Урок Обучение грамоте (чтение) Тема: Буквы К, к, обозначающие согласные звуки,. Цель: познакомить учащихся с буквой Кк. План -конспект урока по обучению грамоте " Согласная буква К" Работа со звуковыми схемами

Урок обучения грамоте

Образовательная программа «Школа России».

Тема урока : «Согласные звуки [ к ] и [ к’ ], буквы К, к»

Цель урока : Познакомить учащихся с буквой К и со звуками, которые обозначает эта буква.

Задачи урока:

    Образовательные:

Сформировать у учащихся чёткий образ буквы К;

Продолжать работу по словообразованию.

    Развивающие:

Развивать речь, фонетический слух;

Развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;

Развивать внимание, логическое и вариативное мышление, память;

Развивать монологическую речь учащихся.

    Воспитательные:

Воспитывать культуру общения, положительное отношение к чтению.

Оборудование :

    компьютер, интерактивная доска;

    учебник « Азбука» 1 класс;

    карточки букв, картинки домиков;

    лента букв.

Ход урока

1 .Включение в учебную деятельность .

Посмотрите на ленту букв. Назовите буквы, с которыми мы уже познакомились на уроках обучения грамоте.

а, о, у,ы, и,н, с

Игра « Буква заблудилась».

К доске выйдут 7 человек, все получают карточки с буквами. На доске два домика – синий и красный.

Жили – были буквы. (Буквы представляются). Была хорошая погода и все буквы отправились на прогулку. Но вдруг солнышко спряталось, закапал

дождик и буквы побежали в домики .(дети ставят букву в нужный домик)

Давайте проверим, правильно ли они нашли свой домик?

Назовите буквы, которые живут в красном домике. Какие они – гласные или согласные? Почему?

Какие буквы живут в синем домике? Почему?

2. Постановка целей и определение темы урока.

Послушайте стихотворение:

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил.

Назовите звук, который чаще всего слышали в стихотворении. ([ к])

Это звук гласный или согласный?

Догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке.

3. Работа по теме урока.

1) Знакомство со звуками [ к ] и [ к’ ].

Всё правильно, сегодня будем говорить о согласном звуке [ к ].

А сейчас ещё кое – что узнаем об этом звуке.

Послушайте загадку:

Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьёт,

Ну конечно это - …(кот).

Интерактивная доска (электронное приложение)- изображение кота.

Кот

Звуко- буквенный анализ слова кот.

А теперь послушайте другую загадку:

Вроде рыба, вроде нет –

Шлёт фонтанам всем привет.

На волнах весь день лежит

Чудо – юдо – рыба…..(кит).

Интерактивная доска (электронное приложение)- изображение кита.

Кит – Какой звук [ к ] – твёрдый или мягкий? Почему?

Звуко- буквенный анализ слова кит.

Подведём итог. Какой же звук [ к ]?

(Звук [ к ] – согласный, бывает твёрдый и мягкий, а ещё глухой).

2) Работа в группах.

Задание I ряда: назвать слова,где звук [ к’ ] в начале. (кит, кедр, кирпич, киска, кёрлинг)

Задание II [ к ] в начале. (кот, каша, книга, комета, курица, ком)

Задание III ряда: назвать слова, где звук [ к ] в конце. (ток, чайник, рюкзак, сок, башмак)

4 . Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

5. Продолжение работы по теме урока.

1)Знакомство с буквами К, к.

Согласные звуки [ к ] и [ к’ ] обозначаются буквой К. (Интерактивная доска (электронное приложение)-показ буквы).

На прямую палочку

Справа села галочка.

Так поныне и сидит –

Буквой К на нас глядит.

Интерактивная доска (электронное приложение).

2)Чтение слогов с буквой к по « цепочке».

ка ак

ко ок

ку ук

ки ик

Интерактивная доска

3)Чтение слов

кони косит Никита

кино коса Антон

Почему слова последнего столбика написаны с заглавной буквы? (имена, отчества, фамилии людей пишутся с большой буквы)

Найдите среди напечатанных слов многозначное слово. (коса)

Что значит многозначное слово? Какие значения имеет слово – коса?

(многозначное слово – это слово, которое имеет много значений; коса –причёска у девочки, коса – инструмент, которым косят траву)

4) Работа по учебнику.

Учебник « Азбука» с.49.

Кто изображён на рисунке? Чем заняты мальчики? Как они одеты? Почему летом нужно на голову надевать панаму? Что может случиться с мальчиком, у которого нет головного убора?

Для чего в летнее время в деревнях косят траву, сушат, складывают в стога и копны? (копна – небольшой округлый стог сена)

Чтение рассказа.

Поставьте друг другу вопросы по рассказу.

Повторное чтение рассказа.

6. Подведение итогов урока .

С какой новой буквой познакомились?

Какой звук обозначает?

Что запомнилось на уроке?

Тема урока «Звуки [ k ]-[к ], буквы К, к.

Цель : ознакомить с буквами К, к и звуками [к], [к];

Задачи : повторить изученные звуки и буквы; формировать навыки чтения; способствовать развитию фонематического слуха.

Оборудование : мультимедийный проектор, сигнальные карточки, готовые звуковые схемы слов.

Ход занятия

    Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Сели все красиво, стройно

И ведем себя достойно.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, как мы умеем работать на уроке и чему мы научились за такой короткий срок пребывания в школе. Сегодня каждому из вас предоставляется возможность заработать медальончик, то есть пополнить ваш баланс. Медальончики получат самые активные и дисциплинированные.

2. Объяснение новой темы.

Тему сегодняшнего урока я пока держу в секрете. Я думаю, вы мне сами назовете ее по ходу урока. А пока давайте попробуем отгадать загадки.

В цирке он смешнее всех.

У него – большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся.

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это? (Космонавт)

2 Все моря и океан

Покорил наш... (Капитан)

Он в автобусе сидит

И внимательно следит,

Чтоб у всех билеты были,

Чтоб купить их не забыли.

(Кондуктор.)

Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки. Что обозначают все эти слова?

Что еще интересного заметили в словах – отгадках?

………………………………..

Все названия этих профессий начинаются на звук [ к].

Давайте еще раз проговорим эти слова.

А как выдумаете, почему я взяла такие названия профессий?

………………………………….

Правильно, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся со звуком [к ], и буквами обозначающими этот звук. Давайте еще раз произнесем этот звук.

Какой он?

Почему так думаете?

Воздух изо рта выходит несвободно, встречает преграду.

Ребята, звуки [к], обозначается буквами К, к.

Давайте посмотрим, действительно в названиях профессий есть эти буквы?

(Еще раз читают слова)

Во всех этих словах звук [к] какой?

Твердый.

А как вы думаете, звук [к] имеет мягкий вариант.? Приведите пример.

Правильно, этот звук бывает и твердым, и мягким.

Ребята, звуки [к], [к ] обозначаются буквами К, к.

Я хочу проверить, все ли умеют различать твердый звук от мягкого.

    Работа по закреплению новой темы.

Поиграем с вами игру, которая называется «Мягкий-твердый».

На партах лежат сигнальные карточки. Одна сторона карточки синего цвета, а другая – зеленого. Я буду называть слова, если звук [к] слышится твердо, то вы показываете синий цвет, а если мягко, то – зеленый цвет.

Кот, кит, каток, кедр, крот, кино, кенгуру, клоун. Слайд 3

Молодцы, ребята! С этим заданием мы легко справились с вами.
- А кто из вас запомнил: какое слово было последнее?

Правильно. Давайте поговорим о профессии клоуна.

Кого мы видим на экране?

Кто такой клоун? Чем он занимается?

Давайте посмотрим в словаре Ожегова значение данного слова.

(Один ученик на доске пишет слова, клоун, кепка магнитными буквами, а другой нарисует схемы данных слов).

    Физкультминутка.

    Словарная работа.

Краткая история российской клоунады.

Ребята, 26 августа день рождение советского, а ныне российского цирка. В этом году исполнилось 93 года нашему цирку. За время его существования в России возникла целая плеяда знаменитых клоунов. Слайд 5

Михаил Румянцев – выдающийся советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России. Изначально Румянцев появляется на публике в образе Чарли Чаплина, но вскоре решил отказаться от этого образа. Придумал себе сценический псевдоним – Карандаш и начал работу над своим образом. Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах.

Никулин Юрий Владимирович – советский и российский актер, артистцирка. Он народный артист СССР. Он снялся более чем в 40 фильмах. На цирковой арене у мел смешить людей как никто. В Москве и ныне есть цирк, который носит имя Юрия Никулина.

Попов Олег Константинович – советский клоун и актер. Известен широкой публике по образу "Солнечного клоуна". В конце 1980‑х Олег Попов уехал из России. Живет в Германии под Нюрнбергом.

Вывод: Клоун смешной, забавный, жизнерадостный, находчивый, умный, веселый, игривый. …

    Развитие навыков чтения.

Чтение слогов.

КА, КО, КУ, КИ, КЭ

Вывод: Согласный, который стоит перед и смягчается.

Составление слов из слогов.

(мак, сани, Ники, кино, лото, кулак)

Куда падает ударение?

Чтение парных слов.

кости-кисти

ослик – слоник

лото – локти

такса - такси

Вывод: согласный звук, который стоит перед и смягчается.

Чтение текста.

- Сколько предложений в этом тексте?

Прочитайте слово, где звук [к ] мягкий.

Прочитайте слова, где звук [ к] твердый.

    Обобщение по теме урока.

    Подведение итогов урока.

Обучение грамоте. Чтение.

Тема урока:

«Буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к`].».
Учитель высшей категории

Кашлева Е. С.
ГКС(К)ОУ «Калужская школа-интернат № 1 VII вида».

Учитель Кашлева Е. С.

Урок Обучение грамоте (чтение)

Тема: Буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к`].

Цель: познакомить учащихся с буквой Кк , чтение слогов и слов с этой буквой.

Задачи: 1) формирование фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза;

2) развитие и коррекция зрительного восприятия и узнавания, развитие речи;

3) воспитание положительной учебной мотивации через занимательный характер уроков.

Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные: задавать вопросы, отыскивать причины явлений, учиться давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности.
Коммуникативные: учиться точному построению предложений по заданной теме, сотрудничеству с учителем и другими учениками при выполнении заданий.
Личностные результаты: принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.
Оборудование: ИД (интерактивная доска), изученные буквы, разрезанные на насколько частей, схемы для анализа слов,
Ход урока:
Оргмомент.
Артикуляционная разминка:

Хомячок

Лошадка
Актуализация опорных знаний.

Узнай букву. Назови.

На доске буквы, разрезанные на несколько частей. Дети выходят к доске, складывают букву и называют её.

Группировка. Используется ИД.

На экране буквы: И, О, Н, С, А, У, ы.

Прочитайте. Разделите эти буквы на 2 группы. Объясните, почему так разделили.

Назовите гласные буквы. Почему они так называются?

Назовите согласные буквы. Почему они так называются?
Чтение слогов и слов с изученными буквами. ИД.
- Гласные и согласные дружат и получаются слоги и слова. Давайте их прочитаем.
Работа по теме.
Речевая разминка.

Как поет кукушка?

Как кричит петух?

Как зовём кошку?
- Какие звуки называли первыми?
- Как вы думаете, что будем изучать сегодня на уроке? (Букву К).
- Чему буем учиться? (Читать слоги с буквой К, находить звуки к и к в словах, составлять рассказ по картинке).
Выделение звуков из слов. Используется ИД. Диск «Обучение грамоте».
Отгадайте загадки:
Очень ласковый и чистый,

Лапой моется пушистой.

Если пустит когти в ход –

Страшный зверь – домашний …(кот).

Он в море ест и в море спит,

Всю жизнь в воде проводит …(кит).
Проводится аналогичная работа.

На экране появляется картинка. Дети выполняют анализ слова, составляют схему и выделяют первый звук в слове. Дают ему характеристику.
Знакомство с буквой.

Вы уже знаете, что каждый звук обозначается буквой. Предположите, какой буквой обозначаются согласные звуки к и к.

Правильно. Буквой К, к.
На что похожа буква.

На ИД появляются картинки. Учитель читает текст.

Игры на узнавание буквы к и звуков [к] и ]к"].

1) Посмотрите внимательно на свою парту и назовите предметы, в названиях которых есть буква К .

Книга, карандаши, азбука, линейка и др.

2) Моделирование.

Сложите букву из карандашей.
3) «Собери корзину». Используется ИД.
- Хозяйка с корзинкой с базара пришла,

Хозяйка в корзинке домой принесла…

Посмотрите на экран и скажите одним словом, что принесла в корзинке хозяйка? (Овощи).

Но принесла она не все овощи, а только те, в названиях которых есть буква К. (Дети выходят к доске и «кладут» в корзинку нужные овощи).
4) Чтение слогов с буквой К. Используется диск «Обучение грамоте».
Работа с учебником с 48.

Рассмотрите иллюстрацию. К какой сказке эта иллюстрация? (Кот в сапогах).

Знаете, кто написал эту сказку?

Шарль Перро, французский писатель. На экране появляется его портрет.
- А еще он написал и другие сказки. Узнайте по обложкам книг, какие?

На экране ИД появляются обложки книг, и дети их называют: «Красная Шапочка», «Золушка».
Работа по иллюстрации.
- Что делают люди на картинке? (Косят траву.)

Чем косят траву?

Как называются эти люди? (косари).

Как называется время, когда косят траву? (сенокос).

Как вы думаете, о чём разговаривают косари и Кот в сапогах?

Кто едет в карете? Почему вы так думаете?
- Найдите и назовите на картинке слова, в названиях которых есть буква К .

Составьте по картинке рассказ.
Рефлексия.
- С какой буквой познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
- Дайте звукам характеристику.
- Что понравилось на уроке?
- Что вызвало затруднения?
- Над чем надо ещё поработать?
- Оцените свою работу и настроение на уроке. На ИД появляются смайлики без улыбки. Дети по очереди выходят к доске и рисуют настроение.



Спасибо! Урок окончен.


страница 1

Мария Сироткина
Урок обучения грамоте «Звук [о]. Буквы О, о»

Урок обучения грамоте .

Тема : Звук [о] . Буквы О ,о.

Цель :

Цель : познакомить учащихся с гласным звуком [о] и способом его обозначения на письме с помощью букв О , о.

Задачи :

Совершенствование умения выделять звуки в словах ;

Проведение звукового и звукобуквенного анализа ;

Развивать связанную речь учащихся;

Развитие памяти.

Воспитание интереса к книге;

1. Орг. момент.

Урок обучения грамоте .

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок ?

Все ль на месте?

Всё ль в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

2. Повторение.

На какие группы делятся звуки ?

Чем отличаются звук от буквы ?

Какие звуки называются гласными ?

С какими гласными звуками мы уже познакомились?

Игра «покажи букву »

Я буду называть слова. А вы с помощью вееров должны показать букву гласного звука , которая есть в этом слове.

Суп гусь мама

Лак рак куст

3. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и научимся обозначать его буквами .

К нам пришел гость. А кто он вы узнаете, когда выполните задание.

Посмотрите на доску. В пустые окошки под картинками надо вписать первую букву слов и тогда мы узнаем, кто пришел к нам в гости.

Кто изображен на первой картинке (оса)

С какого звука начинается это слово?

Я пишу букву О

Что изображено на второй картинке? (Стол)

С какого звука начинается это слово?

Я пишу букву С

Что изображено на следующей картинке? (лопата)

С какого звука начинается это слово?

Я пишу букву Л

Посмотрите на эту картинку?

Что это? (игла)

С какого звука начинается (И)

И последнее слово. Это. (кот)

С какого звука начинается ?

МОЛОДЕЦ!

Из какой сказки этот ослик? («Приключения Винни Пуха» ) слайд2

Как его зовут?

А каких еще героев этой сказки вы знаете?

Вспомните, пожалуйста, что Сова подарила ослику Иа на день рождения.

Как вы думаете. что сказал ослик, когда увидел свой хвост?

А что мог сказать Винни Пух когда упал, после неудачной попытки добыть мед?

С какого звука начинается слово ОХ ?

Давайте произнесем этот звук все вместе о-о-о

Посмотрите ребята, что изображено на рисунках. Какой одинаковый звук в словах ? 3 слайд

А может кто-то из вас уже догадался, с каким звуком мы сегодня познакомимся на уроке ? 4слайд

Произнесите звук .

Он согласный или гласный?

Почему вы так считаете?

А сейчас мы проверим кто из вас самый внимательный?

Я прочитаю вам рассказ, а вы должны запомнить как можно больше слов со звуком [о] . 5 слайд

Ослиный огород.

Решил осёл огород завести. Посадил овощи, сел и ждёт, когда они вырастут. А ему говорят :

Огород-то поливать надо!

Взял ослик ведро и давай бегом воду из озера носить. Носил, носил, устал да и сел отдохнуть. А рядом кот на солнышке грелся.

Чего ты мучаешься? – говорит. – посади свой огород в овраге, там всегда мокро! Поливать не надо.

Обрадовался осёл, повыдергал всю рассаду и посадил её в овраге. А

ночью прошёл дождь, вся вода в овраг стекла и смыла весь огород.

Утром пришёл ослик.

Так я и знал. Воры всё съели. Надо охранять.

Опять посадил овощи. Сделал вокруг ограду и сел охранять. Только сел,

откуда ни возьмись, овцы с козами лезут.

Вон из моего огорода! – заорал осёл и давай гонять их по грядкам.

Пока гонял, всё потоптал.

И зачем они мне нужны, эти овощи? – рассердился осёл. – Всё равно я их не ем… Одни хлопоты и огорчения с ними.

И полез из оврага на чужом поле овёс воровать.

Какие слова со звуком [о] вы запомнили ?

Ребята ослик принес букву , которой обозначается этот звук на письме . Вот она какая. Буква «о» бывает печатной большой, печатной маленькой, письменной заглавной и письменной строчной. Слайд 6

Ребята! Кто сегодня у нас в гостях?

Разделим слово на слоги, как надо произнести?

Произносим хором!

Сколько звуков в первом слоге ?

Назовите этот звук . Дайте ему характеристику.

Придумайте слова, где звук [о]стоит в начале , в середине и в конце слова.

А сейчас я предлагаю вам следующее задание

Игры Деда Буквоеда

Сначала столбик рассмотри,

Потом ответь на мой вопрос :

В каких словах стоят внутри

Рот, ухо, лоб, усы и нос?

Ф и з м и н у т к а. 8 слайд

Лучшие качели (пружиним в коленях раскачивая руки вперед назад)

Гибкие лианы

Это с колыбели

Знают обезьяны

Кто весь век качается,

Да-да-да! (хлопаем в ладоши)

Тот не огорчается

Никогда! (прыгаем)

А сейчас мы поиграем в игру «На что похожа буква »

Я начну, а вы продолжите.

Посмотри на колесо –

И увидишь букву О .

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О .

О – как обруч, захочу –

По дороге покачу.

Обруч на арене вспыхнет.

Тигр в огонь отважно прыгнет.

Сейчас мы проверим, хорошо ли вы запомнили букву О .

У вас на партах листочки, на которых написано стихотворение. 11слайд

Буква О всегда стояла

Круглая, нормальная.

Спать легла – бока помяла

И теперь овальная.

Вы должны подчеркнуть в словах букву О .

Возьмите красный карандаш и выполните задание.

После урока я проверю , как вы справились с этой работой. –

Уберите карандаши.

Работа с учебником.

4. Закрепление.

Сейчас мы поиграем еще в одну игру «доскажи словечко» 12-13 слайд

Шубу теплую в колечках

Носит тихая…

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился …

Хоть он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупку.

Заглянешь в серединку,

Увидишь сердцевинку.

Из плодов он твёрже всех.

Называется.

Апельсины и бананы

Очень любят…

Летом в огороде – свежие, зеленые,

А зимою в бочке – желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, Как зовут нас?.

И еще одно небольшое задание «Буква потерялась » слайд14-17

5. Итог урока .

Почему же к нам на урок приходил ослик ? 18 слайд

С каким звуком сегодня познакомились?

Какой буквой обозначается звук О .

Молодцы!

Спасибо за урок .

Статьи по теме: