Урок Обучение грамоте (чтение) Тема: Буквы К, к, обозначающие согласные звуки,. Цель: познакомить учащихся с буквой Кк. План -конспект урока по обучению грамоте " Согласная буква К" Работа со звуковыми схемами
Урок обучения грамоте
Образовательная программа «Школа России».
Тема урока : «Согласные звуки [ к ] и [ к’ ], буквы К, к»
Цель урока : Познакомить учащихся с буквой К и со звуками, которые обозначает эта буква.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать у учащихся чёткий образ буквы К;
Продолжать работу по словообразованию.
Развивающие:
Развивать речь, фонетический слух;
Развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;
Развивать внимание, логическое и вариативное мышление, память;
Развивать монологическую речь учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать культуру общения, положительное отношение к чтению.
Оборудование :
компьютер, интерактивная доска;
учебник « Азбука» 1 класс;
карточки букв, картинки домиков;
лента букв.
Ход урока
1 .Включение в учебную деятельность .
Посмотрите на ленту букв. Назовите буквы, с которыми мы уже познакомились на уроках обучения грамоте.
а, о, у,ы, и,н, с
Игра « Буква заблудилась».
К доске выйдут 7 человек, все получают карточки с буквами. На доске два домика – синий и красный.
Жили – были буквы. (Буквы представляются). Была хорошая погода и все буквы отправились на прогулку. Но вдруг солнышко спряталось, закапал
дождик и буквы побежали в домики .(дети ставят букву в нужный домик)
Давайте проверим, правильно ли они нашли свой домик?
Назовите буквы, которые живут в красном домике. Какие они – гласные или согласные? Почему?
Какие буквы живут в синем домике? Почему?
2. Постановка целей и определение темы урока.
Послушайте стихотворение:
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
Назовите звук, который чаще всего слышали в стихотворении. ([ к])
Это звук гласный или согласный?
Догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке.
3. Работа по теме урока.
1) Знакомство со звуками [ к ] и [ к’ ].
Всё правильно, сегодня будем говорить о согласном звуке [ к ].
А сейчас ещё кое – что узнаем об этом звуке.
Послушайте загадку:
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это - …(кот).
Интерактивная доска (электронное приложение)- изображение кота.
Кот
Звуко- буквенный анализ слова кот.
А теперь послушайте другую загадку:
Вроде рыба, вроде нет –
Шлёт фонтанам всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо – юдо – рыба…..(кит).
Интерактивная доска (электронное приложение)- изображение кита.
Кит – Какой звук [ к ] – твёрдый или мягкий? Почему?
Звуко- буквенный анализ слова кит.
Подведём итог. Какой же звук [ к ]?
(Звук [ к ] – согласный, бывает твёрдый и мягкий, а ещё глухой).
2) Работа в группах.
Задание I ряда: назвать слова,где звук [ к’ ] в начале. (кит, кедр, кирпич, киска, кёрлинг)
Задание II [ к ] в начале. (кот, каша, книга, комета, курица, ком)
Задание III ряда: назвать слова, где звук [ к ] в конце. (ток, чайник, рюкзак, сок, башмак)
4 . Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
5. Продолжение работы по теме урока.
1)Знакомство с буквами К, к.
Согласные звуки [ к ] и [ к’ ] обозначаются буквой К. (Интерактивная доска (электронное приложение)-показ буквы).
На прямую палочку
Справа села галочка.
Так поныне и сидит –
Буквой К на нас глядит.
Интерактивная доска (электронное приложение).
2)Чтение слогов с буквой к по « цепочке».
ка ак
ко ок
ку ук
ки ик
Интерактивная доска
3)Чтение слов
кони косит Никита
кино коса Антон
Почему слова последнего столбика написаны с заглавной буквы? (имена, отчества, фамилии людей пишутся с большой буквы)
Найдите среди напечатанных слов многозначное слово. (коса)
Что значит многозначное слово? Какие значения имеет слово – коса?
(многозначное слово – это слово, которое имеет много значений; коса –причёска у девочки, коса – инструмент, которым косят траву)
4) Работа по учебнику.
Учебник « Азбука» с.49.
Кто изображён на рисунке? Чем заняты мальчики? Как они одеты? Почему летом нужно на голову надевать панаму? Что может случиться с мальчиком, у которого нет головного убора?
Для чего в летнее время в деревнях косят траву, сушат, складывают в стога и копны? (копна – небольшой округлый стог сена)
Чтение рассказа.
Поставьте друг другу вопросы по рассказу.
Повторное чтение рассказа.
6. Подведение итогов урока .
С какой новой буквой познакомились?
Какой звук обозначает?
Что запомнилось на уроке?
Тема урока «Звуки [ k ]-[к ], буквы К, к.
Цель : ознакомить с буквами К, к и звуками [к], [к];
Задачи : повторить изученные звуки и буквы; формировать навыки чтения; способствовать развитию фонематического слуха.
Оборудование : мультимедийный проектор, сигнальные карточки, готовые звуковые схемы слов.
Ход занятия
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Сели все красиво, стройно
И ведем себя достойно.
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, как мы умеем работать на уроке и чему мы научились за такой короткий срок пребывания в школе. Сегодня каждому из вас предоставляется возможность заработать медальончик, то есть пополнить ваш баланс. Медальончики получат самые активные и дисциплинированные.
2. Объяснение новой темы.
Тему сегодняшнего урока я пока держу в секрете. Я думаю, вы мне сами назовете ее по ходу урока. А пока давайте попробуем отгадать загадки.
В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся.
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)
2 Все моря и океан
Покорил наш... (Капитан)
Он в автобусе сидит
И внимательно следит,
Чтоб у всех билеты были,
Чтоб купить их не забыли.
(Кондуктор.)
Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки. Что обозначают все эти слова?
Что еще интересного заметили в словах – отгадках?
………………………………..
Все названия этих профессий начинаются на звук [ к].
Давайте еще раз проговорим эти слова.
А как выдумаете, почему я взяла такие названия профессий?
………………………………….
Правильно, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся со звуком [к ], и буквами обозначающими этот звук. Давайте еще раз произнесем этот звук.
Какой он?
Почему так думаете?
Воздух изо рта выходит несвободно, встречает преграду.
Ребята, звуки [к], обозначается буквами К, к.
Давайте посмотрим, действительно в названиях профессий есть эти буквы?
(Еще раз читают слова)
Во всех этих словах звук [к] какой?
Твердый.
А как вы думаете, звук [к] имеет мягкий вариант.? Приведите пример.
Правильно, этот звук бывает и твердым, и мягким.
Ребята, звуки [к], [к ] обозначаются буквами К, к.
Я хочу проверить, все ли умеют различать твердый звук от мягкого.
Работа по закреплению новой темы.
Поиграем с вами игру, которая называется «Мягкий-твердый».
На партах лежат сигнальные карточки. Одна сторона карточки синего цвета, а другая – зеленого. Я буду называть слова, если звук [к] слышится твердо, то вы показываете синий цвет, а если мягко, то – зеленый цвет.
Кот, кит, каток, кедр, крот, кино, кенгуру, клоун. Слайд 3
Молодцы, ребята! С этим заданием мы легко справились с вами.
- А кто из вас запомнил: какое слово было последнее?
Правильно. Давайте поговорим о профессии клоуна.
Кого мы видим на экране?
Кто такой клоун? Чем он занимается?
Давайте посмотрим в словаре Ожегова значение данного слова.
(Один ученик на доске пишет слова, клоун, кепка магнитными буквами, а другой нарисует схемы данных слов).
Физкультминутка.
Словарная работа.
Краткая история российской клоунады.
Ребята, 26 августа день рождение советского, а ныне российского цирка. В этом году исполнилось 93 года нашему цирку. За время его существования в России возникла целая плеяда знаменитых клоунов. Слайд 5
Михаил Румянцев – выдающийся советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России. Изначально Румянцев появляется на публике в образе Чарли Чаплина, но вскоре решил отказаться от этого образа. Придумал себе сценический псевдоним – Карандаш и начал работу над своим образом. Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах.
Никулин Юрий Владимирович – советский и российский актер, артистцирка. Он народный артист СССР. Он снялся более чем в 40 фильмах. На цирковой арене у мел смешить людей как никто. В Москве и ныне есть цирк, который носит имя Юрия Никулина.
Попов Олег Константинович – советский клоун и актер. Известен широкой публике по образу "Солнечного клоуна". В конце 1980‑х Олег Попов уехал из России. Живет в Германии под Нюрнбергом.
Вывод: Клоун смешной, забавный, жизнерадостный, находчивый, умный, веселый, игривый. …
Развитие навыков чтения.
Чтение слогов.
КА, КО, КУ, КИ, КЭ
Вывод: Согласный, который стоит перед и смягчается.
Составление слов из слогов.
(мак, сани, Ники, кино, лото, кулак)
Куда падает ударение?
Чтение парных слов.
кости-кисти
ослик – слоник
лото – локти
такса - такси
Вывод: согласный звук, который стоит перед и смягчается.
Чтение текста.
- Сколько предложений в этом тексте?
Прочитайте слово, где звук [к ] мягкий.
Прочитайте слова, где звук [ к] твердый.
Обобщение по теме урока.
Подведение итогов урока.
Обучение грамоте. Чтение.
Тема урока:
«Буквы К, к,
обозначающие согласные звуки [к], [к`].».
Учитель высшей категории
Кашлева Е. С.
ГКС(К)ОУ «Калужская школа-интернат № 1 VII вида».
Учитель Кашлева Е. С.
Урок Обучение грамоте (чтение)
Тема: Буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к`].
Цель: познакомить учащихся с буквой Кк , чтение слогов и слов с этой буквой.
Задачи: 1) формирование фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза;
2) развитие и коррекция зрительного восприятия и узнавания, развитие речи;
3) воспитание положительной учебной мотивации через занимательный характер уроков.
Регулятивные:
осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные:
задавать вопросы, отыскивать причины явлений, учиться давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности.
Коммуникативные:
учиться точному построению предложений по заданной теме, сотрудничеству с учителем и другими учениками при выполнении заданий.
Личностные результаты:
принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.
Оборудование:
ИД (интерактивная доска), изученные буквы, разрезанные на насколько частей, схемы для анализа слов,
Ход урока:
Оргмомент.
Артикуляционная разминка:
Хомячок
Лошадка
Актуализация опорных знаний.
Узнай букву. Назови.
На доске буквы, разрезанные на несколько частей. Дети выходят к доске, складывают букву и называют её.
Группировка. Используется ИД.
На экране буквы: И, О, Н, С, А, У, ы.
Прочитайте. Разделите эти буквы на 2 группы. Объясните, почему так разделили.
Назовите гласные буквы. Почему они так называются?
Назовите согласные буквы. Почему они так называются?
Чтение слогов и слов с изученными буквами. ИД.
- Гласные и согласные дружат и получаются слоги и слова. Давайте их прочитаем.
Работа по теме.
Речевая разминка.
Как поет кукушка?
Как кричит петух?
Как зовём кошку?
- Какие звуки называли первыми?
- Как вы думаете, что будем изучать сегодня на уроке? (Букву К).
- Чему буем учиться? (Читать слоги с буквой К, находить звуки к и к в словах, составлять рассказ по картинке).
Выделение звуков из слов. Используется ИД. Диск «Обучение грамоте».
Отгадайте загадки:
Очень ласковый и чистый,
Лапой моется пушистой.
Если пустит когти в ход –
Страшный зверь – домашний …(кот).
Он в море ест и в море спит,
Всю жизнь в воде проводит …(кит).
Проводится аналогичная работа.
На экране появляется картинка. Дети выполняют анализ слова, составляют схему и выделяют первый звук в слове. Дают ему характеристику.
Знакомство с буквой.
Вы уже знаете, что каждый звук обозначается буквой. Предположите, какой буквой обозначаются согласные звуки к и к.
Правильно. Буквой К, к.
На что похожа буква.
На ИД появляются картинки. Учитель читает текст.
Игры на узнавание буквы к и звуков [к] и ]к"].
1) Посмотрите внимательно на свою парту и назовите предметы, в названиях которых есть буква К .
Книга, карандаши, азбука, линейка и др.
2) Моделирование.
Сложите букву из карандашей.
3) «Собери корзину». Используется ИД.
- Хозяйка с корзинкой с базара пришла,
Хозяйка в корзинке домой принесла…
Посмотрите на экран и скажите одним словом, что принесла в корзинке хозяйка? (Овощи).
Но принесла она не все овощи, а только те, в названиях которых есть буква К. (Дети выходят к доске и «кладут» в корзинку нужные овощи).
4) Чтение слогов с буквой К. Используется диск «Обучение грамоте».
Работа с учебником с 48.
Рассмотрите иллюстрацию. К какой сказке эта иллюстрация? (Кот в сапогах).
Знаете, кто написал эту сказку?
Шарль Перро, французский писатель. На экране появляется его портрет.
- А еще он написал и другие сказки. Узнайте по обложкам книг, какие?
На экране ИД появляются обложки книг, и дети их называют: «Красная Шапочка», «Золушка».
Работа по иллюстрации.
- Что делают люди на картинке? (Косят траву.)
Чем косят траву?
Как называются эти люди? (косари).
Как называется время, когда косят траву? (сенокос).
Как вы думаете, о чём разговаривают косари и Кот в сапогах?
Кто едет в карете? Почему вы так думаете?
- Найдите и назовите на картинке слова, в названиях которых есть буква К
.
Составьте по картинке рассказ.
Рефлексия.
- С какой буквой познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
- Дайте звукам характеристику.
- Что понравилось на уроке?
- Что вызвало затруднения?
- Над чем надо ещё поработать?
- Оцените свою работу и настроение на уроке. На ИД появляются смайлики без улыбки. Дети по очереди выходят к доске и рисуют настроение.
|
Спасибо! Урок окончен.
страница 1
Мария Сироткина
Урок обучения грамоте «Звук [о]. Буквы О, о»
Урок обучения грамоте .
Тема : Звук [о] . Буквы О ,о.
Цель :
Цель : познакомить учащихся с гласным звуком [о] и способом его обозначения на письме с помощью букв О , о.
Задачи :
Совершенствование умения выделять звуки в словах ;
Проведение звукового и звукобуквенного анализа ;
Развивать связанную речь учащихся;
Развитие памяти.
Воспитание интереса к книге;
1. Орг. момент.
Урок обучения грамоте .
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок ?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
2. Повторение.
На какие группы делятся звуки ?
Чем отличаются звук от буквы ?
Какие звуки называются гласными ?
С какими гласными звуками мы уже познакомились?
Игра «покажи букву »
Я буду называть слова. А вы с помощью вееров должны показать букву гласного звука , которая есть в этом слове.
Суп гусь мама
Лак рак куст
3. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и научимся обозначать его буквами .
К нам пришел гость. А кто он вы узнаете, когда выполните задание.
Посмотрите на доску. В пустые окошки под картинками надо вписать первую букву слов и тогда мы узнаем, кто пришел к нам в гости.
Кто изображен на первой картинке (оса)
С какого звука начинается это слово?
Я пишу букву О
Что изображено на второй картинке? (Стол)
С какого звука начинается это слово?
Я пишу букву С
Что изображено на следующей картинке? (лопата)
С какого звука начинается это слово?
Я пишу букву Л
Посмотрите на эту картинку?
Что это? (игла)
С какого звука начинается (И)
И последнее слово. Это. (кот)
С какого звука начинается ?
МОЛОДЕЦ!
Из какой сказки этот ослик? («Приключения Винни Пуха» ) слайд2
Как его зовут?
А каких еще героев этой сказки вы знаете?
Вспомните, пожалуйста, что Сова подарила ослику Иа на день рождения.
Как вы думаете. что сказал ослик, когда увидел свой хвост?
А что мог сказать Винни Пух когда упал, после неудачной попытки добыть мед?
С какого звука начинается слово ОХ ?
Давайте произнесем этот звук все вместе о-о-о
Посмотрите ребята, что изображено на рисунках. Какой одинаковый звук в словах ? 3 слайд
А может кто-то из вас уже догадался, с каким звуком мы сегодня познакомимся на уроке ? 4слайд
Произнесите звук .
Он согласный или гласный?
Почему вы так считаете?
А сейчас мы проверим кто из вас самый внимательный?
Я прочитаю вам рассказ, а вы должны запомнить как можно больше слов со звуком [о] . 5 слайд
Ослиный огород.
Решил осёл огород завести. Посадил овощи, сел и ждёт, когда они вырастут. А ему говорят :
Огород-то поливать надо!
Взял ослик ведро и давай бегом воду из озера носить. Носил, носил, устал да и сел отдохнуть. А рядом кот на солнышке грелся.
Чего ты мучаешься? – говорит. – посади свой огород в овраге, там всегда мокро! Поливать не надо.
Обрадовался осёл, повыдергал всю рассаду и посадил её в овраге. А
ночью прошёл дождь, вся вода в овраг стекла и смыла весь огород.
Утром пришёл ослик.
Так я и знал. Воры всё съели. Надо охранять.
Опять посадил овощи. Сделал вокруг ограду и сел охранять. Только сел,
откуда ни возьмись, овцы с козами лезут.
Вон из моего огорода! – заорал осёл и давай гонять их по грядкам.
Пока гонял, всё потоптал.
И зачем они мне нужны, эти овощи? – рассердился осёл. – Всё равно я их не ем… Одни хлопоты и огорчения с ними.
И полез из оврага на чужом поле овёс воровать.
Какие слова со звуком [о] вы запомнили ?
Ребята ослик принес букву , которой обозначается этот звук на письме . Вот она какая. Буква «о» бывает печатной большой, печатной маленькой, письменной заглавной и письменной строчной. Слайд 6
Ребята! Кто сегодня у нас в гостях?
Разделим слово на слоги, как надо произнести?
Произносим хором!
Сколько звуков в первом слоге ?
Назовите этот звук . Дайте ему характеристику.
Придумайте слова, где звук [о]стоит в начале , в середине и в конце слова.
А сейчас я предлагаю вам следующее задание
Игры Деда Буквоеда
Сначала столбик рассмотри,
Потом ответь на мой вопрос :
В каких словах стоят внутри
Рот, ухо, лоб, усы и нос?
Ф и з м и н у т к а. 8 слайд
Лучшие качели (пружиним в коленях раскачивая руки вперед назад)
Гибкие лианы
Это с колыбели
Знают обезьяны
Кто весь век качается,
Да-да-да! (хлопаем в ладоши)
Тот не огорчается
Никогда! (прыгаем)
А сейчас мы поиграем в игру «На что похожа буква »
Я начну, а вы продолжите.
Посмотри на колесо –
И увидишь букву О .
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О .
О – как обруч, захочу –
По дороге покачу.
Обруч на арене вспыхнет.
Тигр в огонь отважно прыгнет.
Сейчас мы проверим, хорошо ли вы запомнили букву О .
У вас на партах листочки, на которых написано стихотворение. 11слайд
Буква О всегда стояла
Круглая, нормальная.
Спать легла – бока помяла
И теперь овальная.
Вы должны подчеркнуть в словах букву О .
Возьмите красный карандаш и выполните задание.
После урока я проверю , как вы справились с этой работой. –
Уберите карандаши.
Работа с учебником.
4. Закрепление.
Сейчас мы поиграем еще в одну игру «доскажи словечко» 12-13 слайд
Шубу теплую в колечках
Носит тихая…
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился …
Хоть он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупку.
Заглянешь в серединку,
Увидишь сердцевинку.
Из плодов он твёрже всех.
Называется.
Апельсины и бананы
Очень любят…
Летом в огороде – свежие, зеленые,
А зимою в бочке – желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы, Как зовут нас?.
И еще одно небольшое задание «Буква потерялась » слайд14-17
5. Итог урока .
Почему же к нам на урок приходил ослик ? 18 слайд
С каким звуком сегодня познакомились?
Какой буквой обозначается звук О .
Молодцы!
Спасибо за урок .