Гаруда в славянской мифологии и буддизме. Гаруда в славянской мифологии и буддизме Гаруда кто это

Гаруда заслышав голос птицы, индийцы говорят: «Субол, субол!» («Принеси благую весть!») Кто знает, что находится на хвосте пернатой? Птицы тесно связаны с сезонами года: орлы, павлины и аисты предвещают муссонный период – тёмные грозовые облака, дожди. Но птица несёт и ещё какое-то послание. Вот только как его расшифровать?

Трактат «Агни-пурана» предлагает простой способ: грубые птичьи клики предсказывают несчастье, нежное воркование – удачу, благо. Но не всё так просто!

В народном представлении птицы-приметы разделяются на «благих» – предвещающих счастье сов и павлинов, и пророчащих несчастье ворон и орлов.

Почему же совы благие, а вороны – нет? Известная притча гласит, что когда царь птиц Гаруда удалился на небеса, неся на себе бога Вишну, его подопечным пришлось искать себе второго, «земного», царя.

Гару́да - в индуизме ездовая птица (вахана) бога Вишну, борец со змеями-нага. В буддизме Ваджраяны - идам, один из символов просветлённого ума.

Избрали сову, но, поскольку ворон на совет не позвали , это привело к войне между ними.

Зато гусь – почти всегда посланник любви и благоденствия, чего нельзя сказать, например, о голубе.

Птицы – «транспортные средства» богов и богинь:

гусь несёт на себе Брахму и Сарасвати,

голубь богиню Минкхарсаг,

павлин бога войны Картикейю или будду Амитабху,

сова богиню удачи Лакшми.

Бог Джайякара, спутник Камадева, особенно популярный в буддизме, ездит в колеснице, запряжённой кукушками.

Часто птицы – это герои. В самых ранних зафиксированных в ведийских и эпических текстах «птичьих мифов» содержится мотив героического похищения.

Какая-то большая птица (орёл?) уносит с горы растение для священного напитка сомы, Гаруда завладевает горшком с напитком бессмертия амритой, после чего он становится ваханой (ездовым животным) Вишну и помещается на его знамени.

Вишну верхом на Гаруде. Индийская статуэтка

Кроме того, сами божества могут превращаться в птиц. В один из храмов Маха-балипурама каждый день в полдень прилетают два белых орла, жрецы их кормят и считают воплощением Вишну.

В IV–V вв. связь совы и Лакшми утвердилась, можно сказать, официально, изображения этой птицы появляются на монетах.

Ворона – одна из семи страшных форм Великой Матери (Каки, Халима, Малини, Бримхита, Арья, Палата и Ваймитра).

У богини Багламукхи, облик которой ужасен, – голова аиста. Она повелевает чёрной магией и ядами, наделяет своего адепта большой силой.

Голубь , имеющий много имён, в «Агни-пуране» ассоциируется с царём загробного мира Ямой .

Гуси – птицы богов Куберы и Варуны , а попугаи, любимцы древесных богинь якшинь, в которых могут превращаться нежные и чувственные апсары, сопровождают бога любви Каму .

Но по каким же признакам птица несёт благо или зло? Прежде всего, следует обратить внимание на её облик, голос, характер, привычки.

Петух, сопровождающий бога войны Сканду и изображённый на его знамени, символизирует боевой дух.

Павлин – воплощённое любопытство и сексуальность.

С другой стороны, птицы – прекрасная пища. Считается, что мясо совы помогает сохранить память, мозг вороны препятствует старению, высоко ценится деликатесное мясо павлина, особенно его язык и мозг.

Разные части тела птиц используются в магических целях: глаза для улучшения зрения, когти для достижения успеха.

Птицы – это также и жертвенные существа: голубей приносят в храмы, умерщвляют в ходе некоторых обрядов или же отпускают. Выпускание пойманных птиц – распространённый в индуизме и джайнизме обряд, часто его совершают в ходе свадебных процедур.

Но есть в Индии птицы, не подходящие ни для общения, ни для пищи, ни для жертвования. Грифы (санскр. Grdhra, буквально «жадный», «прожорливый») вроде бы со всех точек зрения ужасны.

Чёрные или коричневые, они едят падаль, обитают в страшных местах и несут несчастье.

Пожалуй, наиболее благосклонное внимание им уделяют индийские парсы (зороастрийцы ), что связано с их погребальной практикой. Парсы помещают покойников в особые «башни молчания» – дакхмы, чтобы грифы пожрали плоть умершего.

Этот обычай многократно и красочно описывался в путевых заметках и рисунках путешественников.

Гаруда, получеловек-полуптица, сын мудреца Таркшьи и птицы – дочери Дакши Винаты, стал царём всех птиц.

Когда он родился, боги были ослеплены сиянием, исходившим от его тела; они приняли его за Агни и восславили как олицетворение солнца.

Есть и другие версии, согласно которым все птицы, в том числе и грифы, – непосредственные потомки Гаруды.

Итак, с одной стороны, все птицы обладают светлой, солнечной природой: они обитают в небесном пространстве, борются с противниками богов. Но, с другой стороны, все они

– существа низкие: питаются насекомыми, лягушками, змеями, не говоря уже о птицах-падальщиках, связь которых с потусторонним миром и обителью смерти очевидна.

Героическое и страшное, благое и ужасное оказываются переплетёнными между собой даже в образе павлина – национальной птицы Индии, символа красоты, непомерной сексуальности, мужества и бессмертия.

Павлин славится своим эгоизмом, агрессивностью, умением убивать врагов. Не случайно бог войны Сканда выбрал его в качестве своей ездовой птицы. Как и Гаруда, павлин – сарпабхуджа, «пожиратель змей».

Павлиньим пером исцеляют укусы пчёл и змей, его используют также при изгнании демонов.

Связан павлин и с миром мёртвых: на погребальных урнах Хараппы есть изображения павлинов, из которых вырастают растения, а на брюхе видны маленькие человечки (возможно, души покойных). Павлины охраняют вход в рай, но их можно встретить и в преисподней.

Всё великое разнообразие индийских птиц объединено на земле физически во множестве птичьих заповедников, религиозно – в известном центре паломничества Пакшитирхе.

На небесах же ощутимые на земле различия и вовсе исчезают.

Летящие птицы становятся светлыми звёздочками в Вихайе – «птичьем пути», который мы называем Млечным.

Небесный божественный знак, символизирует великую небесную огненную колесницу (Вайтмару), на которой бог Вышень странствует по Сварге пречистой.

Гаруда – птица, летающая в звездных пространствах, пересекающая просторы бесконечного неба, несущая на своих крыльях закон и порядок во Вселенной. Гаруда часто изображается на культовых предметах, посвящённых верховному богу Вишну. Встречается её изображение и на других предметах быта и хозяйственной утвари.

Каждый человек, носящий на груди символ Гаруда, приобщается к божественной сущности, очищается и становится ближе к своим Богам. Символ Гаруда позволяет человеку взглянуть на мир из глубин космического пространства и почувствовать себя маленькой частичкой своего божественного рода.

Чем он может быть полезен вам, современным землянам? Гаруда – космическая птица - исполнит желание людей, стремящихся познать высокие истины, учёных, исследователей, в особенности всех тех, чья работа связана с космосом и вселенной. Полезным будет обережный символ Гаруда детям, выбирающим свой путь, возможно, они и не станут космонавтами, но добьются значительных успехов в выбранной профессии.

В древности этот божественный знак, символизирующий Вайтман, небесную огненную колесницу, изображали на культовых предметах, посвящённых богу Вишну, хранителю Мирового Древа, проявленного в Явном мире, как наша вселенная. Этот знак позволял волхвам проходить врата Межмирья, путешествовать в различных реальностях. Для неведающих этот переход называется смертью, хотя это всего лишь смена мира, смена мерности.

Человеку, постоянно носящему при себе Гаруду, представится возможность быстрого постижения истины, а также возможность мгновенно оценивать ситуацию и действовать стремительно, не теряясь. Также обладателю этого оберега будет открыта дверь в мир тайных знаний и древних традиций, что позволит проявиться дару предвидения, будущее откроется, как книга, написанная на понятном языке.

Оберег Гаруда – надёжный проводник сквозь препятствия и трудности жизненного пути: выбирая решение, можно быть уверенным в том, что оно правильное, божественная птица, имеющая железный клюв, острые когти и вооружённая древней мудростью, не даст сойти с правильного пути. Гаруда поможет всем независимо от вероисповедания и образа жизни!

Товары с этим символом

Поделитесь в социальных сетях!

Другие символы

Новородник символизирует небесную силу, которая помогает достичь преображения и умножения древнему роду. Как могучий обережный и плодородный символ Новородник изображался в орнаментах на женских рубахах, поневах и поясах.

Нараяна - небесная символика, которая обозначает светлый духовный путь людей из родов Расы Великой. Нараяна не только символизирует духовное развитие человека, это ещё и определённый образ жизни верующего и его поведения. И неважно, идёт это развитие полным ходом или Вы лишь хотите укрепить своё намерение, поэтому нуждаетесь в наглядном напоминании.

Голова, грудь, торс, ноги до колен у Гаруды человеческие; клюв, крылья, хвост, задние лапы (ниже колен) - орлиные.

Общая информация

В понимании индуизма добыча птицы Гаруды - змеи, гнездящиеся в умах неверующих и сомневающихся в Боге. В Индонезии ассоциируется с солнечной энергией. Согласно легенде, он принёс Индре и людям напиток сому с третьего неба. Особенно широкое распространение культ гаруды получил в -XII веках в эпоху Матарама (раннего) и Кедири . Образ отражён в скульптуре и храмовых рельефах того времени (чанди Белахан). Популярный сюжет в современной деревянной пластике балийцев и в стилизованном виде - в раскраске яванского батика . В хатха-йоге Гаруде посвящена особая поза - Гарудасана.

В тибетской медицине «Гарудой-5» называют сложные рецепты, компоненты которых ассоциируются с сердцем , кровью , костями , мясом и жилами священной птицы.

В честь гаруды названа крупная оса Megalara garuda с острова Сулавеси (Индонезия).

Гаруда как символ

  • Гаруда является национальным символом и изображён на гербах Индонезии и Таиланда ; в качестве покровителя священной монгольской горы Богд-Хан-Уул присутствует на гербе Улан-Батора . В азиатской геральдике чаще всего изображается с красно-золотым оперением; может быть полностью золотым или белым.
  • Калмыцкие воинские части в Российской империи наносили изображение Гаруды на боевые знамёна .
  • Гаруда является символом подразделений ВВС и авиакомпаний в нескольких странах.
  • «Гаруда » - название индонезийской авиакомпании, выполняющей внутренние и международные авиарейсы из Индонезии.
  • Также слово «гаруда» - мифологическое название атмосферного летательного аппарата, аналогичного современным реактивным самолетам (в первую очередь с вертикальным взлётом и посадкой)[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .

Галерея

Напишите отзыв о статье "Гаруда"

Примечания

Отрывок, характеризующий Гаруда

Но к моему величайшему удивлению – Караффа всё также не появлялся...
Проходили дни – тревога росла. Я пыталась придумать какие-то объяснения его отсутствию, но ничего серьёзного, к сожалению, в голову не приходило... Я чувствовала, что он что-то готовит, но никак не могла угадать – что. Измученные нервы сдавали. И чтобы окончательно не сойти с ума от ожидания, я начала каждодневно гулять по дворцу. Выходить мне не запрещалось, но и не одобрялось, поэтому, не желая далее сидеть взаперти, я для себя решила, что буду гулять... несмотря на то, что возможно это кому-то и не понравится. Дворец оказался огромным и необычайно богатым. Красота комнат поражала воображение, но лично я в такой бьющей в глаза роскоши никогда не смогла бы жить... Позолота стен и потолков давила, ущемляя мастерство изумительных фресок, задыхавшихся в сверкающем окружении золотых тонов. Я с наслаждением отдавала дань таланту художников, расписывавших это чудо-жилище, часами любуясь их творениями и искренне восхищаясь тончайшим мастерством. Пока что никто меня не беспокоил, никто ни разу не остановил. Хотя постоянно встречались какие-то люди, которые, встретив, с уважением кланялись и уходили дальше, спеша каждый по своим делам. Несмотря на такую ложную «свободу», всё это настораживало, и каждый новый день приносил всё большую и большую тревогу. Это «спокойствие» не могло продолжаться вечно. И я была почти уверена, что оно обязательно «разродится» какой-то жуткой и болезненной для меня бедой...
Чтобы как можно меньше думать о плохом, я каждый день заставляла себя всё глубже и внимательнее исследовать потрясающий Папский дворец. Меня интересовал предел моих возможностей... Должно ведь было где-то находиться «запрещённое» место, куда «чужым» входить не дозволялось?.. Но, как ни странно, пока что никакой «реакции» у охраны вызвать не удавалось... Мне беспрепятственно разрешалось гулять везде, где желалось, конечно же, не покидая пределов самого дворца.
Так, совершенно свободно разгуливая по жилищу святейшего Папы, я ломала голову, не представляя, что означал этот необъяснимый, длительный «перерыв». Я точно знала, Караффа очень часто находился у себя в покоях. Что означало только одно – в длительные путешествия он пока что не отправлялся. Но и меня он почему-то всё также не беспокоил, будто искренне позабыл, что я находилась в его плену, и что всё ещё была жива...
Во время моих «прогулок» мне встречалось множество разных-преразных приезжих, являвшихся на визит к святейшему Папе. Это были и кардиналы, и какие-то мне незнакомые, очень высокопоставленные лица (о чём я судила по их одежде и по тому, как гордо и независимо они держались с остальными). Но после того, как покидали покои Папы, все эти люди уже не выглядели такими уверенными и независимыми, какими были до посещения приёмной... Ведь для Караффы, как я уже говорила, не имело значения, кем был стоящий перед ним человек, единственно важным для Папы была ЕГО ВОЛЯ. А всё остальное не имело значения. Поэтому, мне очень часто приходилось видеть весьма «потрёпанных» визитёров, суетливо старавшихся как можно быстрее покинуть «кусачие» Папские покои...
В один из таких же, совершенно одинаковых «сумрачных» дней, я вдруг решилась осуществить то, что уже давно не давало мне покоя – навестить наконец-то зловещий Папский подвал... Я знала, что это наверняка было «чревато последствиями», но ожидание опасности было во сто раз хуже, чем сама опасность.
И я решилась...
Спустившись вниз по узким каменным ступенькам и открыв тяжёлую, печально-знакомую дверь, я попала в длинный, сырой коридор, в котором пахло плесенью и смертью... Освещения не было, но продвигаться дальше большого труда не доставляло, так как я всегда неплохо ориентировалась в темноте. Множество маленьких, очень тяжёлых дверей грустно чередовались одна за другой, полностью теряясь в глубине мрачного коридора... Я помнила эти серые стены, помнила ужас и боль, сопровождавшие меня каждый раз, когда приходилось оттуда возвращаться... Но я приказала себе быть сильной и не думать о прошлом. Приказала просто идти.

Ведийская (индийская) мифология богата как человеческими, так и животными образами. И те, и другие воплощали богов и полубогов, борцов с демонами, змеями, аватарами - словом, любым проявлением зла.

Мифология Индии - сложная структура по той причине, что составлялась она разными народами. Разные религиозные и культурные истоки привели к смешению мифов и образов в них - у персонажей индийского культа разное мифологическое происхождение, места обитания и способы появления на свет.

Разобраться в индийском пантеоне порой не могут сами индийцы, но ясно, что делится он на существ с высоким рангом и рангом пониже. Высшие существа - боги, все, кто ниже - служат им или восстают против них.

Существа-служители обычно представлены в образах . Одно из них - мифическая птица Гаруда. Получеловек-полуптица - это интересный персонаж, о котором стоит узнать подробнее.

Гаруда: царь птиц

Гаруда - это ездовая птица, которую бог Вишну использует как средство передвижения. Он на ней и сражается со своими врагами. В то же время, эта птица считается самостоятельным персонажем, который борется с нагами (злыми змеями) и когда-то хотел быть выше Вишну.

Кадру понимала, что неправа, но проигрывать не хотела, поэтому обратилась за помощью к своим сыновьям, змеям. Те вцепились в белый хвост коня и, когда тот снова пришел на водопой следующим утром, Вината признала, что ошибалась - хвост был весь черный от тел вцепившихся в него змей.
Так она попала в рабство к сестре на целых пять веков. Пятьсот лет спустя скорлупа яйца затрещала и из него появилась гигантская птица. Она сразу же взмыла в небо, заслоняя своими исполинскими крыльями Солнце.

При виде ее даже боги затрепетали. Вината дала этой птице имя «Гаруда», что означает «пожиратель» или «Царь птиц».

Значение птицы

Так как в создании мифологии Индии участвовали разные религии и культуры, Гаруда занимает важное место и у буддистов, и у индуистов. Значение его почти не отличается в этих двух религиях. К тому же, в обеих он выглядит одинаково.

В буддизме

Для буддистов Гаруда - это мистическое существо, «великий пожиратель», на санскрите имеет имя «Хангарид». Он защищает территории и представляет собой один из элементов Огня. Его называют царем всех птиц, а буддисты Монголии и Тибета включают Хангарида в жертвенный круг.

Считается, что Хангарид может исцелять своей огненной сущностью, поэтому многие читаются с его именем или обращены к нему. Буддизм интерпретирует Хангарида как множество разных птиц, находящихся в вечной схватке с нагами, змеиными демонами.
Крылья Хангарида вздымают огненные бури, так что его боятся все, даже боги, а его способность обращаться то человеком, то птицей объясняется его смешанным обликом.

В индуизме

Индусы воспринимают Гаруду как отчасти бога, птицу-вахану солнечного или огненного происхождения. Они, как и буддисты, считают эту ездовую птицу пожирателем всего злого и врагом хтонических демонов-нагов.

В ведийской мифологии есть рассказ о том, как Гаруда украл амриту (индийский вариант амброзии) у богов, чтобы освободить свою мать из рабства сестры.

То есть, он выступает освободителем и покровителем подчиненных, низших каст. Индуисты молятся Гаруде, если их укусила змея, так как верят в целебную силу огненной полуптицы.

Немного о символике

Многие азиатские государства и торговые компании выбрали Гаруду своим символом и считают его покровительственной силой. Изображение этой птицы можно встретить на гербах Таиланда и Индонезии.
Индонезийская авиакомпания взяла себе название «Гаруда» и пользуется славой надежного перевозчика - в Индонезии все знают, кто это такой. Несколько подразделений восточных ВВС используют изображение птицы-ваханы в своей геральдике. На гербах он изображается одноцветным - золотым либо белым.

Гаруда - фанатичная птица. Он и любит, и ненавидит столь яростно, что может навредить в обоих случаях. Индусы считают его верным, надежным защитником и вечным противником злого, который чует плохих людей и может отвадить их от того, кто ему поклоняется.

Знаете ли вы? В XII веке в Индии была написана драма «Веселый змей », которая вызвала море негодования у буддийских поклонников Гаруды. В ней полуптица съедала по змее каждый день, но потом встретилась с буддийским сановником, который втолковал ей смысл воздержания. Гаруда так проникся идеей гармонии со всем сущим, что вернул к полчища змей, с которыми до тех пор боролся. Можно себе представить недовольство верующих индуистов, божеству которых приписали воскрешение зла.


Его способности врачевателя вызывают сомнение у тех, кто не верит в мифических существ, но индусы неизменно спасаются молитвами Гаруде от укусов, ядов, воспалений и горячки. Эта птица существовала в индийской мифологии еще до нашей эры и, судя по преклонению индуистов и буддистов перед ее силой, будет существовать еще много лет.

(санскр."Большекрылый") - божественный царь всех птиц, по могуществу равный Солнцу, приближенный великого бога Вишну, перед которым трепещут змеи, наги и простые смертные.
Гаруда (мифическое существо) — вахана Вишну. Он имеет очень почтенных предков, являясь сыном мудреца Кашьяпы (Kasyapa) и его жены Винаты (Vinata).
Его младший брат Аруна (Aruna) — возничий бога-солнца Сурьи.

У Гаруды голова, крылья, когти и клюв птицы, а тело и ноги - человека; у него белое лицо, красные крылья и золотое тело. Когда он родился, то так сиял, что ему по ошибке стали поклоняться как Агни, богу огня.

Гаруда - тот, кто получил бессмертие от самого Вишну, став с тех пор его носителем.
Гаруда является олицетворением транспортирующей силы звука, особенно священных ведических заклинаний, из которых состоит его тело.

Гаруде было дано право пожирать "дурных" людей, отсюда и его имя - "пожиратель".
Гаруда - птица-божество, царь всех птиц, вылупился из огромного яйца, через пятьсот лет после того, как его снесла Вината - дочь махариши Дакши, жена святого Кашьяпы.
Птенец сразуже взмыл ввысь, едва родившись.

Часто именно всвязи с этим его качеством, с Гарудой сравнивают йогов-последователей Лайя-йоги, Адвайты сиддхов, последователей ануттара тантры, адептов т.н. "непостепенного пути".

С каждым взмахом крыльев он рос и вскоре заполнил своим сверкающим телом полнеба.
Боги сначала ярко сияющего в небе Гаруду за бога огня Агни и восславили его как воплощение бога Солнца.
Между двумя женами святого Кашьяпы-Винатой, матерью Гаруды и Кадру, матерью нагов существовала непримиримая вражда, которая передалась и их детям.

С тех пор наги и существа семейства Гаруды - заклятые враги.
Считается, что Гаруда охраняет людей от укусов змей и вредоносоного влияния нагов.
Камнем Гаруды является изумруд.

Когда Гаруда узнал, что его мать держат в заточении у его мачехи Кадру (Kadru), то он принял решение освободить ее. Однако его сводные братья, сыновья Кадру (они были змеями) потребовали в уплату за его свободу нектар. Гаруда отправился в царство Индры (Indra), убил охранявших чашу с нектаром сторожей и вернулся на землю. На своем пути он встретил Вишну и согласился стать его ваханой.

Гаруда родился ненавистником зла, и, согласно поверьям, он путешествует по вселенной, преследуя творящих зло, хотя и щадит браминов, потому что его родители запретили ему поедать их. Гаруда также хорошо известен своим отвращением к змеям - это неприятие он унаследовал от своей матери, Винаты.

Вот история о том, как мать Гаруды стала ненавидеть змей.
У Кашьяпы, отца Гаруды, было две жены: старшая, Кадру, и младшая, Вината, мать Гаруды. Две женщины постоянно соперничали; они не могли даже стоять друг рядом с другом. Однажды они поспорили, какого цвета конь Уччайхшравас, которого создали во время пахтания океана, сразу после сотворения мира. Они выбрали по цвету и побились об заклад: та, которая проиграет, должна стать рабыней той, которая выиграет. Кадру оказалась права и, следуя соглашению, заключила Винату в нижний мир, Паталу, где ее охраняли змеи. Змеи же были, согласно другому мифу, сыновьями самой Кадру.

Прослышав о заточении своей матери, Гаруда сошел в Паталу и попросил змеев освободить Винату. Те согласились и потребовали в качестве выкупа чашу амриты (амброзии), поэтому Гаруда отбыл на небесную гору, где хранилась амрита. Чтобы достичь амриты, ему пришлось преодолеть три опасности, созданные богами для охраны небесного напитка. Сначала Гаруде встретилось кольцо огня, раздуваемого сильными ветрами. Языки пламени ревели и тянулись к небу, но Гаруда выпил несколько рек и потушил огонь. Затем Гаруда подошел к вращающейся двери: проход охраняло быстро вращающееся колесо с острыми лезвиями на спицах; Гаруда стал очень маленьким и проскользнул между вращающихся спиц. И, наконец, Гаруде пришлось победить двух огнедышащих змеев, которые охраняли амриту: он быстро захлопал крыльями и запорошил пылью глаза чудовищ, ослепив их, а затем разорвал их на части своим острым клювом. Так Гаруда достиг амриты и начал было свой путь обратно, в нижний мир, когда боги, не приняв его цели, послали за ним погоню. Индра, царь богов, ударил его громом, но Гаруда, первоклассный воин, победил богов и продолжил свой путь в Паталу.

Получив амриту, змеи возрадовались и освободили Винату. Гарута привез свою мать обратно, но с тех пор стал непримиримым врагом змеев, сыновей Кадру, соперницы его матери. Также змеи, Наги, символизировали зло и тем самым автоматически становились объектом ненависти Гаруды.

В заключение к мифу необходимо добавить, что, когда Наги уже собрались попробовать амриту, которую Гаруда принес им, в Паталу вошли боги, гнавшиеся за Гарудой; Индра увидел и забрал чашу с амритой. Так или иначе, змеи успели лизнуть несколько капель амриты, и этого было достаточно, чтобы они стали бессмертны. А поскольку небесный напиток был очень крепок, он разрезал их языки, и вот почему и в наши дни у змей языки раздвоенные.

В скульптурных представлениях Гаруда может иметь четыре руки. В одной он держит зонт, в другой — горшок с нектаром. Другие две руки сложены в позиции поклонения (анджали-хаста). Когда он несёт на своей спине Вишну, руки, которые в первом случае несли зонт и сосуд с нектаром, поддерживают стопы Вишну.

В соответствии с писанием Шильпаратна (Silparatna) Гаруда также может иметь две руки, одна из которых держится в позиции защиты (абхайя мудра). Он также может иметь восемь рук, в шести из которых несёт горшок с нектаром, жезл (гада), раковину (санкха), колесо (чакра), меч (кхаджа) и змею.

Гаруда также изображается в антропоморфной форме. В скульптуре данное представление наиболее популярно. В этом случае он имеет клювовидный нос и две руки, держащиеся в позиции поклонения (анджали-хаста). Эта фома соответствует описанию, данному в Шри-татва-нидхи (Sri-tatva-nidhi).

Часто Вишну и Лакшми изображают летящими на Гаруде - средстве передвижения Вишну.

Гаруда может по своему желанию изменять форму своего тела и размеры, но обычно его изображают полу-птицей, полу-человеком с белым лицом, красными крыльями и золотым телом.
Обычно скульптуры Груды, преклонившего колени, изображают перед храмами Вишну.



Статьи по теме: