается в качестве величайшего события за всю историю археологии. Тем не менее, правление Тутанхамона действительно не отличилось ничем значительным, помимо отказа от атонизма. Говарду Картеру принадлежат следующие слова о молодом фараоне: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».

4 ноября 1922 был расчищен вход в гробницу KV62, причём печати на дверях оказались нетронутыми, что вселяло серьёзные надежды на возможность совершения крупнейшего археологического открытия века. У входа в гробницу Рамсеса VI (строители усыпальницы этого Рамессида, видимо, засыпали путь в гробницу Тутанхамона, что объясняет её относительную сохранность). 26 ноября 1922 Картер и Карнарвон стали первыми за три тысячелетия людьми, спустившимися в гробницу (грабители, которые могли побывать в гробнице, очевидно, спускались в неё ещё во времена XX династии). После длительных раскопок 16 февраля 1923 Картер, наконец, спустился в погребальную камеру гробницы («Золотой чертог»), где находился сам саркофаг фараона. Среди утвари и прочих предметов, погребённых с фараоном, было обнаружено множество образцов искусства, носящих печать влияния искусства Амарнского периода. Владелец обнаруженных сокровищ, тогда ещё практически неизвестный юный правитель Египта, сразу же превратился в объект повышенного внимания, а феноменальное открытие не только сделало его имя общеизвестным, но и вызвало очередной всплеск обновлённого интереса ко всем следам египетской цивилизации в современном мире.

В своём недавнем пресс-релизе Захи Хавасс сообщил о том, что гробницу Тутанхамона в ближайшем времени закроют на реставрационные работы. Верховный совет по древностям совместно с институтом консервации Гетти — Getty Conservation Institute (GCI) осуществят проект по консервации гробницы. Проект планируется осуществить в пятилетний срок.

На стенах гробницы были замечены коричневые пятна, причина которых пока не выяснена, но ясно, что продолжение этого процесса может навсегда уничтожить уникальный памятник Древнего Египта.

Легенда о «проклятии фараона»

Лорд Джордж Карнарвон, финансировавший раскопки, умер 5 апреля 1923 в каирской гостинице «Континенталь» от воспаления лёгких, однако практически сразу возникли мистификации вокруг его смерти (говорилось даже о «заражении крови вследствие ранения бритвой» или «таинственного укуса москита»). В последующие годы пресса подогревала слухи о «проклятии фараонов», якобы приведшего к гибели первооткрывателей гробницы, насчитывая до 22 «жертв проклятия», 13 из которых непосредственно присутствовали при вскрытии гробницы. В их числе упоминались и такие крупные специалисты, как крупнейший американский египтолог профессор Джеймс Генри Брэстед, автор грамматики египетского языка сэр Алан Хендерсон Гардинер, профессор Норман де Гаррис Дэйвис.

Однако факты свидетельствуют о том, что доказательства «проклятия» были подогнаны для достижения газетной сенсации: абсолютное большинство участников экспедиции Картера достигли преклонного возраста, а средняя продолжительность их жизни составляет 74,4 года. Так, Дж. Г. Брэстеду было уже 70 лет, Н. Г. Дэйвису — 71, а А. Гардинеру — 84 года. Говард Картер, непосредственно руководивший всеми работами в гробнице, казалось бы, должен был пасть первой жертвой «проклятия фараона», однако он умер последним — в 1939 году в возрасте 66 лет. Одна из популярных теорий, пытающихся проанализировать гибель участников экспедиции, связывает её с грибком или другим микроорганизмом, находившимся в усыпальнице, что объясняет, в частности, тот факт, что первым умер астматик лорд Карнарвон.

Значение обнаруженной учёными целой и невредимой гробницы древнеегипетского фараона Тутанхамона настолько велико для исторической науки и культуры, что Тутанхамон и всё, что с ним связано, давно превратилось в настоящий бренд. Особый интерес вызывают, разумеется, найденные в захоронении древнего правителя сокровища, в первую очередь его саркофаг. Правда, с саркофагом Тутанхамона в представлениях широкой общественности возникла и до сих пор сохраняется путаница и заблуждение.

Незаметность – лучшее качество гробницы фараона

Прежде всего, нужно разобраться, в чём причина уникальности самой гробницы фараона Тутанхамона. Так как сам по себе в истории Древнего Египта этот правитель не оставил глубокого следа – правил всего несколько лет, умер в совсем юном возрасте, никаких подвигов, завоеваний, государственных свершений натворить элементарно не успел. Однако Тутанхамону, видимо, крупно повезло с людьми, которые отвечали за организацию его похорон. Подавляющее большинство людей полагают, что самыми лучшими гробницами фараонов были самые известные, грандиозные и роскошные – то есть знаменитые пирамиды. Однако не стоит путать внешний вид гробницы и её функциональное предназначение.

Для древних египтян жизнь после смерти играла ещё большую роль, чем непосредственная жизнь, поэтому сохранность тела человека и присутствие с ним различных магических амулетов и предметов «первой необходимости» было основным условием комфортного существования в загробном мире. Но так сложилось, что знаменитые пирамиды фараонов привлекали к себе внимание грабителей на протяжении тысячелетий, в результате чего все эти погребения были разграблены и в них не сохранилось практически ничего (нередко остаются лишь мумии, но зачастую исчезают и они).

А вот гробница Тутанхамона была устроена таким образом, что за несколько тысячелетий грабители до неё не добрались, попросту не нашли. Поэтому когда в 1922 году английскими археологами была обнаружена потайная и скромная по размерам и внешнему виду гробница Тутанхамона, внутренняя обстановка которой, с большим количеством произведений искусства и драгоценностей, была в том же виде, в каком её замуровали в XIV веке до нашей эры, это стало уникальным событием. Кстати, все учёные сходятся во мнении, что по древнеегипетским понятиям гробница Тутанхамона была скромной, даже бедной, захоронение проводилось в спешке и чуть ли не с небрежностью. Поэтому остаётся только гадать, какими же сокровищами были наделены гробницы великих фараонов, которые готовились к переходу в мир иной десятилетиями.

Саркофаг это не гроб

Когда говорят о саркофаге Тутанхамона, то почти всегда имеют в виду ставшие культовыми фотографии позолоченного ритуального портрета фараона. На самом деле называть эти фотографии фотографиями саркофага является ошибкой, а с точки зрения учёных так и вовсе признак вопиющей безграмотности. Саркофагом Тутанхамона является, как в случаях и со всеми другими захоронениями фараонов, древнеегипетских вельмож, а также знатных людей других цивилизаций древности, от Ближнего Востока до Италии, каменная гробница, общими контурами повторяющая очертания гроба, помещённого внутри него.

В случае с ситуация следующая: лишь в 1924 году, через полтора года после обнаружения входа в гробницу, была найдена и вскрыта погребальная камера, в которой находился большой, занимающий основную часть помещения, деревянный ящик, обитый листовым золотом и покрытый ритуальными иероглифами и изображениями. Внутри этого ящика и был непосредственно каменный саркофаг Тутанхамона, а уже в самом саркофаге находились три гроба по принципу матрёшки, один в другом. Два внешних гроба были деревянными с золотыми элементами и инкрустированными драгоценными камнями. А третий, наиболее скромный по размеру, гроб был выполнен из чистого золота, общий вес которого составил около 100 килограммов и содержал в себе непосредственно мумию Тутанхамона, анализ которой учёными предоставил науке большое количество интересной информации. Вот этот третий золотой гроб и изображён на всех фотографиях, именно он и стал для обывателей всего мира визитной карточкой не только этого конкретного фараона, но и всей цивилизации древнего Египта в целом. Именно этот золотой гроб и называют совершенно неправомерно саркофагом, хотя от самого саркофага его, как уже ясно, отделяют ещё два гроба. Этот золотой гроб находится в Египетском музее в Каире, тогда как истинный каменный саркофаг Тутанхамона в 2007 году был возвращён на своё законное место в гробницу в Долине Фараонов.

Александр Бабицкий




Статьи по теме: